Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Осень золотая в гости к нам пришла»


Цели и задачи: Систематизировать накопленные представления детей об осени. Закреплять с детьми названия овощей, знаний детей о живой и не живой природы. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей. Активизировать словарный запас по теме.

Оборудование: картинки «Приметы осени», зонт, мяч, письмо.

Воспитатель читает стихотворение. Ход занятия:

Осень — грустная пора, Вот и дождь идёт с утра. По стеклу дождинки, Сбегают, как слезинки, Плачет осень, вот беда, Стала улица пуста. Теперь все ребятишки, Читают дома книжки.

Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и просит назвать, какое время года сейчас. Затем уточняет у детей:

-После, какого времени года наступает осень?

-Назовите осенние месяцы.

-Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

-Какая погода бывает осенью? (дождливая, дует ветер — ветреная, если на улице холодно – холодная и т. д.)

-Что было бы, если бы вышли на улицу в панамках, футболках, шортах и сандалиях? У каждого времени года есть свои приметы. Сейчас мы с вами вспомним приметы Осени.

Поиграем в игру «Осенние приметы»

Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да). Осенью цветут цветы? (нет). Осенью растут грибы? (да). Тучки солнце закрывают? (да). Часто — часто льют дожди? (да). Туманы осенью плывут? (да). Ну а птицы гнёзда вьют? (нет). Звери норки закрывают? (да). Урожай все собирают? (да). Птичьи стаи улетают? (да). Солнце светит очень жарко? (нет). Все купаются в реке? (нет). Можно детям загорать? (нет). Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да). Сапоги всем обувать? (да). Молодцы! Вы знаете приметы осени.

Загадаю вам загадку, слушайте внимательно. «Появилась в небе клякса, Если клякса заревёт, Разбежится весь народ» (туча) Осенью часто идут дожди. А что делает дождь? (моросит, идёт, шумит, льёт). Посмотрите, стало пасмурно, кажется, дождик начинается (воспитатель раскрывает зонтик).

Подвижная игра: «Дождик» Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе) Капля два, (прыжок на носочках, руки на поясе) Очень медленно сперва (четыре прыжка на носочках, руки на поясе) А потом, потом, потом (восемь прыжков на носочках, руки на поясе) Всё бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны) От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом). Дождь прошёл. Выглянуло солнышко. «Нынче, друг, не зевай, собирай урожай».

Дидактическая игра «Один — много».

Давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю один овощ или фрукт, а вы ловите мяч, бросаете мне его и называете много овощей или фруктов (огурец — огурцы, помидор — помидоры, яблоко — яблоки).

Посмотрите, что у меня есть. Это письмо. Его вчера из леса мне прислали лесные жители. Посмотрите кто? Открывает конверт и достает картинки. Назовите их (белка, ёж, медведь, и мышка).

Как готовятся к зиме осенью эти звери?

Какие запасы делают? (белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы; ёжик прячет грибы; медведь роет берлогу; мышка тащит в норку колоски).

Для чего звери делают запасы на зиму?

Какого цвета осенью трава и листики? (жёлтые, красные, зелёные, коричневые, оранжевые).

Итог: О чём мы сегодня с вами говорили? Что вы узнали об осени? Что узнали нового о зверях?

Конспект НОД «Золотая осень» по формированию целостной картины мира и расширению кругозора у детей


Задачи в соответствии с интеграцией образовательных областей.

1. Коммуникация:— обогащение словарного запаса через художественное слово — развитие грамматического строя речи — образование сложных слов

2. Художественное творчество:— создание выразительных образов методом нетрадиционного рисования

3. Здоровьесбережение:— развитие общей и мелкой моторики

4. Социализация:— воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками — формирование навыков самоконтроля и самооценки

5. Познание:— воспитание интереса к живописи, поэзии, слушанию классической музыки.

