Использование лэпбука в работе логопеда
автор: Казбанова Светлана Владимировна
Учитель — логопед МБДОУ «Детский сад № 59 «Золушка» г. Норильск
Использование лэпбука в работе логопеда
ЛЭПБУК: СТРАНА ГРАММАТИКА
Цель: Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте, закрепить и систематизировать знания детей о буквах (звуках)
русского языка.
Образовательные задачи
- усваивание понятий «звук», «буква», «слово», «слог», «предложение» и внедрение их в активный лексикон;
- обучение навыку звукового анализа слова (определение гласных и согласных звуков, качества звука по парности, места звука в слове, деления слова на слоги);
- освоение и улучшение техники чтения слогов и коротких слов;
- умение соотносить произносимое слово с его звуковым составом в схематическом виде;
Развивающие задачи
- развитие мыслительных процессов (сопоставления, простого сравнения, анализа);
- активизация слуховой и зрительной памяти;
- осуществление постоянной связи обучения грамоте с развитием речи, совершенствование навыка говорения;
- развитие у воспитанников внимательности и любознательности.
Воспитательные задачи
- привитие любви к русскому языку, красоте звучащего слова;
- стимулирование желания к коммуникации;
- формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Расположение материала в лэпбуке поделено на несколько зон:
- Обложка – азбука русского языка в картинках и определение понятия «БУКВА»
- Первый разворот – «ЗВУКОВЫЕ ДОМИКИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ» и определение понятия «ЗВУК». Звуковые домики имеют отдельные «квартиры» для каждого звука с цветовыми и условными обозначениями.
Цель: Определить к какой группе относится изучаемый звук: гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий. При определении дети опираются на свои ощущения: положение языка в ротовой полости, тактильно-вибрационный контроль, наличие воздушной струи и её продолжительность.
Давайте запомним: Звуки — звуки мы слышим и произносим.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты).
Согласные звуки — это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-…). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Согласные звуки бывают твердыми и мягким.
Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, …] — в словах звучат сердито (твердо).
Согласные мягкие звуки [П’, Б’, Т’, Д’, М’…] — в словах звучат ласково (мягко).
Звуки [Ш, Ж, Ц] — всегда твердые, у них нет «мягкой» пары.
Звуки [Ч, Щ, Й] — всегда мягкие, у них нет «твердой» пары.
Согласные звуки бывают звонкими и глухими – проверит это можно тактильно-вибрационно (при произношении звука закрыть уши или приложить ладонь к горлу: если гудит – звонкий звук, не гудит – глухой).
При полном раскрытии лэпбука:
- Страница «СЛОГОВИЦЫ». Цель этих игр: Обучить слиянию звуков в слоги. Отрабатывать навыка чтения прямых и обратных слогов.
4 страница «ЗВЕЗДНАЯ ДОРОЖКА СЛОВ» — последний звук в слове является началом следующего слова.
«ЗВУКОВАЯ УЛИТКА» — подбор слов с заданным звуком. Параллельно ведется работа оп определению местоположения звука (начало, середина, конец)
Цель: Формировать навыки звукового анализа, умение выделять 1, последний звук в слове, определять местоположение звука в слове. Упражнять в умении различать на слух и называть слова, имеющие в слове определенный звук.
Внимание! Помним об «особенностях» русского языка: в конце слова звонкие согласные оглушаются, а безударные гласные меняют свое звучание. Например, «гриб» [гриП], «комок» [кАмок] и т.п. Соответственно после слова «гриб» следующее слово ищем на звук [П] – палка.
- страница «СЛОГОВОЙ ПОЕЗ»
Цель: Обучение и закрепление умения делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Книжка «ТВЕРДЫЙ ИЛИ МЯГКИЙ»
Цель: Дифференциация звуков по твердости/мягкости.
Птичка «ЗВУКОВОЧКА»
Цель: Упражнение в определении места звука в слове (начало, середина конец)
Книжка «ВОТ ОНИ КАКИЕ!» по произведению А.Шибаева «Буква заблудилась»
Цель: Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия. Активизация мыслительной деятельности, развитие наглядно-образного мышления и элементов логического мышления, сообразительности.
