Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки с, сь»


Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки с, сь»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки с, сь»
Описание: предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей от 4 до 5 лет «Звуковая культура речи: звуки с, сь». Цель: Объяснить артикуляцию звука [с]. Задачи: — Упражнять в правильном, отчётливом произношении звука [с] в словах и фразовой речи. — Развивать фонематический слух; развивать речевое дыхание. — Воспитывать любознательность, интерес к знаниям. Методические приёмы: рассказ воспитателя, показ, объяснение, художественное слово, сюрпризный момент. Материалы и оборудование: игрушка Собачка, узкие полоски бумаги по количеству детей.
Ход НОД
1. Организационный момент. Собрались все дети в круг, Я – твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие кто-то пришёл. А кто это, вы узнаете, когда отгадаете загадку: Машет радостно хвостом, Когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков – Дом хранить от чужаков. (Собака)Ответы детей.2. Основная часть. Воспитатель: Правильно, это собака (Показывает игрушечную собачку). Ребята, Собачка не умеет говорить звук [с]. Давайте её научим. Давайте сядем на стульчики, и предложим собачке сесть на стульчик. Дети: Садись, собачка, на стульчик. Воспитатель: Давайте поиграем с нашим язычком. Игровое упражнение «Весёлый язычок» — Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. (Воспитатель медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки)
. Язычок то выглядывает из домика, то прячется.
(Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик)
.
Игровое упражнение «Песенка воды» Язычок очень любит петь разные песенки. Однажды он пел: «И-и-и». Хотите спеть вместе со мной? (Ответы детей)
.
Воспитатель: Тогда помогайте мне: «И-и-и-и». Песенку поём негромко. Молодцы. Воспитатель: Ребята, а я знаю ещё одну песенку. Вот из крана полилась вода: «С-с-с-с». — Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку. — Хорошо, – согласился Язычок и запел: «С-с-с-с». (Произносится отрывисто.)
Давайте споем «Песенку воды» вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.
Дети: «С-с-с-с» Воспитатель: Закройте домик Язычка — ротик, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: «С-с-с». Вот так. Давайте послушаем, как песня воды получается у Вари, (у Серёжи, у Арины, у Егора)
. А теперь споем песенку все вместе
(все вместе поют песенку воды «С-с-с-с»)
.
Воспитатель предлагает спеть песенку воды с разной громкостью.Воспитатель: Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню. Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран. Физкультминутка Мы листики осенние На веточках сидим (присесть)
. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели
(бег на носочках по кругу)
, И на землю тихо сели
(присесть)
. Ветер снова набежал, И листочки все поднял
(бег на носочках по кругу)
, Закружились, полетели, И на землю тихо сели
(сесть на стульчики)
.
Воспитатель просит детей спеть песенку воды медленно и отрывисто.Воспитатель: Если петь «Песенку воды» медленно и отрывисто (вот так: с…с…с…с, то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? (Ответы детей)
.
Воспитатель: Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня. Поднесите к губам ладонь, но не прижимайте к ним, и разрешите ветерку потанцевать. Посмотрите: сейчас я буду петь песенку воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнёт шевелиться. Что вы видели? (Бумажка шевелилась)
. Возьмите по такой же полоске бумаги
(узкие полоски бумаги лежат на столе)
и спойте песенку воды.
Чистоговорки А теперь, ребята, отложите бумажную полоску и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песенку воды. Вначале он запел: «Са-са-са». Что запел Язычок? (Дети повторяют)
. Потом Язычок запел: «Ся-ся-ся, ось-ось-ось»
(Дети повторяют)
. А теперь давайте повторим за Язычком чистоговорки: Су-су-су – ягоды в лесу. Ус-ус-ус – на ёлке много бус. Са-са-са – под кустом лиса. Ас-ас-ас – свет в огне погас.
Воспитатель: Какие вы молодцы, детки. Вы сегодня помогли собачке выучить звук [с]. Она говорит вам «Спасибо». 3. Итог. Кто приходил к нам в гости? Что мы сегодня делали на занятии? Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Украина – мой родной край» Конспект НОД по развитию речи в средней группе Конспекты по лексической теме «Транспорт» для детей 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Похожие статьи:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Наша улица»

Что делать, если ребенок не говорит звук З и ЗЬ

Вариант 1. Если ребенок не говорит все свистящие звуки (С, СЬ, З, Зь, Ц

), то сначала мы проводим работу со звуком С и его мягким вариантом СЬ. И только после этого + вызываем звук З и закрепляем его правильное произношение. Если ребенок хорошо овладел звуком С, а звуки С и СЬ отлично автоматизированы в словах, фразах, стихах, диалогах, то постановка звука З не вызовет сложностей.

