Чтобы глазки были здоровы: зрительная гимнастика в детском саду


Влияние гимнастики, эффект

Нужно понимать, что если у ребенка есть заболевание, ставшее причиной снижения зрения – миопия, гиперметропия, астигматизм – он нуждается в постоянной коррекции зрения очками или линзами. Однако многолетним практическим опытом доказано, что при легкой и средней степени близорукости общеукрепляющие мероприятия и упражнения (гимнастика) для глаз способствуют:

  • улучшению кровоснабжения и питания структур глаза;
  • устранению напряжения глаз и их быстрой “разгрузке”;
  • уменьшению возможности возникновения спазма цилиарной мышцы или снижению его степени;
  • укреплению наружных мышц глаза;
  • укреплению склеры (наружной оболочки глаза), что оказывает стабилизирующее влияние, устраняя изменение размера глаза при увеличении близорукости.

Виды зрительной гимнастики в ДОУ

В детском саду практикуется несколько видов зрительной гимнастики:

  1. Без атрибутов (просто выполняются упражнения по словесному указанию воспитателя) и с предметами и наглядными пособиями (дети следят взглядом за перемещающейся игрушкой, «пробегают» глазами по указанной траектории и пр.).
  2. Профилактическая (направленная на предотвращение развития заболеваний глаз) и корригирующая (замедляет развитие близорукости, дальнозоркости, астигматизма и пр.).
  3. Пассивная (только упражнения для глаз) и активная (сочетается с выполнением общеразвивающих упражнений, задействует мышцы рук, ног, спины и пр.).

Воспитателю желательно проводить с дошкольниками различные виды гимнастики для глаз, разумно их чередуя.

Как правильно делать гимнастику для глаз? Комплекс упражнений

Для максимальной эффективности начинать каждое занятие, особенно дома, рекомендуется с легкого массажа подушечками пальцев рук окологлазничной области и глазных яблок через веки, что улучшает кровоснабжение и питание тканей не только в указанных зонах, но и в глазном яблоке ( Г.Г.Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян 2000 г.) – все упражнения необходимо делать только по назначению врача и очень аккуратно!

Упражнение 1. Подушечками указательных пальцев с мягким надавливанием и вибрацией скользить по коже в надбровной зоне перемещаясь от центра к вискам.

Упражнение 2. Подушечками указательных пальцев с мягким надавливанием и вибрацией скользить по коже у нижнего края глазницы перемещаясь от центра к вискам.

Упражнение 3. Подушечками указательных пальцев с мягким надавливанием скользить по коже в средней части верхнего века перемещаясь от внутреннего угла глазной щели к наружном.

Каждое упражнение выполняется в течение 3 минут. Далее повторить все упражнения, но с использованием подушечек указательного и среднего пальцев, т.е. расширив зону массажа. Время выполнения каждого упражнения 3 минуты. Использование аппаратных методик и специальных масок в домашних условиях у детей нежелательно – так как не проводились соответствующие исследования и апробации. Теперь переходим непосредственно к упражнениям для глаз.

Тренажер для глаз Бейтса

Метод восстановления зрения предложен американским врачом-офтальмологом Бейтсом помогает восстанавливать зрение уже 100 лет. Методика временами запрещалась, врачи доказывали не эффективность. Но многие успешно применяют тренажеры для глаз Бейтса и довольны своими результатами.

Тренажер Бейтса представляет собой очковую оправу, в стекла, которых вставлены светодиоды. С наружной стороны прикреплены провода и пульт управления. Пациент надевает очки, включает тренажер и начинается лечение световыми импульсами. Аппарат имеет несколько режимов работы, сеанс длится 15 мин, таймер находится в самом аппарате и по истечении времени отключается.

Тренажер тщательно закрепляется не только на переносице, а полностью на голове. Глаза обязательно закрыты, тело расслаблено и обязательно в удобной позе. Во время работы массажера, у пациента нормализуется внутричерепное давление, снимается утомление глаз, повышается острота зрения.

Комплекс Э.С. Аветисова, выполняемый в школе и дома

Предназначен для профилактики близорукости у детей школьного возраста. Он помогает укрепить глазные мышцы и аккомодационный аппарат, улучшить питание тканей глаза. Рекомендуется детям, имеющим генетическую предрасположенность к близорукости и маленьким пациентам с первыми признаками заболевания. Комплекс упражнений Аветисова может использоваться для поддержания остроты зрения у детей, испытывающих серьезные зрительные нагрузки, так и при сформировавшейся близорукости. Начинать упражнения следует с небольших нагрузок, постепенно увеличивая их в течение недели.

