Потешки в младшей группе детского сада: большая подборка стишков-потешек для детей
Детские потешки для дошкольников младшей группы детского сада — это особенный сборник стишков с более сложным смыслом, чем для младенцев, но с таким же полезным развивающим потенциалом, новыми словами и способностью развивать речь ребёнка 1, 2 или 3 лет.
Среди потешек, предназначенных для такого маленького ребёнка, очень популярны пальчиковые игры, которым посвящен отдельный блок наших потешек. Однако и здесь вы найдёте массу полезных произведений для развития не только моторики, но и умственных способностей малыша, памяти, артикуляции.
— Пальчик-мальчик, Где ты был? — С этим братцем В лес ходил. С этим братцем Щи варил. С этим братцем Кашу ел. С этим братцем Песни пел!
— Ладушки, ладушки Где были? — У бабушки! — Что ели? — Кашку! — Что пили? — Бражку! Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели, Домой полетели, На головку сели, Ладушки запели.
— Сорока, сорока! Где была? — Далёко! Печку топила, Кашку варила, На порог скакала – Гостей созывала. Гости прилетели, На крылечко сели. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Он по воду не ходил, Дрова не рубил, Печку не топил, Кашку не варил…
Идёт коза рогатая, Идёт коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьёт, Забодает, забодает, забодает.
Ночь пришла, Темноту привела; Задремал петушок, Запел сверчок. Уже поздно, сынок, Ложись на бочок, Баю-бай, Засыпай…
Котя, котенька-коток, Котя — серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать, Прибаюкивать.
Баю-баю, баиньки, Купим сыну валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке. Будет наш сынок ходить, Новы валенки носить.
Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придёт серенький волчок, Он ухватит за бочок. Он ухватит за бочок И потащит во лесок, Под ракитовый кусток К нам, волчок, не ходи, Нашу детку не буди.
Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснётся Васька-кот, Разобьёт весь хоровод.
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шёлкова бородушка! Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Ване спать не даёшь?
Травка-муравка Со сна поднялась, Птица-синица За зерно взялась, Зайка — за капустку, Мышки — за корочку, Ребятки — за молоко.
Дождик, дождик, пуще Будет травка гуще, Будут листья зеленей, Будут ягодки красней.
Радуга-дуга, Не давай дождя. Давай солнышка, Колоколнышка!
Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора — Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху — Грру-угрру! Грру-угрру! Наши курочки в окно — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споёт ку-ка-ре-ку!
Потешки
Народные потешки развеселят малыша во время кормления и помогут маме поскорее накормить непоседу.
***
Тили-час, тили-час! Подоспел обед у нас. Скушаем за маму ложку, Скушаем за папу ложку, За собачку и за кошку, Воробей стучит в окошко: «Дайте ложечку и мне!» Вот и кончился обед.
***
Сорочка, сорочка, Бело-белобочка, На порог скакала, Гостей созывала. Гости, на двор — Кашка, на стол, Гости со двора — Кашка со стола.
***
Сорока-ворона Кашу варила, Детей кормила, Этому дала, Этому дала, — А ты где был? Дров не рубил, Печку не топил, Кашу не варил, Позже всех приходил.
***
Идет коза рогатая За малыми ребятами. Кто кашу не ест? Молоко не пьет? Забодает, забодает, забодает!
*** Я пеку, пеку, пеку, Деткам всем по пирожку А для милой мамочки Испеку два пряничка. Кушай, кушай, мамочка, Вкусные два пряничка. Я ребяток позову Пирожками угощу —
Кушайте, пожалуйста!
***
Люли, люли, люли, Прилетели гули, Стали гули ворковать, Стали гули хлопотать: Залетели в уголок, Зажигали огонек, Стали кашу варить, Стали Машу кормить.
***
Потихоньку, помаленьку, понемножку, не спеша, Ели мы с тобою кашку, Правда, кашка хороша?! Это — ложка, это — чашка, В чашке гречневая кашка. Ложка в чашке побывала, Кашки гречневой не стало.
***
Кто у нас любимый самый? — Ложку первую за маму, А вторую за кого? — Да за папу твоего, За кого же третью ложку? — За веселую матрешку, Съешь за бабу, Съешь за деду, За мальчишку — за соседа, За подружек и друзей, Съешь побольше не жалей! Съешь за праздник, шумный, яркий, За гостей и за подарки, За котёнка, за Тимошку Эту маленькую ложку И за рыжего кота, Вот тарелка и пуста!
