Педсовет. Современные тенденции развития дошкольного образования.


Современные тенденции дошкольного образования

В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования.

Введение ФГОС ДО в практику потребует реализации целого ряда мероприятий, определения их характера и последовательности.

К современным тенденциям в развитии дошкольного образования прежде всего необходимо отнести:

Гуманизация образования – рассмотрение личности ребёнка как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним их традиционных общедидактических принципов, на современном этапе развития образования его реализация обеспечивается другими условиями, в первую очередь, комплексностью традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы.

Индивидуализация как усилие еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхода.

Реализация этого принципа проявляется, в первую очередь, в организации личностно — деятельностного подхода в образовании. Появление такого комплексного, системного подхода к воспитанию и обучению детей обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. Особенностью такого подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы субъектно — субъектных отношений между педагогом и воспитанником. В самом названии данного подхода подчеркивается взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного.

Личностный (или личностно ориентированный) подход предполагает, что в центре обучения находится обучающийся с его индивидуально психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями. В рамках этого подхода обучение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и «зоны ближайшего развития» воспитанника. Этот учет проявляется в содержании учебных программ, формах организации учебного процесса и характере общения.

Суть деятельностного компонента в том, что образование способствует развитию личности только в том случае, если оно побуждает ее к деятельности. Значимость деятельности и ее результата влияет на эффективность овладения человеком общечеловеческой культурой. При планировании учебной деятельности необходимо учитывать не только общие характеристики деятельности (предметность, субъектность, мотивированность, целенаправленность, осознанность), но и ее структуру (действия, операции) и компоненты (предмет, средства, способы, продукт, результат).

Без культа воспитателя. 10 трендов частного дошкольного образования


Жанна Казанская
Почему некоторые родители отдают детей в частные детсады и чего они ждут? Причины могут быть разными, но, как правило, родители уверены, что в частном саду будет выше качество образования, а главное, индивидуальный подход к ребёнку (группы там никак не по 25 человек). Основатель сети частных детских садов Жанна Казанская рассказывает о главных трендах в сфере частного дошкольного образования.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

ПОДПИСАТЬСЯ

Если мы посмотрим на итоги 2021 года, то можно сказать, что рынок детских услуг и товаров развивается достаточно активно. Если говорить про образование, то появляется большое количество частных детских образовательных проектов — как в центре Москвы, так и в спальных районах и особенно коттеджных поселках, где спрос на них довольно высок. В плане досуга детская инфраструктура также не стоит на месте и развивается наравне со взрослой. Например, ТЦ стали всё активнее предлагать варианты ддя развлечений и образовательных детских программ, отдавать под детскую зону всё больше места.

Единственная задача — разобраться с тем, что же будет наиболее востребованным.

Если говорить о частных садах, то их формат и наполнение абсолютно разное: от полноценных — с собственной кухней и территорией для прогулок до крошечных досуговых центров дневного пребывания детей.

Такой рост за последнее время связан с несколькими причинами. Во-первых, предприниматели поняли, что детская ниша крайне перспективная, а во-вторых, положительная динамика связана с повышенным интересом родителей и проникновением бизнес-процессов в эту сферу.

Сегодня в Москве услугами частных детских садов пользуются 8% родителей. Этот показатель достаточно велик, учитывая тот факт, что несколько лет назад эта цифра сводилось всего лишь к 1-2%. В столице примерно 800 частных садов, есть перспективы роста.

Современные родители становятся всё более и более требовательными в отношении частного дошкольного образования

Их запросы приоритеты меняются. Находясь внутри рынка, мы постарались выделить главные тенденции развития частных детских садов, которые можно было наблюдать в этом году.

Главные тренды развития частных детских садов

1. Активно набирают популярность концепции садов, в которых условия максимально приближены к домашним

. Количество детей в них ограничивается 10. Это связано с желанием родителей обеспечить своему ребенку комфорт и безопасность, а главное — внимание воспитателей.

