Картотека бесед с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Правила этикета»


Цель: формировать навыки культурного поведения у детей 4-5 лет

Задачи:

Формировать культурное поведение у детей в разнообразных жизненных ситуациях.

Развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми.

Воспитывать у детей нравственные качества, необходимые в обществе.

Проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи.

Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации.

Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.

Материалы:

Иллюстрации: Маша, изображения театра, кинотеатра, торгового центра, парка и др.

Запрещающие знаки: не мусорить, не шуметь, не трогать руками, запрещено есть или пить, не кричать, не брать в рот.

Знаки: мыть руки.

Сегодня к нам пришла Маша. Мишка ей сказал, что она совершенно не умеет себя вести в общественных местах. Она хочет научиться правильно себя вести, но, к сожалению, не знает, что такое общественные места, и как нужно себя вести. Давайте ей поможем!

Ребята, как вы думаете, что такое общественные места.

(Ответы детей.)

— Общественное место – это место, где могут появляться разные люди. Например, таким местом может быть ваш дом, в котором вы живёте, лифт, улица, магазин, кинотеатр, театр, парк, детская площадка, автобус.

Теперь мы с вами знаем, что такое общественное место. Как нужно в этих местах себя вести? В этом нам помогут запрещающие знаки, а также иллюстрации, которые расскажут о том, как можно поступать, а как нельзя.

Давайте мы с вами поиграем в игру «Это я, это я, это вся моя семья». Если можно так делать, то вы говорите: «Это я, это я, это вся моя семья», а, если нельзя, то ничего не говорите.

Посмотрите, Маша отправляется гулять в парк. Давайте поможем Маше разобраться: что нельзя делать в парке? Выберите те знаки, которые говорят о том, что нельзя делать, и расскажите, пожалуйста, Маше (ответы детей).

Нельзя кричать, шуметь, мешать другим людям, мусорить.

В парке Маша увидела детскую площадку и побежала к качели. По пути она толкнула мальчика, упала в грязь, встала и снова побежала. В грязной одежде и с грязными руками Маша села на качели. Что неправильно сделала Маша?

(Ответы детей.)

Плохо, что Маша толкнула мальчика. Если она нечаянно его толкнула, то нужно было попросить прощения. Наши дети вежливые и приветливые и так не поступают. А ещё нужно смотреть под ноги. Ребята, что нужно делать, если упал и испачкал одежду и руки? (Ответы детей.)

Правильно. Руки нужно вымыть. А если негде помыть руки, то можно вытереть влажной салфеткой. Грязь с одежды – отряхнуть. Ведь вместе с грязью в организм попадают бактерии, которые вызывают болезнь. С Машей так и случилось: заболел живот, поднялась температура. Она заболела, и ей пришлось идти к врачу, а потом пить горькие таблетки.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот». Я бросаю вам мячик и говорю: «чистый», а вы ловите мячик и бросаете мне его обратно, говоря: «грязный». Здоровый – больной, полезный – вредный, вежливый – грубый, трудолюбивый – ленивый, злой – добрый, хороший – плохой, свежий – испорченный, ломать – чинить, сердиться – радоваться.

Как называется место, куда пришлось идти Маше, когда она заболела?

Правильно, поликлиника. Как нужно там себя вести, ведь поликлиника – это тоже общественное место? (Ответы детей.)

Нельзя бегать, кричать, шуметь, мусорить, есть, трогать пол и стены.

А ещё, дети, в поликлинике лучше носить маску. Как вы думаете, для чего нужна маска? (Ответы детей.)

Маска нужна, чтобы не заразить других людей или не заболеть самому.

Когда Маша выздоровела, её пригласили в гости, но она не знала, как нужно себя вести. Маша зашла, не сняла обувь, сразу села за стол, шумно пила сок. Увидела в шкафу красивую чашку. Открыла шкаф и взяла её. Потом поиграла с кошкой, бегала по квартире и громко смеялась. Когда устала, убежала домой. Что неправильно сделала Маша? (Ответы детей.)

