Что такое пальчиковая гимнастика
Это увлекательная и несложная тренировка пальцев, направленная на улучшение памяти, мелкой моторики, способности творчески мыслить, концентрировать внимание. Детям положено заниматься пальчиковой гимнастикой с ранних лет. Занятия не требуют подготовки и особых физических навыков.
Приступать к гимнастике можно, когда ребенку исполнится 3 месяца. Сначала пальчики малыша загибает родитель. Достигнув 2-летнего возраста, ребенок действует самостоятельно, повторяя движения за взрослым. По мере взросления ребенка движения должны становиться все сложнее.
Для максимальной эффективности гимнастику рекомендуется проводить ежедневно. Занятие не должно длиться больше 4-5 минут.
Движения сопровождаются стихами, сказками. Текстовое сопровождение следует менять через каждые 3-5 дней. Но если ребенок просит повторить старое стихотворение, не нужно ему отказывать. Если дошкольник отказывается играть, не стоит его насиловать, лучше перенести пальчиковую гимнастику на другое время.
Цель пальчиковой гимнастики
Совершенствование детской речи зависит от развитости мелкой моторики. Чем лучше дошкольник двигает пальцами, тем проще ему строить четкую и внятную речь. Поэтому пальчиковая гимнастика для малышей 3 лет так важна. Она стимулирует развитие артикуляционных органов, приучает руки держать инструменты для письма и творчества, совершенствует мыслительные и творческие способности.
Задачи пальчиковых игр:
- общее речевое развитие, стимуляция центра речи в мозге;
- расширение индивидуального словаря;
- развитие усидчивости, внимательности, заинтересованности в образовательном процессе;
- улучшение слуховой и зрительной памяти;
- формирование представления о стихотворениях и сказках как литературных формах;
- тренировка мелкой моторики, улучшение гибкости кистевых суставов;
- творческое развитие, улучшение воображения.
Пальчиковая гимнастика для 3 лет
На первых порах пальчиковые занятия положено проводить без текстового сопровождения. Это ознакомительный этап, когда ребенок тренируется управлять моторикой. Родитель показывает, а малыш старательно повторяет движения за ним.
Не нужно с первого или второго занятия нацеливаться на безупречный результат. Сначала у дошкольника не все будет получаться. Когда результат гимнастики намного улучшится, можно устроить соревновательное упражнение со сладкой наградой для победителя.
Вот несколько упражнений для начального этапа пальчиковой гимнастики:
- Положите руки на горизонтальную поверхность так, чтобы одна кисть была раскрытой, вторая сжатой в кулак. Поменяйте положение: первую кисть сожмите, вторую раскройте. И так несколько раз.
- Вытяните руки перед собой, сцепите пальцы. Ладони разведите в разные стороны, затем выверните кисти тыльной стороной к себе, чтобы пальцы выпрямились.
- Поставьте локти на горизонтальную поверхность. Ладони поворачивайте то к себе, то от себя. При этом пальцы не должны сгибаться.
- Поставьте локти на ровную поверхность. Ладони поверните так, чтобы они смотрели друг на друга. Пальцы держите прямыми в суставах, соединяйте их попарно, затем разъединяйте.
- Соедините ладони и пальцы. Не разъединяя их, двигайте кистями в разных направлениях.
Приучите дошкольника самостоятельно тренировать руки, когда на это выдастся несколько свободных минут. Например, при ожидании приема в детской поликлинике. Пусть малыш гладит, массирует ладонь. Либо возьмет с собой небольшой шарообразный предмет, например, теннисный мячик, катает его, зажав между ладонями. Замечательное упражнение для пальчиков детям – перекатывание тонкого трубкообразного предмета, например, фломастера, по ровной поверхности.
Пользу как дополнение к гимнастике приносят творческие занятия, при которых задействуются руки: лепка из пластилина и теста, рисование гуашью и акварелью.
Отличный вариант совмещения гимнастики и изобразительного искусства: рисование пальчиковыми красками. Они совершенно безвредны для организма ребенка. Малыш макает пальцы в баночку, размазывает краску по бумажному листу, тем самым тренирует мышцы и суставы рук, учится фантазировать. К 5-6 годам использование пальчиковых красок неактуально. В этом возрасте ребенок уже должен овладеть навыком работы с художественными кисточками и карандашами.