2. Отказ частных садов от перенасыщенной и сверхинтенсивной программы в сторону модульного подхода

. Это позволяет ребёнку самому выбирать, чем ему заниматься, а педагогам — учитывать и раскрывать его индивидуальные особенности. Сегодня больше всего родителей интересуют занятия, которые связаны с развитием эмоционального интеллекта ребёнка. Во главу угла ставится сам период «дошкольного детства» и полноценное его проживание ребёнком, а не просто этап подготовки «к будущей жизни».

3. Появление множества авторских методик образования в частных сада.

Сегодня в приоритете у родителей комбинированные программы, которые сочетают в себе сразу несколько подходов разных школ (Марии Монтессори, Сесиль Лупан, Вальдорфская и т.д).

4. Владельцы частных садов ищут педагогов нового формата

. Постепенно разрушается идея «культа» воспитателя. Управленцы стремятся предложить уникальную систему знаний, и для этого нужны педагоги, которые готовы и хотят работать в команде.

5. Частные сады активно развивают дополнительные услуги

. Ими могут пользоваться не только воспитанники, но и родители, которые хотят познакомиться с учреждением или не могут себе позволить оплачивать дневное посещение ребёнка. Появляется большое количества секций, кружков и занятий. Это лекции по искусству, спортивные секции, языковые занятия и т. д.

6. Дети стали другими за последние три-пять лет.

Они живут в другом мире, где скорость передачи и получения информации очень высока. Если ребёнку нужно что-то узнать, ему достаточно набрать вопрос в поисковике, и он мгновенно получит ответ. К поиску этих знаний ребёнка что-то должно побудить, в нём должен проснуться интерес.

Информационно-образовательная среда

В рамках единой образовательной информационной среды происходит формирование и развитие системы инновационного образования, оснащенной организационными, педагогическими и информационными технологиями. В этой среде архитектурные и структурные решения обеспечивают открытые стандарты интерфейсов, форматов и протоколов обмена информацией для обеспечения мобильности, стабильности, эффективности и других положительных характеристик, достигаемых при создании открытых систем.

Цель и принципы современного образования направлены на подготовку студентов к полноценному и эффективному участию в социальной и профессиональной сферах в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы означает коренное изменение ее характеристик в направлении большей свободы в планировании образования, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование на всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Изначально технологии онлайн-обучения широко использовались теми возрастными и социальными группами, которые вынуждены были отдавать предпочтение обучению на рабочем месте.

Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет различным слоям населения возможность повысить уровень своего образования с помощью Интернета. Многие российские вузы активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного образования. В результате более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно стирает различия между очной, заочной и дистанционной формами обучения, что является характерной чертой системы инновационного образования.

На современном этапе глобальные изменения в целях и содержании образования ориентированы на разработку качественно новой модели, которая готовит человека к жизни и деятельности в постиндустриальном обществе и вооружает его совершенно новыми личностными качествами и навыками, необходимыми для этих условий. Все это предъявляет новые требования к специалистам.

Модернизация российской системы образования и внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс по-новому ставят вопрос о качестве образования. И сегодня многие страны уделяют большое внимание проблемам качества и эффективности образования и объединяют свои усилия в разработке методологии, технологий и инструментов сравнительных исследований качества образования, создавая систему мониторинга качества образования в мире.

Сегодня в российской системе образования формируется новая модель подготовки специалиста, которая учитывает не только квалификационную модель специалиста, но и компетентностную. Компетентность специалиста включает в себя знания, умения, навыки, а также способ их реализации в деятельности и общении. В компетентностной модели специалиста цели образования связаны с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. На первом месте стоят качественные характеристики личности, формируемые современными образовательными технологиями. Речь идет не столько о контроле знаний, навыков и умений, сколько о качестве системы образования.

Подготовка и переподготовка учителей является важным направлением повышения качества образования. Качество образования профессионалов во многом зависит от преподавателей. В университетах существует система повышения квалификации преподавателей, которая полностью отвечает требованиям нашего времени и уделяет большое внимание новым технологиям в образовании. Например, в Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина в Институте дополнительного профессионального образования повышение квалификации профессорско-преподавательского состава академии осуществляется в рамках следующих краткосрочных программ повышения квалификации «Переход на двухуровневое высшее юридическое образование на основе компетентностного подхода», «Повышение информационной компетентности преподавателей вуза» на основе инновационных образовательных технологий.

