Экологическая неделя в детском саду. Средняя группа
Проект на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Экологическая неделя «Земля — наш общий дом»
Цель: Закрепить и расширить знания детей о природе как неиссякаемом источнике духовного обогащения людей; пробуждать у детей живой интерес и любознательность к окружающему миру; развивать положительные чувства ребенка к природе. Задачи: — Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных для детей дошкольного возраста; — Воспитывать эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; — Формировать умения и навыки наблюдений за природными явлениями и объектами.
Понедельник
Экскурсия (прогулка) по окрестностям детского сада.
Цель:
Научить замечать изменения, происходящие в природе, называть цвет листьев, наблюдать за деревьями, понимать от чего происходит листопад, почему исчезли насекомые и улетают птицы. Любоваться красотой осенней природы. Вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистическое представление об окружающей нас природе; формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями. 1. Путешествие вокруг света (рассматривание глобуса; обратить внимание на цвета на глобусе – вода, суша) 2. Загадывание загадок о растительном, животном мире, насекомых. 3. Аппликация на тему: «Украсим платок узором из осенних листьев»
4. Рассматривание иллюстраций на тему «Осень в природе». 5. . Игра «Живое -неживое». 6. Упражнение «Раскрась только живое».
Вторник
1. Фиксация наблюдений за птицами в календаре наблюдений. Сортировка собранного на прогулках материала. Изготовление гербария. 2. Беседы в целях уточнения представлений о наблюдаемых на прогулках явлениях. 3. Прослушивание «Времена года» П. И. Чайковского и др. музыки.
4. Чтение и беседы после чтения о способностях животных приспосабливаться к среде обитания. 5. Изготовление поделок из собранного природного материала. Конструирование из природного материала на тему: «Посадим бабочку на цветок»
6. Игра «Рассмотри и выложи». Цель: Воспитывать внимание, терпение, любознательность. 7. Настольно-печатная игра «Солнце по небу гуляет! Определи, когда это бывает?» 8. Беседа «Так нельзя, а так можно и нужно». Обсудите, как относиться к животным: воробьям, воронам, кошкам и др.
Среда
Закреплять знания детей о явлениях неживой природы-воде и её свойствах. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Приход «Айболита» — рассказ о целебности солнца и воды (и об опасности). 1. Дидактическая игра «Вода наша помощница» «Волшебница вода» 2. Заседание клуба «Почемучек». Тема: «Такая разная вода» а) все ли дожди одинаковы (весна, осень, лето) . б) все ли облака одинаковы 4. Слушание а/записи «Шум дождя» 5.Дидактическая игра «Как зовут птенца?». 6. Экологический трудовой десант а) подготовка клумбы на зимний период б) подготовка семян и листьев для гербария. 8. Разгадывание загадок про времена года. 9. Дидактическая игра «Гнездо, улей, нора или кто где живёт?»
Четверг
День поэзии «Берегите планету» 1. Выставка книг о планете. 2. Конкурс чтецов о животных наших лесов (нашей лесной зоны (полосы)) 3. Игры «Угадай дерево», «С какого дерева листик? » (дети составляют «картину» из набора маленьких иллюстраций) 4. Чтение книг Бианки: «Лесные домишки» 5. . Заучивание стихов о животных, растениях и т. д. 6. Импровизация движений под музыку природы в аудио записи 7. Рассказ воспитателя о поведении птиц и животных осенью. 8. Дидактическая игра – “Какой ветер?»
Пятница
1. Развлечение для детей на тему: «Осенняя прогулка» Цель: Закрепить полученные знания у детей о временах года; осенних явлениях в природе. Расширять знания о лесных обитателях в осенний период. Поддерживать интерес к танцевальной и музыкальной деятельности. 2. Конкурс поделок из природного материала для совместного творчества родители и дети на тему: «Загляни в осенний лес» 3. Словесная игра «У кого какая шубка?» 4. Работа с родителями: Заключительное оформление выставки на тему: «Загляни в осенний лес»
Прогулка-понедельник
Наблюдения за облаками.
