ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Галимова Дания Зулькарамовна, Музыкальный руководитель МБДОУ – детский сад №8 комбинированного вида.
Как известно, музыкально-эстетическое воспитание детей – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Но воспитание будет продуктивным только в том случае, если используются все творческие возможности маленького человека, все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту. И в первую очередь, это театрализованная деятельность. Успех музыкального воспитания зависит от того, насколько интересно построена работа по музыкально-эстетическому развитию детей.
Большинство образовательных программ предусматривает сочетание различных видов музыкальной деятельности, в том числе и театрализацию. Она оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, фантазии, воображения, интеллекта, артистичности, формируются коммуникативные отношения, воспитывается доброжелательное отношение друг к другу.
В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей: они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.
В нашем детском саду театрализации уделяется большое внимание. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.
Театрализованные игры помогают создать радостную, непринуждённую обстановку.
Особое место занимают игры-драматизации. Здесь ребёнок играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.
Театрализованные игры на музыкальных занятиях мы начинаем вводить с первой младшей группы. В гости к малышам обязательно приходит какой-нибудь персонаж: кошечка, собачка, петушок и др. Обязательно приветствуем его, придумываем ему имя. Учимся звукоподражанию с различной интонацией. Все песни и попевки обыгрываем куклами, другими игрушками.
В младших группах формируем у детей простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения сказочных животных): птички летают, клюют зернышки; зайчики прыгают, танцуют; лошадки скачут и другие. Всё занятие строится на каком-нибудь сюжете. Дети сами водят игрушки, танцуют с ними, учатся звукоподражанию, придавая голосу соответствующий тембр. Каждый ребенок старается показать себя, тем самым развивается мимика, пластика, чистая речь и правильное интонирование. (Фото 1).
В старшем возрасте дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Такой вид деятельности даёт детям возможность проявить творчество и фантазию. Дети сами ищут выразительные приёмы для создания игрового образа: придумывают характерные движения героев, мимику, разную интонацию, жесты.
Так как театрализация тесно взаимосвязана с основными видами музыкальной деятельности, то необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.
Рассмотрим инновационные формы и методы в различных видах музыкальной деятольности.
1. Для восприятия музыки используем метод активного слушания.
Активное восприятие — это слушание музыкального произведения и одновременная передача характерных особенностей музыкально-игрового образа разными видами музыкального творчества.
Одним из основных педагогических средств активизации музыкального восприятия является театрализация, обыгрывание (интонационно-речевое и образно-пластическое) музыкального образа педагогом и детьми.
Уделяем большое внимание самостоятельному подбору движений в соответствии с характером музыки, умению эмоционально отзываться на музыку, развиваем речь детей, их воображение.
Пение. Распевание.
Для усвоения певческих навыков используем замечательные попевки Аллы Евтодьевой, которые строятся на диалогах между разными персонажами сказок. Распевание рассчитано на осознанное озвучивание голосов героев знакомых сказок, предполагающих пение средним и высоким голосом. Это пение по ролям, разыгрывание театрально- музыкальных этюдов при помощи голоса, мимики и жестов действенно и качественно улучшает результативность этих игровых упражнений, позволяет детям быстро и успешно освоить технику чистого интонирования, артистизма в пении, способствует развитию как вокальных, так и театральных способностей ребёнка.
Такое игровое распевание многофункционально:
- Благодаря игровой ситуации оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (низкого или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей.
- Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
- Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгривание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
- Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру – драматизацию, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование.
Очень помогают в работе пальчиковые игры. Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма.
Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.
Пальчиковые игры:
- развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
- «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
- повышают общий уровень организации ребёнка;
- направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
Начинаем работу над пальчиковыми играми с самого раннего дошкольного возраста, используя короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям.
В старшем дошкольном возрасте пальчиковые игры усложняются, жесты
становятся наиболее символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий пальчиково-речевой театр. (Приложение 1. Фото 2, 3).
Речевые игры позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляется музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные или колористические средства. Кроме того формирование речи у человека идёт при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать или даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. (Приложение 2).
В работе используем нетрадиционные формы развития музыкальности. Это ритмодекламация и мелодекламация.
Мелодекламация – чтение стихов или текста в сопровождении музыки и пропевание части текста.
Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному.
