Игровые технологии в работе с детьми младшей группы
Татьяна Чухарева
Игровые технологии в работе с детьми младшей группы
Игровые технологии в работе с детьми младшей группы.
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребёнка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире»
(В. А. Сухомлинский)
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дети приобщаются к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья. Это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
У детей младшего возраста ведущей деятельностью является игра.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, я много использую доброжелательность, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Игровые моменты.
Сначала игровые технологии я использовала как игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Работая с детьми двух — трех лет для меня основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, использую фронтальные игровые ситуации. Это игры как “Хороводные ”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”. В дальнейшем добиваюсь, чтобы игровыемоменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Так как понимаю, что игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.
Я стараюсь у детей развивать психологические процессы.Например: использую игровую ситуацию –«Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?»
вовлекая детей в веселую игру – соревнование. Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Дети делают выводы,что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик — нет”. Затем это закрепляем в рисовании квадрата и круга. Такие
игровые технологии, направленные на развитие восприятия.
Игровые технологии, направленные на развитие внимания. Игровые технологии я использую на развитие внимания. У детей младшего возраста происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. К примеру, игроваяситуация на внимание: “Найди такой же предмет” – я предлагаю малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек “такой же”, как у него. Или игра «Кто лишний?»
, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья, а ребенок должен ее заметить. Игра
«Найди такой же предмет?»
Игра
«Кто лишний?»
Игровые технологии, направленные на развитие памяти. Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры как “Магазин”, “Запомни картинку” и “Нарисуй, как было раньше” и другие. Игра «магазин»
Игра
«Запомни картинку»
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.
Как мы знаем,что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.
Наглядно-действенное — это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление — когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры.
Дидактические игры :
«Найди животное?»
,
«Овощи и фрукты»
,
«Что сначала, что потом?»
Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно- следственные связи, делать умозаключения. Развивая творческое мышление и воображение детей, использую игровые приемы и методы в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например,на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой: совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволяет им играть затем в игры- придумки, игры – фантазии. Большую помощь в организации непосредственной образовательной деятельности мне оказывают игровые технологии. Применяемыми играми и игровыми упражнениями обеспечиваю заинтересованность малышей в восприятии изучаемого материала, привлекаю их к овладению новой информацией, делаю более доступными игровые задачи. Мне нравится, что игра всегда требует умственной и физической активности детей. Игровые образовательные технологии позволяют моим воспитанникам легче воспринимать информативный материал, увлекая их во время НОД. Знания, полученные таким образом, хорошо усваиваются детьми.
Практическое применение игровых технологий в младшей группе.
В практической деятельности я использую следующие игровые технологии:
— игровые ситуации (во время НОД и в режимные моменты)
;
— сюрпризные моменты (во время НОД и в режимные моменты)
;
— знакомство с новой игрушкой (практическое обследование, обыгрывание манипуляторное и сюжетное)
; — элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты и во время НОД.
Я убедилась, что игровые технологии хорошо сочетаются с Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)
. Поскольку образовательный уровень моих воспитанников еще не высок (в силу возраста, использую в
работеотдельные элементы ТРИЗ:
— решение различных проблемных ситуаций (в игровой форме)
.
Это помогает мне активизировать познавательную деятельность детей, создает мотивации для творчества (пока совместно с воспитателем, развивает мыслительную деятельность, помогает малышам овладевать образной речью, учит правильному построению предложений.
В современном мире воспитание и образование наших детей становится невозможным без использования информационно-коммуникационных технологий.В непосредственной образовательной деятельности для лучшего усвоения и закрепления предлагаемого моим воспитанникам учебного материала я использую:
— прослушивание детских дисков (песни, релаксационная музыка, звуки природы)
;
— просмотр мультфильмов (обучающих и развлекательных)
.
В этой технологии меня привлекает достаточно легкое преподнесение наглядного материала, быстрота запоминания детьми необходимой информации.
Используя в работе вышеперечисленные технологии, я пришла к выводу, что только систематическое и рациональное их применение, а также их интеграция как в НОД, так и в различных режимных моментах обуславливает развитие у детей любознательности, способности самостоятельно решать поставленные задачи в разных видах деятельности.
Игровые технологии в дошкольном образовании
Game technologies in preschooleducation
Автор: Карловская Людмила Михайловна – Российская Федерация, г, Белгород, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 23 г. Белгорода.
Author: Karlovskaya Lyudmila Mikhailovna — Russian Federation, Belgorod, Municipal budget preschool educational institution kindergarten of the combined type No. 23 of Belgorod.
Аннотация: в данной статье рассматривается роль игровых технологий в образовательном процессе и воспитании детей дошкольного возраста, а также особенности управления детской игрой.
Annotation: this article examines the role of game technologies in the educational process and upbringing of children and the features of the management of children’s play.
Ключевые слова:игровые технологии, игрушки, творческая игра, руководство игрой.
Keywords: game technologies, toys, creative game, game management.
