Картотека опытов на прогулке в разное время года
Галина Сатосова
Картотека опытов на прогулке в разное время года
Осень
«Солнце высушивает предметы»
Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.
Ход опыта: Повесить на солнце кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада, на солнечной и теневой сторонах.
Вывод: солнце нагревает предметы.
«Свойства мокрого песка»
Цель: познакомить со свойствами песка
Материал: песок, формочки
Ход опыта: засыпать сухой песок в формочки, перевернуть их, посмотреть, что получится. Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.
Вывод: мокрый песок может принемать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, мокрый песок слипается.
«Радуга»
Цель: познакомить с радугой как с природным явлением.
Материал: таз с водой, зеркало
Ход опыта: воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечный луч и направляет его на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится на стене радуга. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На что похоже слово «радуга»
? Что такое
«дуга»
? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.
«Буря»
Цель: доказать, что ветер-это движение воздуха.
Ход опыта: дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкости с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие кораблики движутся тоже благодаря ветру.
Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный? (начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение)
Вывод: ветер-это движение воздуха.
«В почве есть воздух, в воде есть воздух»
Цель: закреплять представления о том, что в почве и воде есть воздух.
Ход опыта: взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха.Взять другой стакан и соломинку: один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть.
Вывод: мы выдохнули воздух, он виден в воде в виде пузырьков.
«Воздух невидим»
Цель: познакомить со свойствами воздуха (не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха); развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования.
Ход опыта: воспитатель предлагает взять (последовательно)
ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
«Летающие семена»
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений
Ход опыта: дать детям по одному «летающему»
и по одному
«нелетающему»
семени. Предложить поднять руки как можно выше и
одновременно выпустить оба семени из рук (например, фасоль и семена клена, березы)
Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться
«Потребность растений в воде»
Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растения
Ход опыта: из букета выбирается один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнивают цветок, оставшийся без воды,и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?
Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают
«Уличные тени»
Цель: показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Дети рассматривают свои тени. Когда появляется тень?
(Когда есть источник света)
. Что такое тень? Почему она образуется
(Это темное пятно)
Оно образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света гораздо меньше, поэтому появляется пятно)
Вывод: Тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень; чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.
«Полет семян одуванчика»
Цель: выяснить, от чего зависит направление полета семян одуванчика.
Аккуратно сорвать головку белого одуванчика и подуть на нее, посмотреть, как разлетаются воздушные парашютики одуванчика, как далеко они полетят ; подуть сильнее и определить, какие семена пролетают дальше.
Вывод: полет семян одуванчика зависит от силы дуновения, дальше летят те семена, которые сверху.
«Почему не тонут корабли?»
Цель: определить свойства предметов.
В лужу опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя ее металлическими предметами. Банка остается на плаву.
Вывод: банка не тонет, потому что площадь соприкосновения дна банки с водой больше, чем площадь соприкосновения любого предмета с водой, поэтому отдельные предметы, опущенные в воду, тонут.
«Пар — это тоже вода»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло. На стекле образуются капельки воды.
Вывод: вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.
«Движение воздуха»
Цель: показать, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.
Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод: воздух не» невидимка», его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.
«Воздух- откуда он берется?»
Цель: убедиться, что воздух есть везде.
Потихоньку выпускаем воздух из надувного шарика. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, то его можно почувствовать. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха- это ветер. Надувая воздушный шар,задаем детям вопрос: чем надуваем шар? (воздухом)
. А откуда он берется? Предложить детям закрыть нос и рот руками, не дышать Выяснить, что они испытывали при этом?
Вывод: В человеке есть тоже воздух, которым мы при выдохе заполняем воздушный шар. Если человек на некоторое время перестанет дышать, он испытывает дискомфорт, начинает задыхаться, значит, без воздуха невозможно жить.
«Состояние почвы в зависимости от температуры»
Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.
В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками,какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло- коричневая)
. Полить землю из лейки
(условный дождь)
и предложить снова потрогать ее и рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, при нажимании на ее, она липнет, собирается в комочки. От холодной воды почва стала холодной как от холодного дождя.
Вывод: Изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
«Полет перышек»
Цель: выяснить, все ли перышки способны летать.
Предложить детям по два перышка. Маховое перышко — для полета. Пуховое — для согревания птиц. Дети подбрасывают перышки в воздух и наблюдают за их полетом.
Вывод: Пуховое перышко дольше держится в воздухе, оно легче махового.
«Здравствуй, ветер!»
Цель:показать детям движение воздуха, его свойство быть невидимым.
