НОД на тему «Моя семья» в средней группе
(Воспитатель МАОУ СОШ № 43 Кучеренко М.Н..)
Программное содержание: — Закрепить представления детей о семье.
— формировать у детей элементарные представления о членах семьи как о людях разного пола и возраста, объединенных родственным началом.
— все члены семьи обязаны защищать своего ребенка.
— воспитывать любовь ко всем членам семьи.
Материал к занятию: словарное слово пожилые, иллюстрации семьи. Рассказы детей, которые они сами сочиняли дома с родителями на тему «Моя семья», картинки из сказок с семьей, созданные ситуации. Рисунки своей семьи.
Ход занятия:
Ребята, сегодня я вам принесла загадку. Вы ее отгадаете и поймете, о чем мы сегодня будем разговаривать. 7-я.
Загадка: Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «Я» Что получится? (Семья)
Дети: Семья
Воспитатель: Молодцы! У каждого человека есть своя семья. Поднимите руку те, кто считает, что он живет в семье. Скажите, а кого вы называете членами своей семьи?
Дети: бабушка, дедушка, мама, папа, братья, сестры.
Воспитатель: давайте рассмотрим фотографии некоторых семей (воспитатель листает альбомные листы). На них мы видим мужчин, женщин, девочек и мальчиков (воспитатель говорит с остановкой, ждет, чтобы дети ему помогали договаривать). А теперь обратите внимание на работы ваших семей, которые вы сделали дома – молодцы! Кто желает рассказать о своей семье ?
— Дети рассказывают (3-4 ребенка).
Воспитатель: скажите, в семье мужчинами кто может быть? Дети: папа, дедушка, брат (сын) Воспитатель: а кто в семье может быть женщиной? Дети: мама, бабушка, сестра (дочь) Воспитатель: по возрастам люди делятся на кого? Дети: дети, взрослые и пожилые. Воспитатель: обращается к кому – либо из детей, например, Никита, кого ты отнесешь к пожилым людям?
Физкультминутка:
стоя, дети проговаривают, массажируя пальчики о всех членах дружной семьи.
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папенька, Этот пальчик – маменька, Этот пальчик – Я, Вот и вся моя семья.
Воспитатель: расскажи, как о тебе заботятся в твоей дружной семье? — приятно ли тебе это и почему? — какие чувства ты испытываешь, когда находишься дома?
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Сейчас вы назвали чувства, которые испытываете в семье, такие как радость, любовь, заботу, ласку, чувство защищенности.
В народе есть очень много пословиц о семье, о матери. — вся семья вместе, так и душа на месте! — нет роднее дружка, чем родная матушка
А вы какие знаете пословицы? Дети зачитывают. Молодцы!
А сейчас я вас прошу обратить внимание вот на эти иллюстрации. Кого ты видишь на них? Дети говорят по иллюстрациям. Воспитатель делает вывод: художники очень любили изображать семьи, отдельно маму с ребенком и др. О семье еще и написаны стихи Воспитатель: а вот послушайте стихотворение о семье
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Воспитатель: очень важно, когда члены семьи заботятся о своем ребенке. Ведь даже звери живут семьями и заботятся о своих детях. Посмотрите вокруг себя и найдите в группе фрагменты из сказок, где животные живут семьей и заботятся о своих детенышах.
Дети видят и называют сказки: Три поросенка, Три медведя (ситуация из игрушек), иллюстрации: «Волк и семеро козлят»
Воспитатель проводит итоги занятия: «У нас у всех тоже есть семьи. Вы для своих родителей сыновья и дочери, для бабушек и дедушек – внуки и внучки. У некоторых из вас есть братья или сестры, для которых вы тоже брат или сестра. Мы все очень любим своих родных, стараемся заботиться о них, не огорчать и не расстраивать, жалеть их, помогать им, говорить добрые и ласковые слова».
«Моя семья». Конспект НОД в средней группе
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познания.
Коммуникация: Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки.
Социализация: Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. Формировать умения соблюдать в процессе игры правила культурного поведения. Развивать умения подбирать предметы и атрибы для игры.
Познание: Расширить представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории; о том, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком.
Материал: Матрешка с шестью матрешками-вкладышами, мяч, корзиночка, 3 комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки), 3 листа белой бумаги формата А3, текст стихотворения С. Маршака «Матрешки», фотографии членов семей детей и педагога, по одной общей семейной фотографии детей и педагога, планшет (наборное полотно) для размещения фотографий.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковых игр «Кто живет в семье». Рассказывание и чтение сказок «Три медведя», «Коза с козлятами», «Три поросенка»; стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на брата». Альбом «Как я провел лето». Игры: сюжетно-ролевая игра «Семья»; дидактические игры «Накроем стол для чаепития», «Папино, мамино хозяйство», «Поможем маме». Беседа о том, как нужно называть родителей, бабушку, дедушку.
Ход деятельности:
Педагог: Ребята попробуйте отгадать загадку, а отгадку найти в группе, на полке с игрушками.
В этой куколке-девице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница.