Цели:
учить детей наблюдать за облаками, отмечая произошедшие изменения; подвести к выводу, что пасмурная погода-характерный признак осени.
Словесная игра «Угадай с какого дерева листочек»
Дидактическая задача:
определение отличительных особенностей листьев клёна, берёзы, рябины и т. д.
Игровое действие:
Узнать и назвать листок, соответствующий дереву.
Ход игры
Воспитатель раздаёт детям листочки разной формы, а дети определяют, с какого они дерева. — Этот лист с берёзы, поэтому он называется берёзовый. — Этот лист с дуба, поэтому он называется дубовый. — Этот лист с рябины, поэтому он называется рябиновый и т. д.
Прогулка-вторник
Наблюдение за изменениями в природе: предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.
Словесная игра «У кого какая шубка?
Дидактическая задача:
Формировать связную речь дошкольника. Активизировать словарь словами: пушистая, мягкая, гладкая. Закреплять знания детей о животных.
Игровое действие:
Отгадывание предложенной воспитателем загадки о животном и составить описательный рассказ с помощью воспитателя.
Ход игры.
Педагог предлагает детям отгадать загадку о животном. Например, Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы – Уши больше головы? (Заяц) После отгадки животного воспитатель побуждает детей вспомнить и описать внешний вид зайца — Какая у зайчика шубка? (белая, пушистая, мягкая и т. д.) — У лисички какая шубка? (рыжая, мягкая, пушистая) — У белочки, какая шубка? (мягкая, гладкая)
Прогулка-среда
Наблюдения за птицами.
Цель:
закрепить знания детей о птицах — название, части тела, питание. Поисково-познавательная деятельность «Почему перелётные птицы покидают нас осенью?» Цель: помочь установить зависимость образа жизни птиц от недостатка еды в холодный период года. Словесное упр.,/игра «Отгадай загадку про птичку.»
Дидактическая задача:
Упражнять детей в отгадывании загадок про птиц. Закрепить названия птиц: воробей, синица, скворец, ворона.
Игровое действие:
Прослушивание и отгадывание загадок. Нахождение ответа на карточках с изображением птиц. (На прогулке можно обойтись без карточек, игру можно совместить с настоящей птичкой и поощрить за правильный ответ заранее изготовленными птичками с помощью оригами.)
Ход игры.
Воспитатель загадывает детям загадки о птицах. Серый маленький комочек: Чик-чирик — замерз он очень! Солнце, выгляни скорей! Кто тепла ждет? (Воробей) И зимой ей не сидится: Над моим окном кружится, Хлебных крошек и пшеницы Просит к завтраку… (синица) Болтлива птичка — спору нет, Расскажет новость и секрет! Красива с виду, белобока Кто? — Длиннохвостая… (сорока) — Как можно наших гостей назвать одним словом? Кто у нас в гостях? (Птицы)
Прогулка – четверг
Наблюдения за деревьями.
Цель:
помочь детям сделать вывод о том, что после того, как температура воздуха стала ниже нуля градусов, (ощутимое похолодание), все деревья сбросили листву. Словесная игра «Сравни и расскажи, чем отличаются?»
Дидактическая задача:
Закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц и животных.
Игровые правила:
Отвечать только по сигналу воспитателя. Уметь выслушивать суждения своих сверстников. Диалог воспитателя и детей с помощью загадок о птицах и животных, наводящих вопросах воспитателя к детям о внешнем виде и повадках животных и птиц.