Загадка (Благинина)

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, Тихо песенку поёт, убаюкивает? (дождь)

Воспитатель: Ещё недавно солнышко было таким тёплым. Мы радовались лету, цветам, ягодам, загорали и купались в реке. Но вот подул холодный ветер, небо затянуло тучами, начались дожди… Что же произошло? Почему наша природа так изменилась? (ответы детей)

Звучит песня «Осень началась…»

Дети играют на металлофоне, колокольчиках и музыкальных треугольниках.

Между небом и землей Дождь натягивает струны, Их прозрачною рукой Нежно тронул лучик лунный Сразу над землёю сонной Зазвенели перезвоны, Тихо песня полилась, Осень, осень началась…

Воспитатель:

— Что такое осень? — Какие звуки у осени? (Шум дождя, шум ветра, шорох падающих листьев). — Чем пахнет осень? (Рябиной, клюквой, осенним грибком). — Как меняется жизнь человека с приходом осени? — Пословицы об осени: — Холоден сентябрь, да сыт; — От осени к лету поворота нету; — Сентябрь лето кончает, осень начинает. — Какая бывает осень? (Золотая, дождливая, пасмурная, грустная, красивая).

Воспитатель: Осень – грустная, но очень красивая пора. Все люди – и взрослые, и дети любят красоту. Художники создавали красивые картины об этом времени года, одну из которых мы рассмотрим. (Дети рассматривают картину И. И. Левитана «Золотая осень).

Воспитатель читает стихотворение П. Синявского «Золотая осень»

Золотая волшебница осень, Подожди, подожди уходить. Ну, пожалуйста, мы тебя просим Хоть немножечко с нами побыть. Очень нравится нам любоваться, Как листочки на солнце горят. Мы с тобой не хотим расставаться, По душе нам твой пёстрый наряд.

Вопросы к детям:

• Какую осень нарисовал художник? • Какие деревья нарисовал художник? • Как вы думаете, почему картина такая светлая? • Какое настроение она у вас вызывает? • Как бы вы назвали эту картину?

Воспитатель: Художник Левитан назвал эту картину назвал «Золотая осень». Перед нами скромный осенний пейзаж. Таких пленительных уголков в России очень много. Берёзовая роща пылает кострами берёз. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, жёлтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Легкие облака чуть заметны. Осенний воздух чист и прозрачен. Левитановская осень – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. И немного грустный: ведь это – красота прощания. Скоро зима.

Воспитатель: А теперь давайте сами попробуйте выразить осеннюю красоту – потанцуйте с листьями (Дети импровизируют свой танец – свободно, легко, выразительно по музыку Леви «Маленикий вальс»).

Дети собирают букет из осенних листьев. Пусть он радует нас свое волшебной красотой.

Осень вдохновляла художников, поэтов, музыкантов создавать прекрасные произведения. Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слово, у композиторов – звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в свое музыке П. И. Чайковский.

Дети слушают фрагмент произведения «Осенняя песня» Чайковского

Пальчиковая игра «Осенний лист»:

Смотрите, смотрите, падает лист, А воздух осенний прозрачен и чист. Весной, разрывая мелкие почки, На ветках взрывались хлопушки – листочки. Смотрите, смотрите, падает лист. Жёлтый, сухой, он теперь неказист. Листья писали мелками теней Портреты июльских солнечных дней. Смотрите, смотрите, падает лист, И лес опустевший не так голосист. Деревья уснули и спят до весны. И смотрят лесные, зелёные сны.

Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы создать панно из разноцветных листьев и украсить им группу? (Дети работают коллективно).

Нетрадиционное рисование – дети тонируют красками лист ватмана, на нём появляются контуры листьев клёна, рябины, дуба, заранее обведённые восковыми мелками.

Воспитатель: Ребята, вы вместе постарались, и у вас получилось очень красивое панно.

Как бы вы его назвали? (Ответы детей).

Дети читают стихотворение В. Семернина «Золотая осень».

Автор: Николаева Елена Владимировна воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» г. Сосногорск, Республика Коми, РФ

Статья размещена в авторской редакции

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]