Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Свойства предметов»
Автор: Апрелева Марина Геннадьевна
Воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №142 «Росинка», г. Ульяновск
Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Свойства предметов»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №142 «Росинка»
Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Свойства предметов».
Подготовила:
воспитатель
Апрелева М.Г.
2020
Цель:
Закрепить представление детей о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия, объединять предметы группы по общему признаку (цвет, форма, размер, материал, назначение и т.д.).
Задачи:
- Повторить и закрепить представления о формах геометрических фигур – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
- Развивать внимательность, творческое воображение, смекалку, умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы.
- Воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки самоконтроля, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Приемы, используемые для руководства деятельностью детей:
Мотивация
: сюрпризный момент, комментирование.
Активизация детской деятельности:
беседа, создание развивающей среды, постановка проблемного вопроса, решение математической загадки.
Организация практической деятельности:
показ иллюстраций, комментирование, использование игры «Геометрические фигуры», математической загадки.
Мотивация и поддержание интереса:
сюрпризный момент, ситуация выбора, физминутка, смена видов деятельности.
Оценка деятельности детей, активизация самооценки:
поощрение.
Предметно-развивающая среда для ООД:
модели геометрических фигур: маленький и большой красные круги, маленький и большой синие квадраты, большой синий ромб, большой синий прямоугольник, большой красный овал, два маленьких зеленых треугольника, большой зеленый равносторонний треугольник, большой зеленый равносторонний треугольник, большой зеленый равнобедренный треугольник, веревка со связанными концами, конверт с «письмом» из Царства геометрических фигур, украшенный наклейками из геометрических фигур, магнитная доска.
Раздаточный материал:
листы белой бумаги, простые карандаши, линейки с трафаретом (геометрические фигуры)
Деятельность детей в ООД:
познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Образовательные области:
познание (ФЭМП), физическое развитие, коммуникация, развитие речи.
План ООД
1.Вводная часть – 2 мин. Психологический настрой. Сюрпризный момент.
- Основная часть – 20 мин. Беседа о формах геометрических фигур. Дидактическая игра «Геометрические фигуры». Динамическая пауза «Волшебники». Игра «Признаки и сходства геометрических фигур». Физкуль
- Заключительная часть — 3 мин. Физкультминутка. Подведение итогов ООД. Оценка деятельности детей.
Длительность ООД
– 25 мин.
Ход ООД
- Вводная часть.
Психологический настрой.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
В:
Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь друг другу, чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение.
(обратить внимание на конверт с «письмом» из Царства геометрических фигур)
В:
Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.
«Уважаемые, ребята! Марина Геннадьевна, рассказывала мне как вы хорошо знаете геометрические фигуры. Поэтому я решила прислать вам в подарок игру. Я думаю она вам обязательно понравится!
И конечно же я приглашаю вас к себе в гости в Царство геометрических фигур. До скорой встречи!
Царица Математика»
В:
Посмотрите на доску. Что вы видите?
Д:
геометрические фигуры.
В:
вспомним названия этих геометрических фигур.
Дети называют геометрические фигуры.
В:
А что вы знаете об этой геометрической фигуре?
(воспитатель показывает геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник
)
Как она называется? Сколько у неё углов? Сколько сторон? Какую форму имеет?
Дети должны назвать цвет, размер, форму.
— Это маленький красный кружок.
— Это маленький синий квадрат.
— Это маленький зеленый треугольник и т.д.
- Основная часть.
Дидактическая игра «Геометрические фигуры».
Давайте посмотрим и мы на наши фигуры
(на доске меняются картинки)
В:
Опишите, пожалуйста, произошедшие с фигурами изменения.
Д:
маленький красный кружок превратился сначала в большой красный круг. Изменился размер, а форма и цвет не изменились.
А потом маленький красный кружок превратился в большой красный овал изменились размер и форма, а цвет не изменился.
Д:
синий квадрат. Сначала изменился размер, форма и цвет не изменились.
Потом изменился размер и форма, а цвет, количество углов и количество сторон не изменились.
Потом изменился размер и цвет, а форма не изменилась.
Д:
с маленьким зеленым треугольником то же произошли изменения. Сначала изменился размер, а форма и цвет не изменились.
Потом изменился размер и форма, а цвет не изменился. Потом изменились размер, форма и цвет, он превратился в красный большой квадрат.
Динамическая пауза «Волшебники».
В:
Вы видели какие превращения происходили с кругом, квадратом и треугольником. А сейчас вы сами немного поиграем и сами построим геометрические фигуры. Для этого нам понадобиться эта верёвка. Я вам буду показывать геометрическую фигуру, а вы все вместе попробуете её сделать.
(дети встают в центре комнаты, получают веревку со связанными концами, берутся за нее обеими руками и по сигналу воспитателя образуют различные геометрические фигуры. При этом повторяются особенности геометрических форм: у овала и круга нет углов; у треугольника три угла и три стороны, а у квадрата и прямоугольника – четыре угла и четыре стороны; у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – только противоположные стороны
).
Закрепление представлений свойств предметов.
Игра «Признаки и сходства геометрических фигур».
В:
у меня в руках три конверта с геометрическими фигурами. Вам определить признаки сходства и различия этих фигур.
Примерные ответы детей:
Д:
1) в первом конверте две синие фигуры. Обе фигуры синего цвета, но одна из них – квадрат, а вторая – круг. Они отличаются формой.
2) во втором конверте два треугольника. У них одинаковые форма и размер. Но у этих треугольников разный цвет: первый красный, второй – желтый.
3) в третьем конверте прямоугольник и овал. У них общее свойство – размер. А отличаются они друг от друга по цвету и форме: прямоугольник – зеленый, а овал – оранжевый.
Физминутка.
