Всероссийские и международные дистанционные конкурсы для детей — дошкольников и школьников


Конспект занятия в театральной студии «Волшебство ритма и пластики»

Дети выполняют пантомиму «погладь кота», педагог отмечает успехи детей, задает наводящие вопросы.

Педагог:

Отлично! А теперь отпустим кота. Перед вами сейчас лежит змея, погладьте ее.

Далее педагог предлагает погладить разных животных:

— кролика,

— слона,

— жирафа,

— хомяка.

Педагог:

Вы большие молодцы, кто хочет поделиться впечатлениями? Что понравилось, что было трудно сделать? (ответы детей)

Педагог:

Мы продолжаем развивать свою пластичность, и сейчас мы постараемся вложить все свое умение в руки, сделав упражнение «Волшебные ручки». Представьте, что вы красите забор, в роли кисточки выступает ваша рука

Дети начинают выполнять упражнение «Волшебные ручки». Педагог отмечает удачные работы, корректирует работу детей

Выполняется ряд заданий:

— красим забор: правой рукой, левой рукой, двумя сразу синхронно, двумя руками навстречу друг другу;

— координация движения: одной рукой красим забор, второй рисуем «треугольник»;

— гребля веслом: на лодке, на каноэ, на гондоле;

— стираем белье: замачиваем, трем мылом, поласкаем, выжимаем и развешиваем;

Педагог:

Молодцы! Мне было очень интересно наблюдать за вашей работой. Теперь пора подключить все тело, я предлагаю сделать небольшую разминку «Огонь-лед». При сигнале «огонь» вы превращаетесь в огонек, веселый, быстрый, яркий. При сигнале «лед» вы замираете в той позе, что вас застала, при этом сильно напрягая мышцы.

Проводиться разминка «Огонь-лед», педагог следит за правильностью выполнения.

Педагог:

Ребята, сейчас я попрошу вас разделиться на пары (дети находят себе партнера). Договоритесь пожалуйста кто будет ведущим, а кто ведомым. Задача ведущего, заставить своего партнера танцевать, «перетекая» из одной позы в другую.

Педагог на своем примере показывает выполнение упражнения, далее дети приступают к самостоятельной работе, по истечении времени роли в паре меняются. Педагог следит за правильностью выполнения, помогает ребятам.

Педагог:

Отлично! Это был очень интересный танец! Вам бы хотелось станцевать теперь самому, а не по указке? (ответы детей) Замечательно, тогда я предлагаю вам следующее упражнение «Танцевальное зеркало». Прошу вас снова договориться кто из вас будет «зеркалом», а кто «человеком». Задача «зеркала» максимально точно повторить танец партнера, задача «человека придумать танец соответственно музыке, прошу вас учитывать возможности друг друга.

Выполнение упражнения «танцевальное зеркало, используется несколько мелодий различного характера.

Педагог:

Спасибо вам ребята, мне было приятно наблюдать за вашей работой. Присаживайтесь, пожалуйста, в круг. Поделитесь пожалуйста что вам было сделать легче, а что труднее? (ответы детей). Вы заметили как сильно отличался ритм музыки и от этого ритма менялись ваши движения, мне было бы интересно попробовать поэкспериментировать с ритмом, а вам? (ответы детей) Как вы думаете, ч то может задать ритм? (ответы детей) Хлопки, я думаю отличный вариант! Сейчас я буду задавать вам ритм, а вы постарайтесь его подхватить, со временем я буду его менять.

Упражнения для занятий в театральном кружкекартотека

Упражнения на развитие пластики рук, движений тела,

воображения и координации.

«Ручеек»

Делаем волнообразные движения кистью и рукой (до локтя), как будто течет ручеек; изображаем кистью руки, как будто плещем водой в стороны, потом на свое лицо; вытираем лицо руками.

«Лебедь»

Упражнение выполняется одной рукой, двумя руками – учим делать взмахи руками, изображая лебедя. Медленно поднимаем руку вверх – сначала идет локоть, затем кисть – пальцы, затем плавно опускаем руку: локоть – кисть – пальцы.

«Пантомимическая стена»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, тело расслаблено. Правая рука согнута в локте, пальцы сжаты в кулак. Резко распрямить пальцы, напрячь ладонь. Детям объясняется, что рука как будто упирается в невидимую стену. Ходим вдоль невидимой стены, пытаемся найти выход в стене, на потолке, на полу. Постепенно комната сужается: опускается потолок, сдвигаются стены. Комната превращается в маленькую коробочку. Теперь постепенно все расширяется.