Вариант 2.
Если ребенок отлично говорить звуки С и Сь, но неправильно произносит звук З, то обычно проблем с постановкой звука З и закреплением его правильного произношения не возникает. Малыш достаточно быстро начинает произносить данный звук правильно просто по подражанию.
Итак, работу над звуком З мы начинаем проводить, когда ребенок уже отлично говорит звуки С и СЬ. Обычно к этому готовы дети в возрасте четырех лет.

Как вызвать звук З по подражанию?

При отсутствии звуков З и ЗЬ или их замене другими звуками прежде всего можно попробовать вызвать звук З по подражанию.

Попросите ребенка спеть песенку комара зззззз.

  • Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
  • Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
  • Попросите малыша повторить ее.

Поиграйте с ребенком в комаров – закрепите звук «з». Напомните малышу, как летом комары в лесу поют свою песню: «зззз» и надоедают нам. Пусть ребенок будет комаром в лесу и петь песенку комара «ззз», а Вы будете от него убегать в дом и прятаться.

При игре с группой детей одна половина детей «гуляет в лесу», другая изображает комаров и звенит «ззз». Потом дети меняются ролями.

После того, как дети позвенят как комары, покажите им разницу артикуляции звука С и звука З. Усядьтесь перед зеркалом. И сравните звуки с («песенку насоса») и звук з («песенку комара») Обратите внимание детей на то, что звук С – «песенка насоса» — звучит тихо, а песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.

Продемонстрируйте эти необычный ощущения ребенку .Сначала положите руку ребенка себе на шею, когда Вы говорите звук З. Пусть он ощутит вибрацию во время произношения Вами звука «з». Потом попросите ребенка положить одну руку тыльной стороной Вам на шею, а другую руку — себе на шею и спойте вместе с ним песенку комарика «ззззз». Детям обычно очень нравится это задание, неожиданные для них новые ощущения.

Сравните со звуком С – «песенком насоса». Потяните звук сссс. Дрожания – вибрации нет! Скажите ребенку, что звук С – это звук глухой, тихий, наш голос спит. А звук З громкий, звонкий, голос звонко поет песенку ззззз.

Очень часто этого упражнения и объяснения бывает достаточно, чтобы в речи ребенка появился звук З.

Какие могут возникать сложности при работе со звуками З и ЗЬ? Полезные советы.

Совет первый. Если у ребенка не получается звук З, то причина может быть в недостаточном развитии органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков поможет справиться с этой проблемой . Подробный комплекс артикуляционной гимнастики в пошаговых описаниях и видео Вы найдете в статье «Как научить ребенка произносить звуки С и СЬ».

Совет второй. Если у ребенка не получается сделать в середине языка желобок при произнесении звука З, то скорее всего у него недостаточно развиты мышцы языка. Нам помогут упражнения:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться (растянуть губы) и удерживать губы в этом положении. При растянутых губах нужно высунуть распластанный язык наружу и подуть на его кончик. Получится желобок посередине языка. Упражнение проводится перед зеркалом.
  • Если желобок не получается, то попросите ребенка высунуть широкий кончик языка наружу. Положите ребром чайную ложку на середину языка. Сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Можно дуть на ватку или на тоненькую полоску бумаги, тогда будет наглядно виден результат упражнения. Как только ребенок будет легко делать данное упражнение, можно попросить его убрать язык за нижние зубы (сохраняя положение губ). Получится звук С. При добавлении к нему голоса получается звук З.
  • Описанное выше упражнение можно делать со стеклянным пузырьком (стеклянная баночка или бутылочка из аптеки). Научите ребенка свистеть в пузырёк так, чтобы кончик языка слегка опускался наружу или касался краев пузырька. По желобку в середине языка идет воздух и в результате получается свист. Сначала попробуйте сами посвистеть перед зеркалом, а потом уже покажите упражнение ребенку. Если желобок в середине языка у него не получается, положите вдоль языка тонкую круглую палочку.

Совет третий. Если ребенок при произнесении звука З высовывает язык между губами

(поэтому звук искажается), то проведите такое упражнение. Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, а зубы плотно закрыть. И посвистеть как насос сссссс. А потом попеть как комарик ззззззз. Язык при сжатых зубах автоматически будет упираться в нижние зубы, и получится правильный звук.

Более подробно о способах постановки звуков С и З Вы узнаете из видео педагога-логопеда о постановке свистящих звуков.

Звук З появился. Теперь перед нами стоит важная задача – автоматизировать данный звук в речи ребенка.

Последовательность проведения упражнений по закреплению правильного произношения звука З:

  • 1. упражнения с изолированным звуком,
  • 2. звук в слогах,
  • 3. звук в словах,
  • 4. звук во фразах, стихах, рассказах, диалогах, скороговорках.

Сначала идет работа со звуком З, а затем с его мягким вариантом – звуком ЗЬ. Для каждого этапа подбираются игры, скороговорки, потешки, стихи, картинки.