В:
я вам буду показывать геометрические фигуры, а вы выполнять то действие, которое подходит именно к этой фигуре (
квадрат – наклоны, треугольник – повороты, овал – приседания, круг – прыжки
).
Будьте внимательными.
Самостоятельная работа.
Игра «Ориентировка на плоскости»
В:
Сейчас задание на ориентировку на плоскости. Перед вами лежат листы белой бумаги, простые карандаши и линейки-трафареты с геометрическими фигурами. Покажите мне правую руку, теперь левую. А теперь на листе бумаги покажите правый верхний угол. Теперь нижний левый и т.д. Ваша задача, увидев геометрическую фигуру, которую я покажу, обвести именно в том углу, где я скажу. Это всё мы будем делать молча. А в конце задания проверим, все ли справились с заданием.
(воспитатель показывает квадрат и просит обвести его в правом верхнем углу и т. д. с кругом, треугольником, овалом, прямоугольником
)
Задание выполняется самостоятельно.
В:
какая геометрическая фигура находится в левом верхнем углу? В правом нижнем? И т.д.
- Заключительная часть.
В:
Ребята, с какими фигурами мы сегодня занимались?
А как их назвать одним словом?
Что мы именно мы делали?
Геометрические фигуры так хорошо спрятались в группе, давайте их найдём.
(дети находят знакомые геометрические фигуры в окружающей обстановке.) Н-р: циферблат часов, оконные рамы и т.д.).
Рефлексия
.
В:
Что вам больше всего сегодня запомнилось?
В:
Что было для вас сложно? Что далось легко?
В:
Оцените свою работу с помощью солнышка.
В:
Я думаю, мы сегодня хорошо поработали. Вы – молодцы! Настоящие знатоки геометрических фигур. Мне было очень приятно сегодня с вами поиграть.
Предметы и их характеристики
Что же такое предмет?
Предмет — это осязаемая вещь (её можно пощупать), которую можно рассматривать в отдельности и которая может обладать одним или более свойствами: размер, форма, цвет, масса, материал, плотность и так далее.
Рассмотри, что вокруг тебя сейчас есть. Что, на твой взгляд, попадает под описание предмета? Если ты читаешь эту лекцию, то рядом с тобой есть или телефон, компьютер или ноутбук. Как ты думаешь, можно назвать это предметом? Конечно можно — эти все вещи попадают под описание предмета. Ты можешь их пощупать, они имеют форму, они имеют массу. Если предмет упал и разбился на мелкие детали, то его трудно назвать предметом, к которому он относился, трудно его рассматривать, как отдельный предмет, так как он уже таковым не является. Разбитая ваза — это не ваза, а мелкие стекляшки.
Самое важное в определении предмета — это свойства, признаки и характеристики. Рассмотрим пример с такими предметами, как карандаши. Давайте определим какими свойствами обладает карандаш. Карандаши отличаются друг от друга по цвету. Если карандаши новые, то все они одинакового размера, а если не новые, то ты можешь заметить, что один карандаш меньше другого по длине. Второй характеристикой по которой мы можем различать карандаши, является длина. Все свойства предметов, которые можно посчитать и сравнить в количественном отношении, можно назвать математическими свойствами. Из двух свойств карандаша с математикой связанно только одно — это размер, потому что его можно посчитать и сравнить. Для этого нам нужна линейка. Узнав длину каждого карандаша, можно узнать, какой из них самый большой и самый маленький. Это можно сделать и без линейки если выложить карандаши рядом и визуально сравнить — сразу будет видно самый большой и самый маленький. Посмотри на рисунок и определи, какой самый маленький и какой самый большой из карандашей.
Попробуй самостоятельно определить свойства таких предметов как: вилка, книга, лего блоки, и какие из свойств можно назвать математическими и почему?
Вилка
- Материал (бывают железные, пластмассовые, деревянные);
- Количество зубцов (бывает 2, 3, 4 зубца и так далее);
- Размер и функция (бывает столовая, десертная, чайная и так далее)
Математические свойства: количество зубцов, размер
Книга
- Размер (бывает большая или маленькая);
- Количество страниц (бывает тонкая, толстая);
- Жанр (бывают разные жанры: рассказы, пьесы, романы и так далее);
- Переплет (бывает твердый или мягкий).
Математические свойства: Размер и количество страниц
Лего Блоки
- Форма;
- Количество соединительных точек сверху;
- Цвет.
Математические свойства: Количество соединительных точек сверху
Группы предметов
Группа предметов — это предметы, которые имеют одно или несколько одинаковых свойств.
Например, на столе лежат: яблоко, груша, слива, абрикос. Они отличаются по форме и цвету, но все они сладкие и растут на деревьях — это фрукты. В холодильнике можно найти еще одну группу: помидор, огурец, лук, картофель — это овощи. Звери, птицы, цветы, насекомые — это все отдельные группы, которые имеют схожие свойства.
Например, твои игрушки — это группа твоих вещей, в которые ты играешь. Игрушки можно разбить на подгруппы: мягкие игрушки (все игрушки мягкие), куклы (имеют человеческий вид), машинки (все имеют колеса), конструктор (состоит из мелких деталей, из которых можно что-то собрать) и так далее.
А теперь попробуй сам. Найди общее свойство для групп: птиц, рыб, домашних животных
- Птицы — имеют крылья и клюв. Почти все птицы летают;
- Рыбы — все рыбы живут в воде и умеют плавать;
- Домашние животные — это все прирученные животные, которые живут рядом с человеком и о которых он заботиться.
Мы познакомились с предметами, с группой предметов и их свойствами. Дальше мы будем учиться их сравнивать. Находить, что у них общего, чем они отличаются. Что больше или меньше. Что выше или ниже. А это как раз и есть настоящая математика. Не забудьте потренироваться и пройти все тесты для этого урока.