Один из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности как важного этапа в общем развитии человека, понимание детства как периода жизни, значимого прежде всего тем, что происходит с ребенком сейчас. Большие возможности для успешной реализации данного принципа заложены в игре — ведущем виде детской деятельности в дошкольном возрасте. Умело руководя игрой, педагог использует ее как средство умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания, формирует систему ценностей ребенка. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
Цель игровой технологии – создание условий для познания ребенком окружающего мира, развития его мышления, чувств, воли, формирования взаимоотношений со сверстниками, в результате чего и происходит становление его самооценки и самосознания.
В игре все условно, все понарошку – действия, роли, место: ребенку достаточно провести черту, чтобы обозначить канавку, улицу и др. Игра, с одной стороны, позволяет детям реализовать свои желания, интересы, а с другой стороны, помогает приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Важная особенность использования игровой технологии заключается в том, что, играя, ребенок получает возможность лучше понять и усвоить смысл человеческих действий и отношений, ориентироваться в предметных условиях.
Вместе с тем практика и исследования многих педагогов и психологов показывают, что умение развертывать игру у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Формирование игровых умений успешнее происходит при условии целенаправленного руководства игрой, в совместной игре воспитателя с детьми, а также в процессе демонстрации взрослым образцов игрового поведения.
Для достижения успешного результата применения игровой технологии необходимо прежде всего понять, как воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать?
Сюжет в игре – это то основание, на котором взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.
В формировании игры можно выделить три основных этапа: усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями;усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий);усвоение способов построения сюжета.
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.
На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов а также, что очень важно, выделяет разные «наборы» ролей, разные типы отношений между различными ролевыми позициями. Соответственно таким задачам воспитатель подбирает и сюжет игры, усложняя его по мере того, как дети овладевают соответствующими умениями. На этом этапе важно также сформировать у детей умение в пределах одного сюжета выполнять последовательно 2-3 роли.
На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных коллизий, включающих связанные между собой события, роли, ситуации. При этом он опирается на имеющиеся у детей знания, учит различным образом комбинировать их, фантазировать, воображать.
Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки, Особенно большое значение игрушки имеют на разных этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей. Для стимулирования первых самостоятельных игр ребенка достаточно двух-трех игрушек, имеющих между собой открытую смысловую связь, по мере овладения способами игровой деятельности организация предметно-игровой среды усложняется за счет увеличения количества игрушек и внесения игровых предметов с различным назначением.
Самостоятельные игры детей на втором этапе развития игровой деятельности направляются посредством дополнения предметно-образных игрушек так называемой ролевой атрибутикой, которая облегчает выбор и принятие ролей, их обозначение в игре.
Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу.
Использование технологии творческой игры имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни и создают при этом свои комбинации различных жизненных ситуаций, где как бы перевоплощаются во взрослых, в героев художественных произведений, в животных. Создавая, таким образом игровую жизнь, дети верят в ее правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.
Ребенку дошкольного возраста свойственна потребность в образном осмыслении воспринимаемых событий и явлений. Играя,он не просто ограничивается отображением увиденного, а воплощает свои стремления, отношения и мечты.
Богатство замысла и эффективность средств воплощения в каждой игре зависят от наличия у детей жизненных наблюдений, дополненных литературно-художественными образами, которые помогают детям перейти от прямого подражания к творческому воспроизведению игровых замыслов. Для возникновения замысла игры нужны яркие, волнующие ребенка впечатления. Однако,не всегда ребенок может воплотить замыселв игре, так как у него нет еще необходимых навыков и умений планировать свои действия. Этому его должен научить педагог.
Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация. Воспитатель должен использовать выдумку детей, фантазию для того, чтобы развивать их творчество, и, в то же время, помочь им лучше понять окружающую жизнь. С помощью игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми при условии, если игра включается в целостный педагогический процесс и является ведущим звеном в организации детской жизни.
Для того, чтобы достичь высоких результатов при реализации технологии творческой игры, педагогу необходимы хорошие знания структуры игры, ее особенностей, ее роли в педагогическом процессе, разнообразие приемов руководства.
В дальнейшем важной особенностью игры, которую используют в своей работе педагоги, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд, учебную деятельность, повседневную бытовую деятельность, связанную с выполнением режимных моментов.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить детей к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка школой сотрудничества, в которой он учится радоваться успехам и переносить поражения, регулировать свое поведение в соответствие с социальными требованиями.
Таким образом, игра тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада, ее использование направлено на формирование умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания ребенка.
Список литературы:
1. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. // Айрис-пресс., М.: — 2004.
2. Венгер Л.А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе. // Просвещение., М:. -1991.
3. Радвил Г.И. Игры детей и развитие детского творчества // Дрофа.,М:. 2002.
List of references:
1. Kalinichenko A.V., Miklyaeva Yu. V. Development of play activity of preschool children: A methodological guide. / 2. Wenger
L. A. Mental development in the game and preparation of children for school. // Prosveshchenie., M: -1991.
3. Radvil G. I. Games of children and the development of children’s creativity / / Bustard., M:. 2002.