Индивидуальное занятие по ФЭМП в старшей группе
Лексическая тема.
«Зима». ФЭМП (форма, величина, предлоги)
Цель.
Учить детей находить предметы заданной формы и величины; закреплять понятия «под», «над», «рядом», «навстречу друг другу».
Демонстрационный материал.
Картинка, на которой изображены 2 кома (большой и маленький), 2 пары лыж и палок (длинные и короткие), 2 снеговика (высокий и низкий; на высоком снеговике широкий шарф, на низком снеговике — узкий).
Раздаточный материал.
Геометрические фигуры (2 большие и 1 маленькая: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал).
Возраст: 5-6 лет
Ход занятия
Организационный момент
Игра «Назови предмет: большой — маленький, длинный — короткий, широкий — узкий».
Дети называют предметы по демонстрационной картине, на которой изображены 2 кома (большой и маленький), 2 пары лыж и палок (длинные и короткие), 2 снеговика (высокий и низкий; на высоком снеговике широкий шарф, на низком снеговике — узкий).
Основная часть
Дефектолог. Одинаковые ли по размеру снеговики? (Нет, они разного размера.)
— Как это можно проверить?
— Найдите высокие и низкие предметы в нашем окружении.
Работа с раздаточным материалом
У каждого ребенка геометрические фигуры: 2 большие и 1 маленькая (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал).
Дефектолог. По какому признаку можно сгруппировать эти фигуры? (По форме.)
Дети группируют фигуры.
— Сколько групп получилось? (Пять.)
— Назовите фигуры в первой (второй… пятой) группах.
— Перемешайте все фигуры.
— По какому другому признаку можно разделить эти фигуры на три группы? (По размеру.)
— Какие по форме фигуры в каждой группе? (В каждой группе по одному кругу, треугольнику, квадрату, прямоугольнику, овалу.)
— Сравните по размеру три треугольника (круга, квадрата, прямоугольника, овала).
— Какой размер имеют эти три фигуры? (Два больших треугольника и один маленький.)
— Как это проверить? (Наложить.)
— Покажите два больших треугольника.
— Какого они размера?
— Что можно сказать про размер таких фигур? (Они одинаковые по размеру.)
Физкультминутка
Имитация движений: игра в снежки (большие — маленькие), катание комов для снеговика.
Игра «Под, над, рядом»
— Что может стоять (лежать) под кроватью (столом, стулом, шкафом)?
— Что может висеть над кроватью (столом, стулом, шкафом)?
— Что может висеть (лежать) рядом с кроватью (комодом, ящиком, тумбочкой, столом)?
Игра «Навстречу друг другу»
Два ребенка встают лицом друг к другу в разных концах групповой комнаты. Дефектолог предлагает им медленно подойти друг к другу. Дети идут навстречу друг другу. Затем педагог предлагает им повернуться спиной друг к другу и пойти в разные стороны.
Дефектолог. Навстречу ли друг другу идут Коля и Вася? (Нет, не навстречу.)
Заучивание словосочетания «навстречу друг другу».
Итог занятия
Обобщающие вопросы по теме занятия.
План индивидуальных коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога
Логические связи и отношения:
устанавливает с ошибками (лишний предмет находит с трудом).
Математические представления
Счет:
в пределах 5, итог подводит после подсказки, обратный счет не производит.
Соотнесение числа и количества:
соотносит в пределах 5.
Соотнесение цифры, числа и количества:
соотносит в пределах 5.
Вычислительные навыки:
с ошибками.
Вычисляет:
с опорой на конкретный материал.
Выполняет задания:
как самостоятельно, так и с помощью взрослого.
Решение арифметических задач:
решает в пределах 3.
Обучаемость
Помощь:
нуждается в стимулирующей помощи при трудностях выполнения задания.
Характер помощи:
требуется стимулирующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого.
Объем помощи:
средний
Способность переноса на аналогичные задания:
перенос осуществляет, но требуется дополнительное время на усвоение и закрепление показываемого способа действия.
