Мышление
Накопление знаний не приводит к развитию мышления, оно формируется лишь в активной практической и познавательной деятельности. Развитие мышление дошкольника проходит 3 этапа и представляет собой сложную взаимосвязь различных форм мышления:
- Наглядно-действенное мышление (3–5 лет). Основной признак — неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Чтобы мыслить, нужно действовать с предметами. Например, ребенок крутит игрушку, нажимает на все кнопки, пытается ее открыть, таким образом, он «экспериментирует и познает руками». В процессе многократных действий с предметами (а за пару лет через руки ребенка пройдут сотни и тысячи разных предметов), ребенок выделяет их скрытые характеристики и внутренние связи. Практические действия с предметами, становятся средством познания действительности и формируют мышление.
- Наглядно-образное мышление (4–6 лет) — ребенок в мышление начинает оперировать не конкретными предметами при помощи рук, а их образами и представлениями, хорошо представляя себе такие объекты. Ребенок научается познавать и решать задачи в уме, опираясь на свои образные представления о предметах, тогда как до этого, мог лишь путем практических действий. Теперь, чтобы ребенку узнать, какая фигурка подходит к какому отверстию, не нужно попеременно вставлять их, он может сделать это в уме и довольно быстро.
Стоит учитывать, что ребенок не всегда способен через наглядно-образного мышления прийти к правильному ответу. На его мышление, может оказывает сильное влияние восприятие. Если ребенку показать два совершенно одинаковых и равных по объему шарика из теста, а затем на глазах у него, один из шариков превратить в лепешку и спросить где теста больше, то часто ребенок заявляет, что в лепешке количество теста стало больше. Такая ошибка мышления связана с тем, что ребенок пока не владеет понятием объема и знанием других метрических измерениях. Наглядные модели, в которых воспроизводятся свойства и отношения предметов, являются важнейшим условием для формирования внутренней мыслительной деятельности.
Для возникновения образного мышления, также важно подражание взрослому. Воспроизводя действия взрослого, ребенок строит внутренние модели действий, которые проигрывает в ролевой игре.
3. Логическое мышление — начинает складываться к концу дошкольного возраста (около 7 лет) и развивается долгие годы, позволяя ребенку овладеть принципами логики. Такое мышление характеризуется тем, что в результате ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной форме. Однако вначале, ребенку легче устанавливать причинно-следственные связи, если конкретный объект находится прямо перед ним и можно непосредственно наблюдать происходящие с ним изменения. Постепенно он переходит к более абстрагированному от наличной ситуации мышлению.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
С пяти до семи лет познавательная деятельность дошкольника начинает включать в себя исследования и эксперименты.
Можно брать стандартные игры (прятки) или же поиграть в игру – отыщи спрятанную вещь в комнате, ориентируясь на подсказки «холодно – горячо».
Следует поиграть в такую развивающую игру: несколько детей по очереди пытаются объяснить значение слова не называя его, ребенок должен угадать.
В дошкольном возрасте дети учатся делать выводы и умозаключения, ставить опыты, путем проб и ошибок. Очень хорошо в это время развивать творческие способности, формировать моральные и нравственные ценности путем показа качественных мультфильмов и чтения хороших книг.
Также важно уделить внимание развитию речи ребенка. Занимайтесь самостоятельно, если видите в этом прок, но когда ваш ребенок долго не выговаривает определенную букву или совершает сильные артикуляционные ошибки, обратитесь к логопеду.
Детское экспериментирование
Иногда выделяют еще один тип мышления ребенка — детское экспериментирование. Оно представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, и направлено на познание свойств и связей объектов.
Такое мышление имеет форму экспериментирования с явлением: ребенок вызывает или прекращает явление, изменяет его в том или ином направлении. В процессе таких действий ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к изменению представлений об объекте. Например, ребенок кладет в ручеек деревянный кораблик и видит, как он плывет, тогда он берет свой игрушечный кораблик из железа, и видит как тот идет ко дну. Ребенок недоумевает, ведь обе игрушки являются корабликами, которые должны плавать, но один утонул. Тогда ребенок приходит к умозаключению, что не каждый кораблик способен плавать и начинает исследовать этот вопрос. В данном экспериментирование четко представлен момент саморазвития: использование и преобразования объекта/явления раскрывают перед ребенком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить догадки и воплощать их в жизнь.
