В 2020-м году изменились требования к образовательным стандартам, поэтому над годовым планом придется поработать дольше обычного. Из-за пандемии и обновлений в законе нужно добавить в план 5 крупных задач.
Рекомендуем начать подготовку плана с новых пунктов, потому что они займут больше всего времени. Если вы уже составили план без учета новых задач, пропишите их в корректировочном листе:
- Прошлогодние цели
- Дистанционные технологии
- Антитеррористическая защита
- Сетевое взаимодействие
- Консультационный центр для родителей
- Утверждение и контроль годового плана
Утверждение и контроль годового плана
Когда составлен новый годовой план, прописаны все задачи и назначены их исполнители, нужно согласовать итоговую версию плана. Обычно ее согласовывают с педагогическим советом. Для этого разошлите электронную версию плана сотрудникам за день до заседания, чтобы они успели ознакомиться и подготовить свои предложения и вопросы. Если на заседании возникли разногласия, доработайте план в соответствии с ними. Если у педагогического совета нет возражений, поставьте гриф “Утверждаю”.
После утверждения плана нужно сообщить о новых задачах и выдать инструкции всем, кто участвует в их исполнении. Затем можно разместить годовой план на официальном сайте. Если решите публиковать его, исключите из публичной версии информацию, которую нельзя распространять в открытом доступе. Например, сведения о работе со служебной документацией или подробности плана антитеррористической защиты ДОУ.
Когда коллектив начнет выполнение плана, контролируйте его работу на ежемесячном совещании. Для этого удобно составить контрольный лист, в котором сотрудники будут отмечать, что они выполнили, а что нет. В этом листе нужно прописать отчетные мероприятия, исполнителей и сроки.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Актуальные тренды современного образования в дошкольном образовательном учреждениистатья
Актуальные тренды современного образования в дошкольном образовательном учреждении
Relevant trends of modern education in preschool educational institution
УДК 3 37.37.01/.09 37.02
В данной статье рассмотрены современные тренды в дошкольном образовательном учреждении: smart-обучение, образовательная робототехника, обучение вне занятий, образовательные игры, социальные медиа, STEAM.
In this article modern trends in preschool educational institution are considered: smart training, educational robotics, training out of occupations, educational games, social media, STEAM.
Ключевые слова: тренды, образование, технологии, STEAM, smart-обучение, образовательная робототехника, образовательные игры, социальные медиа, обучение, занятия.
Keywords: trends, education, technologies, STEAM, smart training, educational robotics, educational games, social media, training, occupations.
XXI век — век глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют необходимость нового подхода к системе образования.Тренды в образовании – это тенденции в его изменении.
Обратим внимание на веяния ФГОС ДО, чтобы соотнести их с возможностями рассмотренных трендов образования[3].
1. В основе ФГОС ДО лежит системно-деятельностный подход. Необходимо осуществить индивидуализацию каждого ребёнка, независимо от его особенностей.
2. Основная цель ФГОС ДО– полноценное развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, освоения и познания мира(в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности).
3. Инновационный характер стандартов — это требования к условиям осуществления образования.
4. В планах появляются образовательные области, а также деятельность вне занятий.
5. ФГОС ДО ставит во главу угла образовательные технологии. На протяжении последнего десятилетия в системе образования происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных методологий обучения с целью улучшить качество обучения и его результаты.
6. Ценностные ориентиры во ФГОС ДО смещены: от общности и коллективизма — к индивидуализации, от познавательной деятельности к социализации.
На протяжении последнего десятилетия в системе образования происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных методологий обучения с целью улучшить качество обучения и его результаты.
Smart-обучение – первый тренд обучения, состоящий из слияния онлайнового распределения программного обеспечения и контента в форме мультимедиа.
Главная цель Smart-обучения – создание среды, которая обеспечивает высокий уровень конкурентоспособного образования за счёт развития у воспитанников знаний и навыков современного общества XXI века: сотрудничество, коммуникацию, социальную ответственность, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы[1, с.1].
