Художественное конструирование из природного материала в детском саду
В конструктивной деятельности детей дошкольного возраста широко используется разнообразный природный материал. Основная задача педагога – научить чувствовать специфику природного материала, видеть разнообразие его красок, форм, фактуры и на этой основе создавать разнообразные художественные образы.
Реализация задач, с одной стороны, развивает воображение, творчество, с другой стороны, подводит детей к овладению обобщенным способом построения образа с опорой на наглядность.
В исследованиях развития соображения детей дошкольного возраста О. М. Дьяченко выделяет два основных качественно различных способа действия по построению воображаемого образа:
1) «опредмечивание», когда в незавершенном рисунке ребенок усматривает определенный предмет;
2) «включение», когда заданная на рисунке фигура превращается во второстепенный элемент воображаемого образа.
Для развития творческого воображения принципиально важно:
— развивать у детей умение анализировать материал вначале как основу будущего образа, создаваемого способом «опредмечивание», затем – как деталь, значимую для построения целостного образа способом «включение»;
— сформировать такие навыки и приемы конструирования, как «достраивание» образа, «изменение пространственного положения», «убирание лишнего», «комбинирование».
Основные задачи первого этапа обучения
конструктивным умениям изготовления поделок из природного материала:
— формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки (отбирать корни, ветки, сучки);
— обучать трем основным приемам построения образа способом «опредмечивание»: умение изменять пространственное расположение, достраивать, убирать лишнее.
Способ «опредмечивание» — основополагающий, поскольку позволяет формировать умение видеть целое раньше частей.
1-2-е занятия:
— рассматривание природного материала;
— выделение в конфигурациях всевозможных образов;
— конструирование на одной основе двух-трех образов.
3-4-е занятия:
— даются задания проблемного характера: ставится задача создать поделки с опорой на заданную основу;
— предлагаются новые материалы: куски древесной коры разных размеров и конфигураций, сухие древесные грибы (в качестве основы).
5-6-е занятия:
— проводится конструирование по замыслу.
Определив замысел, дети самостоятельно отбирают природный материал: крупный используют как основу поделки, мелкий в качестве деталей.
На втором этапе
решаются следующие основные задачи:
— формировать умение строить образ способом «включение»;
— анализировать природный материал не только как основу будущей поделки, но и как деталь, значимую для построения целостного образа (один и тот же материал может быть и основой поделки, и ее деталью).
1-е занятие: конструирование по собственному замыслу из собранного на экскурсии материала.
2-е занятие: конструирование по собственному замыслу из полученного определенного природного материала в качестве элемента будущей поделки;
3-е занятие: достраивание фигуры на основе крестообразно скрепленных палочек-веточек;
4-е занятие: достраивание фигуры на основе двух соединенных желудей, ольховых шишек на ветке, соломы, перетянутой в определенном месте, кусочков коры с закрепленной в центре палочкой.
Основные задачи третьего этапа
:
— расширять основные способы и приемы построения образа;
— формировать умение воплощать замысел, учитывая общий сюжет, детализирующий и обогащающий образ, специфику природного материала.
Обучение конструированию по собственному сюжету является основной целью.
1-2-е занятия:
— конструирование по сюжету придуманной сказки или истории.
Художественное конструирование из природного материала
Средняя группа
Основные задачи
— формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки;
— обучать трем основным приемам построения образа способом «опредмечивание»: изменение пространственного расположения, достраивание, убирание лишнего.
Технические умения детей
Крепление пластилином; крепление клеем.
Помощь педагога
Помогает отломать, отрезать лишние части; помогает прикрепить дополнительные детали, углубить щель (пасть, клюв).
Материал для работы
Корни, ветки, сучки, куски древесной коры, сухие древесные грибы, мелкий природный материал.
Старшая группа
Основные задачи
— формировать умение строить образ способом «включение»;
— формировать умение анализировать природный материал не только как основу будущей поделки, но и как деталь, значимую для построения целостного образа, путем ее включения в эту целостность;
— расширять основные способы и приемы построения образа;
— формировать умение воплощать замысел.
Технические умения детей
Крепление пластилином; крепление клеем; крепление цветной тонкой проволокой.
Помощь педагога
Работа с шилом; работа с ножом; лакировка.
Материал для работы
Шишки, желуди, каштаны, ракушки, ольховые шишки на ветке, солома, кора, мелкий природный материал.
Этапы введения природного материала
Этапы введения природного материала в средней группе:
1-й этап
Вид материала:
корни, ветки, сучки, мелкий природный материал.
2-й этап
Вид материала:
куски древесной коры разных размеров и конфигураций, сухие древесные грибы, мелкий природный материал.
Способ действия
«Опредмечивание»: изменение пространственного расположения; достраивание; убирание лишнего.
Этапы введения природного материала в старшей группе:
3-й этап
Вид материала:
шишки, желуди, каштаны, ракушки, мелкий природный материал.
Способ действия
«Включение»: использование природного материала не только как основы будущей поделки, но и как части целого; многофункциональное использование.
4-й этап
Вид материала
: две палочки-веточки, скрепленные посередине.
Способ действия
Достраивание фигуры.
5-й этап
Вид материала: два соединенных желудя, ольховые шишки на ветке, солома, перетянутая в определенном месте, кусочки коры с закрепленной в центре палочкой.
Способ действия
Достраивание фигуры.
6-й этап
Разнообразный природный материал.
Способ действия
Применение всех способов.
Конструирование в детском саду: примерное перспективно-календарное планирование / под общей ред. Т. А. Кругленя. – 2-е изд. – Минск: Зорны Верасок, 2021. – 67 с., стр. 12-14.