- страница «ПИРАМИДКА»
Цель: Обобщение и закрепление полученных знаний: выкладывание слова, звуко – буквенный анализ (составление схемы с помощью цветных фишек); деления слова на слоги и определение ударного слога (обозначение условным знаком); составление со словом предложения и составление схемы предложения.
Как варианты «Подбери слово»:
— к схеме слова,
— к слоговой схеме,
Придумай предложение со словом … по схеме предложения.
УДАЧИ И ТВОРЧЕСТВА В РАБОТЕ С ПОСОБИЕМ «СТАНА ГРАММАТИКА»
mde
smartcapture
mde
mde
mde
smartcapture
mde smartcapture
mde
mde Использование лэпбука в работе логопеда
Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный со становлением и развитием психических процессов человека.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка. Эта проблема находится в центре многих современных исследований. В первые годы жизни речь выступает вначале как средство общения, обозначения, далее она становится орудием мышления, выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л. С. Выготский, 1983; А.Р. Лурия, 1956 и др.
В последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. Этому способствует ряд причин, к которым можно отнести и ухудшение состояния здоровья детей, и глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, и пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей, которое чаще всего проявляется в дисбалансе семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.
У детей с ОНР речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности (словарь хаотичен, не организован). Все это ведет к снижению внимания, памяти, познавательных процессов восприятия.
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка следует использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. В связи с внедрением ФГОС ДОУ педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) работая с детьми с общим недоразвитием речи и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю – логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала. Учитель-логопед должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в коррекционный процесс его родителей.
Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
На мой взгляд, внедрение новых подходов к развитию дошкольников с ОНР должно способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Поэтому в своей работе с такими детьми использую, как традиционные, так и современные образовательные технологии, которые эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а также с их родителями.
Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. В этой папке собирается материал по определенной теме.
Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.
Лэпбук – сравнительно новое явление, это книжка — раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая то, что мышление детей в дошкольном возрасте носит наглядно-образны характер).
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Лэпбук — сравнительно новое средство обучения.
У детей с речевыми нарушениями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Как сказано выше, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.
Решение данных проблем –использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Такая интерактивная папка позволяет:
· пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
· ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
· формировать грамматические категории;
· развивать связную речь;
· формировать психологическую базу речи;
· совершенствовать мелкую моторику.
Для нас лэпбук — уникальное средство сотрудничества с детьми, это отличный способ закрепления и повторения материала. Объединяя игру, обучение и воспитание в один процесс, лэпбук дает возможность построить работу по речевому развитию с детьми с нарушениями речи, учитывая индивидуальные особенности ребенка, создать условия, при которых ребенок самостоятельно закрепляет полученные знания в виде игры, а так же, что немаловажно, развивает речевые навыки.
На первом этапе нами был изучен немногочисленный опыт работы отечественных педагогов по данной теме с использованием интернет — ресурсов.
На втором этапе, на основе анализа изученных материалов, сделали пробный лэпбук. Детей заинтересовал лэпбук. Наши дети с детства знакомы с ноутбуками и нетбуками. Слово «лэпбук» созвучен этим терминам, значит, он тоже вмещает в себя много интересной и полезной информации. А главное — все можно потрогать, пощупать, исследовать все кармашки и конвертики!
На третьем этапе совместно с детьми стали разрабатывать и использовать свой лэпбук: «Животные Африки». Изготовлению лэпбука предшествовали тематические занятия и игры, обсуждение и выполнение заданий. Ребенок запоминает информацию, рисует схемы расположения игр в книжке, учиться планировать, исследовать, проектировать. При такой работе, лэпбук действительно выполняет свою роль, как закрепляющего, дидактического и игрового пособия.
Не обязательно, чтобы ребенок выполнил все задания за один раз. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Поэтому к лэпбуку нужно возвращаться не раз, а значит, играть и заниматься.
Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Поэтому, когда созданное «сокровище» демонстрируется сверстникам, происходят спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации, а так же развитию монологической и диалогической речи детей.
Использование лэпбука в логопедической работе с дошкольниками с ОНР как самостоятельное методическое пособие может быть применено в любых дошкольных общеобразовательных учреждениях. Данная технология затрагивает актуальную и востребованную тему развития речи детей с ОНР и позволяет выстроить систему работы по развитию лексико-грамматического строя речи, раскрыть детскую инициативность и организовать эффективное сотрудничество с семьей.