Второй тренд – образовательная робототехника, в котором осуществляется современный подход к внедрению элементов технического творчества в педагогический процесс через объединение конструирования и программирования.
Занятия по робототехнике предоставляют возможности для разностороннего развития и формирования важнейших компетенций, обозначенных в стандартах нового поколения:
- навыки проведения экспериментального исследования: выдвижение гипотез, поиск решений, проведение наблюдений и измерений, установление причинно-следственных связей, оценка влияния отдельных факторов, обработка и анализ результатов;
- развитие творческого, образного, пространственного, логического, критического мышления;
- развитие коммуникативной компетенции: работа в коллективе (в паре, группе) по выработке и реализации идей, планированию и осуществлению деятельности, развитие словарного запаса и навыков общения.
Обучение вне занятий – третий тренд. Это формат обучения через деятельность, которая может включать исследование, применение знаний на практике. Такое обучение может проходить в виде игры, квеста, геокешинга, фотоохоты, похода. При этом происходит «погружение» детей и их родителей в историю, культуру, природу, поскольку перед ними поставлены и появляются определённые задачи.
Четвёртый тренд современного образования – это социальные медиа. Социальный сервис Facebook, сервисы и инструменты Google, веб-сайт Wiki, покдасты для распространения звуковых файлов или видео в сети Интернет, блоги, видеохостингYoutube – все это можно и нужно использовать на занятиях.
В проведении досугов, развлечений, игр, утренников мультимедийные средства выполняют особую задачу: наглядно передают тематическое содержание мероприятия, сопровождают его звуковыми и световыми эффектами, что безусловно повышает качественный уровень мероприятий.
Введение в обучение образовательных игр является пятым трендом современности. Серьезные образовательные игры создаются для самых разных учебных областей.Существует, например, игра, которая имитирует процесс изменения климата, или медицинская игра по решению проблемы экологии и тому подобное.
Один из основных трендов в мировом образовании – STEAM.Шестой тренд – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе.
Аббревиатура STEAM расшифровывается как:
S – science,
T – technology,
E – engineering,
A – art,
M – mathematics.
Или естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика – дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире. Вместо того чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.
На Международной конференции “STEAM forward”, которая прошла в 2014 году в Иерусалиме, были высказаны следующие заявления: «Привлечение детей к STEAM. Данное образование должно начинаться с самого раннего дошкольного возраста, а потому нужно внедрять программы в детские сады[5].»
Важной особенностью работы по данной технологии является именно коллективная работа над проектом. STEAM – позволяет задействовать правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, эмоции, чувства. Существует множество примеров удачных проектных работ по данной технологии.
И как бы ни были успешны традиционные методы воспитания и обучения, современная реальность требует поиска новых и эффективных форм.
Привить навыки самостоятельного обучения в течение всей жизни, научить взаимодействию на разных уровнях, развивать самостоятельное и критическое мышление – эти и многие другие принципы составляют стратегию развития современных образовательных технологий[4].
Если мы готовим наших детей к дальнейшей жизни, то мы должны позволить им использовать те инструменты, которые в дальнейшем всё равно станут частью их повседневной жизни.
Список литературы:
1.Тен А.С. и др. Smart-обучение в системе повышения квалификации педагогов. Методическое пособие. –Алматы: АО НЦПК «Орлеу». 2014. -112с.
2.Кейс Терлоу. Десять трендов современного образования URL:https://www.hse.ru/news/media/63841790.html
3.Тренды современного образования. Особенности образовательных трендов
URL:https://sites.google.com/site/trendsofedu/fgos
4.Курс «Современные образовательные технологии и SMART» – ваш гид по новым возможностям использования ИКТ на уроке. URL:https://edguru.ru/blog/edutrends/
5.Тамара Стрельникова. Что такое STEAM-образование?
URL:https://www.unikaz.asia/ru/content/chto-takoe-steam-obrazovanie
Инклюзивное образование
Почти треть российских школ и пятая часть детских садов сегодня являются доступными для совместного образования обучающихся с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья с их сверстниками.
