Задачи обучения конструированию в средней группе детского сада
Задачи обучения конструированию.
Средняя группа
Образовательные задачи:
Конструктивно-технические:
Строительный материал:
-учить самостоятельно преобразовывать постройки в длину, ширину, высоту
-учить сооружать постройки в соответствии с размером игрушек, используя детали разного цвета
-учить выполнять постройку по названной теме, по условиям, по замыслу (планировать последовательность, подбор деталей по форме, размеру, устойчивости)
-закреплять технические навыки конструирования (умение ставить кирпичики на ребро, углами, замыкая пространство)
Бумага:
-обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, проглаживать сгиб
-приклеивать детали к основной форме (окна, двери, колеса)
Природный и бросовый материал:
-приобщать детей к изготовлению поделок из природного и бросового материала
-создавать конструктивные образы путем преобразования разнообразных заготовок
-использовать для скрепления частей клей, пластилин, скотч,спички
Развивающие задачи:
Строительный материал:
-закреплять знакомые названия деталей (кубик, кирпичик, пластина, призма) + знакомить с новыми
— учить использовать их с учетом основных конструктивных свойств (размер, устойчивость, форма)
-учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах: стены, наверху – перекрытие; в машине: мотор, кабина, кузов)
— продолжать формировать чувство формы при создании построек и поделок;
— продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память;
Бумага:
-учить определять и называть лист бумаги-заготовки по форме (квадрат, круг, прямоугольник), величине, цвету
-развивать творчество, художественный вкус в оформлении поделок из бумаги
Природный и бросовый материал:
-знакомить детей с разнообразным природным и бросовым материалом, его свойствами
-воспитывать самостоятельность, умение найти способ изготовления игрушки
— расширять словарь ребенка специальными понятиями: «пропорция», «масштаб», «фактура», «пластика», «пропорция».
Воспитательные задачи:
— продолжать воспитывать интерес к конструированию и конструктивному творчеству;
— воспитывать умение руководствоваться словесными инструкциями педагога в процессе упражнений;
— эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других;
-аккуратность при работе с различными материалами и инструментами
-умение работать организованно, совместно с детьми и педагогом в процессе создания общей работы
Конструирование
Развитие конструктивных способностей у детей среднего дошкольного возраста на занятиях по конструированию и в совместной деятельности
На пятом году жизни ведущим видом деятельности ребёнка остается предметная и начинает развиваться игровая деятельность.
Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребёнка.
Детское конструирование — это процесс сооружения таких построек, в которых предусматриваются взаимное пространственное расположение частей и элементов и способы их соединения в соответствии с назначением построек. В процессе конструирования дети учатся составлять из отдельных частей целое, что требует активной работы мысли, воображения. Выявление признаков предметов, сравнение и обобщение происходит наглядно- действенным способом.
Конструирование имеет большое значение для развития ребёнка. На занятиях по конструированию дети учатся планировать предстоящую работу, анализировать свои действия, делать выводы, исправлять ошибки.
Конструирование объединяет детей, приобщает их к коллективной деятельности. Дети при этом проявляют находчивость, выдумку, советуются, договариваются, кто что будет делать, помогают друг другу. Занятия по конструированию, развивают творческие способности, сноровку, воспитывают усидчивость, трудолюбие, терпение.
Конструирование даёт возможность действовать с геометрическими телами ,на практике познакомиться с сенсорными признаками предметов ( цвет, форму, величину) и научиться оперировать ими, усваивать правильные названия деталей строительного набора, совершенствовать восприятие пространственных отношений ( правее, левее, выше, ниже, за , рядом, перед) . Действия с крупным строительным материалом способствуют укреплению мускулатуры ребёнка; игры с настольным строительным материалом развивают мелкую моторику рук. Конструктивная деятельность развивает глазомер, тренирует координацию рук и глаза.
Актуальность обозначенной проблемы обусловила выбор темы по самообразованию «Развитие конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста».
Изучив психолого – педагогическую и методическую литературу ( Л. В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» ),были поставлены следующие цели и задачи.
- Цель: Развивать конструктивные способности детей младшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию и в совместной игровой деятельности.
Задачи:
- Учить сооружать элементарные постройки: дорожки( узкие, широкие, длинные, короткие), башенки ( два, три , четыре кубика, поставленные один на другой), лесенки ( с двумя тремя ступеньками), мебель (стульчик, диван, кроватку, стол ), машину, горку, домик, ворота и д. р.
- Продолжать знакомить ребёнка с разными деталями (разной величины, формы, цвета, выполненными из разных материалов), способствовать запоминанию названий деталей строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма).
