Беседа «Вежливые слова»план-конспект занятия (старшая группа) на тему


Воспитываем вежливость: кое-что про волшебные слова

Имея навыки веж­ли­вого обще­ния, легко решить спор­ный вопрос, найти ком­про­мисс, нала­дить хоро­шие отно­ше­ния с дру­гими людьми. Чем раньше начать вос­пи­та­ние веж­ли­во­сти у ребенка, тем лучше.

Но одни дети легко усва­и­вают эти нормы, а дру­гим это дается с тру­дом. Почему так про­ис­хо­дит и как вос­пи­тать ребенка веж­ли­вым чело­ве­ком, помо­жет разо­браться дет­ский пси­хо­лог Ека­те­рина Геор­ги­евна Федюкина.

Что такое веж­ли­вость и почему она так важна? Про­сто ли это пра­вила, соблю­де­ния кото­рых посто­янно тре­буют от детей взрослые?

Веж­ли­вость – одно из важ­ней­ших качеств вос­пи­тан­ного чело­века. До XVI века слово «вежа» озна­чало «зна­ток» – тот, кто знает пра­вила при­ли­чия, формы выра­же­ния доб­рого отно­ше­ния к людям.

Быть веж­ли­вым и вос­пи­тан­ным в нашем мире необ­хо­димо, так как веж­ли­вость – это состав­ная часть доб­ро­же­ла­тель­но­сти, и она при­сут­ствует во всех культурах.

Мы исполь­зуем веж­ли­вые слова, чтобы не задеть чув­ства дру­гого, чтобы смяг­чить смысл слов, кото­рые нам кажутся рез­кими или пря­мо­ли­ней­ными, чтобы попро­сить о чем-то так, чтобы чело­веку нетрудно было согла­ситься. Да и про­сто для того, чтобы быть воспитанными.

Веж­ли­вость – это не только упо­треб­ле­ние слов «изви­ните», «пожа­луй­ста», «спа­сибо». Хотя эти слова и важны, веж­ли­вость озна­чает гораздо больше. Это сумма поступ­ков, опре­де­ля­ю­щих внут­рен­нюю куль­туру человека.

Поступки чело­века ясно гово­рят о том, веж­лив он или груб. Веж­ли­вость пока­зы­вает наше ува­же­ние к дру­гим людям вне зави­си­мо­сти от того, нра­вятся они нам или нет. Каж­дый чело­век достоин веж­ли­вого к нему отно­ше­ния. Когда вы гру­бите или в какой-то дру­гой форме про­яв­ля­ете свою невеж­ли­вость, то тем самым демон­стри­ру­ете свое неува­же­ние. И тогда нечего удив­ляться, если чело­век обижается!

Веж­ли­вый, вос­пи­тан­ный ребе­нок – гор­дость роди­те­лей и радость окру­жа­ю­щих. Как же научить ребенка вежливости?

Для этого необ­хо­димо, прежде всего, сфор­ми­ро­вать у него пред­став­ле­ние о базо­вых пра­ви­лах пове­де­ния в обществе.

Напри­мер, ребе­нок дол­жен знать, что в театре во время спек­такля нужно вести себя тихо, не шур­шать фан­ти­ками и не играть с музы­каль­ными игруш­ками. В мага­зине или поли­кли­нике нужно спо­койно идти по кори­дору, а не бегать, не кри­чать и не пол­зать по полу. Играя в песоч­нице, нельзя отби­рать игрушки у парт­не­ров по игре, драться или зади­рать дру­гих детей.

Если базо­вые пра­вила пове­де­ния в обще­стве не при­вить ребенку с ран­него дет­ства, потом будет очень сложно навер­стать упу­щен­ное и научить ребенка веж­ли­во­сти. Если вы не хотите, чтобы ваш малыш стал невос­пи­тан­ным под­рост­ком, а затем и взрос­лым, – начи­найте учить ребенка веж­ли­во­сти с ран­него возраста.

Именно роди­тели должны быть при­ме­ром веж­ли­во­сти и при­лич­ного пове­де­ния в обще­стве для сво­его ребенка.