Стандартный комплекс упражнений для детей в первый день занятий можно “урезать” вдвое, затем постепенно, в течение нескольких дней доводя его до нужного уровня. Упражнения следует выполнять регулярно, не пропуская ни дня – в противном случае эффект будет частичным или отсутствовать вовсе:

  1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох и наклонившись вперед выдохнуть. 5-6 повторов.
  2. Откинувшись на спинку стула крепко зажмурить глаза на 5-6 секунд, затем открыть. Сделать 5-6 повторов.
  3. Быстрое моргание глазами 15 секунд и 10 секунд — без моргания. 3 — 4 повтора.
  4. Положение сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть правой руки, затем влево и посмотреть на локоть левой руки. Исходное положение. 5-6 повторов.
  5. Положение сидя. Поднять глаза от пола вверх на потолок. Вращение глазами по часовой и против часовой стрелки — 6 вращений в каждую сторону.
  6. Вытянуть руки вперед и смотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх на вдохе, следя за пальцами не поднимая головы. Опустить руки на выдохе. 4-5 повторов.
  7. Вытянуть руку перед собой, подняв большой палец и зафиксировать взгляд на его кончике в течение 3-5 секунд, затем медленно приблизить палец к носу, пока не начнет двоиться, не отводя от него взгляда и отвести руку в прежнее положение (до 8 повторений).
  8. Положение стоя. Полусогнутую руку медленно перемещать справа налево, фиксируя взгляд на кончике поднятого большого пальца и обратно. 10-12 повторов.
  9. Закрыть глаза и кончиками указательных пальцев легко массировать их через веки 30 секунд.

В период освоения комплекса необходимо контролировать, чтобы ребенок выполнял все движения правильно.

Упражнения для усложнения п. 5 комплекса – «нарисовать» в пространстве глазами геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, восьмерку вертикальную и горизонтальную.

Тренажер для глаз на компьютере

Современные гаджеты не только могу ухудшить зрение, но также могу помочь глазам отдохнуть. Существует ряд различных офтальмологических приложений для смартфонов которые предназначены для расслабления и отдыха глаз.

Также существует ряд графических программ для зрения и на компьютера. Пациента усаживают напротив монитора и включают специальные программы.

Одной из наиболее распространенных тренажеров для глаз на компьютере считаются иллюзии, повторяющиеся рисунки и бесконечные лабиринты. Пациент должен наблюдать за центром экрана, не отвлекаться. Занятие часто сильно расслабляет пациента, маленькие детки могут заснуть около монитора.

Комплекс для дома «Метка на стекле»

Данное упражнение нужно применять после каждых 30 минут письма, чтения и работы с компьютером:

  1. К оконному стеклу на уровне глаз ребенка прикрепите круглую метку диаметром 3-5 мм.
  2. Вдали на линии взора обозначьте и назовите ребенку объект, на котором надо фиксировать взгляд.
  3. Двумя глазами с расстояния 30-35 см в течение 2-3 секунд фиксируется взгляд на метке, затем на удаленном объекте 2-3 секунды и снова переводится на метку.
  4. Первые два дня выполнять упражнение 5 минут, последующие — по 7 минут.

Выполнять упражнение 2-5 раз в день. Использовать как дополнение к основному комплексу.

Очки-тренажеры для глаз

Очки-тренажеры для глаз выпускаются в виде обычных очков в классической оправе с черным пластиком, вместо стекол. Вся поверхность пронизана отверстиями в определенном порядке. Кто надевает очки впервые, удивительно отмечают, что прекрасно обходятся без стекол с диоптриями.

Отверстия в линзах не простые: конические и цилиндрические. Количество дырочек зависит от модели, в некоторых линза полностью покрыта отверстиями, в других в определенном порядке. Качество это не изменяет.

После надевания очков-тренажеров, меняется восприятие света и его резкости. Перфорация способствует правильному распределению нагрузки на, заставляя работать полностью глаз.

Рекомендованы при:

  • возрастных изменениях;
  • трудной работе, когда глаза долго были напряжены;
  • начальной стадии катаракты, строго после консультации с офтальмологом;
  • астигматизме, миопии и амблиопии.

Носить рекомендуется до 2х часов в день. Можно разбить на 3-4 раза, на пример утром 30 минут, а днем и вечером по 1 часу. В очках сложно сфокусироваться на сложной зрительной работе, лучше выполнять, то что вы хорошо и уверенно делаете без очков: готовите пищу, смотрите телевизор, работаете в саду.