Направления развития дошкольной образовательной организации в современных образовательных условиях

 Социально-экономические преобразования, произошедшие в российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном звене, в частности. В настоящее время проблемы дошкольного образования приобрели особую актуальность. Повышается интерес к дошкольным образовательным организациям как социальному институту.

Дошкольная образовательная организация представляет собой образовательную организацию, осуществляющую в качестве основной цели образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми [5].

Дошкольная образовательная организация является одним из типов образовательных учреждений, который реализует общеобразовательные программы дошкольного образования, а также обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Основной целью дошкольной образовательной организации является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

Основными задачами дошкольного учреждения в Российской Федерации являются в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении:

– охрана жизни и укрепление здоровья детей;

– обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития дошкольников;

– осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии детей;

– приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям;

– взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения их полноценного развития.

Изменения в законодательстве, реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Профессионального стандарта «Педагог», а также повышения требований общества демонстрируют необходимость развития системы дошкольных организаций.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» и Национальный проект «Демография» на 2019–2024 г. ставит перед собой ряд мероприятий, касающихся развития дошкольных образовательных организаций, к которым относится [1]:

  1. Заключение соглашений с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении денежных средств на финансовое обеспечение мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от нуля до трех лет и от полутора до трех лет. Это может осуществляться через строительство зданий (пристройки к зданию), приобретение (выкуп) зданий (пристройки к зданию) и помещений дошкольных организаций;
  2. Разработка Методических рекомендаций для разработки и реализации программ повышения квалификации специалистов (педагогических и руководящих работников ДОО), осуществляющих организацию и обеспечение реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста;
  3. Утверждение перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ дошкольного образования, соответствующих современным условиям;
  4. Создание дополнительных мест, в том числе с обеспечением необходимых условий пребывания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, для детей в возрасте до трех лет.

Государственная политика в области дошкольного образования векторами развития считает обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет приоритетным мероприятием по созданию дополнительных мест определено строительство зданий (пристройки к зданию), приобретение (выкуп) зданий (пристройки к зданию) и помещений дошкольных организаций.

В Национальном проекте «Образование» на 2019–2024 г. указана необходимость оказания комплексной психолого-педагогической и информационно-просветительской поддержки родителям, создание условий для раннего развития детей в возрасте от нуля до трех лет, реализации программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, которые получают дошкольное образование в семье. Одним из учреждений, оказывающих данный вид поддержки, может также являться дошкольная образовательная организация [2].

Синица А. Л. указывает, что существует явная необходимость развития системы дошкольных образовательных организаций, поскольку в настоящее время удовлетворенность населения уровнем развития сети детских садов низкая. Она определяет векторы развития такими характеристиками, как [4]:

– наличие развитой сети дошкольных образовательных организаций, которая имеет достаточное количеств мест для всех желающих посещать детские сады;

– эффективность размещения дошкольных образовательных организаций;

– уровень качества услуг, предоставляемых дошкольной образовательной организацией (имеют ли родители возможность выбрать то учреждение, уровень услуг которого кажется им приемлемым: график работы, размер оплаты, квалификация персонала и др.);

– возрастной фактор (возможность отдать ребенка в дошкольное учреждение в возрасте, который устраивает или необходим родителям).

Таким образом, в настоящий момент приоритетными направлениями развития дошкольной образовательной организации является: создание дополнительных мест в детских садах в возрасте от нуля до трех лет и от полутора до трех лет; повышение качества образовательных услуг (расширение спектра средств, способствующих реализации программ дошкольного образования, подготовка кадров в области дошкольного образования, реализация программ повышения квалификации и профессиональной подготовки для работников сферы дошкольного образования); обеспечение мест в дошкольных образовательных организация детям с ОВЗ и детям-инвалидам.

