Организация самостоятельной деятельности в подготовительной группе
Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. ФГОС определяет области развития дошкольников через совместную деятельность воспитателя и детей. Вместе с тем утверждается формирование навыка самостоятельной деятельности как основной черты успешной личности. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность, стимулирует развитие фантазии, творческого подхода в решении проблем и проведения досуга. Независимая детская активность проявляется во всех видах деятельности дошкольников:
- игровой (сюжетно-ролевые, дидактические, логические игры),
- художественно-речевой (создание диалогов в игре по мотивам сказок, рассказов, построение пересказа интересного случая или истории),
- социально-коммуникативной (общение со сверстниками, оказание помощи младшим ребятам — объяснение явления, правил игры, утешение),
- познавательно-исследовательской (поиск информации по интересующей теме, нахождение ответа опытным путём),
- художественной (пение, рифмование строк, сочинение мелодий, рисование, лепка, создание аппликаций),
- трудовой (стремление помогать в уборке на территории детского сада, в столовой, помещении группы, осуществлять уход за растениями, животными).
Самостоятельная деятельность дошкольников ярче всего проявляется в игровой форме
Самостоятельность — свойство личности, характеризующееся стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свои поступки.
Возрастные особенности дошкольников 6–7 лет
Организуя самостоятельную деятельность воспитанников в подготовительной группе, педагог учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:
- Способность саморегуляции поведения. Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют самостоятельно планировать темп и качество практической деятельности так, чтобы избежать переутомления. Во время прогулок, в центрах науки и природы ребята проводят длительные наблюдения. Дети седьмого года жизни чувствуют необходимость смены деятельности: они переключаются от рассматривания книг к игре, от упражнений с мячом к рисованию и т. д. Для восстановления эмоционального состояния у ребят есть возможность уединиться на необходимый отрезок времени.
- Высокий уровень развития диалогической речи, формирование навыков монологической речи. Старшие дошкольники активно включаются в беседу, задают вопросы, формулируют ответы. Степень развития художественно-речевых навыков позволяет разыгрывать на досуге диалогические сценки, театрализованные эпизоды сказок. Навык монологической речи формируется, когда ребёнок сопровождает исследовательскую или игровую деятельность проговариванием действий, озвучивает персонажей. О ходе и результатах самостоятельной работы он рассказывает воспитателю и одногруппникам.
- Креативность. Старшие дошкольники часто принимают спонтанные решения, выполняют задания в неожиданном ключе. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, в рисунках и поделках, во время игр, при проведении опытов и экспериментов.
- Формирование навыка самооценки. К семилетнему возрасту ребёнок начинает осознавать уровень своих возможностей, способностей и знаний. Он критически оценивает результаты своей деятельности, свой облик, способен исправлять недочёты, чтобы выглядеть лучше.
Старшие дошкольники самостоятельно помогают младшим овладеть навыками самообслуживания
Самостоятельная деятельность детей в ДОУ подразумевает её выполнение без непосредственного участия воспитателя в специально отведённое для этого время, при этом дошкольники ставят перед собой конкретные цели, прилагают усилия и стремятся к определённым результатам.
Задачи организации самостоятельной деятельности в старшей группе
Создание условий для самостоятельной деятельности старших дошкольников в ДОУ направлено на решение ряда задач:
- Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения, стремление доводить задуманное до конечного результата. У старших дошкольников начинает формироваться способность к самоанализу и оценке выполненных действий.
- Совершенствование процессов саморегуляции: умение рассчитывать затрату энергии на выполнение запланированных действий, чувствовать необходимость смены вида деятельности или отдыха. В возрасте 5–6 лет активно развиваются процессы нервной системы: ребёнок становится более усидчивым, положительно реагирует на советы и конструктивные замечания.
- Развитие способности самостоятельного построения плана игры, наблюдения, исследования, трудовой занятости, стремление к выполнению задумок без помощи взрослых. Воспитание дружеских отношений между воспитанниками во время игр.