Сле­дите за своим пове­де­нием. Если ваша цель – добиться, чтобы малыш бла­го­да­рил за подарки и сами. Пусть ребе­нок наблю­дает ваше обще­ние с окру­жа­ю­щими и посте­пенно пони­мает, что это нормально.

Можно также обра­щать его вни­ма­ние на обще­ние дру­гих людей друг с дру­гом – при­чем здесь дол­жен быть как отри­ца­тель­ный при­мер, так и поло­жи­тель­ный. Есте­ственно, каж­дую ситу­а­цию необ­хо­димо сопро­вож­дать соот­вет­ству­ю­щими комментариями.

Не стоит при­бе­ре­гать хоро­шие манеры на момент встречи гостей или на осо­бые слу­чаи. Ваше чадо должно понять, что нужно быть все­гда веж­ли­вым, даже если он наедине с мамой.

Имеет смысл раз­гра­ни­чить стиль обще­ния ребенка со взрос­лыми и со сверст­ни­ками. Если в обще­нии со сверст­ни­ками можно упо­тре­бить неко­то­рые «свое­об­раз­ные» выра­же­ния – в раз­го­воре со взрос­лыми это должно быть табу.

Вот некоторые напоминания для родителей, которые помогут научить ребенка вежливости:

  • Обя­за­тельно упо­треб­ляйте веж­ли­вые слова сами в тех ситу­а­циях, где они необходимы.
  • Пока­жите ребенку «вол­шеб­ство» веж­ли­вых слов: не выпол­няйте его просьбы, напри­мер «дай мне», без слова «пожа­луй­ста».
  • Здо­ро­вай­тесь, про­щай­тесь и бла­го­да­рите пер­выми, не дожи­да­ясь, когда об этом вспом­нит ребенок.
  • Вме­сте с ребен­ком раз­ра­бо­тайте и утвер­дите обя­за­тель­ные пра­вила веж­ли­во­сти. Напри­мер: «Здо­ро­ваться надо со всеми зна­ко­мыми, кого уви­дел в этот день впервые».
  • Учите веж­ли­во­сти вежливо!

Пыта­ясь научить ребенка веж­ли­во­сти, необ­хо­димо дать ему понять, что каж­дый чело­век ино­гда бывает не прав. И нужно уметь про­сить про­ще­ния за свои невер­ные поступки. При­чем изви­не­ние не должно гово­рить о том, что ребе­нок плохой.

Изви­не­ние – это лишь пока­за­тель того, что он не прав и сожа­леет об этом. И совсем не обя­за­тельно, что чело­век, перед кото­рым ваш ребе­нок изви­ня­ется, потом будет отно­ситься к нему хуже.

Малень­кие дети часто пере­би­вают друг друга и взрос­лых, встре­вают в раз­го­вор, что тоже явля­ется про­яв­ле­нием невежливости.

Пер­вые слова, пер­вые фразы… Как мы раду­емся тому, что ребе­нок умеет говорить!

Про­хо­дит время, и мы заме­чаем, что малыш не только научился раз­го­ва­ри­вать со взрос­лыми, он научился взрос­лых перебивать.

Необ­хо­димо знать, что, когда ребе­нок пере­би­вает взрос­лого, вле­зает в раз­го­вор без спроса, это может озна­чать мно­гое. Напри­мер, что он не умеет слу­шать или про­яв­ляет агрес­сию по отно­ше­нию к тому, кого он пере­бил, а может быть, хочет обра­тить на себя вни­ма­ние, к кото­рому при­вык, явля­ясь цен­тром семей­ной все­лен­ной, или наобо­рот, недо­по­лу­чает роди­тель­ского внимания.

Про­яв­ле­ние край­ней сте­пени нетер­пе­ли­во­сти харак­терно для детей, име­ю­щих повы­шен­ное нерв­ное напря­же­ние. Когда ребе­нок много гово­рит, вме­ши­ва­ется в раз­го­воры взрос­лых и дру­гих детей, втор­га­ется в чужие игры, – это может быть одним из симп­то­мов гиперактивности.

Частенько дети тре­буют от роди­те­лей немед­лен­ного вни­ма­ния. В таком слу­чае нужно учить их тер­пе­нию и выра­ба­ты­вать уме­ние ждать.