(Матрешка)
Педагог: Молодцы ребята, угадали отгадку, берет в руки матрешку. Хотите познакомиться с гостьей Матрешкой?
Дети: Да.
(Педагог от имени Матрешки знакомится с ребятами: «Меня зовут бабушка Матрена).
Бабушка Матрена: Я кукла деревянная, круглолицая, румяная. В разноцветном сарафане, с кружевным платком в кармане. Пришла я в гости не одна. Со мной мой муж – дед Антон, две мои дочки Маша и Даша, и мои внуки: Маришка, Иришка и Тимошка – чуть больше орешка».
Педагог: Ребята, где же перечисленные родственники бабушки Матрены. Попробуйте отыскать их.
(Дети ищут и находят матрешки-вкладыши в большой матрешке. Все матрешки выставляются на столе)
Педагог. Ребята, можно ли сказать, что все матрешки – это одна большая, дружная семья?
Дети: Да.
Педагог: Почему? (Рассуждение детей.) Бабушка Матрена очень любит играть в разные игры со своими внучатами, а раньше играла с дочками, когда они были маленькие. Она хочет поиграть с ними и с вами.
Проводится дидактическая игра-рассуждение «Кто ушел? Кто пришел?»
(Педагог называет действия и манипулирует игрушками, дети называют имена матрешек.)
Педагог. Ушла бабушка… (Матрена.) Пришла ее старшая дочь… (Маша.) Ушла старшая дочь, прибежали две ее дочки…(Маришка и Иришка.) Убежали девочки, пришел дед…(Антон.) К деду Антону пришла другая дочь… (Даша.) Пришел и маленький Дашин сынишка… (Тимошка.) Дед… (Антон), дочь… (Даша) и маленький внучок… (Тимошка) ушли, и снова пришла бабушка Матрена.
Бабушка Матрена. А какие семьи у вас, ребята? Кто есть в семье у Олега (Наташи, Динары, Ярослава)? Предлагаю вам попробовать составить портрет своей семьи из картинок.
Проводится игра «Составь портрет своей семьи».
В игре принимают участия трое детей. На ковре лежат листы белой бумаги формата А3 и три комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки). Воспитатель предлагает каждому ребенку составить из картинок портрет его семьи.
Игра повторяется 2-3 раза.
Бабушка Матрена: (Хвалит детей). Семья – самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге.
Педагог. (обращаясь к Матрене). Знаешь, Матренушка, нашим ребятам нравится рассматривать фотографии своей семьи. Давайте расскажем истории про ниши семьи. Первую семейную историю расскажу я. (Ставит фотографию на мольберт.) На этой фотографии моя семья изображена летом на даче. Мы всей семьей любим выращивать овощи, купаться в речке, загорать, отдыхать. На этой фотографии мои самые близкие родственники мой муж и наш сын.
(Далее желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Все фотографии бабушка Матрена выставляет на мольберт, хвалит ребят за интересные рассказы о семье и обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи улыбаются, находятся близко друг к другу – им хорошо вместе).
Затем педагог показывает детям индивидуальные фотографии членов их семей и задает вопросы:
— Кто Камиль для своей мамы? (Камиль для мамы сын.)
— Чьи дети Варвара и Лена? (Дети мамы и папы.)
— Чьи они внуки? (Внуки бабушки и дедушки.)
— Чья это мама? (Мама Софьи, дочки, девочки.)
— Чья это бабушка? (Бабушка Эдика и Камиля.)
Бабушка Матрена: Я очень люблю своих ласковых внучат (спрашивает у ребят, умеют ли они быть ласковыми)
Дети: Да.
Проводится игра с мячом «Назови ласково».
Дети встают в круг. В центре круга стоит педагог с мячом. Он бросает мяч ребенку и называет любого члена семьи, например: «Мама» (папа, брат, сестра, бабушка, дедушка). Ребенок, поймавший мяч, должен назвать маму ласково (мамочка, мамуля, мамулечка, матушка).
Педагог: (Показывает на корзиночку, которую принесла с собой бабушка Матрена) «Кому на ладошку бабушка Матрена поставит корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые делает дома вся семья».
Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, ставит на ладони ребенка корзиночку, а тот называет добрые дела всей семьи (готовить вкусную еду, ходить в магазин, ухаживать за больным дедушкой, мыть посуду, стирать белье, пылесосить, гулять с собакой, трудиться на даче и т. д.).
Бабушка Матрена: Спасибо ребята за полную корзиночку добрых дел.
Педагог: Благодарит бабушку Матрену, детей и делает вывод:«У всех вас есть мамы, папы, бабушки, дедушки, у кого-то есть брат, сестра. Это – семья. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья очень нужна каждому человеку. Семья может быть большая и маленькая. Главное, чтобы члены семьи любили друг друга, были внимательны и заботливы по отношению друг к другу».
В заключение бабушка Матрена приглашает свою большую семью и всех детей пить чай с пирогом.
Автор: Матвеева Эльвира Умеровна,
воспитатель Альметьевского МДОУ —
детского сада комбинированного вида № 51 «Радуга»
Альметьевск РТ
Статья размещена в авторской редакции