Литература:

  1. Национальный проект «Демография». URL: https://government.ru/info/35559/ (дата обращения: 10.09.2019).
  2. Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 10.09.2019).
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  4. Синица Арсений Леонидович Проблемы и перспективы развития системы дошкольных образовательных организаций в Российской Федерации // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2021. № 40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-sistemy-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiy-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.09.2019).
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации».

Текущие тенденции развития дошкольной педагогики

Определение 1
Современная дошкольная педагогика – это отрасль педагогической науки, определяющая порядок оптимальной организации обучения и воспитания маленьких детей с учетом современных требований социально-экономического развития общества.

Развитие дошкольной педагогики, как и любой научной отрасли, напрямую связана с этапом общественного развития, его динамикой и тенденциями. Наука не может развиваться в отрыве от общества и его тенденций.

В этой связи, основными направлениями развития дошкольной педагогики на современной этапе являются следующие:

  1. Педагогика развития. Это направление основано на переносе акцента на развивающее обучение и воспитание дошкольников. Обучение не должно носить характер обыденности и простого усвоения теоретической информации. Детей необходимо знакомить с культурными ценностями, развивать их творческий потенциал и помогать его практической реализации. Ребенок развивается и, вместе с тем, порождает новые формы культуры. Процесс обучения предполагает опору на междисциплинарный подход и создание позитивной атмосферы, помогающей обучаться и развиваться. Дошкольное образование осуществляется на основе программы развития, ориентированной на культурное познание и усвоение культуры общения, поведения и деятельности, привитие эстетических качеств личности. Воспитание личности предполагает необходимость ее включения в коллектив и взаимодействия с ним. Это открывает возможности разрешения проблем противопоставления личности общественной среде.
  2. Педагогика личностно-ориентированного развития. Данное направление предполагает постановку личности, ее потребностей и интересов во главу процесса обучения. Для этого обучение строится на базе индивидуального подхода. Нельзя ориентироваться на некий стандарт, который должен быть достигнуть. Каждый ребенок уникален, имеет специфические особенности развития, навыки, способности и возможности. Также, в учет берется возрастная динамика развития дошкольников. Каждый этап возрастного развития характеризуется различными способностями и возможностями восприятия и усвоения информации. Ребенок становится субъектом развития. Его личность необходимо уважать и ценить. Обучение должно исключить авторитарность, а строиться на основе партнерства и сотрудничества.
  3. Гуманитарная педагогика. В этом направлении самоценность детства является приоритетом в развитии ребенка. Детство является ступенью, посредством прохождения которой ребенок вступает в мир культуры. Учебно-воспитательный процесс основывается на развитии активности личности ребенка, освоении навыков самостоятельности, выполнении самостоятельных действий в обучении и трудовой деятельности. Происходит совместное действие гуманитарного, культурологического, субъектного подхода, выступающего механизмом освоения ребенком культурного опыта на дошкольном этапе развития.
  4. Семья признается основным социальным институтом, необходимым для развития ребенка. Семейное воспитание признается фундаментом, на котором строится личностное становление, развитие основных ее качеств и реализации творческого потенциала.
  5. Личность педагога в настоящее время выступает основой организации качественного обучения и воспитания. К ней предъявляются более жесткие требования. Педагоги должны непрерывно совершенствовать свои навыки и способности, свою квалификацию и уровень профессионализма. Поэтому в государстве создаются возможности для непрерывного обучения и развития педагогов, их личностного роста. Политика в сфере образования внедряет программы обучения педагогов, курсы и стажировки, вечернее обучение, вводятся стимулирующие выплаты педагогам, занимающимся самообразованием, посещающим курсы и участвующими в программах дополнительного обучения, повышения квалификации.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Дошкольная педагогика в системе образования на современном этапе

Библиографическое описание:

Торопова, Н. Д. Дошкольная педагогика в системе образования на современном этапе / Н. Д. Торопова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2021 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2021. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9795/ (дата обращения: 29.12.2021).


Дошкольная педагогика — это отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу.

Дошкольная педагогика представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время в ней развивается дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному образованию и воспитанию.