Противопоказаниями считаются сложные заболевания глаз, головные боли, внутричерепное давление. В любом случае, если в очках некомфортно их не следует носить.

Есть ли противопоказания для выполнения упражнений?

При наличии осложнений, вызванных близорукостью некоторые состояния, могут усугубляться при гимнастических нагрузках. Это:

  • отслойка сетчатки (не допустимо усиление кровообращения и механическое воздействие);
  • глазные инфекции (конъюнктивит, блефарит);
  • травмы глаз;
  • тяжелая степень близорукости.

При косоглазии и амблиопии (т.н. “ленивый глаз”) также не применяются стандартные упражнения, разработанные для близорукости. Для них существуют специальные комплексы упражнений для глаз.

Упражнения, входящие в детские комплексы при близорукости, имеют определенную направленность. Одни упражнения предназначены для снижения утомляемости глаз, другие — для укрепления глазных мышц, третьи — для улучшения кровообращения или аккомодации. Например, некоторые ученые предполагают психоэмоциональные причины напряжения глазных мышц у детей.

Помните, что выбор конкретного комплекса упражнений при миопии должен всецело лежать на офтальмологе. При этом должно учитываться общее физическое и психоэмоциональное состояние ребенка, здоровье его глаз и степень близорукости, а также образ жизни и возраст юного пациента.

Перед выполнением упражнений обязательно следует пройти диагностическое обследование и проконсультироваться с врачом-офтальмологом.

Тренажеры-массажеры для глаз

Тренажер представляет собой мощные очки, которые хорошо прикрепляются к голове и массируют большую область вокруг глаз. Зона прикосновения к глазам, снабжена дополнительными массажными щупальцами. Между ними находятся магниты, прибор дополнительно оказывает стимуляцию магнитотерапией.

Массажеры подключаются к сети и имеют пульт управления. Часто в приборах заложен таймер, процедура должна длиться не более 15 мин. После включения начинается слабая вибрация. Перед сеансом лучше принять удобную позу, с прибором ходить нельзя, да и расслабляться, лучше всего полулежа.

Другие комплексы упражнений для детей с близорукостью

Комплекс Бейтса

Литература о системе Уильяма Горацио Бейтса и его ученицы М. Корбетт – создателя немедикаментозного лечения рефракционных нарушений зрения, на основе теории аккомодации за счет работы глазодвигательных мышц и отвергнутой мировым офтальмологическим сообществом в 30-х годах прошлого века, как и многое другое, появилась в Советском Союзе в период «перестройки». Автор труда не отмечает, что разработанная система предназначена для профилактики и лечения близорукости у детей. Нет данных о том, кем и когда в нашей стране эта система была адаптирована для детей.

Одним из краеугольных камней теории является достижение полного расслабления глазодвигательных мышц с помощью аутотренинга (медитации), т.н. «пальминга», методику выполнения которого, наверное, не сможет освоить ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, т.к. и взрослому это сделать непросто. На сегодняшний день в интернет пространстве, даже от лица очень известных офтальмологических клиник(частных), представлено большое количество различных вариантов этой системы, в которых «пальминг» сведен к простому закрыванию глаз ладонями рук. А без него тренировки по системе У. Бейтса не работают. Настораживает, что ни один из авторов, предлагающих в РФ наиболее известные варианты комплексов упражнений в применением «пальминга», не является офтальмологом.

В западном мире существует модификация системы У. Бейтса, предложенная М. Уиндолфом, базирующаяся на «пальминге». Но считается, что применение этого метода может вызвать перенапряжение и дискомфорт у ребенка, он имеет противопоказания. Нет статистических данных об эффективности применения системы У. Бейтса. Заслуживает внимания следующий достоверный факт. Один из друзей и ярый пропагандист системы У. Бейтса известный писатель-романист Олдос Хаксли, демонстрируя публике свою «победу» над «старческой дальнозоркостью», читал текст на близком расстоянии, не пользуясь очками, и вдруг замолчал. История умалчивает о том, как он вышел из этой ситуации. Позднее в приватной беседе О. Хаксли признался, что забыл выученный наизусть текст.

Аппаратное лечение

Для его проведения в отечественной офтальмологии было разработано множество методик. От классической физиотерапии (электрофорез с медикаментами, электростимуляции цилиарной мышцы и зрительного нерва) до приборов на основе магнитного и лазерного воздействия.