Тренируем пальчики
Пальчиковые игры позволяют родителям и воспитателям не только радовать малышей игрой, но и развивать их речь и мелкую моторику. Благодаря этим играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми.
В детском саду в рамках образовательного процесса большое внимание уделяется психофизиологическому и социальному развитию, а также охране жизни и укреплению здоровья детей. И в этом плане особую роль играют физкультурно-оздоровительные мероприятия, в частности, пальчиковые игры.
Пальчиковые игры способствуют двигательной активности детей, координации движений, эмоциональному подъёму, гармоничному физическому и умственному развитию. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет развитие речи, овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).
Что даёт пальчиковая гимнастика детям?
1. Способствует овладению навыками мелкой моторики. 2. Помогает развивать речь. 3. Повышает работоспособность коры головного мозга. 4. Развивает психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. 5. Снимает тревожность.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно. Во время занятий важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям.
Матрёшки
Мы — красавицы матрёшки, (Разжимаем кулачки
.) Разноцветные одёжки, (
Шевелим пальчиками
.) Раз — Матрёна, два — Малаша, (
Загибаем поочерёдно пальцы
.) Мила — три, четыре — Маша, Маргарита — это пять. Нас нетрудно сосчитать. (
Сжимаем и разжимаем кулачки 2 раза
.)
Дымковские барышни
Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские, Щеголихи слободские, Кумушки посадские. Наши руки крендельком, Щёки будто яблочки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. (Сжимаем и разжимаем кулачки на протяжении потешки
.)
Подарки
Пошла Маша на базар, (Пальчики шагаем по столу
.) Принесла домой товар. Родной матушке — платок Посерёдочке цветок. (
Изображаем руками цветок
.) Братьям-соколам — по козловым сапогам (
Стучим кулачками по столу
.) Сестрицам-лебедицам — по белым рукавицам. (
Двигаем сцеплёнными пальчиками
.)
Едут, едут бабка с дедом
(Сгибаем руку в локте, поднимаем кисть вверх и растопыриваем пальцы. Получается дверь между указательным и большим пальцем и три окошка. Пусть малыш за вами повторяет
.) Едут, едут бабка с дедом! (
Просунем мизинец в первое окошко между мизинцем и безымянным пальцем со стороны ладони
.) Нет, то скачет конь с соседом. (
Кладём на мизинец безымянный палец — теперь из окошка выглядывают двое
.) Нет, то два мешка с овсом. (
Кладём на безымянный средний палец
.) Нет, то кот дерётся с псом. (
Кладём на средний указательный палец
.) Ну чего же так кричать, Если некого встречать? (
Просунем в «окошко» большой палец, расталкивая других. Уберём все пальцы из «окошка»
.) (
Теперь делаем то же самое, но пальчики выглядывают во второе окошко между безымянным и средним пальцами
.) Едут, едут бабка с дедом! Нет, то пастушок с обедом, Нет, то водят хоровод, Нет, то снова пёс и кот! Ну чего же так кричать, Если некого встречать? (
Далее то же самое, но пальчики выглядывают в третье «окошко» между средним и указательным пальцами. После этого все пальцы убираются и вместе с рукой «выбегают» через «дверь» между большим и указательным пальцами, перебирая пальчиками-ножками
.) Едут, едут бабка с дедом! Едут папа с мамой следом! И подарков — целый воз! А за ними — кот и пёс! Ну чего же зря кричать? Побежали их встречать!
Червячки
Раз, два, три, четыре, пять, (Ладони лежат на коленях или на столе
.) Червячки пошли гулять. (
Сгибая пальцы, подтягиваем к себе ладонь — движение ползущей гусеницы
.) Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. (
Идём по столу указательным и средним пальцами, остальные пальцы поджаты к ладони
.) Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает. (
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз
.) Каркает: «Вот и обед!» (
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх
.) Глядь — а червячков уж нет! (
Сжимаем кулачки, прижимая их к груди
.)
Капустка
Мы капустку рубим, рубим, (Двигаем прямыми ладонями вверх-вниз
.) Мы капустку солим, солим, (
Поочерёдно поглаживаем подушечки пальцев
.) Мы капустку трём, трём, (
Потираем кулачок о кулачок
.) Мы капустку жмём, жмём. (
Сжимаем и разжимаем кулачки
.)
Пять пальцев
На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять! (Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки. На счёт — поочерёдно загибаем пальчики на обеих руках
.)