***
Каша вкусная дымится, Даша кашу есть садится, Очень каша хороша, Ели кашу неспеша. Ложка за ложкой, Ели по немножку.
*** Утка утенка, Кошка котенка, Мышка мышонка Зовет на обед. Утки поели, Кошки поели, Мышки поели. А ты еще нет? Где твоя ложечка? Скушай, хоть немножечко.
*** Пышка, лепёшка В печи сидела, На нас глядела, В рот захотела.
***
Тили-час, тили-час вот обед у нас сейчас Скушаем за маму ложку, Скушаем за папу ложку, За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко, дайте ложечку и мне… вот и кончился обед.
*** Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули говорить: «Чем нам Сонечку кормить?» Один скажет: «кашкою», Другой – «простоквашкою», Третий скажет – «молочком, И румяным пирожком».
***
Наш Ванюша непосед, Не доест никак обед. Сели, встали, снова сели, А потом всю кашу съели.
*** Ой, люли, люли, люли, В море плыли корабли, Маше кашку привезли. Кашенька молочненька Для любимой доченьки. Маша, ротик открывай, Кашку сладкую глотай. А кто кашку кушает, Маму с папой слушает, Вырастает сильным, Здоровым и красивым.
***
Ам! Ам! Ам! Я тебе конфету дам, Но сперва за маму нашу Скушай ложку манной каши! Ам! Ам! Ам! Кушай, Ваня, кашу сам! Скушай-ка за папу ложку, Подрастешь еще немножко! Ам! Ам! Ам! Есть не будешь, съем я сам. И на целую версту С каждой ложки подрасту! Стану я большим совсем, И тогда тебя я съем!
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад №21» Кашапова Е.М г. Лысьва Пермский край
Название проекта: «Потешки»
Разработчик проекта – Кашапова Е.М., воспитатель младшей группы
Руководитель проекта – Кашапова Е.М., воспитатель младшей группы
Тип проекта – познавательно-игровой
Срок реализации проекта – 09.01. 17-30. 01. 17.
Место реализации проекта – младшая группа МАДОУ
ЦРР «Детский сад №21»
Участники проекта: воспитатель группы, дети, родители.
Краткое описание проекта:
Данный проект направлен на формирование познавательной активности детей. Целью проекта является – знакомить детей с потешками, развивать речевые навыки ребёнка, память, воображение, мышление; активизировать познавательное и умственное развитие.
Цель предполагается достичь через решение следующих задач.
- Повышать интерес к русским народным потешкам.
- Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
- Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
- Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки. —
- Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.
Участниками проекта являются дети и родители младшей группы ДОУ.
Проект рассчитан на 3 недели.
Ожидаемый результат по окончании реализации проекта – это
- Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
- Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом.
По результатам наблюдений, а также бесед с детьми своей группы можно сделать вывод, что дети в недостаточном объеме знают потешки, не умеют разыгрывать и инсценировать потешки.
Одним из путей решения данной проблемы может стать разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование знаний у детей потешек и умение их инсценировать, а также тесное взаимодействие педагога, детей и родителей в работе в этом направлении.
Актуальность
В дошкольном детстве происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. В период младшего дошкольного возраста фольклор приобретает особую значимость, помогает развивать связную речь. Свою работу я строила на принципах тщательного отбора художественных текстов для детей и интеграции фольклорных произведений в различные виды детской деятельности.
Именно поэтому данный проект «Потешки» позволит расширить словарный запас малышей, активизировать познавательное и умственное развитие.
Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи. Они легко запоминаются детьми, данные произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений.
Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.
Анализ ситуации в младшей группе:
Из бесед с родителями стало ясно: в большинстве семей нашей группы родители практически не используют с детьми малые формы фольклора.
В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока – белобока…».
Таким образом, я выяснила, что работа по использованию малых форм фольклора организована недостаточно. Родители не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.
Итак, я еще раз убедилась в том, что использование различных форм фольклора для детей дошкольного возраста просто необходимо.
Проблема: слабо развит познавательный интерес.
