«Москва — столица нашей Родины» Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе


Основание столицы

Москва – это огромный красивый город с особой атмосферой, уникальным прошлым и многовековыми традициями. Ежедневно в него приезжает большое количество людей с разных городов и стран, для учебы и работы, а также осмотреть достопримечательности.

Сегодня Москва является столицей России. Впервые о ней упоминается в 1147 году, как о селе Москове. Согласно древним летописям, великий князь Юрий Долгорукий приказал обнести маленькое поселение, которое находилось на возвышенности, где сливались две реки – Москва-река и Неглинка, высокой деревянной стеной (городом). Стену окружил глубоким рвом и прозвал это место Москвой-градом.

Основанный город благоприятно отразился на жителях. Он был очень удобно расположен, поскольку через него шли крупные торговые пути. Это способствовало дальнейшему росту и развитию Москвы.

По решению князя Ивана Калиты Москва становится столицей Руси в 1328 году. К этому времени территория города стала больше, значительно увеличилась численность населения.

Князь Дмитрий Донской приказал снести старые деревянные стены и возвел вместо них новые из белого камня. С этого момента Москву стали называть Белокаменной.

Культурное развитие Москвы

Москва имела статус столицы до 1712 года, после чего Петр I присвоил его Санкт-Петербургу. Вернули его только после 1917 года. Но за это время Москва продолжала развиваться во всех направлениях. Был открыт Московский государственный университет (МГУ) при непосредственном участии великого ученого М. В. Ломоносова. Появились две гимназии – одна для дворянских детей, а вторая – для детей разночинцев и купцов.

Огромное горе для жителей Москвы принесла война 1812 года, когда город полностью был уничтожен пожаром. Однако после победы русской армии над войском Наполеона его восстановили. Так Москва снова стала культурным и экономическим центром.

Сегодня часть древнего города расположена в самом центре столицы. К ней относят исторические здания, усадьбы и другие объекты. На территории Кремля расположены религиозные строения, которые известны во всем мире: Архангельский, Благовещенский и Успенский соборы.

В мегаполисе открыто более 60 театров, около 100 музеев, 75 высших учебных заведений, галерей. Для москвичей и гостей столицы работают свыше 4000 библиотек, в том числе и известная «Ленинка» (Библиотека имени Ленина).

Уникальна московская система транспорта, которая включает вокзалы железной дороги, аэропорты, городской транспорт, метро. Некоторые станции метрополитена являются памятниками архитектуры. Метро продолжает развиваться и ежегодно открывает новые станции для пассажиров.

Правительство Москвы делает все возможное для комфортного проживания москвичей и гостей столицы. Инфраструктура развивается, и город становится более современным и практичным.

Достопримечательности

Москва – огромный город и увидеть все достопримечательности за один день невозможно. Красивых и значимых мест в столице большое количество: памятники старины, музеи, парки и красивые места:

В столице множество смотровых площадок. Нужно посетить хотя бы одну, чтобы увидеть Москву с высоты птичьего полета. Самая популярная – Воробьевы горы. Она находится рядом с МГУ. Посещение этой площадки оставляют неизгладимые впечатления от просмотра красот города.

Реализация содержания программы в образовательных областях: “Познавательное развитие”; “Речевое развитие”.

Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательское, восприятие художественной литературы, коммуникативная.

Цели: расширять представления о столице нашей Родины — Москве; познакомить с её достопримечательностями, учить рассказывать о том, что узнали и увидели, воспитывать любовь к родному краю и стране.

Целевые ориентиры дошкольного образования: знает и называет столицу России и Края может рассказать о достопримечательностях Москвы.

Ход занятия

Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живём? На каком языке мы с вами говорим? Что такое страна?

Дети: “Это леса, моря, реки, горы, сёла, города…”

Воспитатель: Это место, где мы живём, где жили ваши родители, бабушки и дедушки, ваши знакомые и друзья. Россию мы называем своей Родиной, потому что мы родились и выросли. Всё здесь для нас родное. У нас с вами есть малая Родина — ваша семья, наш детский сад и наш город – Боготол. (Ребёнок рассказывает стихотворение о Родине или о семье.)

Россия – огромная страна и в ней живёт очень — много людей. Для того, чтобы в стране был мир и порядок нужны справедливые законы, которым бы подчинялись все люди страны. Основным законом нашего государства является Конституция. Конституция защищает права гражданина и юного гражданина.

В каждом государстве есть главный город – столица. Столица нашей Родины Москва (показываю на экране), а столица нашего Красноярского Края – город Красноярск (показываю на экране).

Воспитатель: В Москве находится главные правительственные учреждения – парламент, где есть государственная дума и совет федерации (показываю соответствующие картинки на экране), в Кремле работает наш президент и правительство нашей страны (министры – помощники президента, показываю картинки).

Президент — это глава государства, избранный народом. Он и правительство руководят страной, решают важные государственные вопросы, утверждают законы.

Воспитатель: Кто знает, как зовут нашего президента? (Ответы детей.)

Воспитатель: Москва самый большой город России. В нём живёт боле 8 миллионов человек. Сейчас мы с вами совершим экскурсию на выставку картин в Москве. Она называется “Я шагаю по Москве”.

Показываю картинку (Москва река и Кремль) Обратите внимание на зубцы и башни, они сделаны из красного кирпича. Одна из башен – Спасская, на ней находятся самые большие часы. По ним мы сверяем своё время. В Москве много учебных заведений: университетов, институтов, академий, где учатся студенты со всего мира и пользуются услугами центральной библиотеки (показываю картинку с центральной библиотекой).

Включаю песню “Я шагаю по Москве” вместе с детьми делаем несколько упражнений (физ. минутка).

Воспитатель: Много в Москве храмов: Благовещенский Собор, Архангельский Собор, Храм Христа Спасителя (показываю соответствующие изображения на экране).

В Москве есть много театров: Академический Большой театр, Малый театр, Кукольный театр имени Сергея Образцова. Также есть много площадей (показываю соответствующие изображения на экране). Есть и памятники знаменитым людям, которые жили в этом городе: Пушкин, Маяковский, Чайковский. Много здесь и других достопримечательностей: Царь Пушка, фонтан (показываю соответствующие изображения на экране).

Воспитатель: Много сложено песен и стихов о Москве. Наши дети подготовили стихи и поговорки о Москве (слушаем детей).

История Москвы, её многовековые традиции, отражаются в гербе Москвы (показываю герб), флаге гимне (рассказываю, что такое флаг и что он обозначает и гимне). Если остаётся время можно нарисовать флаг России.

Рефлексия: Что вы сегодня нового узнали на занятии? Что вам понравилось? (Дети отвечают.)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]