Для аппаратного лечения иногда используется прибор «Визотроник». Кроме того, есть несколько компьютерных программ, которые могут быть использованы для улучшения зрения детей. Обратите внимание, что речь идет об отечественных разработках. Дело в том, что вплоть до недавнего времени западные практические школы не рассматривали близорукость как заболевание, а всего лишь как состояние зрения, нуждающееся в коррекции. Аппаратное лечение тоже имеет недостатки. И в первую очередь это затраты, связанные с регулярным посещением медицинского учреждения. Во – вторую, отсутствие стабильного и длительного эффекта. Мнение по этому поводу можно услышать в этом видео.

Упражнения для глаз с тренажерами

В этом разделе также существует масса методик. Наиболее известные это оптические тренажеры и так называемые «перфорационные очки». В первом случае для тренировок применяются комбинации очков с определенной силой линз, во-втором, линейка с призмами разной силы. Оба метода базируются исследованиях. В третьем варианте на фоне массированной рекламы отсутствует четкое понимание принципа действия данного устройства, как и статистики о его эффективности. Как и все перечисленное, тренажеры не дают перманентного эффекта.

Упражнения для дошкольников

Упражнения для глаз при близорукости, приведенные выше, подходят дошкольникам в качестве профилактических мер.

Маленьким детям бывает сложно понять, что именно от них хотят родители, поэтому взрослым рекомендуется выполнять упражнения вместе с ними. При этом следует помогать маленьким пациентам — например, рисовать пальцами фигуры или обводить их на карточках.

Для упражнений с детьми можно использовать практически любые предметы в доме.

Например, попросите малыша обвести взглядом контуры мебели. Или расклейте на стены и мебель стикеры с фигурками и попросите ребенка найти нужную фигурку взглядом, не поворачивая голову. При этом фигурки могут отличаться по цветам, что положительно сказывается на тренировке зрения.

Методика проведения зрительной гимнастики

Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного возраста. Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день. Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в старшем же звене — четыре-пять минут.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Ребята должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
  2. Голова занимает фиксированное положение (если, конечно, гимнастика не активная — не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
  3. Если некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
  4. Детское дыхание должно быть равномерным и глубоким.
  5. Последним упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики малышам желательно хорошенько потянуться.

Во время проведения гимнастики для глаз очки нужно снимать

Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.

Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема зарядки связывается с темой непосредственно образовательной деятельности. Например, если ребята изучают насекомых, то ребята могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки. Если во время непосредственно образовательной деятельности речь идёт о транспорте, то можно предложить упражнение под коротенькое стихотворение:

  • По городу мчатся с утра и до ночи
  • Машины всех марок, красивые очень.
  • Поедут налево, направо, кругом –
  • Свободны машины и ночью и днём.

При этом дети выполняют движения глазами согласно тексту (влево, вправо, круговые), а в конце моргают.

Если занятие связано со зрительным напряжением (продуктивная деятельность), то гимнастика для глаз проводится в середине занятия. Если же непосредственно образовательная деятельность не предполагает нагрузки на зрение (развитие речи, чтение художественной литературы), то отдельное упражнение для глаз можно сделать во второй половине занятия: ребята получат своего рода разрядку, смогут немного отвлечься.

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки. Например, воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть вниз на траву, потом вверх — на небо, поискать там птичек, потом вновь на травку. В тёплое время года можно понаблюдать за бабочкой, которая машет крылышками, и предложить так помахать ресничками.

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки

Тренировать детские глазки можно и в свободное время, утром или вечером. Педагог предлагает ребятам офтальмологические тренажёры или специально чередует определённые игры: сортировка мелких предметов по форме или цвету (работают мышцы глаза, отвечающие за ближнее зрение) и бросание мячиков в корзину или кегли (при этом ребёнок смотрит вдаль). В солнечную погоду можно воспользоваться обычным зеркальцем и погонять по комнате солнечных зайчиков: малыши будут следить за ними взглядом.

Тренировать зрительные мышцы можно даже с помощью обычных солнечных зайчиков

Особенности работы с дошкольниками разного возраста

При организации гимнастики важно учитывать возраст дошкольников. К примеру, двухлетние малыши вряд ли поймут словесную команду «вращаем глазками»: педагог должен использовать предмет, за которым дети будут следить взглядом. Причём, это должен быть не обычный карандаш, а «волшебная палочка» или указка с закреплённой на ней картинкой или игрушкой. Интересная идея — надеть пальчиковую куклу.

Ещё один действенный способ заинтересовать младшего дошкольника — фразы типа «А ты так умеешь? А я вот умею!» после таких слов любознательные крохи готовы всё повторять за воспитателем.