Важная и неотъемлемая часть работы по устранению речевых нарушений у детей – тесное взаимодействие родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, неверные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, свидетельствуют о необходимости на всех этапах коррекции. Помощь родителей чрезвычайна важна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своими детьми.
Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. Это выражается в том, что родители вместе со своими детьми ищут необходимый материал по определенной теме, будь то загадки или вырезанные из журнала картинки. Ребенок должен принимать активное участие в подборе материала, а не оставаться в стороне. В ходе совместного поиска одновременно происходит общение родителей с ребенком.
Лэпбук может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – это хорошая подготовка к исследовательской деятельности.
Построение системы логопедической работы с использованием создания лэпбука для развития лексико-грамматического строя речи детей школьного возраста с ОНР опиралось на следующие принципы:
· принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка
· принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
· принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
· принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
· принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
· принцип интеграции усилий специалистов;
· принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;
· принцип постепенности подачи учебного материала.
В своей работе я использую лэпбук на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико — грамматических категорий и развитию связной речи. А также предлагаю детям использование в свободной деятельности карточек и игр из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков. Часто дети забирают тот или иной лэпбук домой, чтобы с родителями еще раз «окунуться» в ту или иную лексическую тему.
Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса — лэпбук. Он способствует творческому развитию всех участников педагогического процесса.
Применение лэпбука при автоматизации звукопроизношенияпрезентация к уроку (старшая группа)
Слайд 1
«Применение лэпбука при автоматизации звукопроизношения.» Подготовила: учитель-логопед Скомаровская И.А.
Слайд 2
Лэпбук ( lapbook ) – в дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие конверты, в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала. – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда и ребенка.
Слайд 3
Цель пособия: создание условий для успешной автоматизации звуков в речи ребенка . Задачи пособия: 1. Способствовать формированию интереса детей к обучению. 2. Развивать речевую активность детей, учить их рассуждать, обогащать словарный запас. 3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, коммуникативность ; 4. Повысить компетентность педагогов в вопросах автоматизации звука у детей.
Слайд 4
работа с лэпбуком имеет в своей основе следующие принципы: • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала; • принцип постепенности подачи учебного материала.
Слайд 5
Лэпбук способствует: развитию у детей мышления, развивает познавательный интерес, способствует автоматизации звука. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию
Слайд 6
Данное пособие ( лэпбук ) изготовлен для работы с детьми старшего дошкольного возраста по автоматизации звуков.
Слайд 7
Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Слайд 8
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал
Слайд 9
лэпбук замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Анализируя педагогические технологии, способные удовлетворить требованиям ФГОС ДО в области речевого развития мой выбор остановился на технологии «Лэпбук».
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга), или как его еще называют тематическая папка. Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые
Проект по ОО «Речевое развитие» «Лэпбук»
Актуальность проекта.
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Важным направлением коррекционной работы является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько педагог применяет новые педагогические технологии. Эффективно использование современного дидактического пособия — лэпбук. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В связи с этим разработка данного проекта я проекта является актуальной.