Мои пальчики
Мои пальчики расскажут, Что умеют — нам покажут. (Хлопаем в ладоши с растопыренными пальчиками
.) Их 5 на каждой руке. (
Пальцы рук прикасаются друг к другу 4 раза
.) Сделать всё смогут, всегда помогут. Они на дудке играют, (
Показываем растопыренные пальцы
.) Вещи стирают, (
Хлопаем в ладоши
.) Везде подметают, (
Далее все движения соответствуют тексту
.) Щиплют, ласкают, мячик кидают — Пять и пять моих быстрых пальчиков. (
Показываем пальцы обеих рук
.)
Пирог
Тесто ручками помнём, (Сжимаем и разжимаем пальчики
.) Пирог сладкий испечём. (
Складываем ладони обоих рук в виде пирога
.) Серединку смажем джемом, (
Гладим пальчиками ладонь одной руки
.) А верхушку — вкусным кремом. (
Приподнимаем ладошки выше и выполняем круговые движения
.) И кокосовой крошкой Присыпаем пирог немножко, (
Имитируем посыпание крошки пальчиками обеих рук
.) А потом и чай заварим, (
Как будто помешиваем чай
.) Пирогами вас одарим. (
Сжимаем пальцы в кулачки
.)
Алсу Мустафина, старший воспитатель
ГБОУ, Д/с №2250», г. Москва
Картотека пальчиковой гимнастики
Предлагаем подборку увлекательных игр в стихотворной форме для 3-летнего ребенка. Проводится пальчиковая гимнастика в детском саду педагогом, а дома родителями.
Огород
«Зеленеет огород» – сжимайте в кулак и разжимайте пальцы;
«Вот петрушка, вот горох» – загибайте пальчики по очереди;
«Вот редиска, вот картошка» – продолжайте загибать пальцы;
«Редька выросла немножко» – загните оставшийся мизинец;
«Мой зеленый огород урожай дал на весь год!» – похлопайте в ладоши.
Рыбка
«Рыбка по воде плывет» – поставьте кисть горизонтально, волнообразно двигайте ею;
«Рыбка весело живет» – руками с устремленными к полу ладонями помашите вверх-вниз;
«Рыбка в речке озорная» – сделайте «грозящее» движение указательным пальцем;
«Мы сейчас тебя поймаем!» – резко соедините ладони, словно кого-то словили.
Червячки
«Два червячка» – сделайте «ползущие» движения указательными пальцами;
«Выглянули из яблочка» – сложите ладони, затем раскройте их от себя, словно створки двери;
«Давно не видались» – разведите в стороны устремленные друг на друга ладони;
«Крепко обнялись» – пожмите одной рукой вторую;
«Не хотели расставаться» – разожмите руки;
«Но пришлось попрощаться» – помашите обеими руками, направленными друг на друга.
Пирожки
«У меня пять пирожков» – помашите обеими руками с растопыренными пальцами;
«Первый – для папочки» – загните большой палец левой руки;
«Второй для мамочки» – указательный;
«Третий для дедули» – средний;
«Четвертый для бабули» – безымянный;
«А пятый для меня» – загните мизинец.
Аналогичные действия произведите с правой рукой.
Приготовим капусту
«Чтоб вкусную капусту получить, мы должны ее порубить» – быстро двигайте вверх-вниз ребром кисти;
«Натереть» – сжатыми в кулаки руками двигайте вперед-назад;
«Посолить» – сымитируйте пальцами, будто сыплете соль;
«Отжать» – несколько раз сильно сожмите и разожмите кулаки.
Зверята
«Это – трусливый зайчонок» – согните мизинец;
«Это – сердитый волчонок» – безымянный;
«Это – красивый лисенок» – средний;
«Это – колючий ежонок» – указательный;
«Это – косолапый мишка» – большой;
«А это – для мишки еловая шишка» – выставите вперед получившийся кулак.
Кто это летает
«Кто это летает возле уха? Так это же муха!» – совершайте круговые движения указательным пальцем возле ушной раковины с произнесением звука «ж-ж-ж-ж»;
«Кто это летает возле носа? Так это же оса!» – делайте круговые движения пальцем возле кончика носа с произнесением звука «з-з-з-з»;
«Кто это сел на лоб? Так это же комар!» – коснитесь лба указательным пальцем со звуком «пи-и-и»;
«Что сделать с комаром? Надо его вот так!» – легонько ударьте себя ладонью по лбу;
«Нет, лучше отпустить комара!» – поднесите раскрытую ладонь ко рту, дуньте на нее.