- Обогащать практический опыт ребёнка, касающийся расположения деталей на плоскости и в пространстве ( поставить один кубик на другой; он может быть опорой для пластины; кирпичик можно ставить на длинную узкую сторону и короткую узкую сторону – забор)
- Поупражнять в плоскостном конструировании( накладывать вырезанные фигуры на изображенные, вкладывать в прорези, выкладывать изображения по образцу воспитателя)
Прежде чем приступить к конструктивной деятельности с детьми были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению обучающих занятий и совместной деятельности детей.
На первоначальном этапе работы было проведено обследование детей с занесением результатов в диагностические карты. ( см. приложение № 1) Изучив способности и интересы воспитанников выяснилось: что не все дети могут различать строительный материал по форме,
не знают названий деталей,
не умеют строить элементарные постройки.
- Для развития конструктивных способностей была создана предметно – развивающая среда в группе, которая является одним из условий развития творческой активности дошкольников. В неё вошли
- Мягкие модули
- Материалы Фрейбеля
- Яркий красочный дидактический материал, мелкий настольный и крупный напольный строительный материал, а так же конструкторы
- Методическое сопровождение.
Они соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологичных материалов.
Для удобства строительный материал и конструктор разложен по коробкам разной величины; разработана картотека занимательных игр и упражнений по конструированию.
Используя результаты обследования, мною было составлено перспективное планирование по разделам программы «Кроха». При планировании занятий по конструированию учитывала возраст детей и уровень их развития. На занятиях дети приобретают новые знания и умения. Занятия провожу систематически со всей группой детей один раз в неделю. Существует определённый алгоритм проведения систематических занятий.
Алгоритм занятия:
1. Проблема (мотивация к деятельности)
2. Знакомство с новым материалом( детали строительного материала)
3. Предлагаю детям назвать знакомые детали строительного материала
4. Показ образца (если постройка сложная показ поэтапно)
5. Самостоятельное выполнение детьми (помощь)
6. Идентификация с образцом
7. Обыгрывание постройки (подведение итога на основе результата)
Кроме систематических занятий по программе, провожу один раз в месяц занятие – закрепление, это занятие состоит из игровых заданий которые направлены на закрепление у детей полученных знаний и умений и приобретении на их основе новых. Например: Тема «Заборчики» игровые задания к этой теме (см. приложение)
Такие игровые задания проводятся по всем темам перспективного планирования.
Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по конструированию является взаимосвязь обучения на занятиях. Интеграция по типу слияния программного материала
Конструирование и ознакомление с худ. литературой, развитие речи, экспериментальной деятельностью, ознакомление с окружающим.
Пример: Художественная литература и конструирование:
Знакомимся со сказкой Л. Толстого «Три медведя», после прочтения спрашиваю детей: « Что можно построить для мишек? На чём сидела Маша?(стул) «На чём спала? (кровать). Прочитали сказку , вспомнили элементарные постройки (стул, кровать , домик ),выбираем нужные строительные детали и начинаем стройку.
В свободное время ребёнок занят игрой которая под руководством воспитателя плавно переходит в сюжетно ролевую игру. Во время игры продолжаю учить детей конструировать. Но делаю это ненавязчиво – так, чтобы дети не чувствовали, что их обучают( «Здравствуй котик! – обращаюсь я к игрушке, для которой ребёнок построил домик. _ Кто построил тебе такой домик? Нравится тебе в нём жить? И т.д.)
Игра «Построим домик для мишки и зайчика (см. приложение)
Детям очень интересны интегрированные занятия, которые я часто использую при изучении новой темы или закреплении .
Так же во время уборки строительного материала я продолжаю учить детей сравнивать детали по цвету, форме, величине, аккуратно разбирать постройки сортировать детали.
Связь конструирования с экспериментальной деятельностью прослеживается на прогулке в песочнице. Мы изучаем свойства песка (сыпучий, липкий, сухой, мокрый). Из песка мы учимся делать простейшие постройки (я показываю и объясняю, как набрать полную формочку, уплотнять песок, опрокидывать, как поднять, чтобы не повредить куличик). Сгребая песок с двух сторон руками и, уплотняя его, строим заборчик.
Для совместной деятельности с детьми мною была разработана картотека «Занимательные игры и упражнения по конструированию» (см. приложение) Совместная деятельность проводится в виде дидактических игр, занимательных упражнений как по подгруппам так и индивидуально в утренние и вечерние часы.
Конструирование условно можно разделить на два вида
- Объемное
Первоначально используется объёмное конструирование так как ребёнку в раннем возрасте нужно не только видеть из чего он будет сооружать постройки, но обязательно потрогать те детали которыми будет пользоваться.
