Конспект «Организация трудовой деятельности для детей младшего дошкольного возраста «
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №___»
конспект
организация трудовой деятельности
для детей младшего дошкольного возраста
Образовательная область
: Социально- коммуникативная
Воспитатель Кинзина Л.О
Март 2021 года
Формы организованной трудовой деятельности
:
— коллективный труд
Вид труда:
хозяйственно-бытовой
Цель:
организация практической трудовой деятельности детей посредством ухода за куклами
Задачи:
Образовательная:
—
учить детей доброму отношению к куклам
Развивающая:
— активизировать словарь детей, употребляя в речи слова : мыльница, намыливание, ополаскивать, пенится, губка
— учить определять свойства воды (холодная, горячая, теплая)
— учить обозначать характер действий (намыливать, смыть мыло, вытирать)
Воспитательная:
— воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетворения от успешного выполнения работы
— продолжать учить детей трудиться в коллективе
Интеграция образовательных областей:
— познавательное развитие (узнать свойства воды и мыла)
— речевое развитие (добавить в словарь ребенка слова мыльница, пенится, губка)
— социально-коммуникативное развитие (умение детей трудиться в коллективе ,бережно относится к куклам)
Средства и материалы:
—
2 таза, мыло, губки, полотенце, зеленое ведро с горячей водой, желтое ведро с холодной водой, кукла Катя, красивая коробочка, мыльные пузыри.
Словарная работа:
намыливание, ополаскивать, пенится, губка, мыльница
Предварительная работа
: Игры с водой: «Холодное — горячее», «Плавает -Тонет», «Переливание» Д /игра: «Умывалочка», «Вымой руки» Игровые упражнения: «Чистые ладошки»
Игры – забавы: «Мыльные пузыри» Чтение потешек, стихотворений.
Предполагаемый результат:
Дети научились бережно относиться к куклам, следить за своей чистотой, закрепили навыки в умении мыть руки.
Ход трудовой деятельности:
1.Вводный этап:
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам в гости обещала прийти кукла Катя, но она что-то опаздывает…раздается стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и вносит большую куклу( носик, щечки и ручки измазаны черной краской)
Воспитатель
: Ой, Катя, что с тобой? Что у тебя на носике, на щечках, на ручках? Что это, дети? (грязь)
Воспитатель читает стихотворение А.Барто «Девочка чумазая» сопровождая чтение инсценировкой
Воспитатель
: Ребята, кукла очень грустная, не хочет быть грязной, поможем Кате? (Поможем) . У меня есть волшебная коробочка, в ней много полезных вещей, я буду их доставать, а вы говорите, какие из них нам понадобятся, чтобы вымыть куклу.
Воспитатель поочередно достает из коробки мыло, тетрадку, полотенце, машинку, губку, телефон — дети определяют, что нужно для купания. Воспитатель уточняет назначение предметов, объясняет, как ими пользоваться.
2.Основной этап:
Воспитатель:
А теперь, давайте искупаем Катю в тазике. (Подходят к столу, где стоят два пустых таза, и два ведра с горячей и холодной водой). Потрогайте, дети, какая вода в зелёном ведерке? (Горячая) В зелёном ведерке горячая вода. А какая вода в желтом ведерке? (Холодная) Катя в горячей водичке купаться не любит и в холодной водичке купаться не любит. Она любит купаться в теплой водичке. Сейчас мы с вами нальем в таз сначала холодной водички, а потом добавим водички горячей. Я смешала горячую воду и холодную. Какая водичка получилась? (Дети опускают руки в тёплую воду) – Водичка стала тёплая. Воспитатель берёт куклу Катю, снимает с неё одежду, сажает куклу в тазик и начинает купать. При этом сопровождает свои действия пояснениями, проговаривает слова: мыло, мыльница и т.д.
Воспитатель берет губку. Проговаривает, это губка, ей мы моем куклу Катю. Намыливая кукле голову, взбивает пену и приговаривает: Будет мыло пениться И грязь куда – то денется. Водичка, водичка Умой Катюше личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Воспитатель
: Наша Катюшка, стала чистенькая, только нужно смыть с неё всю пену. Что для этого нужно сделать? (Нужно ополоснуть куклу чистой, теплой водичкой). Вы помните, какая водичка в зелёном ведерке? (Горячая). А в жёлтом ведерке? (Холодная).