Заставлять маленького ребёнка что-либо делать, если ему это не интересно, недопустимо и, кроме того, не принесёт никакой пользы.

Что же касается старшего дошкольного возраста, то здесь мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три века). Воспитателю стоит обсудить с детьми, насколько вредно долго смотреть мультфильмы, просиживать за компьютерными играми. После такого разговора дошкольники сами захотят делать полезные упражнения.

Если при проведении зрительной гимнастики с младшими дошкольниками воспитатель обязательно сам должен показывать каждое упражнение, делать его вместе с детьми, то в старшем звене педагогу достаточно один раз продемонстрировать выполнение действий. В дальнейшем уже будет достаточно словесной инструкции либо чтения стихотворного текста (если он сопровождает зарядку).

Не забывайте о гигиене зрения!

Очень важным моментом профилактики является соблюдение правил гигиены зрения при зрительных нагрузках на близком расстоянии: длительном чтении и работе с компьютером. Необходимы перерывы на 5-10 минут через 30-40 минут для выполнения упражнений. Должно быть достаточное освещение рабочего места (с левой стороны, не в глаза, а на поверхность стола и не слишком яркое), правильное положение тела ребенка (без наклонов в стороны) на рабочем месте с соблюдением дистанции от глаз до объекта зрительной работы (30-40 см). Некоторые рекомендации для работы с электронными устройствами:

  1. При пользовании гаджетами (например, электронными книгами) стоит выставить везде максимальный размер шрифта.
  2. Не следует читать или пользоваться гаджетами при недостаточном освещении — лучше всего делать это при рассеянном естественном свете.
  3. После каждых 15-20 минут работы на близком расстоянии дошкольникам и детям младшего школьного возраста следует выполнять комплекс «Метка на стекле».
  4. Не забывайте о 2-часовых прогулках на свежем воздухе с активными играми (особенно такими, где ребенку нужно следить за мячом, воланом, фокусируя зрение на перемещении предмета вблизи и вдаль).
  5. Правильный режим питания без голодания и обезвоживания благотворно влияет на состояние глаз. Также рекомендуется включить в рацион продукты с высоким содержанием витаминов А, Е и С и содержащие зеаксантин и лютеин.

Помните о комплексном подходе для профилактики и лечения близорукости.

Ничто в этой статье не должно быть истолковано как медицинский совет или заменять рекомендации медицинского работника. По конкретным вопросам обращайтесь к своему офтальмологу.

Литература: 1. Э.С. Аветисов. «Близорукость», — М. Медицина, 1986 г. стр.208-229. 2. Э.С. Аветисов. «Охрана зрения детей»-М. Медицина, 1975 г. стр.60-89. 3. Э.С. Аветисов, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан. «Занятия физической культурой при близорукости».- М. Физическая культура и спорт, 1983 г. 4. Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян.» Специальная физическая культура для слабовидящих школьников». М. Советский спорт. 2000 г. стр.118-137. 5. Баранов А. А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах/ А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. — М.: Медицина, 2005. Стр. 8-17.

фото: Shutterstock

Тренажер для глаз Базарного

Российский ученый В. Ф. Базарнов долгие годы изучал здоровье глаз школьников и разработал уникальный тренажер. Его можно изготовить своими руками, а при длительном использовании обходиться и без него.

Офтальмологи отмечают хорошее действие тренажера. Также его высоко оценили нейропсихологи. Работа с тренажером ежедневно повышает оценки в школе, детки начинают лучше концентрироваться над заданиями, лучшее соображать в логических задачах.

Сам тренажер для глаз Базарного представляет собой рисунок на стене или потолке из 3 разноцветных линий. В центре крупная горизонтальная восьмерка или знак бесконечности, например зеленого цвета. Вторая линия овальная, чуть больше восьмерки, зеленого цвета. Третья линия полностью повторяет вторую, чуть больше диаметром и красного цвета. {banner_gorizontalnyy2}

Часто эти три фигуры наносят на стандартный лист ватмана. На стену или потолок крепится так, чтобы пациент мог стоя рассмотреть все линии. Находят точку, от которой начинает глазами повторять восьмерку, затем оба овала. Маленьким деткам сложно сконцентрироваться и не потерять линию, можно помогать себе пальцем, ручкой или указкой.

Противопоказаний нет, если только не общее плохое самочувствие. Обычно все с удовольствием делают упражнения. Рекомендуется делать каждый день по 1 подходу 20 раз по каждой линии, или перед сложной работой, где необходима концентрация.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]