Ритмодекламация – это речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста. В зависимости от поставленных целей и задач практически любую модель можно «развить» до уровня «театральной постановки», в которой могут сочетаться в самых разных соотношениях декламация, танец, пение, игра на инструментах, пантомима, импровизация и др., а также дополняться художественно-изобразительной деятельностью. Такие формы рождаются постепенно, иногда неожиданно, в процессе работы над моделью, очень нравятся детям и помогают им проявить себя в новой ситуации, по-иному взглянуть на уже известные вещи, обогащают художественные впечатления детей, способствуют развитию воображения и способности к импровизации.
Использование данных технологий и методических форм на практике позволяют добиться основной цели: создание на музыкальных занятиях, праздниках атмосферы радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения.
Таким образом, театрализованная игры на музыкальных занятиях позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
При умелом педагогическом руководстве и разнообразии тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованные игры дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания и развития личности. (фото 4,5, 6).
Список используемой литературы:
- Е.А. Антипова Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009;
- О.А. Арсеневская Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Т.А. Боровик «Методика развития музыкальности детей»; журнал «Музыкальный руководитель №1-6 2004 г.
- А.А. Евтодьева Учимся петь и танцевать, играя: методическое и практическое пособие по обучению пению и движениям в игровой форме. – Калуга, 2007.
- О.В. Кацер Игровая методика обучения детей пению: Учеб. Пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2008.
Приложение1
Пальчиковая сказка «Рукавичка»
(автор О. Арсеневская)
Из-за леса, из-за гор Дети шлёпают ладошками Топал дедушка Егор. По коленям. Очень он домой спешил — Показывают обратную сторону Рукавичку обронил. ладоней с вытянутым вверх большим пальцем-жест «Рукавичка».
Мышка по полю бежала, «Бегают» пальчиками одной руки по другой руке. Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка». — Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачком По левой ладошке. Мышку здесь никто не ждёт? Грозят пальцем.
Стала жить-поживать, Звонко песни распевать. Хлопки. Зайка по полю бежал, Жест «Зайчик». Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».
— Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачком По левой ладошке. Звонко песенку поёт? Хлопки. Мышка зайку пригласила, Зовут, жестикулируя правой рукой. Сладким чаем напоила. Вытягивают вперёд руки, Ладошки складывают в виде чашечки.
Зайка прыг, зайка скок, Вкусных пирогов напёк. «Пекут» пирожки. Как по полю шла лисичка, Мягкие движения кистями рук. Увидала рукавичку. Жест «Рукавичка».
— Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачкомпо левой ладошке. Звонко песенку поёт? Хлопки. И лисичку пригласили, Мягкие движения кистями рук. Пирожками угостили. «Пекут» пирожки.
Стала жить там поживать Пол метёлкой подметать. Движения руками влево-вправо. Мишка по полю гулял, Стучат кулачками по коленям. Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».
— Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачком по левой ладошке. Звонко песенку поёт? Хлопки. Звери испугались, Сжать пальцы рук в «замок». В страхе разбежались. Развести руки в стороны.
Приложение 2:
Речевые игры с музыкальными инструментами
(автор О. Арсеневская)
Матрёшка и Петрушка.
Вот пришли весёлые матрёшки Тук-тук! Принесли нам расписные ложки. Тук-тук!
Мы на ложках заиграли. Туки-туки! Туки-тук! Наши ложки заплясали. Туки-туки! Тук-тук-тук!
Вот бежит приятель наш, Петрушка, Трень-трень. Он принёс ребятам погремушки, Трень-трень.
Погремушки зазвенели – Трень-трень-трень! Трень-трень-трень! Звонко песенку запели – Трен-ди, трен-ди, трен-ди-трень!
Тук-тук, туки-тук, Трень-трень-трен-ди-трень! Будет весело играть Наш оркестр целый день!
Шур-шур-песенка В тиши шуршунчики шуршат: Шур-шур, шур-шур, шур-шур. Они похожи на мышат.
Шур-шур, шур-шур, шур-шур. Дети играют на «шуршунчиках» — султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками. А где-то спит мурлыка-кот. Мур-мур, мур-мур, мур-мур. Во сне он песенку поёт:
— Мур-мур, мур-мур, мур-мур. Дети играют на треугольниках. Шур-шур! Мур-мур! Шур-шур! Мур-мур!