- Формирование социокультурных компетенций через сюжетно-ролевые игры («Банк», «Магазин», «Библиотека»).
- Закрепление навыков самообслуживания. Выполнение действий по одеванию и раздеванию, соблюдению правил личной гигиены и чистоты помещения должно быть доведено до автоматизма.
- Развитие самостоятельности через выполнение трудовых поручений. Воспитание добросовестного отношения к обязанностям дежурных.
Дети 6–7 лет способны самостоятельно занять себя на прогулке в течение продолжительного отрезка времени
Методика организации самостоятельной деятельности
Несмотря на то что самостоятельная деятельность осуществляется вне взаимодействия детей с педагогом, роль воспитателя остаётся значительной. Он прогнозирует возможные варианты действий воспитанников в зависимости от предметного окружения детей, их способностей, индивидуальных особенностей и в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Приёмы организации самостоятельной деятельности дошкольников:
- создание насыщенной, доступной и безопасной предметно-пространственной среды,
- формирование и закрепление практических и мыслительных навыков на занятиях в рамках образовательного процесса,
- создание внутренней мотивации для независимой деятельности.
Предметно-пространственная среда для самостоятельной деятельности дошкольников организуется в детском саду в виде центров/уголков различной направленности:
- Познавательные центры: тематические уголки для поиска новых знаний, исследовательские уголки и лаборатории для детского экспериментирования.
- Центры искусства: уголки с наглядными материалами по видам искусства, выставками изделий народного декоративно-прикладного искусства.
Как правило, в центрах искусства имеется рабочее место (стол или парта) и материалы для продуктивного творчества воспитанников.
- Художественно-эстетические центры: театральный и музыкальный уголки. Содержат декорации, костюмы, маски, наборы для кукольного и пальчикового театра, музыкальные инструменты.
- Центры природы и экологического воспитания: живой уголок, зимний сад, центр экологии. Старшие дошкольники не только наблюдают за растениями и животными, но и осуществляют за ними уход. В центрах экологии может реализовываться опытная деятельность по формированию представлений о способах очистки воды, почвы, воздуха, дети знакомятся с природными и промышленными фильтрами.
- Центр двигательной активности. Здесь хранится инвентарь для физических упражнений и спортивных игр.
- Центр психологического комфорта: зона тишины, уголок отдыха. Диванчики и кресла, шатры, волшебная палатка, подушки и пуфики — здесь дети отдыхают, занимаются спокойной деятельностью (рассматриванием книг, карточек, спокойными играми и беседами).
Театрализованная сюжетно-ролевая игра — отличный вариант организации детского досуга
Расширение знаний и формирование практических и мыслительных навыков осуществляется на занятиях, проводимых в рамках совместной деятельности педагога и воспитанников. Накопленный опыт продуктивной деятельности, усвоенные правила проведения познавательных экспериментов и спортивных игр реализуются в самостоятельной деятельности ребёнка. Так, на занятиях НОД дети овладевают принципами построения плана работы, развивают умение проводить опыты с различными предметами. На занятиях с музыкальным руководителем учатся владеть голосом, пропевать мелодии, извлекать звук из инструментов (барабан, бубен, погремушка, трещотка, колокольчик, дудочка).
Руководитель ФИЗО проводит с ребятами много подвижных игр, в том числе с использованием спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, кегли), дети запоминают движения и последовательность выполнения зарядки. Занятия по развитию речи и коммуникации формируют у дошкольников желание общаться внутри коллектива: задавать вопросы, обдумывать ответ, проговаривать этапы выполнения каких-либо действий, выстраивать логические цепочки рассуждений, а также развивают способности к монологической речи.
Во время прогулок ребята проводят целевые наблюдения совместно с педагогом за объектами природного мира (животными, птицами, насекомыми) и процессами общественной жизни (наблюдение за поведением пешеходов, движением на проезжей части, за работой людей различных профессий). На занятиях по продуктивной творческой деятельности воспитанники развивают умение создавать поделки по собственному замыслу в различных техниках (лепка, конструирование, рисование). В подготовительной группе особое место занимают занятия по ФЭМП и подготовке к обучению грамоте: дети учатся определять состав числа и звуковой состав слова, изучают в игровой форме сложение и вычитание в пределах десяти, гласные и согласные звуки.