- Плоскостное (в дальнейшем аппликация).
Более сложный вид конструирования,
требует зрительного навыка,
знание формы и размера
различия геометрических фигур
1.Объёмное конструирование – игры со строительным материалом:
-«Построй дом для мишки и зайчика»
-«Построим башенку для принцессы»
-«Лесенка для белочки»
-«Найди такую же деталь»
-«Построй по образцу» и д. р.
В играх со строительным материалом ребёнок учитывает форму предмета, продолжает знакомиться с основными формами, учиться различать и называть некоторые.
2.Плоскостное конструирование – это игры, которые упражняют детей в накладывании вырезанных фигур на изображённые, выкладывании изображения по образцу. К каждому такому упражнению существует приложение в виде карточек, сюжетных картинок, контурных схем.(см. приложение) Выполняя такие задания дети легко запоминают и различают геометрические фигуры. При обучении плоскостному конструированию ребёнок учится видеть в квадрате — куб, в треугольнике – призму, в круге – шар , развитие сенсорных эталонов. Плоскостное конструирование имеет сюжет, а значит определённый опыт о предметном окружении. Проводится по подгруппам в совместной деятельности. Развитие данного вида конструирования поможет в дальнейшем при работе с аппликацией.
Если я замечаю что у ребёнка слабые конструкторские способности, а в связи с этим и интерес к деятельности ослабевает, то стремлюсь его заинтересовать. Чаще вместе с ним строю, рассматриваю иллюстрации, подключаю к детям, у которых строительство ладится. Давая однотипные задания, всегда дифференцирую их с учётом сложности. Например, все выкладывают по контору, но одним можно дать больше деталей выложить, другим меньше и т. д. Зная, что из подгруппы только один или два ребёнка справятся с заданием, всё равно даю это задание как коллективное. Причём, при оценке, всегда подчёркиваю общие усилия ребят, помощь друг другу. Такой приём особенно стимулирует взаимообучение.
Одним из направлений деятельности является работа с родителями:
- Родительское собрание «Юные строители» — май 2009 г.
- Консультация «Виды конструирования и их значение в жизни младшего дошкольника» — март 2010 г.
- Стенд для родителей «Приемы конструирования»
После первого года использования систематических занятий по разделам программы «Кроха», и использования в совместной деятельности занимательных игр со строительным материалом, были заметны следующие результаты: ( диагностика см. приложение № 2)
Продолжая работу на следующий год по данной теме использовала не только систематические занятия по программе. Продолжила знакомство детей со строительным материалом – объёмное конструирование, при помощи разработанных мною занимательных игр и упражнений. Познакомила детей с плоскостным конструированием, которое дало возможность действовать с геометрическими телами, освоить сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина), усвоить правильные названия геометрических фигур.
Подводя итоги использования систематических занятий, интегрированных занятий, игровых заданий и занимательных игр и упражнений по конструированию мы с детьми достигли следующих результатов: (диагностика см. приложение № 3)
Результаты работы
- Овладели простейшими приёмами конструирования (дорожки узкие и широкие, башни различной величины, мебель, транспорт, домики, ворота)
- Различают детали по величине, форме, цвету.
- Называют детали строительного материала(кубик, кирпичик, пластина)
- Накладывают вырезанные фигуры на изображённые, выкладывают изображение по образцу.
Перспективы
- Знакомство с природным и бросовым материалом.
- Работа с бумагой (оригами).
- Создание кружка по художественному конструированию.
Введение
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации занятий по конструированию с дошкольниками 4–5 лет. В пособие также включен разнообразный познавательный и развивающий материал по развитию пространственной ориентации; по обучению построению схем, планов, чертежей; по формированию элементарных географических, астрономических представлений, а также занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей.
При разработке данного материала использовались исследования Н. Н. Поддъякова, Л. И. Парамоновой, А. Л. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской и др.
Материал апробирован в ДОУ № 32, 1415, 1039, 1268 и других дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и является технологией к программе «Конструирование и ручной труд», рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ (1998 г.)
Предлагаемая система занятий рассчитана на один учебный год. Занятия разбиты по темам. Каждая тема может быть реализована в течение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Задания можно варьировать, включать в задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; проводить по частям в течение дня или нескольких дней или использовать для занятия все время, отведенное для всех занятий в определенный день недели, перенося, например, ручной труд, рисование, аппликацию на другой день.
Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей. Игровые задания ориентированы на подгрупповую форму организации. Одно занятие в месяц проводится фронтально.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, гувернерам и родителям.