Правильно, ребята. Нужно было поздороваться, когда пришла в гости. Снять обувь, помыть руки. Нельзя бегать, шуметь. А когда уходила, нужно было поблагодарить за приглашение и попрощаться.

В другой день Маша пошла в театр и в кинотеатр. В театре показывали спектакль про животных.

Игра «Изобрази животное». Один ребёнок изображает животное, а другие отгадывают.

Маша в театре начала прямо в театре изображать животных. Дети, можно так делать? (Нет.) Расскажите, пожалуйста, Маше, как нужно себя вести. Маше так понравился спектакль в театре, что она смеялась и прыгала от радости. Посмотрите на знаки и картинки.

Маша смотрела мультик, а потом ей захотелось в туалет. Выберите нужные знаки.

По пути домой Маша снова зашла на детскую площадку. Там она играла с песком: варила кашу, пела пироги, строила замки. После игры ей захотелось есть, и она пошла в магазин, чтобы купить пирожок и съесть его на улице. Скажите, ребята, а можно есть на улице? (Нет.) Почему?

У Маши были грязные руки. Грязь с рук попадёт на пирожок, а, значит, и в желудок. А мы с вами уже знаем, что бактерии недобрые. Из-за них можно заболеть. Маша в этот раз не заболела, потому что продавец в магазине не продала Маше ни пирожок, ни сок до тех пор, пока Маша не пришла с чистыми руками и в чистой одежде. Расскажите, пожалуйста, Маше как нужно себя вести в магазине. Можно ли бегать, кричать? А что можно?

Спасибо вам, ребята, за то, что помогли Маше. Теперь она будет вести себя правильно в общественных местах.

Картотека бесед с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Правила этикета»

Виктория Гунькина

Картотека бесед с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Правила этикета»

Конспект беседы с детьми 3–5 лет по формированию КГН «Научим Мишутку волшебным словам: «спасибо» и «пожалуйста»

Цель: закреплять знания детей о правилах и нормах общения.

Сюрпризный момент: приход в гости Мишутки.

Демонстрационный материал: игрушка медвежонок.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел медвежонок по имени Мишутка. Давайте поздороваемся с ним. Молодцы!

Наш Мишутка очень любознательный медвежонок и хочет узнать какое волшебное слово нужно сказать, чтобы попросить что – то?

Ответ детей.

Воспитатель: Правильно, это слово «пожалуйста», молодцы!

А что нужно сказать, когда кто — то дал тебе что-то или сделал хорошее, помог тебе чем – нибудь?

Ответ детей.

Воспитатель: Молодцы, конечно «спасибо»! Когда кто – то сделал для тебя что – то хорошее, нужно поблагодарить его волшебным словом «спасибо».

А какие вежливые слова вы еще знаете?

Ответ детей.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Мишутке все правила вежливого общения.

Какие основные правила речевого этикета мы знаем?

Ответ детей:

-обязательно говорить при встречи со знакомыми людьми слова приветствия «здравствуйте», по окончании встречи «до свидания»;

-когда садишься за стол нужно пожелать всем «приятного аппетита», когда выходишь из – за стола после еды, говорим «спасибо»;

— к взрослым обращаться на — «Вы»;

-не перебивать когда кто-то говорит, нужно дождаться, когда говорящий закончит свою речь;

-не следует ябедничать и обзываться.

Воспитатель: Молодцы! Правила этикета – это волшебные правила поведения, зная и соблюдая их, вы ни когда не попадете в неудобную ситуацию. Всегда будете выглядеть вежливыми и воспитанными.

Мишутка говорит нам «спасибо!» и прощается с нами «до свидания!»

КГН. Конспект беседы на тему «Расскажем тетушке Улитке, как нужно вести себя за столом»

Цель: закреплять знания детей о правилах и нормах поведения за столом.

Сюрпризный момент: приход в гости тетушки Улитки.

Демонстрационный материал: игрушка – Улитка.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла тетушка Улитка. Давайте, пока накрывают нам столы к полднику, расскажем тетушке Улитке правила поведения за столом.