Фотогалерея: примеры организации предметно-пространственной среды
В центре познавательной деятельности организуются тематические выставки материалов и детских работ
В уголке будущего школьника ребята могут закрепить навыки счёта и знания алфавита
Познавательный центр по изучению книг и иллюстраций способствует воспитанию бережного отношения к печатным изданиям
В центре искусства содержатся наглядные материалы для художественно-эстетического развития дошкольников и материалы для продуктивной деятельности
В живом уголке детского сада могут быть аквариумы с рыбками, улитками и черепашками, клетки с птицами и грызунами
В помещении группы обязательно должно быть место, где ребёнок может уединиться и отдохнуть
Театрализованные сценки дети часто дополняют музыкальным сопровождением
В уголке природы дети наблюдают за ростом растений и изучают их особенности
Уголок самостоятельного экспериментирования с целью поиска новых знаний позволяет детям реализовать стремление к опытному познанию предметов и явлений
Таблица: виды самостоятельной деятельности старших дошкольников
Вид самостоятельной деятельности | Форма реализации в режимных моментах |
Игровая | Игра является ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста, в игре ребёнок воссоздаёт модель мира во всём его разнообразии. Воспитателю подготовительной группы не стоит приучать ребят к урочной форме занятий, желательно сохранить игровую форму получения новых знаний и развития способностей до конца обучения в детском саду. Дети седьмого года жизни самостоятельно разыгрывают сюжеты из сказок, мультфильмов, рассказов или бытовые ситуации при помощи игрушек. Игровая деятельность дошкольников часто носит подражательный характер профессиям людей и общественно-бытовым мероприятиям: «Библиотека», «Пешеходный переход», «В автобусе», «Продуктовый магазин», «Газетный киоск», «Банк», «Игра в детский сад или школу». В этих играх развивается способность ребёнка взаимодействовать с другими людьми в различных жизненных ситуациях (формируются социальные компетенции). |
Исследовательская | Исследовательские способности у старших дошкольников находятся на достаточном уровне для проведения длительных и трудоёмких опытов, наблюдений. Ребёнок седьмого года жизни обозначает для себя проблемный вопрос, обдумывает гипотезы, умозрительно прогнозирует результат, занимается практическим экспериментированием и оценивает результат. Исследовательская деятельность старшего дошкольника максимальна близка по структуре научным исследованиям. |
Художественная (в т. ч. художественно-речевая) | Художественная деятельность заключается в создании образов при помощи творческих способностей. В поделках старших дошкольников появляется сюжет, ярко выражено отношение юного автора к изображаемому объекту или явлению. Техники продуктивного творчества, доступные детям 6–7 лет:
Одна из любимых форм воссоздания образов литературных и сказочных персонажей — театрализация сюжета или отдельного диалога. Воспитанники любят примерять на себя роли, надевают маски, костюмы, используют аквагрим. Создание мелодий при помощи музыкальных инструментов и сочинение песенок — тоже вариант самостоятельной творческой деятельности. |
Двигательная | У старших дошкольников появляется дух соревновательности. Они самостоятельно организуют небольшие состязания на ловкость, выносливость, силу: «Кто дольше простоит на одной ноге?», «Кто быстрее добежит до конца участка и обратно?», «Соревнование по прыжкам со скакалкой». Физическая активность реализуется также во время трудовой деятельности (расчистка дорожек от снега, вывоз листьев на тачке) и игр («Салки-ножки на весу», «Казаки-разбойники», «Классики» и др.). |
Трудовая (в т. ч. самообслуживание) | Когда дети видят, как работают взрослые: дворник убирает территорию детского сада, воспитатели следят за порядком на групповых участках, родители оказывают посильную помощь в ремонте помещения и облагораживания уличного пространства ДОУ, участвуют в субботниках и других трудовых акциях, тогда у них возникает стремление самостоятельно следить за чистотой в группе и на улице в меру своих возможностей. Воспитанники подготовительной группы содержат в надлежащем виде свой шкафчик, рабочее и спальное место, учатся исполнять обязанности дежурных, исправляют недочёты в собственном внешнем облике и готовы помочь младшим детям. Закрепляются навыки самообслуживания и в игре («Приведи куклу в порядок», «Разложи по местам»), с детьми 6–7 лет можно проводить игровые тренинги (например, «Салон красоты: учимся делать причёски»). |
Посредством сюжетно-ролевых игр дети усваивают социальные компетенции
Организация деятельности детей
В подготовительной группе современная педагогически-образовательная система, хоть и характеризуется передачей знаний, навыков или умений посредством обучения, в это же время, она способна развить у детей такое важное качество, как мотивация к самостоятельному поиску необходимой информации, включая любую ответственную деятельность.
