«Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с искусством.»
Автор: Васильева Алена Александровна
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусствах; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.)
Для успешной реализации образовательной области « Художественное творчество» в младшем дошкольном возрасте используются следующие методы и приемы .
1 Экспериментирование с изобразительным материалом
( «Во что можно превратить отпечаток ладошки?», «Какого цвета небо?», «Какие бывают линии?»), использование сочетаний уже освоенных детьми техник и материалов (дорисовать гуашевый рисунок цветными фломастерами, к рисунку добавить элементы аппликации, «рисовать» пластилином). Использование разных нетрадиционных техник в рисовании(отпечаток ладони, пальца, предметов, картофельных штампов).
2 Игровые приемы
, которые позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, облегчают определение замысла будущей работы, активизируют обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру.
3 Рассматривание, обсуждение, обыгрывание
разнообразных эстетически привлекательных предметов (предметы народных промыслов, интересные фотографии, заготовки, например гипсовые игрушки для росписи, одноразовые тарелочки для росписи, элементов росписи(альбомы, листы), а так же «проектирование» с их помощью среды.
4 Настольно- печатные игры
для развития умений различать , сравнивать узоры, элементы, формы( игры «Узоры Дымки», «Народное творчество»).
5 Создание ситуации упражняемости
, для чего в уголке творчества следует предусмотреть варианты раскрасок, заготовки(листы с нанесенным рисунком или его части), детские журналы с творческими заданиями ; размещение на видном месте «полуготовых материалов»( листов разной формы и цвета для рисования и аппликаций, заготовок с нанесенными фигурами, «незавершенных композиций» — художественный материал для индивидуальной и коллективной работы.
6 Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта
, развитию обследовательских действий , аналитических умений, освоению сенсорных эталонов, что являются важными в данной возрастной группе. В уголках творчества необходимо расположить «сенсорные наборы» ( коллекции лоскута или картона разных цветов и оттенков, формы, фактуры), модели с изображением разнообразных форм, фигур, линий, модель «Радуга»(или ее вариант), наборы образных и интересных игрушек разного размера, материала для обследования, рассматривания и обыгрывания.
7 Использование синтеза искусств и интеграция видов деятельности
— составление рассказа по картине, придумывание истории, загадки, разыгрывание сюжета, подбор музыкального сопровождения, звуков к образу («озвучивание картины»)
Содержание области интегрируется со следующими образовательными областями : «Социально- коммуникативное развитие», «Позновательное развитие», «Речевое развитие».
В старшем дошкольном возрасте целесообразным является использование следующих методов и приемов .
Рассматривание, обсуждение, эстетическая оценка
разнообразных привлекательных объектов: многообразие и выразительность форм, оттенков, узоров, фактуры.
Разговор
об искусстве, эстетических объектах, изобразительных техниках и инструментах.
Чтение
познавательной литературы, рассматривание красочных энциклопедий.
Рассматривание
эстетических объектов, создание выставок, поделок для украшения группы, предметов для игр, привлечение детей к дизайн – деятельности.
Исследования.
Детские игровые проекты («Радуга в коробке с красками», «Загадочные инструменты художника» «Какие бывают натюрморты?»; беседы «Что бы ты хотел увидеть еще?» «Знаешь как получить такие оттенки?» «Как предметы попадают в музей?»
Экскурсии
в художественные и краеведческие музеи , галереи, выставки. Дошкольники посещают музеи вместе с родителями. Организуется детско- родительские игровые проекты «Наш любимый музей», «Как мы путешествовали…», «Музей у нас дома: наша семейная коллекция».
Ситуации индивидуального и коллективного творчества ,
способствующие развитию умения соотносить свои интересы с желаниями других детей, стремление договорится друг с другом, радоваться общему результату.
Использование современных информационных технологий :
ресурсов виртуальных экскурсий и музеев, видовых видеофильмов, электронных каталогов и игр, творческих сайтов для детей.
Упражнения и игры,
развивающие эстетические, сенсорные и творческие способности ( игры «Найди пару», «Подбери палитру», «Преврати фигуры», упражнения «Дорисовываете фигур», «Кляксы») , ситуации на развитие ассоциирования, эстетической синестезии.
Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности
в процессе образовательных ситуаций, предусматривающих сравнение образов, создаваемых разными видами искусства- музыкой, литературой, изобразительным искусством (образы Снегурочки, Весны, Зимы, Бабы Яги, Гномов, птиц и животных) Создание творческих работ при использовании разных видов деятельности , изобразительных техник и материалов : фантазирование на темы «Звуки красок», «Осенние мелодии», «Танцы форм», «Цвета радости и грусти»; сочетание рисования и аппликации, рисования и лепки, применение нетрадиционных изобразительных техник (коллаж, бумагопластика, пластилинография, изонить . содержание раздела
интегрируется
со следующими образовательными областями : «Социально- коммуникативное развитие», «Позновательное развитие», «Речевое развитие».
Таким образом, выбор метода и приёмов ознакомления детей дошкольного возраста с искусством зависит:
— от содержания и задач занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с искусством;
— от возраста детей и уровня их развития.
comments powered by HyperComments
М. Караваджо «Корзина с фруктами»
М. Караваджо «Корзина с фруктами» (1597)
Итальянский художник Микеланджело де Караваджо (1571-1610) считается реформатором европейской живописи 17 века, основателем реализма и одним из крупнейших мастеров барокко в живописи.