Ход игры:
Использование картинок животных: лиса, волк, медведь и заяц. И птицы: ворона, воробей, сорока. Дети должны найти отличия и назвать их.( В старшем дошкольном возрасте игра проводится на свежем воздухе, на прогулке без картинок, ребята действуют по памяти и предыдущими накопленными знаниями в средней группе) — Чем птицы и животные похожи? (у птиц и животных есть туловище, глаза и хвост) — Что есть у птиц и нет у животных? (у птиц есть крылья, а у животных их нет. У птиц клюв, а у животных пасть. У птиц две лапы, а у животных четыре. У птиц тело покрыто крылышками, а у животных – шерстью.
Прогулка –пятница
Наблюдения за ветром.
Цель:
Закреплять знания о явлениях неживой природы. Определять основные свойства ветра. Подвести детей к выводу, о том, что ветер -это движение воздуха, может быть разной силы и направления. Словесная игра «Какой дует ветер?»
Дидактическая задача:
Закреплять знания детей о явлениях неживой природы. Упражнять в определении основных свойств ветра. Активизировать речь дошкольника. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.
Игровое действие:
Воспитатель задаёт детям вопросы о том какой сегодня ветер, каким ветер может быть, каким бывает? Дети с помощью султанчиков или осенних листочков в руках определяют силу ветра. (сильный, порывистый, холодный, тёплый, осенний и т. д.) Кто правильно ответил, на вопрос воспитателя, первый имитирует силу ветра.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям представить мысленную картину по её словам. — Тучи, дождь, ветер, ветки на деревьях качаются, листья желтеют и опадают на землю, в какое время года это происходит (бывает)? Ответы детей: (осенью). Воспитатель предлагает спеть песенку осеннего ветра. — Какой ветер? (сильный, колючий и т.д.) -Но вот ветер начал стихать. Какой теперь ветер подул? ( тихий ) Примечание: Аналогичную картину воспитатель может предложить детям представить и другого времени года, подобрав слова, которые выделяют и определяют приметы, явления природы конкретного времени года. (сезона ) Предлагаю вашему вниманию, подробное описание игр, которые использовались мной в процессе экологического воспитания детей старшей группы в течении всего проекта (одна неделя) по экологическому воспитанию. 1. Настольно-печатная игра: «Солнце по небу гуляет! Определи, когда это бывает?»
Дидактическая задача:
Закрепить знания детей о явлениях неживой природы: части суток.
Игровые правила:
Подбирать цветовую гамму по содержанию текста.
Игровое действие:
Поиск карточки определённого цвета по содержанию текста.
Дидактический материал:
цветные карточки. Модель часов (круг, разделённый на четыре части). Стихотворные тексты о частях суток.
Ход игры.
По ходу рассказа воспитателя дети выкладывают соответствующие карточки на модели часов. Небо вдруг порозовело, Тихо-тихо и несмело Солнце ласковым лучом Что открыло, как ключом? (утро-розовая карточка) Солнце ярко осветило, Землю всю позолотило. Он сияет и блестит, Нам лениться не велит? (день-жёлтая карточка) Солнце спать легло, и будто Лёгким синим покрывалом Он всю землю укрывает. Сказку гномик прочитает И тихонько засыпает? (вечер-синяя карточка) Когда с темнотою Земля вдруг сошлась И в небе луна Со звездою сошлась? А Гномик давно и Тихонечко спал? (ночью-чёрная карточка)
2. Дидактическая игра с предметами: «Вода наша помощница»
Дидактическая задача:
Закреплять знания детей о явлениях неживой природы – воде и её свойствах.
Игровые правила:
Действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы для рассказа и описания. Соблюдать очерёдность.
Игровое действие:
Поиск нужных предметов.
Дидактический материал:
тазик с грязным бельём, мыло и зубная щётка, аптечка с лекарствами; домашние животные; сюжетная карточка с изображением реки и т. д.
Ход игры.