Основное свойство, по которому можно определить качество и эффективность развития школьников, — это воспитание и обучение при помощи совместной деятельности ребенка и учителя. Вместе с этим образуется навык самостоятельной деятельности, который выявляется в качестве главного аспекта для создания успешной личности.
При правильно настроенном педагогическом процессе, педагог развивает в дошкольнике стремление к поиску интересующих его ответов на тот или иной вопрос, а также всячески поощряет любознательность.
Учитель также позволяет ребенку совершенствовать творческие навыки, при помощи которых, он может лучше справиться с бытовыми проблемами.
Детская активность, отстраненная от участия педагога, проявляется в любом виде деятельности, включая игровой, художественный или познавательный. Также развивается социально-коммуникативный навык, что совершенствует личность будущего индивида.
Основные виды деятельности самостоятельного характера в дошкольной группе:
Разновидность | Форма реализации |
Игровая | Игровой процесс, — это основа любой деятельности ребенка, при котором он способен воссоздать модель внешней среды, исходя из своих творческих способностей. Воспитателю особо важно сохранить игровую активность, которая хорошо применяется в процессе образования. Так, дети могут разыгрывать различные сказочные сюжеты, обсуждать рассказы или любые другие ситуации, используя игрушки. В игровой деятельности также совершенствуется способность дошкольника к правильному взаимодействию с другими детьми или взрослыми. |
Познавательная | Исследовательские навыки в старшей группе чаще всего находятся на хорошем уровне для того, чтобы проводить самостоятельные опыты или наблюдения. Так, дошкольник может обдумывать те или иные гипотезы, обозначить интересующий вопрос или спрогнозировать результат в конкретном случае. Интересно, что исследовательская практика ребенка максимально приближена к научному подходу. |
Художественная и речевая | Деятельность художественного характера заключается в том, чтобы создать интересующий образ с помощью тех или иных творческих навыков. Старшие школьники могут выражать в своих подделках различные сюжеты, при этом вкладывая в них скрытый смысл или мораль. Дети используют лепку, рисование с использованием красок или карандашей, а также конструирование из различных материалов. Часто любимой формой взаимодействия является театрализация конкретного сюжета или сказочного героя. Поэтому, дети любят различные костюмы, маски или аквагримы, что позволяет им окунуться в сказочный мир. |
Двигательная | В этом случае дошкольники самостоятельно организовывают различные двигательные упражнения, могут составлять график выполнения, а также изучать техники выполнения. Также у ребенка появляется соревновательный дух, который эффективен не только при физических нагрузках, но и в жизни. |
Трудовая | Если дети наблюдают за тем, как работает дворник, готовит еду повар, а также каким образом педагог сохраняет порядок в детском саду, они неосознанно стараются подражать взрослым, что повышает чувство уверенности в себе и ответственности перед конкретным заданием. В этом случае также развиваются умения для самообслуживания. |
Из всех вышеперечисленных методов организации, эффективнее всего оказывается игровой вид, который присутствует абсолютно во всех описанных техниках.
