ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
- Харченко Анна Владимировна, Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 75;
- Шатохина Марина Геннадьевна, Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 75
Современный мир очень быстро меняется. Вместе с ним меняется всё, в том числе и мышление. Задача нынешних воспитанников заключается не в простом овладении знаниями, а в умении добывать их самостоятельно и оперировать ими. Поэтому современная педагогика ищет возможности использовать скрытые резервы умственной деятельности детей, пути наиболее эффективного обучения. Процесс обучения, несомненно, должен быть как можно более наглядным и максимально динамичным. Следует отметить, что один из таких путей, развивающий детский интерес к познанию, — это моделирование.
Моделирование является наглядно-практическим методом обучения. Модель это обобщенный образ значимых свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования был разработан Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Его сущность заключается в развитии мышления ребенка с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В дошкольной педагогике выделяют три вида моделей:
- Предметная модель. Это может быть физическая конструк-ция, предмет либо предметы, закономерно связанные друг с другом. Модель является аналогом предмета и воспроизводит его основные связи и особенности.
- Предметно-схематическая модель. В данном случае сущест-венные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Такая модель показывает связи в обобщенном виде.
- Графическая модель. Обобщенно передает разные виды от-ношений, представляет собой график, схему, карту и т. д.
К приемам наглядного моделирования относятся: заместители, пикто-граммы, мнемотаблицы.
При замещении одни объекты заменяются другими. В качестве заместителей используют, как правило, бумажные квадраты, круги, овалы, различные по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии.
Пиктограмма – это символическое изображение, которое заменяет слово. Данный прием моделирования относится к невербальным средствам общения, и может использоваться в следующих случаях:
- когда ребенок пока не говорит, но вскоре овладеет речью;
- для постоянного общения с ребенком, неспособным говорить вообще;
- для облегчения развития речи;
- как подготовка к освоению письма и чтения;
- в качестве средства, помогающего изложить мысли в устной форме.
Мнемотаблицы представляют собой схемы, в которых заложена какая-либо информация. Суть мнемосхемы такова: на каждое слово или маленькое словосочетание нужно придумать какую-либо картинку; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Ребёнок гораздо быстрее запомнит информацию, глядя на эти схемы-рисунки. Поэтому можно сказать, что мнемосхемы – это своеобразное средство для запоминания.
Многие исследователи считают, что использовать метод моделирования можно в различных видах детской деятельности (Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт, А. К. Матвеева, Т. Д. Рихтерман, О. Н. Сомкова и др.).
Действительно, моделирование можно использовать везде – в математическом и речевом развитии, при ознакомлении с художественной литературой, в изобразительной деятельности и при знакомстве с окружающим миром. Педагог всегда ищет новые способы, приёмы, которые помогают облегчить усвоение детьми нового материала. Наглядное модели-рование – прекрасный помощник воспитателя. Оно развивает познавательный интерес, учит детей выделять главную мысль, систематизировать свои знания, а также способствует предотвращению утомляемости.
Использование метода наглядного моделирования в дошкольном образовании очень эффективно. Ведь различные схематические изображения дети понимают легко и быстро и успешно пользуются ими в дальнейшем. Старшим дошкольникам достаточно всего лишь одного объяснения, чтобы понять, что такое план помещения, и они свободно найдут спрятанный в комнате предмет, ориентируясь на отметки в плане. Дети легко узнают схематические изображения предметов, пользуются схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. д.
Известно, что многие виды знаний ребенку легче усвоить в виде действий с моделями, нежели на основе словесного объяснения взрослого. Например, при формировании математических представлений чрезвычайно трудно происходит ознакомление детей с отношениями части и целого. Словесные методы в данном случае не столь эффективны, как схематические изображения: при использовании наглядного моделирования дети легко понимают, что целый предмет может быть разделен и восстановлен из частей.
Какие цели должен преследовать педагог, используя в своей работе на-глядное моделирование? В первую очередь, развивать познавательный интерес, научить детей самостоятельно добывать информацию. Метод наглядного моделирования позволяет дошкольникам проводить исследование, делать сравнения, умозаключения.
Практика показывает, что использование моделирования помогает детям без затруднения ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования, совершенствует устную речь, способствует развитию логического и образного мышления, памяти, внимания. Также формирует представления об окружающем мире, труде и т.д.