Дети подходят к луже. Это «море»
. Дети- это» ветры». Они дуют на лужу. Что получается? Чем сильнее дуть, тем больше волны. Дети опускают в воду кораблики с парусами, дуют, кораблики плывут. Что происходит с корабликами, если ветер очень сильный?
Вывод: Воздух невидим, но его движение можно ощутить и почувствовать.
Зима
«Прозрачность льда»
Цель: познакомить со свойствами льда
Ход опыта: в прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь на окно. Утром рассмотреть с детьми, как свквозь лед видны замерзшие предметы
Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен
«Первый снег»
Цель: выяснить, как быстро растает одинаковое количество снега на ладошке или в рукавичке.
Слепить два снежка, один положить в рукавичку, а другой держать в руке. Сделать вывод.
Вывод: Снег в ладошке быстрее превратиться в воду от тепла ладошки.
«Что такое лед»
Цель: выяснить, как вода превращается в лед.
Взять две емкости с одинаковым количеством воды. Одна емкость выносится на улицу, а другую оставить в группе. На следующий день — в одной емкости вода превратилась в лед, так стояла на улице; в другой емкости вода была комнатной температуры и льда не образовалось.
Вывод: Вода превращается в лед при низкой температуре воздуха.
«Прозрачность льда»
Цель: Наблюдение за льдом, выявление его свойств.
Предложить детям пройти по кромке льда, выяснить, почему он хрустит. (Там, где воды много, лед твердый, прочный, не ломается под ногами)
. чтобы убедиться, что лед прозрачный, надо в емкость с водой поместить различные предметы и выставить на улицу. Утром рассматриваем и приходим к выводу, что все предметы, которые опускали в воду видны сквозь лед.
Вывод: Предметы видны потому, что лед прозрачен.
«Вода и снег»
Цель: с помощью эксперимента закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния.
Внести в группу лед и снег и выяснить, что быстрее растает. Взять три емкости с рыхлым снегом, с утрамбованным снегом и со льдом.
Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем — утрамбованный, а последним растает лед.
«Защитные свойства снега»
Цель: познакомить детей со свойствами снега.
Поместить емкости с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за емкостями в течение прогулки и сделать вывод.
Вывод: Чем глубже будет находиться емкость с водой, тем теплее будет вода. Самая холодная вода будет в емкости, стоявшей на поверхности сугроба. Корням растений под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.
«Таяние и замерзание воды»
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать экспериментально причинно- следственные зависимости.
Детям (один из них в рукавичках)
предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед- кто держал его в рукавичках или голыми руками. Найти причину таяния льда и
разной скорости таяния.
Вывод: лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло и холод льда.
«Свойства снега»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, развивать способность видеть красивое в зимней природе.
Рассмотреть снежинки. Какие они? На что они похожи? Как их лучше рассмотреть?
Вывод: В природе не встречаются ни одной одинаковой снежинки.
«Слепи снежок»
Цель: подвести к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха (пластичность зависит от влажности, а влажность — от температуры воздуха)
В морозный день предложить детям слепить снежки (обратить внимание, что это невозможно)
. Принести в этот же день этот снег в группу, через некоторое
время слепить снежки и оказывается, что это легко сделать.
Вывод : Снег стал липкий, так как у него изменилась влажность.
«Глубина снега»
Цель: установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугроба; измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада.
После снегопада измерить глубину сугробов в разных местах. Объяснить детям, что условной мерой длины люди установили метр, показать детям и промерить глубину выпавшего снега в разных местах.
Вывод: Чем выше сугроб, тем больше глубина.
«Лед — твердая вода»
Цель: продолжать знакомство со свойствами воды.
Принести сосульки в группы. Поместить их в емкости, каждую отдельно. Наблюдать за таянием сосулек. Если сосульки разного размера, то обратить внимание, какая их них растает быстрее.
Вывод: Лед — твердая вода.
«Чьи следы»
Цель: расширять кругозор, воспитывать любознательность.
Пройти, пробежать, пропрыгать на одной ноге, на двух ногах, на носочках, на пятках по свежему снегу. Рассмотреть следы птиц, животных.
Вывод: Разные люди оставляют разные следы. Следы птиц, животных тоже отличаются друг от друга.
«Белая береза»
Цель: продолжать знакомить детей с деревом, ставшим символом России.
Обратить внимание детей на ствол березы, определяют, в каком месте самое широкий ствол, в каком месте самый узкий. Дети обнимают дерево, пытаются вытащить дерево, но никак не получается. Если воткнуть веточку и попытаться выдернуть- это сделать легко.
Вывод: дерево стоит вертикально и крепко удерживается корнями в земле, поэтому береза не падает.