Кормушка
«Висит кормушка во дворе, для всех птичек угощенье» – делайте «подзывающие» движения руками;
«Для синичек – сала кусочек» – сделайте движение ребром кисти, будто что-то отрезаете;
«Зернышки – для воробушков» – сложите пальцы вместе, имитируйте, будто сыплете зерно;
«Голубям – крошки» – потрите ладони друг о друга, словно крошите хлеб;
«Воронам – макарошки» – вытяните раскрытые ладони вперед.
Пчелки
«Висит на ветке улей – домик для пчелок» – вытяните вперед кулак.
«Пчелки вылетают, посчитаем их» – по очереди разгибайте пальчики;
«Одна, две, три, четыре, а вот и пять! Сейчас будут нас кусать!» – пощекочите ребенка.
Лето
«От тучек небо освободилось» – совершайте руками размашистые движения, словно разгоняя тучи;
«На ясном небе солнце появилось» – сложите ладони ребрами со стороны большого пальца, остальные пальцы растопырьте, поднимите руки над головой;
«Радуется детвора» – хлопайте в ладоши;
«Настала летняя пора» – разведите руки.
Зарядка
«У нас пальчики спортивные, они многое умеют» – растопырьте пальцы, пошевелите ими;
«Шагают, бегают» – делайте «шагающие» и «бегущие» движения пальчиками;
«Тренируются, отжимаются» – сжимайте и разжимайте кулаки;
«Хорошо стараются» – похлопайте в ладоши.
Солнышко
«Утро настало, солнышко встало» – тяните руки как можно выше;
«Ночка придет, солнышко спать пойдет» – опустите руки;
«Счастливо солнышко живет» – покрутите расслабленными кистями вправо-влево;
«И нам лучики счастья шлет» – похлопайте в ладоши.
Пальчиковые игры для малышей
Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки. Видимо, Сам Господь вложил их в ум нашим предкам, потому что этот вид игр — уникальный способ развития ребенка.
Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком “иллюстрирует” рассказ. Уже давно известно, какую большую роль в развитии личности ребенка играет телесный контакт с любящим взрослым человеком. Ничто не может сравниться с пальчиковыми играми по той степени контакта, который устанавливается во время занятий. Во-первых, малышей обычно усаживают на колени и спинкой к себе. Это дает ребенку чувство защиты от кольца материнских объятий. Во-вторых, все действия, происходящие во время игры — поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков помогают установить и укрепить доверие, развивают коммуникативность ребенка, наконец, это огромный заряд положительных эмоций от общения и самой игры.
Научно доказано, что через мелкую моторику у детей развивается интеллект. Деятельность мозга ребенка очень тесно связана с тактильными ощущениями, которые получает малыш через ладошки и пальчики. Именно поэтому лучшими игрушками для маленьких считаются те, которые состоят из разных по текстуре и форме деталей, позволяющих понять ребенку разницу между мягким и твердым, жестким и нежным, гладким и шершавым. Но родители должны помнить о том, что даже самая лучшая игрушка в мире не заменит личного контакта, взгляда “глаза в глаза”, одобрительной улыбки мамы или бабушки. Играйте со своими детьми! Посадите их к себе на руки и откройте для них волшебную страну пальчиковых игр.
Как надо играть с малышом?
— Перед игрой кратко в доступной форме объясните ребенку суть игры.
— Играйте сами с увлечением, погрузитесь в мир вашего малыша.
— Не давайте малышу сразу большой объем и много задач. Освоить одну-две пальчиковых игры в день — достаточно.
— Поощряйте успехи ребенка и закрывайте глаза на его ошибки.
— Игра должна доставлять радость вам обоим.
— Бывает, что малышу вдруг приходится не по душе какая-то из пальчиковых игр. Не заставляйте его играть в нее.
Пальчиковые игры для самых маленьких
Сорока-ворона
Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:
— Сорока-ворона кашу варила, деток кормила:
(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)
— Этому дала, этому дала, этому дала этому дала, а этому (покачивает посильнее) — не дала!
Ты в лес не ходил, ты дров не рубил, ты печь не топил! Тебе нет ничего!
* * *
Пальчики-грибочки
Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:
Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел, этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал.
Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел, потому и потолстел!
