Конспект занятия по развитию связной речи детей старшей группы с ОНР«Путешествие в царство птиц»


Конспект по развитию речи в старшей группе «Домашние птицы»

Цель. Расширение, систематизация, уточнение представлений о домашних птицах. Задачи. Расширение и активизация словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Развитие интонационной выразительности голоса. Развитие внимания, воображения, зрительного восприятия, логического мышления, наблюдательности. Воспитание любви к миру животных. Оборудование. игрушки птенцов домашних животных, корзина, фланелеграф, картинки домашних птиц, зашумленная картинка «Домашние птицы», игрушка «Курица в гнезде». Предварительная работа. Беседа о домашних птицах, рассматривание картин по теме, заучивание стихотворения. Ход занятия Логопед: Ребята, кто из вас был на птичьем дворе в деревне? Кто живёт на птичьем дворе? Вам хочется побывать на птичьем дворе?(ответы детей) Тогда отправляемся в деревню. Посмотрите, у меня есть красивые пёрышки. Перышки эти не простые, а волшебные: Стоит на них подуть И они укажут путь, В какую сторону пойти, Чтоб что-то интересное найти. (Дети дружно дуют на пёрышки)

Логопед: Вот мы и на птичьем дворе. Посмотрите, корзинка. Интересно, что в ней? ( Дети рассматривают и открывают корзинку, в которой игрушечные утёнок, цыпленок, гусёнок и индюшонок) Кто это? Почему маленькие птенцы в тепле, в корзинке?
Психогимнастика «Малыши» Логопед: Хотите рассмотреть птенцов поближе? Очень бережно и осторожно передавайте птенцов друг другу. (Дети передают друг другу игрушечных птенцов)


Логопед: Кто родители у наших малышей? (утка и селезень, курица и петух, индюшка и индюк, гусыня и гусь) Логопед: Куда нам отнести корзинку с птенцами? Где живут домашние птицы? (в птичнике, в курятнике, в сарае) Логопед: Кто заботится о птицах на птичьем дворе? (птичница, хозяйка) Логопед: Как хозяйка заботится о птицах? (кормит, поит, убирает, лечит) Логопед: Какую пользу приносят домашние птицы? (дают человеку пух, перья, мясо, яйца) Логопед: Какие яйца несёт курица? (куриные) Какие яйца несёт утка? (утиные) Какие яйца несёт гусыня? (гусиные) Какие яйца несёт индюшка? (индюшиные) Игра «Найди птиц» (зашумленная картинка) Логопед: Ребята, каждая домашняя птица нарисовала свой портрет. Посмотрите, что получилось. Каких птиц и птенцов вы видите? (Дети рассматривают зашумленные изображения домашних птиц, называют их)


Логопед: Ребята, посмотрите, в тихом укромном месте наседка в гнезде. Интересно, что там происходит? Давайте тихо подойдём и всё рассмотрим (наседка высиживает птенцов в гнезде) (Дети рассматривают курицу в гнезде, сидящую на яйцах)


Логопед: Откуда взялся маленький цыплёнок, сидящий у мамы под крылом? (один птенец вылупился из яйца и выглядывает из-под крыла мамы) Игра «Птичий концерт» Логопед: Ребята, на птичьем дворе никогда не бывает тихо, одни птицы поют, другие кричат. Вы когда-нибудь слышали «птичий концерт»? Птицы поют свои любимые песни. Мы тоже можем устроить «птичий концерт». Я покажу вам картинку птицы, вы вспомните её песню и громко спойте. (Дети хором произносят звукоподражания) Логопед: Какой весёлый концерт получился! Что делали петухи? (кукарекали) Что делали куры? (кудахтали) Что делали утки? (крякали) Что делали гуси? (гоготали) Что делали индюки? (болботали) Что делали цыплята? (пищали) Игра «Птичий двор» Логопед: Ребята, приглашаю поиграть в игру «Птичий двор». Выбирайте себе роль птички и размещайтесь на насесте. Логопед: Куры, куры, как живёте? Куры, куры, что жуёте? Дети: Хорошо пока живём, Но, простите, не жуём. Мы клюём проворно На тропинке зёрна.


Логопед: Гуси, гуси, как живёте? Гуси, гуси, что клюёте? Дети: Хорошо пока живём, Но, простите, не клюём. Мы щипаем травку На берегу канавки.


