Алгоритм и его использование в работе с детьми дошкольного возраста


Алгоритм и его использование в работе с детьми дошкольного возраста

Елена Белая

Алгоритм и его использование в работе с детьми дошкольного возраста

Алгоритм и его использование в работе с детьми дошкольного возраста.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» (К. Д. Ушинский)

.

Жизнь в современном мире наполнена различными знаками, символами, схемами. Многие из них довольно широко распространены. Так, например, большая часть знаков дорожного движения используется во многих странах по всему миру. Привычный для нас с вами алфавит это тоже система символов, позволяющая предавать какую-либо информацию, как и большая часть алфавитов, строится на символах (буквах)

. Но в мире есть письменности, в основе которых, по прежнему, остается изображение предметов, явлений, действий с ними, оформленных в виде схематических картинок. Такие картинки могут быть наделены сходством с реальным предметом. С развитием цифровых технологий процесс передачи информации, в том числе чувств и эмоций человека иногда превращается в демонстрацию универсальных символов, которые доступны для понимания людям незнакомым друг с другом и говорящим на разных языках. Например, всем известные
«смайлики»
. Но особой смысловой нагрузки они за собой не несут. Это скорее, описание, выражение настроения, отношения к чему-либо. Педагогическое моделирование, которое строится на замещении предметов, явлений условными символами, выполняет задачу развития мыслительных процессов, в частности, у детей
дошкольного возраста. Я хотела бы подробнее остановиться на одном из вариантов наглядного моделирования, который широко используется в дошкольных образовательных учреждениях, начиная с раннего возраста – это алгоритмы действий. Алгоритм – это и есть последовательность шагов, способ принятия и удержания цели предстоящей деятельности, это возможность перенести метод решения данной задачи на похожие задачи. С самого раннего возраста дети овладевают алгоритмами,знакомятся с последовательностью действий при выполнении гигиенических процедур: умывание, чистка зубов, пользование платком, одевание. Алгоритм — точное предписание о том, какие действии и в какой последовательности надо выполнить, чтобы достичь результата в любой из задач определенною вида; Это задание, состоящее из команд, всегда нацелен на исполнителя. Если правильно продумать команды и выполнить их одну за другой без ошибок, то можно решить поставленную задачу. Алгоритм – понятное и точное предписание (указание)исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели.
Анализ психолого-педагогических предпосылок формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста показал, что дошкольники второй младшей группы еще не способны к усвоению алгоритмов, они не могут продолжительное время удерживать цель и план деятельности, точно следовать образцу, инструкции, основы алгоритмической деятельности для них еще трудны. Поэтому в этом возрасте я проводила подготовительную работу по формированию данных умений. Под моим руководством в процессе игровой деятельности дошкольники осваивали нормы и правила поведения за столом во время еды, правила умывания, культурно-гигиенических навыки по использованию предметов личной гигиены, то есть действия, носящие алгоритмический характер.

Во все центры можно поместить свои алгоритмы действий. Тем самым сделать среду разнообразной и интересной с алгоритмами, схемами, знаками, чтобы ребенок, изучая их, развивался и включался самостоятельно в любой вид деятельности. В начале, я познакомила детей с алгоритмом, проговорила, объяснила, научила детей «читать алгоритмы»

. Затем можно проиграть ход выполнения индивидуально или в группе с 2-3
детьми. В дальнейшем ребенок сам действует согласно картинке. В раздевальной комнате можно установила схему пользования платком,одевания в зимний и летний период. Таким образом, многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения воспитателя, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, а впоследствии эти же алгоритмы выступят в роли верных помощников в организации самостоятельной деятельности.
Модельные и символические средства позволяют развивать творческие и познавательные способности у дошкольников, а так же способствуют формированию самостоятельности и навыков планирования, зрительное внимание, помогают развивать ассоциативное мышление, воображение, зрительную память. В дошкольном возрасте преобладает наглядно- образная память и запоминание носит, как правило, непроизвольный характер.

Алгоритмы позволяют быстрее запомнить, а в дальнейшем правильно выполнять очередность работы. При действии с алгоритмом у ребенка возникает проблема, побуждающая к активному действию, ради её решения. Для этого необходимо воспитателю давать материал разной сложности, который позволит выявить индивидуальные возможности и уровень знаний ребенка.

Насыщенная алгоритмами развивающая среда – важное условие побуждающее дошкольника к самостоятельной деятельности, подводит детей к практическим действиям, которые вызывают у них желание самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить ответы на свои вопросы.