Экспериментирование поощряет в ребенке любознательность и инициативность, самостоятельность, гибкость мышления, смелость, стимулирует к поискам новых решений и творчеству. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность пробовать разные способы действий, снимая при этом страх ошибиться (т.к. нет правильного варианта). Способность удивляться новому, строить свои догадки, задавать себе и окружающим вопросы, является более важным в развитии мышления, чем воспроизведение готовых схем действий и усвоение знаний, даваемых взрослыми. Роль взрослого в этом процессе, сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты и ситуации, стимулирующие познавательную активность и экспериментирование.
Определение
С латыни activus — энергичный, деятельный. Усиленное и длительное деятельное состояние, инициативность, предприимчивость, самостоятельность — какой родитель не хотел бы видеть эти качества у своего ребёнка? Активность познавательная — это главная задача воспитания и обучения. В литературе определений множество. Прежде всего, это деятельность ребёнка, обживающего новый для него окружающий мир как активный субъект, которая показывает индивидуальность его, направляет энергию, волю, заставляет работать для достижения позитивного результата.
Самая нужная черта личности — активность познавательная. Это отношение к действию, постоянное состояние готовности к нему, усвоение социального опыта, накопление знания, способов действия, навыков и умений, уже ранее приобретённых человечеством. Это то, без чего действие не будет успешным: способность восприятия и мышления. Существует масса способов распознавания такой способности у детей.
Феномены детского мышления Ж. Пиаже
Мышление ребенка на первых порах крайне несовершенно и его основной особенностью является эгоцентризм — когда ребенок оценивает любую ситуацию только со своей позиции (точки зрения). То, что ребенок воспринимает, кажется ему абсолютным и единственно возможным вариантом. Причина этого — недостаточное разделение между «Я» и внешней реальностью.
Отличным примером эгоцентризма может служить известный тест о братьях, где взрослый спрашивает ребенка:
– У тебя есть братья? – Артур. – А у него есть брат? – Нет. – Сколько у вас братьев в семье? – Двое. – А сколько у тебя братьев? – Один. – А у него есть братья? – Нет, совсем нет.
Ребенок не осознает, что может не быть «центральным» объектом, и поэтому не догадывается, что у его брата, есть братья.
Жан Пиаже выделил и другие феномены детского мышления, в основе которых лежит эгоцентризм:
Анимизм — приписывание одушевленности неодушевленным предметам. Пиаже приводит следующий разговор с мальчиком:
– Живое ли солнце? – Живое. – Почему? – Оно дает свет. – Живая ли свеча? – Живая, так как она дает свет. Она живая, когда дает свет, но не живая, когда его не дает.
Артифициализм — понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека или как созданные человеком.
– Что делает солнце, когда облака и идет дождь? – Оно уходит из-за плохой погоды. – Почему? – Потому что оно не хочет попасть под дождь.
Реализм — склонность рассматривать предметы такими, какими дает их непосредственное восприятие. Когда луна следует за ребенком во время прогулки, значит, так оно и есть. Или трехлетний ребенок может с интересом следить, как папа наряжается Бармалеем, однако пугается и плачет, когда костюм и грим были готовы и он увидел устрашающий образ. Здесь проявляется еще одна особенность детского мышления этого периода: необратимость, неспособность мысленно вернуться к исходной точке. В данном примере, невозможно мысленно с Бармалея снять костюм и маску, вернуться к исходному образу папы.
Центрация — сосредоточение только на одном, наиболее заметном аспекте или признаке объекта, при игнорировании других, т. е. узко сфокусированное мышление. Ж. Пиаже продемонстрировал феномен центрации в своих экспериментах на понимание сохранения. В этих экспериментах Ж. Пиаже показывает, что дети на дооперациональной стадии развития мышления (от 2 до 7 лет) не понимают, что важные характеристики предметов остаются неизменными, несмотря на изменение их внешнего вида. На задачу ниже, ребенок ответит: в верхнем ряду монет стало больше, верхняя палочка длиннее, в одном из стаканов воды больше и т.д. Это происходит, так как он пока не способен соотнести несколько параметров сразу — длину ряда монет с их количеством, толщину палочек с их длиной, высоту и ширину стаканов с объемом.