«Корзина с фруктами» написана 22-летним художников более 400 лет назад и считается первым в истории живописи натюрмортом. Молодой мастер навсегда вошёл в историю как основатель этого новаторского для того времени жанра.
Что это за жанр – натюрморт? Это изображение предметов и вещей, которые относятся к повседневной жизни и быту людей. Натюрморты, как правило, не содержат в себе никакого сюжета, кроме самой композиции, собранной из двух и более предметов. Задача художника – запечатлеть предметы такими, какие они есть. В данном случае, Караваджо постарался изобразить фрукты максимально естественно. Некоторые из них выглядят так, как будто их только что сорвали и небрежно положили в корзину. Местами изображение даже напоминает фотографию.
Задание для ребёнка:
Спросите у ребенка: что он видит на картине? Какие фрукты на ней изображены? Какого они цвета?
В. Васнецов «Спящая царевна»
В. Васнецов «Спящая царевна» (1900-1926)
Эту хорошо знакомую нам с детства картину «Спящая царевна» знаменитый русский художник Виктор Васнецов (1848-1926) писал почти 40 лет, но так и не закончил. Широкая публика увидела работу уже после смерти автора, на выставке в 1927 году. Картина имела огромный успех и её признали одним из лучших произведений Васнецова.
«Спящая царевна» входит в цикл «Поэма семи сказок», а сюжет базируется на «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Александра Пушкина и «Спящей красавице» Шарля Перро. Художник выбрал эпизод, когда молодая царевна укололась веретеном и впала в долгий столетний сон, а вместе с ней заснуло всё её королевство.
Васнецова считают одним из первых мастеров-живописцев, который оживил на своих полотнах волшебный мир русских сказок и былин. Интерес к древнерусской культуре зародился у художника во время обучения в духовном училище, а затем в семинарии, где он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи и фольклор. О себе Васнецов писал: «Я сказочник, былинник, гусляр живописи».
Во всех картинах художника современники отмечали высочайшее декоративное мастерство художника, разнообразие цветов, орнаментов и узоров в традициях русского зодчества.
Надо отметить, что за свою жизнь Виктор Васнецов внёс вклад в самые разнообразные области искусства – театральную декорацию и костюмы, архитектуру и прикладное искусство. Он создал иллюстрации к произведениям Пушкина и Лермонтова, свыше десяти лет своей творческой жизни посвятил работе над росписями Владимирского собора в Киеве. А также создал эскизы главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.
Задание для ребёнка:
Спросите у ребёнка: кого и что он видит на картине? Пусть он вспомнит сказку? Какие цвета использовал художник для написания картины?
В. Поленов «Московский дворик»
В. Поленов «Московский дворик» (1873)
Это одна из самых известных картин русского пейзажиста и мастера жанровой живописи Василия Поленова (1844-1927). Этой работой художник дебютировал на 6-й выставке Товарищества передвижников.
Интересно, что картину Поленов написал на скорую руку и был не совсем ею доволен. Однако «Московский дворик» имел огромный успех у критиков. Работа, по их мнению, выделялась на фоне остальных произведений какой-то особой поэтичностью и элегическим тургеневским настроением.
После «Московского дворика» Поленова окрестили мастером «интимного» пейзажа, что значит «глубоко личный, задушевный, сокровенный». Вообще само понятие «интимный пейзаж» подходит любому полотну, в котором можно почувствовать эмоциональное состояние его автора.
Картина стала знаковой для истории Москвы. Благодаря ей можно заглянуть в прошлое и представить себе, каким был город в 1870-х годах. В 19-20 веках главной градостроительной единицей города были не улицы и площади, а дом и двор. Особняки занимали тогда порой целые кварталы и были окружены садами и дворовыми постройками. Кстати, изображенная на картине церковь Спаса в Песках близ Арбата практически в том же виде сохранились в столице до сих пор.
Задание для ребёнка:
Спросите у ребёнка: что он видит на картине? Что делают дети и женщина? Какое время года изображено? Каких животных и птиц он видит?
И. Айвазовский «Радуга»
И. Айвазовский «Радуга» (1873)
Картина «Радуга» – одна из 4000 работ, которые выдающийся маринист 19 века Иван Айвазовский (1817-1900) посвятил водной стихии. На своих полотнах он изобразил больше десятка морей на разных континентах. А всего за свою жизнь художник создал около 6000 тысяч живописных произведений.
Айвазовский родился в Крыму и влюбился в море с раннего детства. Он мог часами сидеть на берегу, всматриваться в каждую деталь и любоваться красотой морского пейзажа. В дальнейшем это позволило ему очень реалистично изображать различные состояния морской воды.
Всё творчество художника окрашено чертами романтизма. Поэтому и водная стихия на полотнах Айвазовского чаще всего бурная, неспокойная, как и на картине «Радуга». Это история одного крушения со счастливым концом. Небольшое судно, не выдержав удары стихии, предательски накренилось и вот-вот пойдёт ко дну. Люди, в надежде на спасение, пересели в крохотные шлюпки и продолжают противостоять грозной буре. В обречённой ситуации, живописец даёт надежду на лучшее: он изображает маленькую чайку, которая как бы указывает людям путь к спасению. И радугу – излюбленный романтиками мотив и библейский символ окончания потопа.
Задание для ребёнка:
Пусть ребёнок внимательно посмотрит на картину и найдёт чайку и радугу. Что происходит в море? В каких цветах выполнена работа?