Вопросы:

1. Что необходимо сделать перед едой? (перед едой нужно вымыть руки)

2. Что нужно сделать в начале трапезы? (пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита)

3. Как мы сидим за столом? (сидим ровно, спинка прямая, локти на стол не кладем)

4. Можно ли брать руками пищу из тарелки? (для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы)

5. Можно ли разговаривать и баловаться за столом во время еды? (кушаем молча, запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу, запрещается баловаться за столом. Кушать следует с закрытым ртом)

6. Что нужно сделать, если попался большой кусочек еды? Можно его целиком запихивать в рот? (набивать едой полный рот нельзя, если попались большие кусочки пищи –разделить на маленькие, используя столовые приборы.

7. Можно ли облизывать тарелку, даже если было очень вкусно? (нет, тарелку облизывать нельзя)

8. Если кто – то испачкался, что нужно сделать? (по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой)

9. И последний вопрос, когда мы покушали, что мы делаем? (нужно вытереть рот и руки салфеткой, и вставая из-за стола сказать «спасибо!»)

Воспитатель: Молодцы! Тетушка Улитка очень рада, что вы хорошо помните правила поведения за столом и ей пора уползать в свой домик. До свидания!

Стол уже накрыт, руки мы помыли, теперь берем стульчики и присаживаемся на свои места, сначала девочки, теперь мальчики.

Конспект беседы с детьми 3–5 лет по формированию КГН «К кукле Кате пришли гости»

Цель: закреплять знания детей о правилах и нормах поведения в гостях.

Демонстрационный материал: кукольный стол со стульчиками, посуда игрушечная, три куклы.

Вариант №1.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Помогите мне накрыть стол, к нашей кукле Кати придут в гости 2 подружки: кукла Оля и кукла Даша.

Дети накрывают стол на три персоны, расставляют чашки, тарелочки, чайник и салфетки.

Воспитатель: Катя пригласила в гости своих подружек Олю и Дашу к полднику.

Оля и Даша постучались в дверь, Катя открыла им дверь (Они поздоровались) — «Здравствуй Катя!». Катя: Здравствуйте! Проходите! Присаживайтесь!- Куколки присели за стол и стали беседовать. Катя предложила выпить чаю. Даша и Оля выпили чай, поблагодарили Катю. Еще немного посидели и пошли домой. Уходя, Оля и Даша попрощались с Катей «До свидания!» Катя им ответила: «До свидания!»

Воспитатель: Ребята, вот мы и поиграли с куколками, а теперь давайте обсудим, как вели себя куклы в гостях хорошо или плохо?

Ответы детей: Хорошо!

Вопрос: Дашу и Олю Катя пригласила? Можно ли ходить в гости без приглашения?

Ответы детей: Катя пригласила Олю и Дашу (без приглашения нельзя ходить в гости).

Вопрос: Можно ли опаздывать или прийти раньше времени, к которому вас пригласили?

Ответ детей: Нет!

Вопрос: При встрече они поздоровались?

Ответ детей: Да! Оля и Даша сказали — «Здравствуй Катя!». И Катя, тоже поздоровалась с ними.

Вопрос: Как вели себя Оля и Даша в гостях? Они баловались, кричали?

Ответ детей: Нет, они вели себя хорошо, сидели тихо и спокойно общались.

Вопрос: можно ли перебивать во время беседы?

Ответ детей: Нет! При разговоре нельзя перебивать других людей.

Вопрос: Оля и Даша долго были в гостях?

Ответ детей: Нет!

Вопрос: А можно ли долго сидеть в гостях? Красиво ли это?

Ответ детей: Нет! В гостях засиживаться допоздна нельзя. Это не красиво.

Вопрос: Когда Оля и Даша уходили, они попрощались с Катей?

Ответ детей: Да!

Вопрос: А Катя попрощалась с гостями, сказала «до свидания!»?

Ответ детей: Да, Катя, тоже сказала «до свидания!»

Воспитатель: Все вспомнили, теперь скажите — «Хорошо ли вели себя Оля и Даша в гостях у Кати?»