Весёлый оркестр. «Бум-бум! Трам-там-там!» — Застучал барабан. «Туки-туки-тошки!» —
Заиграли ложки. «Чётки-чётки», — Бряцают трещётки. «Дин-дон, дин-дон!» —
Зазвенел металлофон. «Бан-бан балалал!» — Треугольник зазвучал! «Бумба-бумба!» —
Загремела румба! А теперь нам нужно Заиграть всем дружно.
Следующая > |
Этапы работы над интонационной выразительностью
В построении интонационной выразительности выделяют несколько этапов:
- Характеристика героя, которого будет играть воспитанник, повторение характерных для него движений.
- Тренировка интонационного произношения, характерного для данной роли.
- Общие характеристики речевых особенностей образа.
- Переход в образ посредством творческих приемов (выражение разных чувств).
- Исполнение стихотворения или произведения по ролям с учетом музыкального сопровождения инсценировки.
Особенно эффективно, когда дети исполняют сценку не просто в паре, а большой группой. Коллективная музыкально-театрализованная деятельность помогает им научиться сотрудничать друг с другом и со взрослыми.
Построение интонационной выразительности важно в том случае, когда с воспитанниками работает специалист. Но важно также побудить их к самостоятельной деятельности, когда они сами могут выбирать текст, движения, интонацию и т.д. Это так называемые игры-инсценировки, когда они сами выбирают персонажей, которых будут играть, при этом придумывая речи и напевая песенки.
Для работы над выразительностью речи необходимо организовывать небольшие пятиминутки по артикуляционной гимнастике, выполняя различные упражнения. Подойдут также скороговорки, речевки и так называемые фонопедические и логоритмические упражнения, например:
«Однажды в лес пошли гулять «а», «о», «у», «и», Ты можешь их пересчитать «а», «о», «у», «и». Вдруг вышел из лесу медведь «а», «о», «у», «и», И начал грозно так реветь И звуки бросились бежать «а», «о», «у», «и», Нам с тобой их не догнать. Мы только тихо позовем «а», «о», «у», «и», И их домой скорей вернем». ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, «Я здороваюсь везде, Дома и на улице (повороты вправо-влево) Даже «здравствуй» говорю Я соседской курице (движение «крылышки») Здравствуй, небо голубое (покачивание руками над головой) Привет, солнце золотое (кругообразное движение пальчиками) Здравствуй, вольный ветерок (обмахиваем себя) Привет, маленький дубок (показать «деревце») Здравствуй, утро, (повороты вправо-влево) Здравсствуй, день, нам здороваться не лень».
Музыкальный театр таким образом позволяет прорабатывать все составляющие устной речи младших дошкольников.
Роль музыкально-театрализованной деятельности: игры и упражнения
Если в прошлом разделе мы рассмотрели несколько упражнений на развитие интонации, то сейчас хочу сказать о том, что у детей также важно развивать слух и голоса для участия в музыкальных инсценировках. С этой целью можно выполнять упражнение «Эхо». Оно сводится к тому, чтобы ребенок повторил фразу с теми же характеристиками, которые произнес воспитатель. Т.е. Он дожен повторить тембр, громкость, высоту звука. Фразу можно проговаривать или пропевать.
Раз уж мы заговорили о пении то важно отметить что именно пение способствует устранению целого ряда недостатков речи, включая проглатывание окончаний и невнятное произношение. Интересные музыкально-дидактические задания развивают фонетико-фонематический слух, внимание и память. С этой целью воспитанникам можно предложить следующие игры: «Угадай звук», «Угадай музыкальный инструмент», «Двигайся в ритм музыке» и другие.
Как уже говорилось выше, развитие мелкой моторики тесно связано с музыкально-театрализованной деятельностью и развитием речи. Когда ребенок поет пальчиковые песенки, то его речь обогащается. К счастью, сейчас в Сети можно найти достаточно много таких песенок.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что музыкально-театрализованная деятельность играет важную роль в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста. Вдобавок ко всему у детей развивается память и внимание, координация движений, формируются социальные навыки поведения. Кроме того, воспитанники с раннего детства приобщаются к искусству и народной культуре, знакомятся с творчеством великих писателей. Исполняя роль своего персонажа, ребенок учится преодолевать застенчивость, становится более уверенным.