При этом педагог не может отказаться от других в пользу какого-то конкретного, потому как только при помощи комплексного подхода можно получить наилучшие результаты в образовании и воспитании.
Занятие по самообслуживанию в подготовительной группе детского сада
Ребёнок седьмого года жизни совершенствует и закрепляет навыки самообслуживания. Он следует правилам приёма пищи, умело обращается со столовыми приборами, соблюдает чистоту и аккуратность. Знает последовательность одевания на прогулку, умеет обращаться с различными видами застёжек. Следит за порядком личных вещей и своим обликом. Это то, каким в идеале ребёнок выпускается из детского сада, — самостоятельным человеком. В начале учебного года педагогом должен быть проведён мониторинг уровня самостоятельности всех воспитанников. При выявлении затруднений в выполнении каких-либо действий или недостаточной сформированности одного из навыков воспитатель предпринимает коррекционные меры.
Старшие дошкольники любят ухаживать за комнатными растениями самостоятельно
Воспитанники подготовительной группы понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Основной формой закрепления навыков по самообслуживанию у детей 6–7 лет становятся трудовые поручения: «Надо собрать снег в нужном месте, чтобы дворник залил для нас горку», «Протри подоконники влажной тряпкой, пожалуйста», «Помоги нянечке разложить фрукты в вазу». Для ребят подготовительной группы составляется список дежурств в столовой, спальне, уголке природы.
Введение обязанностей по уборке и контролю состояния помещения дисциплинирует ребят, воспитывает в них уважение к чужому труду и ответственность в выполнении поручений.
Дежурство активизирует трудовую деятельность ребят и вызывает чувство гордости за свой труд
Таблица: картотека тем по самообслуживанию в подготовительной группе
Тема по самообслуживанию | Развивающие и воспитательные задачи | Варианты трудовых поручений как основного приёма мотивации воспитанников |
«Дежурства» |
|
|
«Содержание в порядке обуви и одежды, спального места, рабочих инструментов и проч.» |
|
|
«Правила личной гигиены» |
|
|
«Генеральная уборка» |
|
|
Навыки самообслуживания и соблюдения гигиенических норм закрепляются в подготовительной группе
Фотогалерея: примеры организации уголка дежурства
График дежурств воспитанников в детском саду должен быть наглядным
Распределение дежурных по зонам ответственности развивает у ребят различные навыки самообслуживания
Уголок дежурных может быть оформлен увлекательно
Для дежурных в столовой должны быть приготовлены фартуки и головные уборы
Уголок дежурных должен быть приятным местом, выполнение трудовых обязанностей — это не рутина
Мотивирующее начало занятия
Самостоятельная деятельность дошкольников начинается с возникновения мотива — интереса к какой-либо теме, возникновения проблемной ситуации, желания пообщаться со сверстниками. Практические действия осуществляются с применением имеющихся у ребёнка знаний и способностей. Результат деятельности оценивается самим воспитанником подготовительной группы, о выполнении опытов и исследований он рассказывает педагогу, совершенствуя речевые навыки.
Роль педагога заключается в создании мотивации к дальнейшим действиям воспитанников в условиях организованной воспитателем предметно-пространственной среды. Интерес к самостоятельной деятельности может носить игровой характер, коммуникативную, творческую, познавательную направленность. Воспитатель следит, чтобы в группе поддерживалась дружеская атмосфера и у каждого воспитанника наблюдался положительный, ровный эмоциональный фон.
Педагог создаёт интересные ситуации, прогнозируя самостоятельную деятельность воспитанников в рамках тематического планирования и индивидуальных особенностей и пристрастий ребят.