Дети: Индюки, индюшки, Как вы поживаете? Индюки, индюшки, Что сейчас щипаете? Логопед: Мы отлично поживаем, Но, простите, не щипаем. Клюём зерно и знаем, Как клювами болтаем «блл – бдл – блл»


Игра «Мои любимые родители» Логопед: Ребята, все птенцы любят своих родителей, потому что родители очень заботливо относятся к своим малышам. Представьте, что вы птенцы и рассказываете о своих любимых родителях птицах. Ребёнок: Мой папа важный, красивый, голосистый, у него на голове гребешок, бородка, на лапах шпоры. У него красивый разноцветный хвост. Мой папа встаёт очень-очень рано и всех будит. Логопед: Ребята, вы узнали, кто папа у этого малыша? (петух) Ребёнок: Моя мама большая, у неё разноцветное оперение, широкий клюв, короткая шея, на лапках перепонки. Моя мама любит плавать и нырять в пруду. (утка) Логопед: Кто мама у этого малыша? Ребёнок: Моя мама большая, с длинной шеей, с оранжевым плоским клювом. У неё широкие красные лапы, на лапах перепонки. Моя мама любит щипать травку, плавать и нырять в пруду.(гусыня) Логопед: Ребята, кто мама у этого малыша? Ребёнок: Мой папа красивый, гордый, важный. У папы очень красивый разноцветный хвост веером, тонкая красная шея, клюв украшен длинной красной бородкой. Мой папа не любит, когда его дразнят.(индюк) Логопед: Ребята, кто папа у этого малыша? Ребёнок: Моя мама очень красивая, у неё яркие пёрышки, маленькая красная бородка, маленький гребешок. Моя мама заботливая, она ищет червячков и зёрнышки для своих птенцов. Моя мама прячет своих детей под крыльями во время дождя. (курица)


Логопед: Ребята, вы узнали, кто мама у этого малыша? Игра «На полянке» с фланелеграфом Логопед: Ребята, предлагаю вам сочинить сказку «На полянке». Логопед: Скажите, что растёт на полянке? (На полянке растут ёлки, цветы, грибы) Логопед: Кто пришёл на поляну? (на фланелеграф выставляются картинки утёнка, цыплёнка, гусёнка, индюшонка) Птенцы играли, бегали, веселились. Логопед: Кому было весело на полянке? (Было весело утёнку, …) Птенцы так громко шумели, что их услышала лиса. Она тихо-тихо подошла. Логопед: Кто незаметно подкрался? (выставляется картинка лисы)


Логопед: За кем она стала охотиться? (Лиса охотилась за утёнком, …) Логопед: Кого хотела поймать лиса? (Лиса хотела поймать утёнка, …) Птенцы очень-очень испугались. Логопед: Кому стало очень страшно? (Стало страшно утёнку, …) Стали малыши громко и испуганно кричать. Их крики о помощи услышали родители. Логопед: О ком стали волноваться птицы – родители? (Родители стали волноваться о утёнке, …) Родители бросились на помощь своим малышам, захлопали крыльями, стали громко кричать, шипеть, клевать лису за хвост и нос. Испугалась лиса и убежала. Логопед: Кого спасли птицы-родители? (Птицы спасли утёнка, …) Логопед: Расскажем ещё раз сказку о приключении на полянке. Логопед: Ребята, интересно на птичьем дворе? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей) Пора нам возвращаться в детский сад. Вот наше пёрышко, не простое, а волшебное. Стоит на него подуть и окажемся в детском саду. Логопед: Сегодня мы играли, беседовали, сочиняли сказку и узнали много интересного о домашних птицах. Люди заботятся о домашних птицах, за это домашние птицы дают людям полезное мясо, питательные яйца, мягкие перья и пух.

Рекомендуем посмотреть:

Речевое развитие дошкольников Стихи для развития речи дошкольников Игры с песком для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: Весна

Похожие статьи:

Воспитание познавательного интереса к социальной действительности у детей старшего дошкольного возраста

Ход занятия

Вводная беседа с элементами театрализованного представления

Воспитатель просит детей занять свои места, обращая их внимание на то, что в группе откуда-то появился необычный конверт (который должен быть заранее прикреплен на видном месте). Педагог читает письмо вслух. В нем написано:

«Дорогие ребята! Пишет вам Осень. Помогите мне, пожалуйста! Уже совсем скоро закончится мое время, сменит меня сестрица-Зима. Нужно мне проверить леса, поля, птиц, зверей. Все ли они успели подготовиться к приходу морозов, метелей, стужи. Мне одной все не успеть, нужны помощники! Если вы согласитесь ими стать, то пришлю я к вам своего верного друга, он все объяснит».

Дети соглашаются помочь Осени, в группе начинает звучать задорная музыка. На ширме появляется кукла-бибабо Дятел, игрушка говорит:

«Здравствуйте, девочки и мальчики! Как же я рад встретиться с вами! Вы узнали меня?»

Педагог читает загадку-обманку:

Целый день в лесу стучу Все деревья я лечу. Доктор леса, но не врач Угадали? Я же – …. (Дети должны ответить не «грач», а назвать другую птицу — дятел)

Можно использовать еще несколько подобных стихов по теме.

Кукла продолжает монолог: «Ох, какие вы внимательные, сообразительные! Сразу догадались, что не про моего друга-грача эта загадка! А как вы думаете, можно ли сейчас встретить в лесу грача?»

Дети отвечают, педагог просит каждого объяснить ответ.