«Оркестр»

Имитируем игру на различных инструментах: «играем» на фортепиано, скрипке, гитаре, барабане, трубе и т.др. Сначала – по очереди на каждом инструменте, затем каждый участник выбирает себе инструмент сам. В конце должен получиться инструментальный ансамбль. Игра проводится под музыку. Не прерываясь, дети плавно переходят от одного музыкального образа к другому.

«Мы рисуем»

а) Представим, что наша кисть – это кисточка. Аккуратно макаем кисточку в краску и начинаем закрашивать ею воображаемые стены, потолок, пол. Обращать внимания на плавность движения кисти руки.

б) Рисуем картину цветными красками. Обязательно мысленно представляем рисунок в цвете. Игра проводится под музыку.

Контактная и бесконтактная импровизация

«Бабочка»

Перемещаемся под музыку по залу, стараясь никого не задеть, но находясь вблизи друг другу. По команде участники замирают в различных позах, разрешающих посадить на себя одну бабочку, две, четыре, шесть. Например, выставить локоть правой руки и пятку левой ноги – «места» для бабочек.

Парные упражнения

«Росток»

Цель: взаимодействие с партнером.

Участники – зернышки растений – распределяются по парам. Зернышки начинают прорастать, появляются ветки, корни и т. д. Зернышки начинают «обвивать» друг друга, не касаясь партнера.

«Зеркало»

Участники делятся по парам. Один из партнеров – зеркало. Задача зеркала точно копировать и повторять движения партнера, являясь его отражением. Потом игроки меняются местами.

«Сладости – поднос»

Пара держит воображаемый поднос со сладостями. Задача пары пронести поднос не уронив его и сладости, через: реки, горы, ямы и другие препятствия.

«Стена»

В положении устойчивости – контактная импровизация на доверие партнеру, умение распределить вес. Упор на ладони партнера. Держим друг друга.

«3 расхода»

Первый — «проскользнуть»: партнеры упираются друг в друга лбом, равномерно распределяя вес, чтобы не упасть. Задача по команде проскользнуть лбами мимо друг друга и разбежаться в противоположную сторону. То же самое, но упор на плечо, руки, бедро, спину т.д.

Второй — «растаять»: упор тот же, как в первом. По команде партнеры как ы начинают таять, опускаясь на пол.

Третий – «резко оторвать»: контакты те же. По команде партнеры резко отрываются друг от друга и устремляются в противоположные углы комнаты.

СТРУКТУРА УРОКОВ:

  • Приветствие и игровые упражнения на внимание, наблюдательность.
  • Упражнения на технику речи.
  • Задания на пластику движений.
  • Подвижные игры.

Каждый урок должен нести в себе какой-то новый элемент, упражнение, задание или игру.

Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!

Давайте с вами познакомимся!

Меня зовут Нонна Владимировна!

( Проходит знакомство с воспитанниками в игровой форме — бросаю мяч, они мне кидают мяч обратно, называя своё имя, или передают мяч друг другу, также называя своё имя)

Ребята, покажите мне свои пять пальцев:

Каждый палец здоровается с большим и говорит ему «Здравствуй».

Сначала медленно, потом быстрее (3-5 раз).

А теперь мы с вами сделаем упражнение, проговаривая такой текст:

Пальчик об пальчик – стук, стук, стук!

Ладошка об ладошку – хлоп, хлоп, хлоп! Ножка об пол – топ, топ, топ!

Теперь сожмите кисти рук в кулачки.

Называя палец, отгибаем каждый одновременно на обеих руках:

Мой мизинчик , где ты был?

— С безымянным – щи варил.

А со средним – кашу ел.

А большой меня встречал

И конфеткой угощал.

Сегодня мы с вами начнем долгое путешествие в мир театра. А вы знаете, кто придумал ТЕАТР?

Театр придумали древние греки и театр обозначает – ЗРЕЛИЩЕ, люди изображали разных героев: плохих и хороших, злых и добрых, весёлых и грустных.

Ребята? Каких сказочных героев знаете вы? (идёт диалог с детьми).

Театр – волшебник! Он умеет всё.

Мы можем попасть, куда захотим.

Давайте с вами встанем в круг.