Выступая на VI Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы» заместитель Министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов уточнил что, по данным мониторинга Минпросвещения России, в 2020 году в России насчилывалось:
- 10,1 тысячи (28% от общего количества) инклюзивных школ;
- более 8 тысяч (21,8% от общего количества)инклюзивных детских садов.
Денис Грибов подчеркнул, что в регионах важно продолжать работу по созданию специальных образовательных условий на всех уровнях образования, новые здания образовательных организаций в обязательном порядке должны строиться с учётом доступной архитектурной среды и необходимого специального оборудования. Также важно обучить педагогический состав детских садов и школ методикам работы с такими детьми.
Психологическая игра для дошкольников и их родителей «Семья».
Этой игре нас научила молодая девушка – психолог, работающая на выставочной площадке под руководством Елены Павловны Арнаутовой.
Материал для игры. Для игры Вам понадобится подсолнух. В центре подсолнуха – круглое отверстие. Вокруг него – большие желтые лепестки. На лепестках разложены картинки с надписями: детский сад, школа, спортивный организации, волонтерские организации, кружки по интересам, музеи и театры, библиотека, родственники, работа, друзья, соседи, религиозные организации, вуз, органы социальной опеки и другие (можно дополнять список). Нужны еще пружинящие ремни с застежками для пристегивания к лепесткам. Один конец ремня пришит к лепестку подсолнуха, другой (с застежкой) висит свободный и при необходимости пристегивается к другой стороне подсолнуха. И еще понадобятся куклы, изображающие семью.
Как играть. В руки играющему (ребенку или взрослому) дается игрушечная семья. А далее он рассматривает картинки на лепестках подсолнуха. И натягивает/либо не натягивает ремешки, ведущие от картинок подсолнуха:
- Если в семье этот социальный институт играет важную роль, то ремешок, пришитый рядом с картинкой, натягивается и прицепляется замочком к противоположной стороне подсолнуха.
- Если этот социальный институт есть в жизни Вашей семьи, но играет не очень большую роль, то ремешок тоже можно пристегнуть, но поближе, не натягивая. Ремешок пристегнут, он есть, но он висит свободно и провисает.
- Если этот социальный институт вообще не играет никакой роли в жизни Вашей семьи, то Вы вообще не пристегиваете ремешок. Он просто висит.
Когда все картинки рассмотрены и ремешки пристегнуты, пробуем положить на образовавшуюся паутинку нашу семью. Если у семьи многочисленные и крепкие связи с окружающим социальным миром, то наша игрушечная семья спокойно лежит на получившейся сетке из ремешков. Если семья живет слишком замкнуто, то у нее только 1-3 ремешка пристегнуты, и наша игрушечная семья падает, лежит неустойчиво. И точно также будет в жизни.
Такая игра имеет не только диагностический, но и коррекционный смысл:
- Если связей с обществом у семьи мало, то при любом разрушении имеющейся связи (уехали родственники, исчезли из жизни друзья, уволили с работы) она чувствует себя неустойчиво и может не выстоять. Если же связей много, то даже если что-то случилось, то поддержат родные, коллеги, друзья по интересам или соседи. Если связей мало – то можно посмотреть, какие еще ресурсы не используются нами? Может быть, стоит пойти в библиотеку или записаться в кружок в отделе социальной помощи? Или наладить дружбу с соседями? Или начать помогать детдомовским детям в волонтерских организациях? Чем активнее живет семья, тем она более устойчива в этой жизни.
- Если связей слишком много и наша игрушечная семья просто не лежит, а на горе возвышается над подсолнухом – это тоже переизбыток. Чаще всего в таких семьях не хватает просто домашнего уюта, душевных разговоров друг с другом, а вся жизнь семьи уходит вовне. Тогда надо посмотреть, от каких связей стоит отказаться или их ограничить, чтобы они не были в ущерб семьи.
Мне очень понравилось как наглядно, просто и доступно в этой игре показана семья в ее взаимосвязи с окружающим социальным миром. О многих моментах задумалась и взяла себе на заметку.