Сюжетная игра отражает новые знания воспитанников и помогает их фиксации в виде образов долгосрочной памяти
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
Вариант мотивирующего начала занятия | Прогнозируемая самостоятельная деятельность воспитанников |
Проведение познавательных и эвристических бесед. — Ребята, где хранится посуда у вас дома? — На кухне: в посудных шкафах и на полках. — Чистую посуду мама ставит в шкаф вперемешку? — Нет. Есть ящики с ячейками для столовых приборов, полки для кастрюль и сковородок, навесные полки для чашек и тарелок, крючки для половника, дуршлага, овощечистки и т. д. — Почему мама ставит посуду на полки в таком порядке? — Что легко находить нужный предмет. Каждой вещи — своё место! — Какие ещё категории предметов, кроме посуды, надо ставить на определённые для них места? — Обувь — в обувницу, одежду — в платяной шкаф, книги и журналы — в книжный шкаф, письменные принадлежности — в ящики рабочего стола. |
|
Изучение наглядного материала. Воспитатель предлагает детям изучить макет Солнечной системы: сколько в ней планет, какого они размера, какие особенности заметны (углубления-кратеры, горные вершины, облака, кольца, наличие спутников). |
|
Создание проблемной ситуации. В группу приходит письмо от Незнайки. Он пишет, что недавно уронил в реку монетку, она утонула. Незнайку с тех пор мучает вопрос: «Почему маленькая металлическая монета утонула, а большие корабли из металла не тонут?». |
|
Привлечение к игре. Воспитатель приносит в физкультурный центр набор для игры в городки и спрашивает ребят, помнят ли они правила. | Коллективное обсуждение правил игры, подвижная игра. |
Чтение во время досуга сказки «Три поросёнка». |
|
Чтение литературных произведений побуждает к играм и инсценировкам сказочного сюжета
Временной план занятия
Воспитательные и обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в подготовительной группе составляет не более 30 минут. Занятия обучающей направленности имеют структуру, состоящую из различных форм работы для привлечения интереса воспитанников и профилактики переутомляемости. В режимные занятия, не посвящённые собственно образовательной деятельности (прогулка, досуг), рекомендуется включать трудовые поручения.
Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы
Тема занятия | Оргмомент | Мотивирующее начало | Развитие мыслительных способностей | Двигательная активность | Практическая работа | Подведение итогов |
«Ремонт книг» | 1 минута | Создание проблемной ситуации. В группу приходит Незнайка и сообщает, что его отстранили от занятий в первом классе. Дети спрашивают, что случилось. Незнайка отвечает, что дома он с приятелями играл в войнушку и отстреливался от воображаемых врагов снарядами из учебников. В школе учитель увидел, что у учебников оторвались обложки, порвались страницы, и сказал нерадивому ученику не приходить на уроки, пока он не научится правильному обращению с книгами. 4 минуты. | Проведение беседы о бережном отношении к книгам. 4 минуты. | Физкуль. 4 минуты. | Ремонт повреждённых книг в библиотечном уголке: подклеивание страниц, ремонт обложки. 15 минут. | 2 минуты. |
«Большая стирка» | 1 минута | Включение в игровую ситуацию. Воспитатель предлагает дошкольникам собрать кукол для игры с ребятами другой группы. Во время того, как дети собирают кукол, в комнату вбегает персонаж Чумазик и пачкает кукольную одежду. 4–5 минут. | Проведение беседы о необходимости соблюдения опрятности и чистоты. Проговаривание порядка действий при стирке одежды (с ним ребята ознакомились на предварительной экскурсии в прачечную). 4 минуты. | Подвижные игры «Кукла играет в мяч», «Кукла-неваляшка». 4 минуты. | Стирка кукольной одежды, развешивание выстиранного на бельевой верёвке. 15 минут. | 1 минута. |
Стирка кукольной одежды — это выполнение трудового поручения в игровой форме
Таблица: пример конспекта занятия по формированию навыков самообслуживания в подготовительной группе
Автор | Гордиенко М. К., воспитатель МБДОУ Д/с № 48, г. Ачинск, Красноярский край. |
Название | «Каждой вещи своё место» |
Программное содержание |
|
Оборудование |
|
Ход НОД | Воспитатель читает детям рассказ Л. Воронковой «Маша-растеряша» и проводит беседу по его содержанию:
Беседа о порядке. Воспитатель задаёт вопросы:
Дети: Убираем игрушки на место, одежду вешаем в шкафчик, перед сном — на стульчик, обувь ставим на полку, накрываем на стол, убираем бокалы со стола после еды. В.: Молодцы, все внимательны и помогают поддерживать порядок в группе! Мы сейчас отправимся на экскурсию по группе и посмотрим, все ли вещи лежат на месте. Если кто-то не убрал игрушку на место, то игрушки могут обижаться и прятаться от вас. Воспитатель подходит к спортивному уголку и просит детей назвать, чего не хватает. (Кеглей и мяча). Воспитатель подходит с детьми к музыкальному уголку и просит назвать, чего не хватает. (Барабана, в уголке изодеятельности — раскрасок). В.: Вот видите, дети, многие вещи попрятались. Но я подскажу вам, кто поможет их отыскать. Вы этого героя знаете. Это Домовёнок, он живёт в каждом доме и всё знает, что в нём происходит. Воспитатель показывает детям Домовёнка, обращает внимание на его внешность и говорит, что он добрый, внимательный, заботливый, а в руках у него мешок, в котором могут быть пропавшие игрушки. В.: Домовёнок хочет с вами поиграть. Игра «Чудесный мешочек». Воспитатель вызывает по одному ребёнку и просит достать любую вещь из мешочка. Ребёнок достаёт предмет, называет его и относит на место. После игры воспитатель беседует с детьми:
В.: Вы знаете, где должна находиться каждая из вещей. Но в каждой группе и дома много мелких предметов и они тоже должны иметь своё место. Домовёнок предлагает поиграть в игру «Каждой вещи — своё место». На столе много мелких предметов: швейные принадлежности, карандаши, ленты, заколки, резинки, украшения для кукол и шкатулки, коробочки, корзиночки, стаканчики. Воспитатель просит поочерёдно из вызванных детей найти место для каждого предмета. После игры награждает детей звёздочками за помощь. |
В игровой форме дети закрепляют навык хранения вещей на положенных местах
Примеры самостоятельной деятельности детей в подготовительной группе
Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности дошкольников 6–7 лет в различных режимных моментах.
Видео: самостоятельная деятельность детей в ДОУ (познавательная, игровая, коммуникативная)
Видео: самостоятельная деятельность (пример занятости по центрам активностей)
Видео: сюжетно-ролевая игра «В поликлинике»
Видео: организация самостоятельной творческой деятельности (музыкально-театральное направление)
Основа гармоничного развития личности будущего первоклассника — проявление самостоятельности. В игровой форме ребёнок усваивает навыки самообслуживания, развивает способности к исследовательской деятельности и экспериментированию, проявляет физическую активность, общается со сверстниками, творит. Организации и мониторингу самостоятельной деятельности старших дошкольников в детском саду должно уделяться пристальное внимание.
Мотивирующее начало занятия
Самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе начинается с создания основного мотиватора, — интереса к определенной тематике, решения проблемы или желания коммуникации с другими дошкольниками.
Действия практического характера могут осуществляться исходя из собственных навыков или умений, которыми обладает ребенок.
Непосредственно результат обучения оценивается не только педагогом, но и дошкольником, потому он рассказывает о собственном опыте и наблюдениях учителю. Это также позволяет еще эффективнее развить навык коммуникации.
Основная роль воспитателя направлена на создание нужной мотивации к действиям дошкольников, которую он организует исходя из предметной или пространственной среды конкретной группы. Подобный интерес к деятельности может обладать как игровым, так и творческим, познавательным характером.
Педагог должен создать интересные случаи в рамках конкретного плана для того, чтобы спрогнозировать самостоятельную работу ученика в отношении определенной тематики, а также исходя из индивидуальных особенностей дошкольника.
Мотивирующее начало должно характеризоваться повышением интереса к самому обучению, что лучше всего развивается при помощи игровой деятельности. Различные игры, представления или любые другие творческие аспекты хорошо интегрируются в любую задачу: от познавательной и творческой, до двигательной или трудовой.