Паспорт проекта
Название проекта | Внедрение технологии «Лэпбук» в логопедическую работу по автоматизации звуков |
Тип проекта | Учебный ,практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный |
Руководитель проекта | С.М.Асташевская, Е.А.Медведева — учителя-логопеды высшей квалификационной категории |
Участники проекта | Дети старшего дошкольного возраста |
Место реализации | МКОМБДОУ «Детский сад №30 «Аист» |
Адресная направленность | 1.Дети старшего дошкольного возраста 2.Педагоги 3.Родители |
Цель проекта | Повышение эффективности коррекционной работы с детьми через обновление содержания коррекционно-образовательного процесса |
Задачи проекта | — развивать артикуляционный аппарат; — закрепить правильное произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков; -развивать общую и мелкую моторику; — развивать речевое дыхание; — расширить, обогатить и активизировать словарь детей; — развивать навыки грамматически правильной речи; — развивать фонематический слух, навыки звукового анализа; — развивать творческие способности школьников; -повысить уровень социализации и коммуникативных навыков у детей. |
Ожидаемые результаты | 1. Повышение уровня развития речи. 2. Повышение уровня познавательной активности детей, формирование представления о способах поиска новой информации и ее изложении в виде лэпбука; 3. Повышение уровня социализации ребенка в обществе, т.е жизненных компетенций. 4. Развитие творческих способностей, позитивных эмоций, сотрудничества, эмпатии. |
Практический результат проекта | оформление выставки «Лэпбук «Свистелочка» «Шипелочка», «Рычалочка» «Лалаечка» в конце обучения. |
Сроки реализации | Учебный год |
Инновационность пректа | — использование разнообразных игровых технологий, креативного оформления и творческого воображения, направленных на умение закреплять и обобщать полученные знания; — развитие речевых навыков с использованием элементов наглядного моделирования в виде схем, моделей, символов. |
Этапы реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 этап Организационный | 1.Изучение литературы по вопросу изготовления лэпбуков. 2. Составление плана — схемы проекта. 3 Подбор необходимых материалов для изготовления лэпбука | Сентябрь |
2 этап Реализационный -практический | 1.Диагностирование звукопроизносительной стороны речи дошкольников. 2.Изучение и обобщение тем по постановке звуков, автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и речи. 3.Совместная работа педагога с детьми по изготовлению страниц лэпбука 4 Применение тематических лэпбуков на занятиях по речевому развитию | Октябрь- январь |
3 этап Рефлексия | Обобщение материалов лэпбука, совершенствование навыка работы с ним Использование созданных лэпбуков в самостоятельной деятельности детей Итоговая диагностика | Февраль-апрель |
4 этап Внедренческий — обобщение опыта | Оформление выставки, обобщение опыта, мастер-классы | Май |
Содержание лэпбука «ШИПЕЛОЧКА»
Пособие включает задания на автоматизацию звука [Ш]. Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному.
Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах.
Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука.
Упражнения: * «Заборчик» — улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы, удерживать в таком положении губы под счет от 2 до 5-10.
* «Блинчик» — улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу;
* «Чашечка» — улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу, приподнять все края языка вверх, удерживать 5-10 секунд;
* «Вкусное варенье» — слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону;
* «Качели» — рот приоткрыть, кончиком языка упираться поочерёдно то в верхние, то в нижние зубы;
* «Чистим зубки» — открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону;
* «Лошадка» — улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка;
* «Фокус» — положить на кончик носа ватный шарик, язычок принимает форму чашечки, поднять широкий язык на верхнюю губу, дуть на ватку, чтобы она полетела вверх.
Игра «Помоги Змейке проползти в камыши»
Цель: закрепление изолированного произношения звука [Ш].
Игра «Речевой блокнотик »
Цель: закрепление звука [Ш] в слогах.
Логопед произносит предложение, ребенок проговаривает слоги в рифму.
Игра «Звуковая улитка»
Цель: закрепление звука [Ш] в словах.
Игра «Определи место звука в слове».
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, конце); развитие мелкой моторики.
Игра «Собери картинку»
Цель: автоматизация звука [Ш], восприятие целостного образа буквы.
Игра «Волшебные круги»
(круги Луллии, технология ТРИЗ)
Цель:
автоматизация поставленных звуков, формирование синтаксических конструкций.
Описание
: на одном круге предметные картинки — неживые предметы, на другом круге предметные картинки — живые предметы. Ребенок называет парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет, придумывает предложение. Например:
кошка — шкаф (Кошка спряталась под шкаф. На шкафу нарисована кошка);мышка — машина (Мышка спряталась под машину. Мышка едет в машине. На машине нарисована мышка).
Игра «Домино»
Цель: закрепление звука [Ш] в словах, образование множественного числа существительных.
Игра «Ходилка»
Цель: Цель: автоматизация звука Ш в словах.
Описание:
в игре принимают участие два игрока. Для игры понадобится кубик, фишки (машинки). Первый игрок бросает кубик и отсчитывает то количество квадратов, сколько выпадет, при этом называя предмет, который изображен на картинке. Далее вступает в игру второй игрок.
«Скороговорки»
Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию, память, контроль над звукопроизношением.
«Расскажи»
Цель: автоматизация звука [Ш] в связной речи.
Содержание лэпбука «РЫЧАЛОЧКА»
Пособие включает задания на автоматизацию звука [Р]. Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному.