Дошкольная педагогика опирается на методологию общей педагогики. Её основными задачами выступают: исследование исторических тенденций развития взглядов на дошкольное детство и дошкольную педагогику; изучение зарубежного опыта дошкольного обучения и воспитания; разработка дидактических основ подготовки ребенка к обучению в школе в разные периоды дошкольного детства; исследование педагогических закономерностей формирования и развития психических свойств, познавательных и эмоционально-волевых процессов у ребенка в дошкольном возрасте; разработка теоретических основ воспитания ребенка дошкольного возраста в процессе обучения, общения, развивающих игр; изучение путей и условий эффективного интеллектуального и физического развития детей дошкольного возраста;

Современное состояние организации дошкольного образования вРоссии.

Для многих родителей основным аргументом в пользу посещения их ребенком детского сада является то обстоятельство, что детский сад сегодня дает бесплатное непрерывное образование, качественную подготовку к школе, так как в нем есть необходимые для этого специалисты и профессиональные педагоги.

В дошкольном учреждении закладываются основы здорового образа жизни, поскольку здесь созданы условия, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей.

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организованных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг. Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольном образовательном учреждении, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателей: определяет содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным направлениям развития ребенка.

Значительно повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей. Изменились их требования к образованию, воспитанию и развитию детей в дошкольный период жизни. Родители желают быть активными участниками педагогического процесса, они готовы к участию в реализации программы дошкольного образования. В настоящее время родителям предоставлено право самостоятельно определять время начала обучения своего ребенка в школе. В результате часть родителей — сторонников акселерации детского развития — испытывают потребность в интенсивной подготовке своего ребенка к обучению в школе с 6-ти лет.

На современном этапе на первое место выдвигается не обучение дошкольника чтению, письму, счету, иностранному языку и т. д., а формирование функциональной готовности к школьному обучению, социальной зрелости. Так в последние годы в обиход вошел новый термин «предшкольное образование».

Среди последних правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО выступает основным. Введение ФГОС ДО, опирающийся на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования дают возможность определить значение дошкольного образования в общей непрерывной системе образования. В нем задаются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества.

Впервые в государстве провозглашается теория политического детоцентризма — когда принятие любых государственных решений связывается с детством. Дать ребенку наиграться, создать для него достойную развивающую среду, помогать в ней развиваться, находясь при этом не над ребенком, а вместе, рядом. Развить в ребенке мотивацию — «Хочу узнать!» Позволять детям говорить, мыслить самостоятельно, искать ответы на вопросы, прививать детям жажду открытий в получении знаний — вот главная задача дошкольного образования ставшего отныне первой ступенью образования.

В ФГОС ДО особый акцент сделан на создание системы условий для социализации и индивидуализации детей как «программы минимум» и их развития как «программы максимум», при этом в качестве обязательного выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды.

Современный педагог ДОУ должен быть компетентен:

 в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

 организация различных видов деятельности воспитанников;

 осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;

 методическом обеспечении образовательного процесса;

 реализации информационно-коммуникативных технологий;

 обеспечении инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

Применение информационно-компьютерных технологий в дошкольном образовании позволяет педагогам изменить содержание, применять новые нетрадиционные методы и организационные формы обучения.

Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решать задачи актуальные для специалистов системы дошкольного образования:

 дополнительная информация

 разнообразный иллюстративный материал

 возможность распространения новых методических идей и дидактических пособий

 возможность передавать и получать информацию в процессе работы с родителями в случае, если ребенок, по какой-либо причине, не посещает детский сад.

Использование Интернет-ресурсов позволяет педагогам принимать участие в межрегиональных и международных конференциях, вебинарах, семинарах и конкурсах.

Очень важно формировать информационную культуру у детей.

При использовании Информационных ресурсов в работе с дошкольниками, необходимо руководствоваться «Методическими рекомендациями» по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.