Дети выбирают на столе понравившиеся предметы и дают свои пояснения. — Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы стирать свои вещи. — Вода нужна малышам и малышкам, чтобы купаться и плавать в реке. — Вода нужна жителям цветочного города, чтобы выращивать овощи и фрукты. — Вода нужна доктору Пилюлькину, чтобы делать лекарства и лечить больных. — Вода нужна повару Пончику, чтобы готовить обеды, завтраки и ужины. — Вода нужна Шпунтику и Винтику, чтобы умываться после работы. — Вода нужна всем малышам и малышкам, что бы её пить, когда жарко. И т. д.
3. Игра «Рассмотри и выложи»
Дидактическая задача:
Закрепить знания детей о временах года, приметах осени. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.
Игровые правила:
Действовать только по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность.
Игровое действие:
Дети по предложению воспитателя выкладывают цветовое табло на часах «Времена года». Выкладывают основные приметы осени. Диалог воспитателя с детьми.
Дидактический материал:
часы «Времена года», сюжетные карточки с приметами осени по количеству детей.
Ход игры
Дети должны определить и выложить на столе основные приметы осени (другого времени года). — Какое время года я должна выставить на наших часах «Времена года»? (на часах нужно установить стрелку на времени года-осень, жёлтая часть часов). -На какое время года нам указываю приметы за окном? (приметы за окном указывают нам на то, что время года-осень). -Какие приметы осени, ты выложил(а) (обращаться к девочке или мальчику по имени) на своём столе? (Солнце на небе спряталось за тучку, идёт дождь, на земле лужи, дует холодный ветер, деревья стоят без листочков и т. д.)
4. Дидактическая игра с предметами «Как зовут птенца?»
Дидактическая задача:
Упражнять детей в узнавании и назывании птиц: воронёнок, воробушек, скворчонок, синичка.
Игровые правила:
Дети рассматривают фигурку птицы и его птенца и отвечают на вопрос воспитателя.
Дидактический материал:
фигурки или картинки с изображением птиц и их птенцов: ворона-воронёнок; скворец-скворчонок; синица-синичка; воробей-воробушек.
Ход игры:
Воспитатель показывает изображение птицы и его птенца. Ребёнок должен назвать взрослую птицу и его птенца. — Это воробей, а у воробья птенец –воробушек. И т. д.
5. Дидактическая игра «Гнездо, улей, нора или кто где живёт?».
Примечание. Проводить игры можно в любое время дня и использовать в различных видах деятельности, на усмотрение педагога. Правила игр также могут варьироваться, что может зависеть от творческого подхода и находчивости воспитателя. Заключительным этапом экологической недели послужило разработанное мною мероприятие – развлечение «Осенняя викторина». А также выставка-конкурс поделок из природного материала на тему: «Загляни в осенний лес». Совместное творчество родителей и детей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологии в старшей группе Экологическое воспитание детей в детском саду Аналитическая справка ДОУ по организации работы. Раздел «Экологическое воспитание» Экологический проект в детском саду
Похожие статьи:
Сценарий экологического мероприятия в детском саду
Конспект НОД по развитию экологических представлений у детей старшей группы
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе
Экология в музыке
Конспект занятия на тему «Красная книга» в подготовительной группе
Тематическое планирование по экологическому воспитанию в средней группе
Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.
Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.
Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка включает:
— Формирование системы элементарных научных экологических знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ.
— Развитие познавательного интереса к миру природы.
— Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
— Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
Сентябрь
Тема | Цель | НОД | Чтение и рассматривание | Игры | Беседы и наблюдения |
Во саду ли, в огороде | Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. . Дать представления о пользе природных витаминов. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | «Овощ и фрукты» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова стр 48) — НОД «Что нам осень принесла?» «Могут ли овощи навредить нашему здоровью?» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова Стр 52) — Аппликация «Поспели яблоки в саду» -Лепка «Овощи для магазина» «Яблоки для ежа» «Ваза с фруктами» «дары с нашего огорода» | — Н. Егоров «Тыква», «Морковка», «Горох», «Лук». -Ю. Тувим «Овощи» — Рассматривание картины «В поле осенью» | Дидактические игры: «Чего не стало» «Угадай на ощупь» «Узнай по описанию» — Дидактическая игра « Что сажают в огороде?». | Беседа «Что нам осень принесла» «Что нам дарит осень?»; — Опыт «Тепло — холодно» |
В хороводе деревьев | Знакомить с особенностями внешнего вида деревьев. Развивать умение отличать дерево от куста, определять дерево по листьям, плодам, коре. (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Учить находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.Воспитывать бережливое отношение к объектам природы, умение видеть прекрасно | Рисование»Разноцветные листочки» «Сказочный лес вокруг теремка»(Сосны и ели) аппликация «Листопад» | Чтение стих-я А. Майков «Кроет уж лист золотой» -И. Токмакова «Сосны» М. Михайлов «Лесные хоромы»; | Игра «Дорисуй листочек», «Соедини листья с плодами» -Дидактическое лото «С какого дерева листочек» «К дереву беги!» «Найди листок, как на ереве» | «Почему деревья осенью раздеваются» Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев деревьями, ввести понятия листопад,золотая осень. наблюдение загроздьями рябины (как постепенно меняется их окраска). Определить с детьми, какое дерево потеряет листву раньше других, какие деревья долго не теряют ее. |
Октябрь
Тема | Цель | Нод | Чтение и рассматривание | Игры | Беседы и наблюдения |
Путешествие в страну Осень | — Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать, как прекрасна ранняя осень, как покрасила она листья — Показать связь между живой и неживой природой. — Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | — «Путешествие в осень» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова стр.6) Рисование «Грустная осень», «Радостная осень», «Золотая осень». «Осенние дерево», «Дождик» -Лепка «Как ёж готовится к зиме» НОД «Осенние посиделки». Праздник «Яркие краски осени» | Чтение стих-я Ерихеева «Осень» -Рассматривание картины «Времена года» Чтение Э. Мошковская «Чужая морковка» -И.Бунин «Листопад»(отрывок) -И, Токмакова «Ветрено» | Дидактические игры: «Найди такой листок, как на дереве» «Кто скорее соберёт» «Так бывает или нет» «Детки на ветке» -Игра «Какая сегодня погода» П/и «Перелёт птиц» | «Почему осень называют золотой»; Наблюдения за состоянием погоды на участке -Наблюдения за трудом взрослых Сбор листьев и веточек для гербария. |
Тема: «Мы в лес идем (дары леса)» | Цель – познакомить детей с дарами леса (лесные ягоды, лесные фрукты, орехи, грибы),учить выделять съедобные и несъедобные грибы ( белый гриб, лисичка, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов дать понятие, что дары леса небезграничны, поэтому лес нужно беречь и соблюдать правила поведения в лесу. | — «Что растет в лесу?» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова Стр.29) — Аппликация «Поможем белочке заготовить грибы» — Лепка «Грибы» (Т.С. Комарова) | Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций Загадки о грибах «Лото» (растения, животные, цветы и т. д.). | «Отгадай, что за гриб», «Съедобное-несъедобное», «Что лишнее?», Что лишнее?», | -Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций |
Ноябрь
Тема | Цель | Нод | Чтение и рассматривание | Игры | Беседы и Наблюдения |
