Математика дошкольникам на палочках Кюизенера. С чего начать знакомство с палочками?


Математика дошкольникам на палочках Кюизенера. С чего начать знакомство с палочками?


Предлагаем Вам обзор упражнений, записанных на вебинаре автора развивающих игр Беллы Борисовны Финкельштейн.
Хотите верьте, хотите нет, но все математические представления, которые ребенок получает, начиная со второй младшей до подготовительной группы, можно проиллюстрировать с помощью цветных счетных палочек.

Покажем это на основных игровых упражнениях.

Простые математические понятия:

Один и много. Много и один.

Где один? Где много?

Сравнение множеств. Больше, меньше; длиннее короче.

Понятие равенство показываем на палочках.

Понятие цифры.

Каждая палочка имеет имя, оно записы


вается цифрой. (Картонные цифры и знаки входят в состав игры).

Давай подпишем синюю палочку, и розовую… Как называется красная палочка, давай подберем к ней цифру!


Состав числа из единиц. Сколько единиц в числе, таково и число.

Исследовательская деятельность детей: определить сколько единиц в палочке розового цвета, в палочке черного цвета. Длину каждой палочки можно обозначить цифрой, а при сравнении использовать знаки ><=

Формируем представление больше, меньше. На сколько больше (меньше). Уравнивание.

3 больше 2 на 16 меньше 7 на 1

Натуральный ряд. Построение натурального ряда.

Первый этап: строим ряд до 5 , второй этап – от 5 до 10. Ряды строим в двух плоскостях – вертикальной и горизонтальной.

Давай построим лесенку! (Какая следующая ступенька? Давай посчитаем! (один, два, три ….)

Еще одна исследовательская работа – доказать, что каждое последующее число на 1 больше или на 1 меньше предыдущего.

Палочки можно объединить в семейки:

Белая семейка:Черная семейка:

Красная семейка:Синяя семейка:

Желтая семейка:

Можно отметить, что некоторые числа входят в несколько семеек. Как вы догадались, в семейки объединяются числа кратные 2,3,5 и простые числа. Один и семь – семейки – одиночки.


7. Состав числа из двух меньших.

Очень эффективно упражнение на закрепление состава числа из двух меньших.

Дети не просто запомнят состав, а еще сами подберут число и прочувствуют состав тактильно.

Пример упражнений:

Соткем коврики.

Давайте будем ткать ковер. Сложим ковер числа 7:

Или соберем взлетную полосу для самолета..

Полезно записать (закодировать) свой коврик с помощью цифр. Интересно и раскодирование.

Решение примеров:

Дополняем решение примеров цифрами и знаками.

Сложение.Вычитание:

Составление задач по моделям.

Дети с удовольствием придумывают задачи по предложенным моделям на сложение и вычитание.

На ветке сидели 7 воробьёв, прилетели еще 2 воробья, сколько воробьев сидит на ветке? На парковке было 7 машин, припарковались ещё 2…. и т.д. Фантазия детей безгранична. Про что у тебя будет задача?

Подготовка к пониманию действий умножения и деления.

Умножение: Сколько рядов? Сколько в одном ряду? Сколько всего?Деление: Двойка является меркой предмета.


11. Переход через десяток.

На многих языках числа второго десятка звучат одинаково: пять на дцать. Берем Десять (дцать) и кладем на него пять. Получается пятнадцать.

Давай сложим из палочек тринадцать, семнадцать!

Название чисел кратных десяти. Пятьдесят – пять десятков.


Как выглядит тридцать? или восемьдесят?

Мы увидели возможности использования палочек для решения арифметических задач.

Рассмотрим использование палочек в геометрии.


Квадрат.

Исследовательская работа: доказать, что все стороны квадрата равны. (Берем мерку и прикладываем к каждой стороне).

Прямоугольник. Доказываем равенство противоположных сторон.

Треугольник. Считаем количество углов и сторон.

Многоугольники, углы: прямой, острый, тупой.

Все эти упражнения могут постепенно вводиться как часть занятия (НОД).

Для использования на занятиях понадобится одна коробка цветных счетных палочек Кюизенера на 2-3 человек.

И, конечно, в образовательном процессе используем игры и пособия, которые позволяют системно работать с цветными счетными палочками Кюизенера.

Младший возрастСредний возрастСтарший возраст

Сходство с методикой Дьенеша

В 60-х годах прошлого века аналогичная методика была создана венгерским учёным-теоретиком Золтаном Дьенешом. Но у пособий есть несколько отличий. Всего в коробке 48 блоков, имеющим четыре разных параметра:

  • форме — треугольники, квадраты, прямоугольники и круги;
  • цвету — синие, жёлтые и красные;
  • толщине — узкие и широкие;
  • размеру — маленькие и большие.