Использование развивающих игр и упражнений на занятиях театрального кружка

Опыт работы педагога дополнительного образования. Использование развивающих игр и упражнений на занятиях театрального кружка
Игра — это любимое занятие детей. Играя, ребенок раскрывается, раскрепощается, становится свободным, веселым. Всем известно, что театр-искусство коллективное, и изначально первой моей задачей, на первом году обучения- сплотить дружный творческий коллектив. Впервые придя на занятие, ребята испытывают большие затруднения в общении: они стесняются педагога, друг друга, боятся выходить на сцену, при виде зрителя, не могут говорить громко и четко. И чтобы ребятам помочь на своих занятиях я использую развивающие театральные игры. Игра, как особая форма общения в процессе театральной деятельности, представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у детей основных психологических процессов: (внимания, памяти, воображения, речи), являющимися основополагающими компонентами актерской деятельности. Методы, формы и содержание театральных игр и тренингов, которые я предлагаю детям, реализуют одновременно три цели: — погружают детей в присущую им атмосферу игры; — развивают память, внимание, воображение, фантазию, творческое мышление; — придают учебному процессу необходимые для ребят качества интересного, увлекательного и веселого труда. Основные требования, которым я придерживаюсь в организации игр: — Содержательность и разнообразие тематики игр на занятиях. — Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр. — Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации игр. — Постоянное, ежедневное включение игр во все формы педагогического процесса. -Последовательность и постепенное усложнение содержания тем и сюжетов, выбранных для игр, соответствующих возрасту и умению детей. Проанализировав свою игровую деятельность на занятиях, я составила список игр, упражнений и тренингов, которые я использую на данном этапе своей педагогической деятельности. Это развивающие игры и упражнения, которые включают в себя: •Игровые упражнения на развития воображения и фантазии; •Сценическое внимание и память; •Речевые упражнения; •Этюды; •Игровые упражнения на сплочения коллектива; •Игры- драматизации.


Игровые упражнения на развития воображения и фантазии Воображение – умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний. Фантазия – создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний. Цель: развитие творческого воображения, мышления и фантазии. На таких упражнениях дети могут работать коллективно, в группах или в парах. «Скульптор и глина». Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.


«Волшебная палочка». Упражнение проводиться в группах. Требования к упражнению: вижу, как дано, отношусь, как задано. В этом упражнении ребята по очереди оправдывают предметы (карандаш-чем он может быть? — червяком, градусником, дирижерской палочкой, микрофоном). «Сказка». Упражнения выполняется в группах, или в парах. Каждый выбирает себе сказку (в начале занятия определяем каким способом будем работать- лепить или рисовать) по итогу дети демонстрирую свое произведение и рассказывают по иллюстрациям свою придуманную сказку. Педагог может усложнить задание и попросить ребят играть по ролям сюжет выбранной ими сказки. «Живая картина». Каждый участник одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник, это может быть любой желающий или назначенный мной человек, и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение, необходимо: 1) действовать в довольно быстром темпе; 2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур.


Сценическое внимание и память Цель: развитие произвольного и не произвольного внимания, развитие слуховой и зрительной памяти. «Зеркало». Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». На первых порах проработки задания ведущий налагает некоторые ограничения на действия «оригинала».


«Сыщики». Каждый участник выполняет какие-либо физические действия, одновременно незаметно наблюдая за одним из других участников игры. Через 1–2 минуты я предлагаю угадать, за кто за кем наблюдал. Наблюдающие должны перечислить действия, которые выполнял их «подозреваемый» «Упражнение с предметами». На столе произвольно раскладывают несколько предметов (это могут быть карандаш, пинал, тетрадь, часы, монета, клей, ручка, линейка и т.д.) Играющий внимательно смотрит на стол в течение 10–15 секунд, затем отворачивается. Ведущий в это время заменяет 1 предмет на другой, 2 предмета меняет местами. Задача игрока: вернуть все предметы на свои места. «Пианино». Учащиеся садятся рядом и друг другу кладут руки на колени, задача запоминать последовательность выполнения движений, придерживаться темпа и ритма игры.