Таким образом, можно сказать, что моделирование — один из наиболее эффективных методов умственного воспитания детей дошкольного возраста, поскольку мышление их характеризуется предметной образностью и наглядной конкретностью. Поэтому использовать метод моделирования в практике дошкольного образования можно и нужно. Педагоги не должны бояться применять эту методику, так как она даёт ощутимые результаты.
Следующая > |
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ?
Моделирование рассматривается как совместная деятельность педагога и детей по построению, выбору и конструированию моделей.
Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с педагогом, а затем и к собственному моделированию.
В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики – принципу обходного пути. Опираясь на первично сохранное зрительное восприятие и сформированное к старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление, мы формируем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов. Кроме этого, активное использование наглядного моделирования как метода обучения формирует и совершенствует саму умственную способность наглядного моделирования, которая обнаруживается при решении широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач.
В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании.
В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.
ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
ЛЕКСИКО–ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ | ||
«Из чего, какой сок?» | «Дикие и домашние животные» | «Мама и детеныши», «Назови ласково» |
«Собери снеговика» | «Классификация транспорта» | «Путешествие маленькой машинки» |
ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова. Здесь мы используем наряду с символами и графические схемы. Они дали хорошие результаты в работе над преодолением нарушения слоговой структуры слов, при формировании лексико-грамматического строя речи, обучении связной речи, коррекции фонематического недоразвития и при подготовке детей к обучению грамоте. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Наглядное моделирование позволяет детям представить структуру слова, пользуясь заместителями слогов, определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой.
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА | |||
«Собери цветок» | «Собери цветок» | «Спичка – ватка» | «Собери цветок» |
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
Знакомство с графическим способом представления информации.
Развитие умения дешифровки модели.
Формирование навыка самостоятельного моделирования.
Формирование фонематического восприятия — одно из наиболее сложных направлений работы, требующее поиска новых методических путей.
Коррекционная задача состоит в том, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания.
Опираясь на опыт работы В.М. Акименко по применению моделей артикуляции звуков, мы используем на занятиях знаки — символы артикуляции звуков. Это помогает нам обучить детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить и соотносить позицию звука в слове, знакомятся с гласными и согласными звуками при помощи графических символов, различают твердость и мягкость звука, выделяют ударный гласный.
При изучении звуков мы даем детям их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абстрактные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть. Моделирование звуковой структуры слова происходит с помощью букв. Реализация данного навыка на начальной стадии обучения грамоте происходит в два этапа: сначала выполняется фонологическое структурирование звуковой стороны слова, то есть установление временной последовательности фонем, из которых оно состоит, а затем производится трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв.
С помощью моделей звуков ребенок дает характеристики разных звуков: гласный – согласный, согласный – звонкий и глухой, твердый и мягкий, учатся самостоятельно находить общее и различное в артикуляции и характеристиках звуков.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА И ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ | |||||
«Звуковой домик» | «Место звука в слове» | «Светофорчик» | «Звуковая мозаика» | «Пирамидка» | «Твердый-мягкий» |
«Первый-последний» | «Место звука в слове» | «Собери цветок» | «Собери букву» | «Прочти схему» | «Подбери следы» |
НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОСТОИТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ЭТАПОВ
Усвоение и анализ сенсорного материала.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.
Перевод его на знаково-символический язык.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.
Работа с моделью.
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).
В целях формирования моделирования, как правило, более целесообразен обратный порядок, при котором дети овладевают сначала применением моделей, а затем их построением.
Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование достаточно распространено в различных областях научного знания, в том числе в специальной педагогике, которая разрабатывает теоретические и практические, аспекты образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии. Следовательно, моделирование в специальной педагогике представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких либо явлений, предметов или систем.
ЗАДАЧИ
Целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их активную лексику.
Закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказ.
Использовать модели звука в ходе звукового анализа (согласный, гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий и т.д), слова (определенный символ, с помощью которого обозначается его начало, середина и конец).
Закреплять понимание значений частей речи и грамматических категорий через наглядное моделирование.
Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, использовать различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МОДЕЛИ
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения, контрастная рамка.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ.
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать другие предметы, реалистические и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы.
В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
- предметные картинки;
- силуэтные изображения;
- геометрические фигуры.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.