В гостях у птиц | — Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). — Углублять представления о причинах отлета птиц. Расширять знания о жизни зимующих птиц, об их повадках, питании. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. – дать понятие «перелетные» (почему некоторых птиц так называют?), познакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим» | НОД «Птицы зимой» Рисование «Чудо- птица» (по мотивам дымковской игрушки) Лепка «Птички клюют зернышки» Рисование «Воробей» | Отгадывание загадок Рассматривание иллюстраций с изображением птиц Чтение стих-я «Покормите птиц зимой» Е. Благинина «Улетают, улетели…», В. Зотов «Ворона», «Снегирь», «Заяц-беляк», «Воробей», «Сорока» (из книги «Лесная мозаика») Зверев «Воробьиное Бюро погоды»; | » Дидактические игры: «Кто , где живёт», «Что за птица?». «Нарисуй птицам дорожку в сказку» Игра «Птички-невелички» — «Птичка в гнездышке» «Птичка и кошка», | Беседа о зимующих и перелётных птицах «Куда и почему улетают птицы»; Наблюдения за птицами на участке Устройство птичьей столовой |
Лесные жители | Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в Рисование «животные в лесу» (трафарет) зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. | -«Кто живет в лесу» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова Стр 9) Лепка «Заяц-длинные уши» Рисование «животные в лесу» (трафарет) | Рассматривание картины «Звери в зимнем лесу» Рассматривание картин «Дикие животные». Сказки «Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка» —Рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?» -Рассказ Н, Носов «Лисята» Л. Толстой «Волк» В. Зотов «Лесная мозаика» (рассказы о диких зверях). | Игра- имитация «Звериная зарядка» Игровое упражнение «Придумай ласковые слова» -Дидактические игры: «Найди детёныша». «Кто, что ест», «Кто, где живёт» п\и «Зайцы и волк» Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» | Беседа «Почему звери меняют шубки?»; — «Как медведь готовится к зиме?» |
Декабрь
Тема | Цель | Нод | Чтение и рассматривание | Игры | Беседы и наблюдения |
На бабушкином дворе | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. | «На бабушкином дворе» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова стр 14) «Кошки собака – наши милые друзья!» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова Стр.15) НОД — Аппликация «Кисонька-мурысынька «Цыпленок» — Рисование: коврик для котика» — Лепка «Котята» | Отгадывание загадок о домашних животных -Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных -Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные Чтение сказки «Как собака друга искала» -Драматизация сказки «Три поросёнка» | Дидактические игры: «Назови детёнышей» «Какая польза от домашних животных» «Кто, где живёт» -Игра «Угадай, это зверь или птица?» (по модели) Подвижная игра «Пастух и стадо | Беседа с детьми о домашних животных и птицах, загадывание загадок, рассматривание картин с домашними животным |
Волшебница вода | Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. – показать, что вода нужна животным, растениям, человеку: вода – источник жизни, без воды не может жить ни одно живое существо. | НОД « Вода – это жизнь» Беседа «Вода в природе». | Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Хотела галка пить» -Чтение стих-я Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде» Чтение рассказа Николаевой «Путешествие капельки» | Игра «Как сосулька превратилась вводу» | Изготовление цветных льдинок -Взаимодействие воды и снега -Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды) Опыт «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы». Эксперимент «Как очистить воду?» |
Январь
Тема | Цель | Нод | Чтение и рассматривание | Игры | Беседы и наблюдения |
Зимушка-зима | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому | Аппликация «Деревья зимой» (коллективная, обрывание полосок) -Рисование «Зимушка- зима» «Елочка» Выставка поделок «Зимушка – зима в гости к нам пришла» | Рассматривание картины «Зимние забавы» Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери» Рассматривание картины К. Коровин «Зима» -Чтение сказки «Зимовье» -С. Козлов «Зимняя сказка» -А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка:» -И. Суриков «Зима» -А.Барто «Ёлка» Чтение пословиц, поговорок | Игра «Жидкое- твёрдое» | -Беседа о зиме Наблюдения за погодой на участке |