Таких игр, тренингов и упражнений очень много. На каждое занятие я стараюсь подбирать что-то новое. Особое внимание уделяю речевым играм. Очень часто у детей младшего школьного возраста встречается недостаток речи такие как: «проглатывание» или «съедание» окончания слова, невнятность, нечеткость. Причины невнятной речи: неподвижные, вялые губы, плохо раскрытый рот. Чтобы избавится от этих недостатков, я выполняю с детьми такие упражнения: артикуляционная гимнастика, которая позволяет развивать дикционный аппарат (губы, язык и челюсть).


Хороший результат в сценической речи дает использование чистоговорок и скороговорок. Чистоговорки — это те же скороговорки, но внимание в них обращается не на скорость произнесения, а на чистоту проговаривания. Использую логическое обыгрывание скороговорок. Задание: сказать скороговорку: От топота копыт, пыль по полю летит. Требование к упражнению: — Сказать с радость, — с упреком, — с огорчением, — с насмешкой, — по секрету. Так же использую игровые упражнения для развития речи в движении, за основу берутся ранее изученные скороговорки и подбор к ним разных, не сложных движений, которые выполняются совместно. Тренировка речи в движении воспитывает умение соединить в единое сценическое действие речь и движения тела, которые могут происходить в одинаковых, разных и меняющихся по ходу действия темпо-ритмах. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал.


Игры на сплочения коллектива. Позитивные отношения между детьми — залог успешности и коммуникативного поведения в будущем, ведь так важно научить детей играть вместе, а не рядом. Самые часто используемые мной это игры –соревнования. Цель таких игр: -Развивать чувство собственной значимости, самоуважения. -Учить детей преодолевать замкнутость, пассивность. -Формировать умение проектировать свои действия, вступая в сообщество с другими детьми, согласовывать с ними свои действия, предлагать свою помощь, соблюдать правила, сотрудничать в совместной деятельности.


Игра- драматизация. В играх — драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли… В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия. Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.


Этюды. На своих занятиях актерского мастерства мне важно научить детей умению подлинно действовать в вымышленных обстоятельствах: Чтобы научить детей действовать в предлагаемых обстоятельствах. Я использую развивающие упражнения- этюды (этюд-это эпизод, со своей маленькой историей) Например: создать живую картину (столовая, парк, перемена, стадион и т. д.) Каждый исполнитель определяет для себя, кто он в этой ситуации? Что он может делает? Здесь проявляется важное качество — импровизация. В театральном искусстве это необходимо для исполнителя. Такие упражнения развивают у детей логику мышления, внимания, фантазию, и главный аспект — коллективно-творческая деятельность. Содержание этюдов самое разнообразное: одиночные, парные, групповые. Все выдуманные ситуации должны ребятам быть знакомы, по их жизненному опыту. Важно, чтобы они верили в то, что они делают на сцене. В этюдах дети показывают все условно, предметы все воображаемые. Чтобы достоверно показывать, делаем упражнения: действия с воображаемыми предметами. Пример: Конфета (учитывая объем, вес,) или книга (старая, новая, тяжелая, легкая), сначала я даю детям предметы настоящие, чтобы они подержали, посмотрели со всех сторон, покрутили в руках. После того, как дети познакомились с предметом, показывают условно.


Всегда стараюсь подкреплять теоретический материал практическим. Творческий показ — самая выразительная и доступная форма. Стараюсь с первого дня занятий привлекать детей к выступлению. Это тематические театрализованные праздники: праздник осени, новогодний утренник, экологические сценки, сказки. Дети не сразу овладевают умением правильно держать себя в роли. Чтобы помочь им раскрыть свои возможности, нужна длительная специальная систематическая тренировка на играх-упражнениях. Творческая деятельность способствует развитию у детей памяти, чувства ответственности перед коллективом.


За годы работы я сделала вывод, что если чаще проводить с детьми театральные игры и упражнения, занятие не только будет очень интересным и разнообразным, но и в дальнейшем им намного легче будет даваться работа над сценическим образом в спектакле, так как при помощи игр, упражнений и тренингов дети приобретают основные навыки актерского мастерства.

Рекомендуем посмотреть:

Как подготовить руки ребёнка к письму Развивающие игры для детей 3 лет Развивающая игра для детей 5-8 лет Весёлые игры на развитие внимания у детей от 3 лет

Похожие статьи:

Развивающие игры в картинках для детей 4-5 лет

Развивающие игры для детей от 5 до 8 лет

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Конкурс для педагогов на Лучшую методическую разработку

Развивающая игра для детей 5-7 лет «Мир вокруг нас»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]