Сова
Задачи: Расширять представление детей об использовании нетрадиционного природного материала — шишки для изготовления разнообразных поделок в сочетании с другими традиционными материалами; способствовать развитию стремления к самостоятельному конструированию поделки; использовать оценку детских работ, как средство обучения.
Материал: Сосновые шишки, цветная бумага: жёлтого, черного, белого цвета, краска гуашь красного или жёлтого цвета, картонная бумага черного цвета, небольшой отрезок шерстяной нити, ветка (для подставки).
Птицы Задачи: Развивать умение работать над одним творческим заданием в группе или подгруппе, но при этом выполнять одно определённое задание; формировать умения наблюдать и анализировать предлагаемый педагогом, наглядный демонстрационный материал; На основе анализа и наблюдения определить (наметить) порядок выполнения предстоящей работы; способствовать воспитания у детей чувства коллективизма; формировать позитивное отношение друг к другу и живой природе.
Материал: Еловые и сосновые шишки, перья, цветная бумага, краска гуашь, пенопласт для крылышек, веточки, грецкий орех, пластилин.
Улитка
Задачи: Закреплять навыки и умения работы с природным и бросовым материалом; развивать воображение, желание сделать поделку красивой; способствовать развитию желания выполнять несложную поделку последовательно и аккуратно; создать условия способствующие развитию художественного, эстетического вкуса, цветовосприятия; продолжить учить планировать свою работу и анализировать процесс.
Материал: Сосновая шишка, картон от упаковочной коробки, краски гуашь, шерстяные нитки или готовые помпоны.
Баба – Яга
Задачи: Научить, как использовать природные материалы для изготовления поделок; развивать мелкую моторику рук; совершенствовать творческие способности; развивать воображение, фантазию; формировать композиционный и эстетический вкус; способствовать формированию любознательности, самостоятельности; воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе; формировать умение доводить начатое дело до логического завершения;
обеспечить условия для воспитания интереса у детей к декоративно-прикладному творчеству и русской народной сказке.
Материал: Сосновые шишки, сосновые иголки, ветки, жестяная баночка от кофе, шпагат, бумага белого и черного цвета, небольшой кусочек ткани.
Лебеди
Цель: Способствовать формированию умений сотрудничества у детей; способствовать развитию их стремления сосредотачиваться сообща на единой теме, выполняя при этом, одно конкретное задание; совершенствовать умения по конструктивно – модельной деятельности с использованием природного и сопутствующего материала; продолжать работу по совершенствованию умений планировать последовательность действий при выполнении творческого задания. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
Материал: Сосновая шишка, краска гуашь белого цвета, пластилин: белого, красного, чёрного цвета, картонная бумага или дощечка (подставка).
Подготовка к работе: Некоторые природные материалы требуют предварительной подготовки, которую родители, выполняют заранее, но можно привлечь к этой работе детей, предварительно объяснив им, что конкретно нужно делать, и как.
Надеюсь, что представленный материал окажется Вам полезным.
Значение конструирования из природного материала
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в это мир, раскрыть его неповторимость, научить любить и беречь природу — задача и долг взрослых. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребёнка по земле. Именно с этого должна начинаться система непрерывного экологического образования — со сферы дошкольного образования.
Актуальность выбранной мной темы заключается в следующем: человечество является главным фактором в появлении экологических проблем на планете.
Только сейчас общество начинает понимать, что появившиеся проблемы возникли вследствие его же неправильной деятельности на Земле, и они не исчезнут сами собой.
Что необходимо направить все силы на ликвидацию этих проблем, на сохранение природных ресурсов, тех богатств природы, без которых человек просто не сможет обойтись. А для того, чтобы грамотно помочь природе, прежде всего, нужна экологическая образованность.
Без определённых знаний экологических основ и законов природы человек не сможет помочь природе, а то и вовсе навредить ещё больше своей безграмотностью.
Именно поэтому так необходимо как можно раньше начинать детей знакомить с природой, прививать к ней любовь с самых ранних лет, чтобы в будущем они не повторяли ошибок современного общества, а оно в свою очередь должно постараться привести в норму нынешнее состояние природной среды для наших же детей.
Можно сказать, что всё это составляет единую цепочку: мы формируем с ранних лет у детей экологическую культуру, следовательно, они, когда вырастут, будут любить, понимать и самое главное беречь природу, и тогда не будет экологических проблем не планете
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.
Большое значение придавал природе и К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи К.Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой, которые уделяли много внимания природе, как средству умственного воспитания детей дошкольного возраста,
Е.Н. Водовозова раскрывает роль наблюдения как наиболее доступное средство ознакомления маленьких детей предметами и явлениями окружающей природы. По её мнению, наблюдение для детей даёт богатую пищу для развития детского ума и эстетических чувств.
Е.И. Тихеева видела в природе средство сенсорного воспитания детей. Ведь действительно, природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, можно широко использовать в целях сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Комплексное исследование вопросов сенсорного воспитания дошкольников при продуктивной деятельности, осуществленное под руководством А.В. Запорожца и А.Г. Усовой показало, что обучение и соответствующая организация изобразительной деятельности, конструирования, труда в природе, дидактические игры дают эффект в сенсорном развитии ребенка. Дошкольники последовательно и целенаправленно познают свойства предметов — форму, размер, цвет, плотность и пр., соответствует навыки восприятия.
В ряде научных трудов (А.И. Васильева, Н.К. Постникова, И.А. Хайдурова и др.) косвенно касающихся вопросов сенсорного развития детей показано значение анализирующего восприятия (умение видеть признаки объектов природы) для развития деятельности детей в процессе познания старшими дошкольниками взаимосвязей в природе. Т.о. педагогические работы по ознакомлению дошкольников с природой раскрывают возможность и необходимость формирования сенсорных навыков у детей.