Артикуляционная гимнастика
Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука.
Игра «Звуковая улитка»
Цель: закрепление звука [Р] в словах.
Игра «Собери букву»
Цель: автоматизация звука [Р], восприятие целостного образа буквы.
Игра «Повтори»
Цель: автоматизация звука [Р] в чистоговорках.
Игра «Отгадай»
Цель: автоматизация звука [Р] в словах.
Ход игры: выкладываются картинки животных и педагог читает загадки и нужно отгадать загадку, найти отгадку и правильно произнести название животного.
Игра «Построй домик»
Цель: автоматизация звука [Р] в словах, развитие фонематического слуха.
Ход игры: играть может как один ребёнок, так и двое-трое. Перед детьми выкладываются крыши домиков с символами местоположения звука в словах. Педагог показывает по одному кирпичику с картинкой, а дети должны определить, где находиться звук [Р] и назвать картинку. Затем ребёнок забирает картинку себе и кладёт под крышу.
«Выучи скороговорки»
Цель: автоматизация звука [Р] в скороговорках, которые представлены в мнемотаблицах.
Игра «Бродилки»
Цель: автоматизация звука [Р] в начале, середине и конце слова.
«Рассказы»
Цель: автоматизация звука [Р] в связной речи.
Содержание лэпбука «СВИСТЕЛОЧКА И СОПЕЛОЧКА»
Пособие включает задания на автоматизацию и дифференциацию звуков [С] и [С’].
Артикуляционная гимнастика
Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звуков.
Игра «С чем пирожок?»
Цель: обучение составлению предложений, образованию относительных прилагательных.
Игра «Собери букву»
Цель: автоматизация звуков [С], [С’] восприятие целостного образа буквы.
Игра «Расставь по окошкам»
Цель: автоматизация произношения звука [С] или [С’], обучение определению звука в слове, его места (в начале, середине, в конце)
Игра «Твердый и мягкий»
Цель: классификация по твердости и мягкости, по положению в слове, автоматизация произношения звука [С].
Игра «Птица-рыба-зверь со звуком»
Цель: автоматизация звуков [С], [С’], развитие памяти, мышления, кругозора.
Игра «Цепочка»
Цель: автоматизация произношения звуков [С], [С’], обучение подбору слов с заданными слогами.
Игра «Волшебные круги»
(круги Луллии, технология ТРИЗ)
Цель:
автоматизация поставленных звуков, формирование синтаксических конструкций.
«Скороговорки»
Цель: автоматизировать звук [С], [С’] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию, память, контроль над звукопроизношением.
Содержание лэпбука «ЛАЛАЕЧКА И ЛЕПЕТАЛОЧКА»
Пособие включает задания на автоматизацию и дифференциацию звуков [Л] и [Л’].
Артикуляционная гимнастика
Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звуков.
Игра «Звуковая улитка»
Цель: закрепление звука [Л], [Л’] в словах.
Игра «Собери букву»
Цель: автоматизация звуков [Л], [Л’] восприятие целостного образа буквы.
Игра «Твердый и мягкий»
Цель: классификация по твердости и мягкости, по положению в слове, автоматизация произношения звуков [Л], [Л’]
Игра «Цепочка»
Цель: автоматизация произношения звуков [Л], [Л’], обучение подбору слов с заданными слогами.
Игра «Звуковые дорожки»
Цель: автоматизация произношения звука [Л], закрепление звукового анализа слова, развитие творчества.
Игра «Подводная лодка»
Цель: : автоматизация произношения звука [Л] или [Л’], обучение определению звука в слове, его места (в начале, середине, в конце)
«Скороговорки»
Цель: автоматизировать звук [Л], [Л’] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию, память, контроль над звукопроизношением.
Игра «Расскажи»
Цель: автоматизация звуков [Л], [Л’] в связной речи обучение составлению рассказов по картинке
Вывод.
Мы можем однозначно утверждать, что работа над проектом «Лэпбук — как средство коррекционного обучения дошкольников» принесла положительный результат, т.к.:
— повысился уровень развития речи;
— повысился уровень познавательной активности детей;
— педагоги ДОУ познакомились с новой формой работы по развитию связной речи и познавательной активности дошкольников.