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, а какие еще правила поведения в гостях вы знаете, которые мы не проговаривали сейчас?

Ответ детей:

— нельзя напрашиваться на чай или угощение;

— в гости идти следует только с хорошим настроением.

Воспитатель: Правильно! Вы тоже, как и наши куколки, хорошо знаете правила поведения в гостях! Молодцы!

Вариант №2.

Обыграть с детьми противоположную картину поведения и обсудить: Что хорошо? Что плохо? Как нужно вести себя в гостях?

Конспект беседы с детьми 3–5 лет по формированию КГН «Правила этикета в общественном месте»

Цель: закреплять знания детей о правилах и нормах общения.

Сюрпризный момент: Волшебный сундучок.

Демонстрационный материал: красивая коробочка (волшебный сундучок) с записками-вопросами, бумажные самодельные медальки по количеству детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Это волшебный сундучок с секретом. Хотите узнать что там?

Ответ детей: Да!

Воспитатель: Чтобы узнать, что там за секрет, нам нужно ответить на вопросы, которые есть в записке. Вопросы будут, о том, как себя вести рядом с чужими людьми, в таких общественных местах, как магазин, театр, музей, транспорт и даже детская площадка, мы сейчас и поговорим.

Правила поведения в общественных местах – это, прежде всего, элементарная вежливость.

1. Если у вас насморк, что нужно делать?

Ответ детей: пользоваться носовым платком.

2. Воспитанные дети при кашле и чихании что делают?

Ответ детей: При кашле и чихании принято прикрывать рот.

3. Молодцы! Перед тем, как зайти в транспорт или магазин, что следует сначала сделать?

Ответ детей: следует сначала предоставить дорогу выходящим.

4. Когда вы едите в общественном транспорте, если вы сидите, а рядом стоит пожилой человек бабушка или дедушка, что вы сделаете?

Ответ детей: в транспорте следует уступать место старшим.

5. Правильно, мы должны проявлять вежливость к взрослым людям. Быть внимательным к людям с ограниченными возможностями.

Следующий вопрос: Можно ли громко разговаривать в общественных местах?

Ответ детей: Нет. Запрещено громко разговаривать, кричать, петь песни в общественных местах.

6. Молодцы, правильно! Новый вопрос: можно ли заходить в общественный транспорт или магазин или музей с едой?

Ответ детей: Нет. Нельзя заходить в транспорт, магазин и другие общественные места с едой или напитками.

7. Правильно, мальчик бросил на детской площадке бумажку от конфеты, можно так делать?

Ответ детей: Нет! Нельзя мусорить, необходимо соблюдать чистоту.

8. Замечательно, а еще нужно беречь зеленые насаждения, не ломать цветы, кустарники и деревья. Еще вопрос: кто — то на площадке забыл игрушку, можно ли ее забрать себе?

Ответ детей: Нет!

9. Конечно нельзя, вы правы, как бы сильно вам не хотелось этого сделать, никогда нельзя брать чужие вещи! Ведь, во-первых, это может оказаться опасным (взрывное устройство, во – вторых, когда ребенок вернется за своей игрушкой или вещью и ее не будет на месте, он очень расстроится. А вот такой вопрос: ругаться, драться, плеваться – можно?

Ответ детей: нет, нельзя!

10. Правильно, нельзя себя так вести. А еще нужно помогать маленьким, слабым и беззащитным. И последний вопрос: можно ли перебивать людей, которые говорят?

Ответ детей: Нет! Нельзя перебивать других людей.

Правильно! Молодцы, это не красиво! Еще не красиво тыкать пальцем.

Ребята, еще много правил, которые мы сегодня не проговорили, но обязательно еще повторим в следующий раз. Все эти правила сходятся к одному – нужно быть добрым и вежливым. Соблюдать правила этикета нужно всегда и тогда вы сможете вырасти хорошими, добрыми людьми, достойными уважения.

А я хочу вас поблагодарить, подарив вам то, что находится в нашем волшебном сундучке. Воспитатель раздает заготовленные медали «За вежливость» всем детям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]