Белый снег, пушистый | Расширять представления детей о свойствах снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | «Снеговичок» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова Стр. 18) Рисование «Снежинки НОД «Почему растаяла Снегурочка?». | Чтение рассказа И. Ильина и Е. Сегала «Снежинки». Чтение русской народной сказки «Снегурочка». К. Бальмонта «Снежинка». | Опыт со снегом -«Нужен ли зимой растениям снег?» -Цветные льдинки Рассматривание снежинок через лупу. |
Февраль
Тема | Цель | Нод | Чтение и рассматривание | Игры | Беседы и наблюдения |
Путешествие в царство комнатных растений | – уточнить и расширить представление об условиях среды, необходимых для удовлетворения жизненно важных потребностей растений в свете, почве, воздухе, тепле, пище, формировать представление о растениях как живых организмах, которые чувствуют изменение условий их обитания и реагируют на них — Закрепить названия знакомых комнатных растений Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | «Путешествие в царство комнатных растений» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова стр. 11) -Барельеф «Красивые цветы» | Рассматривание картины из серии «Уход за комнатными растениями» Рассматривание растений Игра «Какого растения не стало» -Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы» | Дидактические игры «Живые картинки», «Опиши, я отгадаю» «Растение в беде» «Какого растения не стало» | Беседа о строении растений -Беседа об уходе за комнатными растениями Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание наблюдение за пересадкой комнатных растений |
Подводное царство | Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. | «Водоемы родного края» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова Стр 46) -Лепка «Рыбка» -Аппликация «Аквариум» (коллективная) | Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей. Рассказ Л. Берг «Рыбка» | Игра «Мы весёлые рыбки» |
Март
Тема | Цель | Нод | Чтение и рассматривание | Игры | Беседы и наблюдения |
Огород на окне | — Закрепить представления о луке, особенностях внешнего строения. -Формировать представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). -Развивать у детей основы исследовательской деятельности. -Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним. -учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях; -фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать. -развивать коммуникативные навыки; | «Посадка лука» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова Стр 21) Лепка «Мальчик-луковка» — Рисование «Вырос зеленый лучок» — Аппликация «Лучок – золотой бочок» | Чтение сказок «Пых»,»Вершки и корешки», «Репка»;чтение стихотворений про овощи, пословиц и поговорок о труде. | Дидактические игры: « Где растет?», «Что лишнее?», «От какого овоща эта часть?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Собери картинку». | Беседа «Лук — всем полезный друг» «Первая зелень» «Витамины с грядки» Опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. 2. Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до поливки и после нее. |
В гостях у Веснянки | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | -«Весенние секреты» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова Стр.27) Рисование «Волшебница весна» — «Желтые одуванчики» — | Чтение К. Ф. Юон «Мартовское солнце», «Ранняя весна» -А. К. Саврасов «Грачи прилетели» -Стих-е С. Вангели «Подснежники» В. Берестов «Песенка весенних минут» -М. Пришвин «Мать-и -мачеха», «Одуванчик», С. Маршак «Весенняя песенка»; Л. Толстой «Пришла весна», Г. Скребицкий «На лесной полянке»; Н. Сладкое «Весенние радости»; В. Алферов «Март»; В. Бианки «Лесная газета»; | Дидактические игры : «Какие животные живут в лесу», «Когда это бывает», «Найди детёныша» -П/и «Зайцы и волк», «Птицы и лиса» | Где будут первые проталинки? -Где снег не тает? -Где быстрее наступит весна? «Кто просыпается весной?»; Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну. |
Апрель
Тема | Цель | Нод | Чтение и рассматривание | Игры | Беседы и наблюдения |