Задачи на сохранение, разработанные Ж. Пиаже Источник: [Берк, 2006] С ходом развития мышления, к 7 годам ребенок преодолевает эгоцентризм и большинство других феноменов мышления, переходя на уровень логического мышления.
В целом детское мышление еще далеко от взрослого, и ребенку может быть трудно разобраться, где реальность, а где притворство. Например, действительно ли ведьмы могут наложить на вас заклинание или что у человека могут вырасти крылья, и он полетит, как на картинке в книжке.
Средства
Познавательной активности необходим постоянный рост и стойкость интересов, тогда опыт будет накапливаться быстро, знания приобретут устойчивость. Способы передачи знаний от взрослого к ребёнку могут быть самыми различными, а средства должны быть как можно более простыми, но увлекательными. Процесс формирования отношения к окружающему миру — это единство эмоционального и интеллектуального в познании действительности.
К окончанию дошкольного возраста ребёнок приобретает самостоятельность, некую саморегуляцию и самоконтроль в своей деятельности, умеет поставить цель и достигнуть её, найдя подходящий способ. Более того, он уже может сам оценить результат. Он почти перестаёт копировать действия взрослых, даже иногда отходит от предъявленных требований, проявляет инициативу, волевые усилия, направленные на достижение результата. Должен сам регулировать и своё поведение.
Повторение
Для прочности усвоения знаний существует непременный дидактический принцип, воспитывающий и чувства — это повторение. На любом занятии это ведущий методический приём с разными формами. Повторение может быть прямым, когда нужно проверить, насколько хорошо усвоен материал, — в формулировках, которые использовались при подаче материала. Например, в детском саду картину можно рассмотреть повторно.
Чаще всего такой приём используют в конце занятия для закрепления полученной информации. Хотя здесь не используется творческое отношение к материалу, этот вид может стать отправной точкой к переходу на более сложные задачи. Например, соотнесение пройденного и уже усвоенного материала с новым или совершенно неизвестным, когда усвоенное помогает научиться обобщению.
Школа
Поскольку время, проведённое на уроках, весьма ограничено, вооружить школьников полностью всеми быстро развивающимися научными знаниями просто невозможно из-за грандиозности их масштаба и темпов развития. Чтобы образование дети получили наиболее широкое, а их личности не потеряли (или приобрели) стремление углубляться в исследование области познания, нужны очень стойкие мотивы, в числе которых самостоятельный познавательный интерес и стремление к результату.
Особой избирательной направленностью личности является познание. Самая стойкая познавательная активность формируется в синтезе рационального и эмоционального в школьном обучении, начиная с самой младшей школы. Условия для этого формирования очень важны, каждый учитель должен их неукоснительно соблюдать.
Самостоятельность
Это основа, на которой будет выстроена вся остальная жизнь — дворец или хижина, в зависимости от крепости фундамента. Все это понимают. Но, тем не менее, активность познавательной деятельности неуклонно и значительно снижается, как свидетельствуют тесты обучающихся в школах детей.
Самостоятельность в познании недостаточно сформирована, а главное — всё меньшей становится потребность в самостоятельном исследовании, дети гораздо охотнее пользуются уже готовыми формулами, которые тоже принимают не слишком заинтересованно, без особого желания что-то уточнять, расширять и углублять знания, использовать самостоятельный поиск, проявлять творчество.
Вопросы и ответы
В конце школьного урока или занятия в детском саду вполне уместно оставить немного времени для того, чтобы дети могли задавать накопившиеся вопросы и получать ответы на них. Если такая работа проводится систематически, любознательность класса или группы только растёт.
Умный педагог реагирует на вопросы быстро, но разумно: на одни отвечает сразу, другие выносит темой следующего занятия, а на третьи просит найти ответ в тех или других книгах или энциклопедиях, да ещё и конкурс устроит — чей ответ лучше. Самостоятельный поиск информации абсолютно необходим. Конечно, во всём нужна мера, чтобы не погасить любопытство и детский интерес к предмету или явлению.