Воспитатель:
Какая получится вода, если я смешаю горячую воду с холодной (теплая). Во второй таз наливаем теплую воду.
Воспитатель:
Этой теплой водичкой я смою с нашей куколки остатки мыла. Льет водичку на куклу , ласково приговаривая: Теплую водичку Льем на нашу птичку. (Воспитатель достает из тазика куклу и вытирает ее полотенцем) Вытрем Катю полотенцем и положим на кроватку отдохнуть. (Куклу укладывают на широкое полотенце — «в кровать»)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, остальные куклы тоже хотят быть чистыми и красивыми, давайте помоем и их? Возьмите каждый по одной кукле. (Дети при помощи воспитателя моют своих кукол, ополаскивают их и укладывают чистых кукол рядом с Катей)
Воспитатель:
Посмотрите, в тазике вода стала грязная и мыльная. Ее надо вылить. Воспитатель убирает также мыло в мыльницу, вешает сушить полотенце. Затем воспитатель предлагает посмотреть, какие куклы стали чистые, красивые. Отмечает, что все хорошо потрудились, все работали дружно, помогали друг другу. Затем накрывает кукол полотенцем и сообщает, что куклам нужно отдохнуть, поспать, а детей приглашает поиграть с мыльными пузырями.
3.Рефлексия.
Видите, ребята мы сделали доброе дело, помогли Кате стать чистой.
(Вам понравилось помогать Кате?)
А если и дома будете так помогать, тогда ваши родители будут очень рады, что их дети выросли и стали большими помощниками.
Воспитатель
: Все хорошо потрудились, все работали дружно, помогали друг другу.
Затем накрывает кукол полотенцем и сообщает, что куклам нужно отдохнуть, поспать, а детей приглашает поиграть с мыльными пузырями.
Использованные источники:
- https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konspiekt-raboty-s-diet-mi-po-trudovomu-vospitaniiu-v-mladshiei-ghruppie
2.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konspiekt-raboty-s-diet-mi-po-trudovomu-vospitaniiu-v-mladshiei-ghruppie
Формы организации детского труда
Труд дошкольников в детском саду организуется в трех основных формах: поручения, обязательный труд и коллективная трудовая деятельность.
Задания — это задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные способности, опыт и цели обучения.
Задачи могут быть короткими или длинными, индивидуальными или общими, простыми (с несложным конкретным действием) или более сложными, с цепочкой последовательных действий.
Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к работе и чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить свое внимание, проявить силу воли для выполнения задания и сообщить учителю о его завершении.
В младших группах задания индивидуальны, конкретны и просты и предполагают одно или два действия (положить ложку на стол, принести лейку, снять с куклы одежду для стирки и т.д.). Такие элементарные задания вовлекают детей в деятельность, направленную на благо коллектива, в условиях, когда они еще не могут самостоятельно организовать работу.
В средней группе воспитатель поручает детям стирать кукольную одежду, мыть игрушки, подметать дорожки, сгребать песок в кучу. Эти задания сложнее, так как содержат не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить порядок работы и т.д.).
В старшей группе индивидуальные задания организуются в такой работе, где у детей недостаточно развиты навыки, или когда они обучаются новым навыкам. Индивидуальные задания даются также детям, которые нуждаются в дополнительном обучении или особо пристальном наблюдении (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается), то есть когда необходимо индивидуализировать методы воздействия.
В подготовительной к школе группе дети должны проявить необходимые навыки самоорганизации при выполнении общих заданий, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от объяснения к контролю, к напоминанию.
Дежурство — это организационная форма детского труда, предполагающая обязательное выполнение работы, ориентированное на служение коллективу. Дети поочередно привлекаются к различным видам услуг, что обеспечивает их систематическое участие в работе. Распределение и чередование дежурств осуществляется на ежедневной основе. Долг имеет большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в состояние обязательного выполнения определенной работы, необходимой для коллектива. Это позволяет детям развивать ответственность за группу, заботливое отношение и понимание необходимости их работы для всех.