Дятел: «Правильно, грач уже улетел в теплые страны. А еще нам надо с вами вспомнить других перелетных птиц, которые гостят у нас только летом. Вот о чем просила меня попросить вас осень. Кого вы знаете?»

Игра с мячом « В теплые края летит….»

Все дети рассаживаются по кругу, воспитатель берет мяч и говорит: «Я знаю, что в теплые края улетел грач, а вы кого вспомните?» Игра продолжается до тех пор, пока звучат новые названия.

Автор Затулина включает подобные игры в большинство конспектов комплексных занятий по развитию речи в старшей группе детского сада.

Конспекты занятий Г.Я. Затулина

Дятел: «Ох, потрудились маленькие помощники! Всех моих лесных соседей вспомнили. Правильно, все они уже улетели, никого холода не испугают. Полечу я, передам Осени от вас привет, расскажу, что всех перелетных птиц мы вспомнили, никого из них теперь не встретить.»

Кукла прячется за ширму.

Физ минутка

Воспитатель приглашает всех встать, повторяя слова и движения за ней (последовательно):

  • Дождик осень стучит: кап-кап, кап-кап! ( негромко стучим ножками по полу).
  • Солнышко за тучкой спит: бай-бай, бай-бай! (кладем руки под щеку, качаемся из стороны в сторону).
  • Урожай мы весь собрали: ох-ох, ох-ох! (Поднимает с земли воображаемый груз, поднимаем его над головой).
  • И гулять пореже стали: бр-рррр, бр-рррр! (Обнимаем себя обеими руками, дрожим).

Рассказ о прелестных птицах по пиктограмме

Педагог обращает внимание детей на картинки, которые она держит в руках. Она говорит:

«Ребята, давайте поиграем с вами в интересную игру! На этих картинках нарисованы хитрые значки, которые помогут нам рассказать о перелетных птицах. Попробуем вместе!»

Она показывает первую картинку, просит сказать, что на ней нарисовано. Постепенно все картинки вывешиваются на доску. Воспитатель достает карточку с нарисованным дятлом, просит вспомнить загадку о нем, которую она читала в начале занятия. Все вместе вспоминают стихотворение-обманку.

Воспитатель предлагает рассказать о птице по опорным картинкам-схемам. Дети по очереди рассказывают о дятле (внешний вид, где живет, чем питается, чем отличается от других птиц). Воспитатель напоминает, что дятел — птица зимующая, его можно встретить круглый год. Она просит детей взять по одной картинке с перелетными птицами, рассказать о каждой по схеме. Желающие рассказывают.

Игра «Какая прилетела?»

Все карточки с перелетными птицами переворачиваются картинкой вниз. Поднимается одна, наугад. Дети узнают птицу, называют ее (соловей, грач, ласточка, др). Воспитатель предлагает каждому придумать слово, которое можно сказать про эту птичку (быстрая, стремительная, перелетная, яркая, пестрая). Время от времени педагог помогает игре, задавая вопрос «Какая (какой) к нам прилетела/прилетел …. ласточка, скворец, другие перелетные птицы).

Загадка «Четвертый лишний»

Педагог называет четыре птички, три перелетные и одну зимующую. Например: ласточка, дятел, скворец, дрозд. Дети должны назвать ту, которая не является не улетает на зиму в теплые края, «лишняя».

Найти список подобных логических заданий можно в конспектах занятий по развитию речи в старшей группе, посвященных другим темам про птиц.

Все карточки с птицами собираются в конверт, в котором было письмо от Осени. Дети прощаются с ними до будущей весны. Воспитатель просит напомнить названия всех птиц, которых они собрали и объяснить, почему им дали такое название.

Поэтическая пауза

Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Ветрено», обсуждает его с детьми. Спрашивает каждого, что бы он нарисовал на картинке к этим строкам. На доску вывешивается несколько картинок осени:

  • ранняя (сентябрь);
  • золотая (октябрь);
  • поздняя (ноябрь).

Детей просят определить то время года, о котором рассказывает поэтесса и то, которое за окошком сейчас. Педагог просит назвать отличия. Затем она предлагает расположить картины на доске в правильной последовательности, от первой к последующим.

Игра «Назови ласково!»

Педагог складывает в непрозрачный мешок игрушечные овощи, фрукты. Предлагает каждому ребенку достать одну игрушку. Затем воспитатель по очереди называет слова «овощ» или «фрукт», просит поднимать игрушку только тех, кто держит именно то, что она сейчас назвала.

После этого каждый воспитанник, по очереди, должен найти ласковое название тому «подарку осени», который у него в руках. Например, помидор — помидорчик, баклажан — баклажанчик, Педагог подсказывает, что почти все овощи легко назвать ласково, а фрукты — сложнее.

Теперь перед детьми выставляются две корзинки. Каждый кладет свою игрушку либо к овощам, либо к фруктам. Затем содержимое каждой корзины выкладывается на стол , затем все ищут ошибки. Если они есть, то плоды раскладываются по-другому, правильно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]