У детей раннего возраста мыслительный процесс всегда связан с действиями, манипуляциями с предметами. Между тем уже в этом возрасте ребенок соотносит определенные картинки с действиями. Покажите ребенку ложку, и он, с очень большой вероятностью покажет движение рукой, как он будет ложкой кушать кашу. Один из первых алгоритмов, с которыми я знакомлю детей с раннего возраста – это алгоритм одевания. Его я располагаю на уровне глаз ребенка в приемной группы детского сада. Сначала я выясняю, насколько дети понимают смысл этих картинок. Если ребенок не имеет ограничений в своих возможностях, он вполне быстро может одевать вещи или приносить их взрослому перед одеванием, опираясь на такую модель. По такой же логике работает и алгоритм умывания. Каждый раз, приходя в умывальную комнату, обращаю внимание детей на понятные для них картинки. Конечно, перед тем, как использовать на практике такие модели, мы с детьми проговариваем, какой смысл они несут. Для раннего и младшего возраста картинки обозначают буквально предметы, на которые должны быть направлены действия малыша. В дальнейшем эти модели малышу подскажут «маршрут»

его действий, если вдруг не будет рядом взрослого. Таким образом, наглядность в данном случае помогает не только развитию мыслительных процессов, анализу изображения и
алгоритму следования, отображенной в модели действия, но и помогает ребенку чувствовать себя самостоятельным, «взрослым»
. В заключение хотелось бы отметить, что универсальных методов в педагогике, элементы которых получили бы в образовании и воспитании детей широкое применение, не так много. Метод моделирования для развития умственных процессов детей помогает решать очень важные познавательные задачи.
Использование моделирования не должно быть «стихийным»
, важно понимать
возрастные, индивидуальные особенности ребенка и виды моделей, которые можно бы было применить в каждом конкретном случае. Тогда данный метод поможет дошкольнику в развитии умственных способностей, в формировании готовности ребенка к обучению в школе.

«Мнемотехника. Схемы— алгоритмы»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Хочу предоставить вашему вниманию мнемотаблицы

, или как их раньше называли схемы — алгоритмы! Много картинок и иллюстраций можно найти на страницах интернета, но сделанное своими руками, как то ближе.

Как мы с вами знаем, мнемотехника

— это

— схема, в которую заложена определённая информация;

— система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное запоминание, воспроизведения и сохранение информации.

В настоящее время мнемотехника стала для дошкольников очень актуальна. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц

. Овладение приёмами работы с
мнемотаблицами
значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

• развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного;

• кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы;

• перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы;

• развитие мелкой моторики рук при обследовании предметов.

«Описание герба»

«Рассказ о профессиях людей»

«Описание предметов одежды»

«Описание предметов посуды»

«Описание времени года»

«Описание овощей и фруктов»

«Описание животных»

«Описание птиц»

«Описание игрушки»

Представляю вашему вниманию презентацию

Мнемотаблицы.

Прикреплённые файлы:

mnemonotehnika-ili-shemy-algoritmy_jqq73.pptx | 3641,04 Кб | Скачан: 393

www.maam.ru

Мнемотехника для дошкольников

для детей с тяжёлыми нарушениями речи Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 52 «Ласточка»г. Старый Оскол Белгородской области

Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы) , в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т.п.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах.

Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучи-ванию стихотворений увлека-ет детей, превращает занятие в игру.

Зритель-ный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушива-ния, сопровождающегося про-смотром рисунков, позволяет значительно быстрее запом-нить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворе-нию (желательно на каждую строчку) . И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

Следующий этап работы с мнемотаблицей — эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.

За время работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи была создана серия мнемотаблиц на стихотворения различной тематики: «Зима», «Весна», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Профессии» и многие другие. Основой мнемотаблиц послужили известные стихи.

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его.

Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком.

Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».

Другие статьи по теме «мнемотехника»:

Ссылка на источник logopedy.ru

13

0Таблицы и плакаты для детского сада Украшаем стенд в детском саду

Как научить ребенка есть овощи и фрукты, материал ко дню Космонавтики, правила личной и пожарной безопасности, русский и английский алфавит, слоги, дикие и домашние птицы, природа, времена года, правила гигиены и права ребенка, азбука цвета и дорожные знаки — собрала немного папок-передвижек и плакатов для украшения стенда в детском саду. Надеюсь, пригодится. Приятного просмотра!

СКАЧАТЬ ОДНИМ ФАЙЛОМ… Читать далее…

Подробней на сайте www.liveinternet.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]