Цель: знакомить детей с потешками, развивать речевые навыки ребёнка, память, воображение, мышление; активизировать познавательное и умственное развитие.
Задачи:
- Повышать интерес к русским народным потешкам.
- Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
- Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
- Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки. —
- Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.
Возможные риски:
- нежелание родителей участвовать в совместной деятельности с детьми
- отсутствие финансовых ресурсов
- заболеваемость детей в период реализации проекта.
Продукт проекта:
- Выставка рисунков
- Альбом «Моя любимая потешка»
- Книжки-малышки, книжки-картинки
- Картотека потешек, игр
- Коллаж «Любимые герои потешек»
- Мини-музей «Потешки»
Предполагаемый результат:
Высокий уровень сформированности знаний у детей потешек (по результатам наблюдений и бесед с детьми).
План реализации проекта:
Мероприятия Дата ответственный
1 этап. Вводный.
Цель: Создать условия для реализации проекта.
Срок: 9.01.17. -13. 01. 17.
Создание условий для работы с детьми и родителями:
- подобрать иллюстрированный материал к потешкам
- подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей
- составить картотеку потешек
- подбор игр и другого материала по теме; 9.01.17. -13. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
Работа с детьми
Наблюдения за детьми, беседы с ними (выявление уровня знаний о фольклоре) 9.01.17. -13. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
Взаимодействие с родителями
- ознакомить родителей с целями и задачами проекта
- консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Что мы учим»); 10. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
2 этап. Основной.
Цель: Организация работы с детьми и родителями
Срок: 16.01.17. -27. 01. 17.
Работа с детьми
- Чтение и обыгрывание потешки «Как у нашего кота».
- П/и «Мышеловка»
- Хороводные игры «Колпачок», «Пузырь»
- Рисование «Пушистый котенок» 16. 01. 17.
Воспитатель Кашапова Е.М.
- Чтение и обыгрывание потешек «Киска, киска брысь», «Перчатки»
- Рисование «Петушок» (ладошкой)
- П/и «Вышла курочка гулять»
- Хороводная игра «Шла коза по лесу…» 19. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
- Чтение и обыгрывание потешки «Кисонька-мурысонька»
- Хороводная игра «Мыши водят хоровод»
- Лепка «Испечем прянички» 23. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
- Игра-драматизация «Кошкин дом»
- Хороводная игра «Ходит Ваня»
- Конструирование «Домик для кошечки» 25. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
- Чтение и драматизация сказки «Теремок»
- Чтение потешек, закличек о солнышке.
- Лепка «Лучики для солнышка», 27. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
Взаимодействие с родителями
Оформление папки-передвижки «Потешки наши друзья» В процессе второго этапа Воспитатель Кашапова Е.М.
Принять участие совместно с ребенком рисунок «Моя потешка» В процессе второго этапа Воспитатель Кашапова Е.М.
Домашнее задание: коллаж «Любимые герои потешек» 16. 01. 17. – 27. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
Индивидуальные консультации, беседы В процессе второго этапа Воспитатель Кашапова Е.М.
3 этап. Заключительный.
Цель: Оценка и представление результатов реализации проекта
Срок: 23.01.17. -27. 01. 17
- Выставка рисунков 26. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
- Создание мини-музея «Потешки» 23.01.17. -27. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
- Выступление на педсовете опыт работы В процессе третьего этапа Воспитатель Кашапова Е.М.
Анализ ресурсов, необходимых для обеспечения проекта:
- Временные: 3 недели
- Научно – методические: М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей», Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» журналы, интернет.
- Организационные: план реализации проекта, беседы с детьми и родителями, индивидуальные беседы, наблюдения.
- Мотивационные: агитация и мотивирование родителей, заинтересованность детей.
Схема управления проектом:
Функции воспитателя, руководителя проекта:
- Разработка и внедрение проекта в группе ДОУ
- Создание условий для реализации проекта
- Организация и координация взаимосвязи между участниками проекта
- Осуществление контроля за реализацией проекта
- Проведение анализ – результатов
- Организация мероприятий, предусмотренных проектом
- Решение вопросов, возникших в процессе реализации проекта.
Функции родителей
- Помощь в приобретении книг, игрушек
- Взаимодействие с участниками проекта.
Функции детей:
- Посещение всех мероприятий, предусмотренных проектом
- Взаимодействие с участниками проекта.