Дефектологическое заключение:
Специфические трудности формирования учебных навыков.
Уровень обучаемости средний.
Познавательная деятельность на среднем уровне.
Планируемые мероприятия:
Занятия с учителем-дефектологом индивидуально и в подгруппе с периодичностью три занятия по формированию элементарных математических представлений и два по ознакомлению с окружающим миром в неделю.
Содержание работы.
I
этап (октябрь 2021 – декабрь 2020)
1. Ознакомление с окружающим миром
— продолжить знакомить с предметами ближайшего окружения: игрушки, одежда, обувь и т. д.;
— учить правильно использовать в речи сенсорные эталоны, сравнивать знакомые предметы;
— закреплять представления о себе, своей семье, членах семьи, учить определять степень родства.
— продолжать знакомить с детским садом, трудом взрослых, его содержанием: воспитатель, продавец, повар медсестра и др.;
-расширять представления о праздниках: Новый год, о зимних развлечениях.
— расширять представления о временах года, о природных явлениях;
— познакомить с названиями частей суток;
— учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать их, устанавливать простейшие связи между явлениями природы;
-расширять представления о растительном мире: овощи, фрукты, деревья, грибы, ягоды;
-продолжать знакомить с животным миром: дикие животные, их детеныши, домашние животные, их детеныши, домашние птицы, отмечать их характерные признаки, расширять представления об особенностях поведения, передвижения, о пользе, которую приносят людям;
— знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными;
— учить дифференцировать обобщающие понятия.
— учить составлять рассказ из 3-4 предложений о предмете, содержании сюжетной картины по опорной схеме.
«Формы, методы, технологии работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»
Мир детства уникален и неповторим, впечатления детства, хорошие и плохие, остаются в памяти людей навсегда. Учеными давно открыто, что решающим фактором развития некоторых характеристик мышления выступает не сам опыт (знания, умения, навыки), а методы его усвоения. Надежным помощником в воспитании и обучении детей является творческая активность.
Наша ООД построена таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые формы позволяют активизировать познавательные интересы дошкольников, удивить, зажечь огонек любознательности. В игровой деятельности у ребят интенсивно развиваются наблюдательность, память, воображение.
Игру, как метод обучения, люди используют давно. Игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: а) в качестве самостоятельных технологий для освоения темы или раздела; б) как элементы более обширной технологии; в) в качестве занятия или его части (объяснения, закрепления).
В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целой группой, при этом участники должны иметь возможность свободно двигаться по комнате. Для таких игр создается предметно-пространственная среда или центры развития ребенка, с богатым мобильным, сменяемым материалом.
Педагогический процесс не должен насаждать шаблонный подход к решению заданий, он должен уважать и развивать своеобразие индивидуального стиля каждого дошкольника.
В основе обучающих игр, которые я применяю на своих занятиях, лежит принцип организации занятий в составе малых групп. Это позволяет включить в активную работу всех детей, организовать соревнование между командами, выработать умение трудиться в коллективе. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала. Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную. В результате у дошкольников в достаточной мере будут развиты
нравственные нормы поведения, культура общения в коллективе, способность к сотрудничеству. Используя в работе игры, учитываю, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь используются те игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи.
Использую в своей работе и метод проектов. Суть этого метода – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то она предполагает совокупность исследовательских, поисковых, творческих методов. Дошкольный возраст – благодатная почва для обучения, воспитания и развития ребенка — этот период в жизни детей характеризуется устойчивым вниманием, наблюдательностью, всплеском познавательного интереса. Именно поэтому наиболее действенным методом в обучении детей является метод проектов. Этот метод развивает интерес к различным областям знаний, формирует навыки коллективной и самостоятельной работы, активность, помогает связать обучение с жизнью. Проектная деятельность позволяет объединить в один коллектив педагога – старшего товарища и наставника, детей, родителей и других педагогов.