Весна
«Вода и снег»
Цель: экспериментально закрепить различные состояния воды.
Внести в группу снег и лед. Где вода быстрее растает?. В одном ведерке- рыхлый снег,
в другом- утрамбованный, в третьем- лед.
Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем растает снег в утрамбованном ведре, лед — в последнем ведре.
«Зависимость роста травы и деревьев от освещенности места обитания»
Цель: показать зависимость роста растений от освещенности растения.
Обратить внимание детей, что на деревьях и кустарниках, расположенных в хорошо прогреваемых и защищенных от ветра местах, листья и цветы распускаются раньше, чем на аналогичных растениях, находящихся в тени.Такая же закономерность отмечается и для трав: в местах, прогреваемых солнцем, травы появляются раньше и растут быстрее.
Вывод: Чем больше солнца, тем быстрее растет трава и распускается листва на деревьях.
«Солнце высушивает предметы»
Цель: выявить способность солнца нагревать предметы.
Повесить на участке сушиться кукольное белье, намочить песок водой, разлить воду на асфальте. Потрогать здание детского сада на солнечной и теневой сторонах.
Вывод: Чем ярче светит солнце, тем быстрее высыхают и белье, и песок, и асфальт.
«Водопроницаемость песка и глины»
Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.
Налить воду в лунку с песком. Каким он стал? (Влажным, мокрым)
. Куда исчезла вода? (Она» спряталась между песчинками»). В какой песок легче входит палочка?
(В сухой)
. Налить воду на землю. Как впитывается вода?
(Медленнее, чем в песок. Часть воды остается на глине.)
Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.
Вывод: Песок быстрее пропускает воду, чем глина.
«Зеленый кузнечик на зеленой бумаге. Зеленый кузнечик на белой бумаге»
Попытаться поймать кузнечика и рассмотреть его на зеленой бумаге, а затем на белой. Сделать вывод.
Вывод: Форма тела и окраска насекомого являются защитными приспособлениями насекомого.
«Выяснение причины выхода червей во время дождя на поверхность воды»
Цель: установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность.
В коробку с землей, камнями, палочками и дождевыми червями налить воды. Вода вытесняет воздух из свободного пространства, черви начинают вылезать на поверхность земли.
Вывод: Черви вылезают наружу из-за нехватки кислорода в почве.
«Следы насекомых»
Цель: продолжать расширять знания детей о многообразии насекомых.
Предложить детям аккуратно поймать майского жука и большого муравья (после эксперимента положить насекомых на место)
. Насыпать на лист
картона песок тонким слоем. Дать пойманным насекомым побегать по песку. Сравнить, какие следы оставляют насекомые на песке.
Вывод: Чем крупнее насекомое, тем глубже след на песке.
«Песчаный конус»
Цель: Показать с помощью эксперимента свойства песка.
Горсть песка выпустить струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы. Движение песка похоже на течение.
Вывод: Песок может двигаться.
Лето
«Наблюдение за солнцем»
Цель: проверить с помощью эксперимента степень нагретости предметов.
Предложить детям потрогать камни и металлические предметы утром, днем и вечером, выяснить разницу между предметами.
Вывод: Более нагреты предметы в полдень.
«Отсутствие ветра»
Взять надувной шарик и подбросить его вверх
Вывод: Если нет ветра, то шарик будет летать только под действием руки.
«Запахи растений»
Цель: расширять кругозор, воспитывать любознательность.
Сорванные листочки мяты, перья лука, листочки укропа растереть пальцами, ощутив запах.
Вывод: Каждое растение пахнет по -своему.
«Испарение воды»
Цель: убедиться с помощью эксперимента, что быстрота испарения воды зависит от емкости.
В блюдце и в прозрачный стакан налить одинаковое количество воды. Сделать вывод.
Вывод: быстрее испаряется вода в блюдце, так как площадь испаряющейся поверхности у блюдца больше, чем у стакана.
«Цветок»
Цель: воспитывать доброе милосердное отношение к природе.
В начале прогулки сорвать один цветок. В конце прогулки посмотреть, что с ним стало. Сравнить его с цветами на клумбе.
Вывод: Растение без воды погибает.
«Солнечный зайчик»
Цель: показать с помощью эксперимента, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть, увидеть его там, где его быть не должно.
Предложить детям с помощью» солнечного зайчика» увидеть, как он получается. Используя еще одно зеркало в том месте, где увидели на стене солнечный лучик, получим еще одного» солнечного зайчика» и
Вывод: Чтобы отразить солнечный свет несколько раз, надо иметь несколько зеркал.