Список литературы
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» — М.: Просвещение, 1991.
- Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СП.: Детство- пресс, 2001.
- Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе» — М.: Мозаика — Синтез, 2010.
- Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» — М.: ТЦ Сфера, 2008
Следующая > |
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в первой младшей группе
Екатерина Худышкина
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в первой младшей группе
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в первой младшей группе.
неделя Программное содержание
2 Чтение потешки «Наша Маша маленька…»
стихотворения С. Капутикян
«Маша обедает»
— помочь детям понять содержание потешки, обратить внимание на слова аленька, чернобро ва; вызвать желание слушать потешку неодно кратно; познакомить со стихотворением; учить договаривать звукоподражательные слова и небольшие фразы, встречающиеся в стихотвор ении Гербова 68
3 Чтение сказки В. Сутеева «Цыпленок и утенок»
Цель: познакомить со сказкой, дать представление о внешнем виде утенка, поупражнять в правильном употреблении слова тоже Гербова 34
4 Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка»
Д\упр
«Не уходит от нас киска!»
-объяснить детям, как по-разному можно играть с игрушкой и разговаривать с ней; помогать повторять и придумывать самостоятельно несложные обращения к игрушке Гербова 78
неделя Программное содержание
1 Повторение знакомых сказок Чтение потешки «Огуречик, огуречик…»
— вспомнить с детьми знакомые сказки, помо гать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку Гербова 63
2 Чтение немецкой народной песенки «Три веселых братца»
— формировать умение слушать стихотворный текст, повторять звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте Гербова 32
3 Русская народная песенка «Пошел котик на торжок…»
. Пирожки для котика-познакомить с содержанием народной песенки; учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя; формировать округлые комочки из пластилина;
4 Чтение рассказа Е. Чарушина «Курочка»
— учить детей воспринимать
художественный текст без наглядного сопровождения; обогащать словарный запас; побуждать повторять отдельные слова при повторном чтении рассказа Гербова 45
неделя Программное содержание
1 Чтение русской народной сказки «Теремок»
— познакомить детей со сказкой, вызвать желание поиграть в сказку
2 Чтение рассказа Е. Чарушина «Еж»
-познакомить с новой рассказом, формировать умение слушать молча, не отвлекаясь; познакомить с повадками ежа Гербова 104
3 Чтение русской народной сказки «Репка»
— познакомить детей с новой сказкой Гербова 57
4 Чтение сказки Л. Толстого «Три медведя»
— приучать детей слушать большое по объему произведение; вызвать эмоциональный отклик; формировать интонационную выразительность речи Гербова 60
неделя Программное содержание
1 Чтение украинской народной сказки «Рукавичка»
— познакомить с новой сказкой, вызвать желание возвращать к ней неоднократно, учить отгадывать загадки Гербова 50
2 Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?»
— формировать навыки восприятия
художественного произведения на слух, учить изображать действия персонажей, выразительно передавать диалоги из сказки Гербова н 53
4 Потешка «Ой ты заюшка-пострел…»
. – повторить с детьми потешку,; учить угадывать животных по описанию, развивать внимание, приучать задавать вопросы и отвечать на них;
неделя Программное содержание
1 Чтение стихотворения Я. Аким «Елка наряжается»
— помочь детям запомнить и научиться самостоятельно читать наизусть стихотворение Гербова 56
2 Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
-познакомить детей с новой сказкой, помочь понять ее содержание, оценить поступки героев; вызвать желание играть в сказку Гербова 91
3 Чтение сказки В. Бианки «Лис и Мышонок»
— познакомить детей с произведением В. Бианки, учить помогать воспитателю читать сказку, договаривая слова и небольшие фразы Гербова 89
4 Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»
— учить детей слушать сказку, участвовать в инсценировании отдельных эпизодов, форми ровать интонационную выразительность речи; учить пересказу Гербова 75
неделя Программное содержание
1 Чтение сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
— познакомить детей с новым произведением, учить слушать поэтический текст, упражнять в отчетливом произношении звукоподражаний. Гербова 37
3 Чтение сказки С. Маршака «Усатый-полосатый»
познакомить детей с новым произведением, вызвать желание слушать его неоднократно, договаривать слова пропущенные воспитателем Гербова 102