Такое разнообразие позволяет более широко классифицировать предметы по признакам, решая с их помощью математические и логические задания. Ребёнок учится обобщать и сравнивать понятия. Палочки Кюизенера направлены именно на работу с числами и математическими действиями, а блоки Дьенеша повышают интеллектуальный уровень малыша во всех сферах.

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением палочек Кюизенера «Путешествие по временам года» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением палочек Кюизенера «Путешествие по временам года»

Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности. Задачи: Образовательные: — Закрепить знания детей о временах года,…

Конспект НОД с использованием палочек Кюизенера для детей 5–6 лет «Такие разные цветы»


«Такие разные цветы»

Цель. Развитие у детей умения работать с
палочками Кюизинера. Задачи. Учить детей моделировать по словесной инструкции; соотносить величину предметов; ориентироваться на плоскости; выкладывать рисунок по образцу. Упражнять в умении увидеть закономерность и…

Упражнения первого этапа

Занятия с кубиками Кюизенера проходят в два этапа: знакомство с материалом и формирование понятия о числах. Сначала необходимо развить зрительную память и мелкую моторику. Детям предлагают распределить все палочки в группы по цветам, сложить их лесенкой или другими фигурами. Затем классифицируют блоки по другим признакам — длине, классу чисел, выполняют простые арифметические действия.
Игровые уроки начинаются с одного года. В этом возрасте малыши выполняют ознакомительные задания:

  • просто рассматривают блоки;
  • произносят вслух цвета палочек;
  • называют другие характеристики — длину, значение числа;
  • пытаются выстроить из блоков определённые фигуры, которые назовут родители.

Такие занятия лучше облечь в форму сказки. Например, о сладкоежке, который не может выбрать конфету. Стоит ли съесть одну красную или несколько белых, определит сам ребёнок. Так он научится складывать и вычитать. Можно попросить малыша построить заборы для маленьких поросят — высокий синий для одного, среднего размера из оранжевых палочек для второго и низкий белый для третьего. Это поможет научиться сравнивать разные величины.

К трём годам список заданий увеличивается:

  • нужно разложить блоки по длине и оттенку;
  • повторить все действия взрослого — выложить фигуру или выстроить палочки так, как это сделали папа или мама;
  • задания на запоминание — нужно разместить перед ребёнком блоки в определённом порядке, затем убрать один из них и попросить малыша восстановить ряд;
  • измерение длины окружающих предметов с помощью одной палочки;
  • сравнение размеров разных изделий наощупь с закрытыми глазами.

>

Изготовление своими руками счетных палочек

В наборе содержатся параллелепипеды размером от 10 до 1 см, они отличаются цветами и материалом, из которого изготовлены. А также есть инструкция к цветным счётным палочкам Кюизенера, шаблоны разных цифр и методичка с рекомендациями и перечнем этапов, задач и примеров. Длина брусков обозначает числа, а цвета указывают на их классы.

Чем длиннее палочка, тем больше цифра, каждый сантиметр прибавляет единицу. Группы и классы разделяют по оттенкам: красный — числа, кратные двум, зелёные и синие делятся на три, единицы обозначены белым, а делимые на 5 и 10 — оранжевым и жёлтым. В классическом сборнике содержится 241 палочка, но для дошкольников выпускают упрощённые наборы по 119 или 144 блоков. В некоторых моделях зелёный цвет заменяется синим или фиолетовым, а красный — розовым.

Родителям необязательно приобретать готовый набор, можно изготовить его самостоятельно. Палочки создают из деревянных брусков или цветного картона. Первый вариант позволит ребёнку ориентироваться не только по оттенкам и длине изделия, но и по его объёму. В интернете можно найти таблицу размеров каждого блока, а также трафареты и шаблоны. Их распечатывают, используют для вырезания палочек из выбранного материала. Деревянные палочки покрывают слоем акриловой краски в тон, соответствующий классу чисел.

На картонных изделиях желательно написать цифры, так дети быстрее их запомнят. Если занятия проводятся с помощью магнитной доски, то к задней части блоков также крепят маленькие магниты. Предварительно подготавливают коробку для хранения. В ней должны быть разные секции для каждого цвета палочек. После уроков ребёнок будет самостоятельно раскладывать блоки по соответствующим ячейкам. Это поспособствует воспитанию самодисциплины и приучит малыша к порядку.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]