Перелетные птицы | Закреплять представление о поведении перелётных птиц весной. Воспитывать чуткое отношение ко всему живому, стремление помогать птицам – готовить скворечники к их прилёту. | «Красная шапочка рассказывает о птицах» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова стр.23) -Лепка «Птичка –невеличка» | Беседа о перелётных птицах -Отгадывание загадок -Рассматривание иллюстраций с изображением птиц | Дидактические игры: «Кто , где живёт», «Нарисуй птицам дорожку в сказку» «Птички и кошка», «Пчёлки и ласточка», | Наблюдения за птицами на участке |
Я и мое тело | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о «+» и «-» влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о «+» и «-» влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | НОД «Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться» — «Чистота – залог здоровья»Рисование «Гномик», Девочка в длинном платье» | Э.Мошковская «Нос, умойся» Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека | Беседа о потребностях человека -Рассказ о вредных привычках |
Май
Тема | Цель | Нод | Чтение и рассматривание | Игры | Беседы и наблюдения |
Насекомые — наши помощники | Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | Рисование «Божья коровка» — Лепка «Зелёная гусеница» -аппликация «Божья коровка» | Отгадывание загадок Рассматривание иллюстраций В. Бианки «Паучок-пилот»; Г. Глушнев, стихи о насекомых «Кузнец и кузнечики» К. Ушинский «Пчелки на разведке»;; | Дидактические игры: «Найди насекомых, поедающих листья» «Как спрятаться бабочкам -Чтение стих-й М. Пришвина «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги В. Зотова «Лесная мозаика») | Наблюдения за насекомыми наблюдение «Охраняем муравьиные тропы» |
«Зелёная аптека» | Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. | «Мишутка рассказывает о растениях – медоносах» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова стр 30) Рисование «Ромашки в траве» -аппликация «Красивый цветок» | Загадки -Рассматривание иллюстраций с растениями Чтение рассказа «Зелёные страницы» | С- р. игра «Доктор лечит от простуды» Дидактические игры: «Собери букет» «Узнай растение» | Беседа о лекарственных травах Беседа «Мой любимый цветок» Беседы о лекарственных растениях, о том, как они помогают людям |
Литература:
· Бабаева Т. И.
Дошкольник 4-5 лет в детском саду: Как работать по программе «Детство»: учеб.-метод, пособие / Т. И. Бабаева [и др.]. — СПб.: Детство-Пресс, 2007. 7 2.
Воронкевич О. А.
Добро пожаловать в экологию! +
СТ) I
О. А. Воронкевич. — СПб.: Детство-Пресс, 2007.
· 3. Воронкевич О. А.
Добро пожаловать в экологию!: дидактический материал для детей 4-5 лет (коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы) / О. М. Воронкевич. — СПб.: Детство-Пресс, 2008.
· 1-4. Воронкевич О. А.
Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Средняя группа. Ч. 1 / О. А. Воронкевич. — СПб.: Детство-Пресс, 2004.
· Воронкевич О. А.
Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Средняя группа. Ч. 2 / О. А. Воронкевич. — СПб.: Детство-Пресс, 2004.
· Ёлкина Н. В.
Учим детей наблюдать и рассказывать: популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Ёлкина, О. В. Мариничева. — Ярославль: Академия развития, 1997.
· Князева О. Л.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб.-метод, пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева, — СПб.: Детство-Пресс, 1998.
· Листок
на ладони: метод, пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников / сост. В. А. Степанова, И. А. Королёва. — СПб,: Детство-Пресс, 2004.
· 9. Николаева, С.
Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа / С. Н. Николаева, И. А. Комарова. — М.: ГНОМ и Д, 2005.
· 10. Уланова, А. А.
Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет / А. А. Уланова, С. О. Иордан. — СПб.: Детство-Пресс, 2008. + 11.
Шорыгина Т. А.
Домашние животные. Какие они? / Т. А. Шорыгина. — М.: ГНОМ и Д • 2003.
· Шорыгина Т. А.
Деревья. Какие они? / Т. А. Шорыгина. — М.: ГНОМ и Д, 2003.
· Шорыгина Т. А.
Кустарники. Какие они? / Т. А. Шорыгина. — М.: ГНОМ и Д, 3004.
· Шорыгина Т. А.
Зелёные сказки: Экология для малышей / Т. А. Шорыгина. -М.: Книголюб, 2005.
· 15. Шорыгина Т. А.
Насекомые. Какие они? / Т. А. Шорыгина. — М.: ГНОМ и Д, 2004. 16.
Шорыгина Т. А.
Какие месяцы в году? / Т. А. Шорыгина. — М- ГНОМ и Д, 2004