Рассказы и сказки со звуком З для занятий по ЗКР с детьми дошкольного возраста.

Зайчики (литовская сказка)

Родились у зайца зайчата. Взглянул отец на своих детей и говорит им: — Я с усами, и Вы уже с усами! Так вот, значит, добивайте себе пропитание сами. С тех пор зайчишки как родятся, так и живут одни, без родителей, в тёмном лесу: ни гнезда у них, ни норы. Зато все с усами, все с первых дней могут добывать себе пропитание сами.

Мальчик и козы.

Жил-был мальчик, и было у него три козы. Днем козы скакали и прыгали по скалам, а к ночи мальчик загонял их домой. Раз вечером мальчик стал загонять их домой, а козы убежали на капустное поле, и никак их оттуда не выгнать. Мальчик сел на пригорке и заплакал. Шёл мимо заяц. — Чего плачешь? – спросил заяц мальчика. — Плачу потому, что не могу выгнать коз с поля, — ответил мальчик. — Я их выгоню, — сказал заяц. Стал заяц выгонять, а козы не идут. Сел заяц и тоже заплакал. Шла мимо лиса. — Чего плачешь? – спросила зайца лиса. — Плачу потому¸ что мальчик плачет, — говорит заяц, — А мальчик плачет потому, что не может с поля коз выгнать. — Успокойся, я их выгоню, — сказала лиса. Стала она выгонять, а козы не идут. Села тут лиса и тоже заплакала. И так волк гнал, тоже не выгнал. Летела тут пчелка. Видит, что все они сидят и плачут, и говорит: — Я их выгоню. Тут все звери и мальчик перестали плакать и стали смеяться над пчелкой. Как она выгонит коз, когда они все не могли справиться! Но пчелка полетела на капустное поле, села на козу, зажжужжала. — Жжжжжж! Жжжжжж! Жжжжж! Как пустятся козы бежать! И убежали с поля домой.

Обезьянка Руза. Автор рассказа — А.И. Максаков. Из книги «Развитие правильной речи ребенка в семье» (Издательство Мозаика – Синтез, 2011).

«Папа привез Зое из Африки обезьянку. Зоя назвала обезьянку Рузой. Руза умела забавног прыгать, передразнивать Зоиных знакомых. Зоя научила Рузу открывать на звонок дверь. Зимой Руза заболела. Зоя возила Рузу к доктору, давала ей разные травы, кормила бананами. Благодаря Зоиным заботам Руза выздоровела».

Задайте ребенку вопросы по содержанию рассказа. Попросите найти в рассказе слова со звуком З и составить с ними свои предложения.

Рассказ «Подруги». Автор – М.Ф. Фомичева. Из книги «Воспитание у детей правильного произношения».

«Зоя, Лиза и Аза – подруги. Собрались подруги у Зои. Вместе играют Зоя, Лиза и Аза. Куклу Музу укладывают спать. С забавным зайкой идут гулять. Позвала мама Лизу домой. Позвали и Азу. Осталась Зоя одна. Заболели у Зои зубы. Завязала Зоя зубы и сидит. Узнала об этом Лиза. Принесла Зои мозаику. Узнала и Аза. Принесла Зое незабудки. Поставила Зоя незабудки в вазу. Стали Лиза, Зоя и Аза играть в мозаику. Красивый сделали узор из мозаики! Потом загадывали загадки:

Как взялась она за дело, Запилила и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб. (Пила)

Узловат Кузьма, Развязать нельзя. ( Цепь)

Сам дней не знает, А другим указывает. (Календарь)

Долго забавлялись подруги. Забыла Зоя о больных зубах».

Задайте вопросы ребенку по содержанию рассказа. Следите за тем, чтобы в ответах он правильно произносил звук З.

Подвижная игра для закрепления правильного произношения звука З «Узнай по голосу».

Авторы — Е.И. Радина, В.И. Рождественская.

Эта игра развивает слуховое внимание детей. На земле чертится круг. Дети бегают по игровой площадке. По сигналу взрослого «Раз, два, три – в круг беги!» они собираются в круг.

Выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Он поворачивается спиной к детям.

Все дети говорят:

«Мы немного порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя – узнай!»

Взрослый показывает жестом одного из детей, который говорит: «Я тебя зову!». Ребенок-водящий угадывает, кто его позвал: «Меня позвал Вова? Меня позвала Катя?»

Если ребенок угадал, кто его позвал, то он меняется местами с этим ребенком. И другой ребенок становится водящим.

Если ребенок не угадал, кто его позвал, то он отгадывает еще раз в следующей игре.

В игре можно менять голос, говорить писклявым высоким голосом или толстым басом. Всегда интересно и неожиданно в этой игре, как изменят голос игроки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]