Можно посоветовать следующие правила, чтобы научить ребенка не перебивать взрослых:

  1. Попро­сите запом­нить то, что ребе­нок хочет вам ска­зать, с тем чтобы выслу­шать его тогда, когда закон­чите разговор.
  2. Не исполь­зуйте такие фразы, как: «Только пло­хие дети так делают», «Ты гру­бый, невос­пи­тан­ный, встре­ва­ешь в чужой разговор».
  3. Научите, как веж­ливо пре­рвать раз­го­вор. Фраза: «Изви­ните, пожа­луй­ста, за то, что я вас пре­ры­ваю!» – может стать поис­тине волшебной.
  4. Пока­зы­вайте ребенку при­мер и не вле­зайте в чужой раз­го­вор без необходимости.
  5. Учи­ты­вайте воз­раст: чем младше ребе­нок, тем слож­нее ему сдер­жи­ваться в ожи­да­нии паузы в разговоре.
  6. Хва­лите ребенка за то, что он нашел, чем ему заняться, когда вы были заняты разговором.
  7. Сами нико­гда не пере­би­вайте ребенка!

Что следует учесть, объясняя маленькому ребенку правила вежливости?

Во-пер­вых, делайте это не в виде нота­ций, а тогда, когда есть повод.

Во-вто­рых, гово­рите на языке, понят­ном малышу, не забы­вайте аргу­мен­ти­ро­вать. Ребе­нок хочет знать, почему нужно вести себя именно так.

В‑третьих, каж­дый запрет сопро­вож­дайте разрешением.

Пре­под­не­сти ребенку пра­вила пове­де­ния в обще­стве проще всего в доступ­ной и инте­рес­ной для него форме – игро­вой манере. Стихи и рас­сказы о веж­ли­во­сти для детей ста­нут неза­ме­ни­мым под­спо­рьем в вос­пи­та­нии хоро­ших привычек.

Книги о веж­ли­во­сти для детей должны быть кра­соч­ными, яркими, запо­ми­на­ю­щи­мися и свя­зан­ными с кон­крет­ными образами.

Отлич­ный при­мер тому – сти­хо­тво­ре­ние Саму­ила Мар­шака «Урок веж­ли­во­сти», где на при­мере мед­ве­жонка объ­яс­ня­ются основ­ные пра­вила пове­де­ния. Ребе­нок не мыс­лит абстрактно, поэтому, чтобы доне­сти до него инфор­ма­цию, нужно кон­кре­ти­зи­ро­вать ситуацию.

Слу­шая текст, он дол­жен «нари­со­вать» все в нем про­ис­хо­дя­щее в своей голове.

Необ­хо­димо не только сов­мест­ное чте­ние сти­хов, заучи­ва­ние их наизусть, но и беседы. Даже с самым малень­ким ребен­ком нужно обсуж­дать про­чи­тан­ное. Только так роди­тели смо­гут понять, что малыш уло­вил смысл правильно.

В конце беседы у ребенка должна выстро­иться и пол­ная кар­тина про­ис­хо­дя­щего, и соб­ствен­ное мне­ние о ситу­а­ции. Отлич­ным выбо­ром ста­нут стихи о веж­ли­во­сти для детей С. Мар­шака, А. Барто и А. Кондратьева.

Игра для ребенка – один из эффек­тив­ных спо­со­бов пока­зать ему хоро­шие сто­роны обще­ния и раз­ре­ше­ния малень­ких, дет­ских, но уже не совсем про­стых проблем.

Чтобы поиг­рать с ребен­ком в веж­ли­вость, пона­до­бятся раз­лич­ные игрушки, какие только есть у вас дома. Сюже­тов для игры может быть мно­же­ство, ведь нужно быть по-раз­ному веж­ли­вым в раз­лич­ных ситуациях.

Научить своих детей быть веж­ли­выми – задача роди­те­лей. И начи­нать этот про­цесс надо как можно раньше. При­чем очень важно не про­сто учить ребенка гово­рить пра­виль­ные слова и выпол­нять пра­виль­ные дей­ствия, но и по сути быть вежливым.

Е. Г.Федюкина Жур­нал для роди­те­лей «Вино­град», №5 (61), 2014 г.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]