* * *
Два козленка
(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).
Как-то раз к кому-то в гости Шёл козлёнок через мостик, (Держим кисти горизонтально, сближаем руки).
А навстречу шёл другой, Возвращался он домой.
(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).
* * *
Пять утят
Пять утят плывут вперёд, На берегу их мама ждёт, (Одна из рук — “мама утка” — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к “утке”. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)
Но только четверо утят Вернулись к мамочке назад. (постепенно пальцы загибаются)
Четверо утят плывут… Трое утят плывут… Двое утят плывут… Вот один плывёт вперёд, На берегу его мама ждёт, (На слова “На берегу их мама ждёт” “киваем” кистью руки (“мамой-уткой”).
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.
* * *
Часы
(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками (“бежим”) от коленочек до макушки ).
Мышь полезла в первый раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом!”, (Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком. (Руки “скатываются” на пол).
Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” (Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” (Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
* * *
Червячки
Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. (Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает, (Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).
Каркает: “Вот и обед!” (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь — а червячков уж нет! (Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
* * *
У жирафов
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
* * *
Наша семья
Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
* * *
Качели
Задрожали ветви елей. Мы в восторге от качелей. Мы летаем вверх и вниз, Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева) Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
* * *
Котята
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол). У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их). Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
* * *
Паучок
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (Руки скрещены; пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. (Действия аналогичны первоначальным, “паучки” ползают на голове.)
* * *
Пчелки
Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? Надо в дом постучать, (Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). “Улей” прижат к “ёлке” Дети заглядывают в “улей”).
Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, (Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).
Где же, где же эти пчёлки? Стали вдруг вылетать: (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).
Раз два, три, четыре, пять!
* * *
Перчатка
Весёлая мышка Перчатку нашла, (Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Гнездо в ней устроив, (Складываем ладоши “ковшом”).
Мышат позвала. (Сгибаем — разгибаем пальцы (“зовущий” жест).
Им корочку хлеба Дала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
Погладила (отшлёпала) всех (Большим пальцем гладим (“шлёпаем”) остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
и отправила спать. (Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
* * *
Поросята
(Пальцы рук растопырены; поочередно “идём” по столику или коленочкам каждым из пальчиков).
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы).
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (“Фонарики”).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние).
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал, (Большие).
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).
* * *
“Разминка”
(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).
Головами покиваем, Носиками помотаем, А зубами постучим И немножко помолчим. (Прижимаем указательные пальцы к губам).
Плечиками мы покрутим И про ручки не забудем. Пальчиками потрясём И немножко отдохнём. (Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).
Мы ногами поболтаем И чуть-чуть поприседаем, Ножку ножкой подобьём И сначала всё начнём. (Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)
Головами покиваем, … Плечиками мы покрутим,…
* * *
“Улитка”
Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.
(Одна из рук — “цветочек”. Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
Вот улиточка ползёт (“Улитка” раскачивается из стороны в сторону).
Потихонечку вперёд. (Ползёт вперёд по столу).
На цветочек заползёт, (“Улитка” заползает на “цветочек”).
Лепесточки погрызёт. (“Улитка” поочерёдно обхватывает пальцы (“лепесточки”) второй руки (“цветочка”).
Рожки в голову втянула, (Рука (“улитка”) сворачивается в кулак (“втягивает рожки”).
В домик спряталась, заснула. (Вторая рука (“цветочек”) закрывается, пряча “улитку” в “бутоне”).
* * *
“Весна”
(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).
Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь. (Ладони сомкнуты “ковшом”, поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. (Движения повторяются).
Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок, (Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из под старой травки (Ладони сомкнуты “ковшом”).
Уже глядит цветок… (Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).
А из под старой травки Уже глядит цветок (Движения повторяются).
Раскрылся колокольчик (Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна, (Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько, (Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая “динь-динь”).
Динь-динь, пришла весна. Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна.
* * *
“Зайцы”
Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. Десять серых зайцев Дремали под кустом, И двое вдруг сказали: “Вон человек с ружьём” Двое закричали: “Давайте убежим!”, Двое прошептали “Давайте помолчим!”, Двое предложили: “Мы спрячемся в кустах!” А двое вдруг спросили: “Он может сделать “Бах”?” “Бах” — выстрелил охотник, (Хлопаем в ладоши). Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям). И десять серых зайцев Пустились наутёк.
По материалам сайта https://www.razumniki.ru/