Одной из важнейших задач современной дошкольной педагогики является забота о здоровье ребенка. Современное общество все больше предъявляет требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе. Возрастает потребность реализации педагогами ДОУ технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и развития психофизического потенциала дошкольников, активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения. Реализуемые технологии помогают формировать у дошкольников, их родителей, педагогов стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

В ФГОС ДО раскрывает сущность двигательной активности, реализуемой в направлении «Физическое развитие». Здоровьесберегающие технологии в непрерывной физкультурной деятельности дошкольников направлены на решение приоритетной задачи сохранения, поддержания и обогащения субъектов педагогического процесса ДОУ и начальной школы: детей, педагогов и родителей. Современные здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы с детьми. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании — обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Особое внимание следует уделить системе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и школы в условиях непрерывного образования.

Подготовка ребенка к школе начинается задолго до его выпуска из Дошкольного образовательного учреждения. Первым педагогом ребенка становится воспитатель. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, определяет основные ориентиры реализации образовательной программы.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

В связи с введением Федеральных государственных стандартов дошкольного образования сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и школы рассматриваются как важное условие эффективной подготовки детей к переходу в статус ученика. Поэтому необходимо разработать план конкретных мероприятий, который должен определить цели, задачи, организационно-методический блок, содержащий подробный перечень и описание направленной работы с детьми, родителями, социальными и медицинскими учреждениями и ожидаемый результат.

В процессе взаимодействия воспитатель и учитель обмениваются педагогическим опытом, находят оптимальные методы, формы работы и т. д. Воспитатель дает подробную информацию о каждом ребенке, об особенностях развития, воспитания и обучения каждого ребенка, его интересах, индивидуальных особенностях, возможностях, характере. Учитель знакомит с особенностями программы начальной школы, факторами, препятствующими протеканию легкой адаптации к условиям массовой школы.

Создается объединенная база детского сада и начальной школы. Это позволяет проводить непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребенка, обеспечивая тем самым преемственность двух ступеней образования.

Одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образовательные программы дошкольного образования направлены, в том числе на достижение необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования. То есть проблема преемственности может быть решена успешно только при тесном сотрудничестве и взаимодействии воспитателя и учителя.

Развитие образования может осуществляться само по себе, но является эффективным только в том случае, если оно управляется и совершенствуется в процессах управления, опираясь на научный подход.

Значительное место в совершенствовании управления образованием занимает реформирование. И это является сегодня главным фактором управления образованием.

Понятие «качество дошкольного образования» анализируется, исходя из трех различных аспектов, В общегосударственном аспекте качество дошкольного образования можно определить мерой ее адекватности социально-экономическим условиям общества. Здесь качество дошкольного образования соприкасается с такими аспектами, как уровень жизни, экономический потенциал страны и т. д. В социальном аспекте оно определяется соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Качество дошкольного образования в педагогическом аспекте может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.

Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого его участника трактуется по-разному:

 Для детей — это обучение в интересной для них игровой форме.

 Для родителей — это эффективное обучение детей, то есть обучение по программам, хорошо готовившим их детей к обучению вы школе;

 Для педагогов — это положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения, родителями.

Качество образования находится в постоянной динамике. Поэтому сегодня очень важно прогнозировать возможные изменения качества, исследовать причины, характер этого изменения.

«Детство» — это подготовка к будущей жизни ребенка, который является уникальным и имеет огромное значение в его развитии.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в течении всей жизни. Иными словами, заниматься образованием ребенка дошкольного возраста — все равно, что закладывать фундамент огромного здания. Именно на этой основе будут строиться и развиваться в дальнейшем характер, навыки, способности, Безусловно, стоит позаботиться о том, чтобы этот фундамент был прочным и надежным.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ МинОбрНауки «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155
  3. Постановление Правительства Российской Федерации «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г № 751
  4. Буршит И. Е. К вопросу о преемственности развивающего образования.
  5. Денякина Л. М. О разработке единых требований к содержанию дошкольного образования

Основные термины
(генерируются автоматически)
: дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, дошкольная педагогика, дошкольный возраст, здоровый образ жизни, начальная школа, начальное общее образование, родитель.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]