В младшей группе, выполняя поручения, дети приобрели навыки, необходимые для сервировки стола, и стали более самостоятельными в выполнении работы. Это позволяет средней группе ввести дежурство по столовой в начале года. Каждый день за каждым столом работает один человек. Во втором полугодии дети дежурят, чтобы подготовиться к занятиям. В старших группах вводится дежурство в естественных уголках. Дежурные сменяются ежедневно, каждый из детей систематически участвует во всех видах обслуживания.
Коллективный труд — самая сложная форма организации труда детей. Он часто используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты работы имеют практическую и социальную значимость. У детей уже есть достаточный опыт работы с различными видами услуг и поручений. Расширение возможностей позволяет учителю решать более сложные задачи трудового воспитания: учит детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенное время. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как совместная работа, когда детям дается общее для всех задание, а в конце работы складывается общий результат.
В подготовительной группе совместная работа приобретает особое значение, когда дети находятся в процессе работы в зависимости друг от друга. Совместная работа дает учителю возможность развивать позитивные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Значение коллективной формы работы для формирования личности ребенка
Проявляя социальную активность, каждый студент воспринимает коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения как личности. Благодаря педагогическому сопровождению общественной жизнедеятельности желание самоутвердиться в глазах своих и сверстников находит благоприятную почву в коллективе. Только в группе формируются такие важнейшие черты личности, как самооценка, самопринятие и самоуважение, то есть принятие или непринятие собственной персоны.
Воспитательный коллектив, по определению И.Ф. Козлова, специально исследовавшего творчество Макаренко, — это научно организованная система воспитания детской жизни. Организация коллективной воспитательно-познавательной, ценностно-ориентированной деятельности и общения создает условия для формирования и реализации интеллектуальной и нравственной свободы. Только в деятельности коллективной жизни формируются интеллектуальные и нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция, набор социально значимых навыков и умений.
Роль коллектива в организации трудовой деятельности детей ничем не заменить. В условиях коллектива это стимулирует проявление взаимной ответственности за конечные результаты работы, взаимопомощи.
Формирование навыков коллективного планирования способствует появлению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию методов и навыков, необходимых для реализации самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. А результатом коллективного планирования является высокое качество совместно полученного результата трудовой деятельности.
Успешное достижение цели во многом зависит от умения контролировать собственную активность. Дети 3-4 лет не замечают ошибок в своей работе и считают ее хорошей, независимо от того, как и какой результат достигнут. Они критически относятся к работе своих сверстников. В возрасте 5-7 лет дошкольники пытаются правильно оценивать свою работу, хотя замечают не все ошибки, а только самые грубые. Их интересует качество работы. Поэтому они обращаются к взрослому с вопросами о правильности и качестве собственной трудовой деятельности.
Воспитатель предлагает всем детям испечь печенье, посадить лук, постирать одежду кукол (количество детей может быть самым разным: от 2-3 до 6-7, а в старших группах и больше). Каждому из детей дается определенное задание, например: взять кусок теста, раскатать его и вырезать формочкой печенье, или взять несколько луковиц, пусть учитель покажет, какую дорожку, отмеченную линией, нужно посадить, и начать работать и т.д.
Дети работают «бок о бок». Но когда процесс работы завершается, наставник подводит итоги. Таким образом, он может указать на преимущество коллективной работы: Каждый сделал немного работы, а вместе они достигли многого. Это самое простое объединение, здесь объединяются только результаты. Но в этом задании учитель говорит детям в процессе работы: «Мы должны стараться не отставать от других. Не заставляйте своих друзей ждать. И с учетом возможностей и уровня способностей того или иного ребенка, он обеспечит такой объем работы для всех, чтобы каждый мог выполнять работу примерно в одно и то же время.
Эта форма объединения является переходом от работы «бок о бок» к совместной работе.
По мере приобретения детьми опыта участия в труде и овладения навыками, а также правилами организации собственной трудовой деятельности, по мере роста сформированности у них определенных принципов трудолюбия (то есть по мере решения ими ранее поставленных задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным задачам.
Важно формировать у детей начала коллективизма, умение работать сообща, помогать друг другу, видеть трудности товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам работы и так далее. Эти задачи наиболее успешно решаются в совместной работе детей.