Конспект занятия в подготовительной группе по подготовке руки к письму «Веселые соревнования»
Цель: Развитие внимания, скорости, реакции, моторной ловкости, подготовки руки к письму, развитие точности движения рук.
Материал: раздаточный материал (на каждого ребенка): тетради, набор простых и цветных карандашей, фишки разного цвета, шнуровки, образцы графического упражнения «Геометрический узор», «Прямоугольники», «Супермен»; медали за 1-е, 2-е и 3-е место.
Ход занятия
Воспитатель. — Дети, сегодня мы с вами проведем веселые соревнования. За каждое правильно выполненное задание ребенок будет получать фишку. В конце занятия мы подсчитаем ваши фишки и наградим победителей за 1-е, 2-е и 3-е места. Помните главное, чтобы задание было выполнено правильно и аккуратно, а не быстро!
— Но сначала, как перед настоящими соревнованиями спортсмены разминаются, и мы с вами выполним разминку.
Динамическая пауза
Начинается разминка Встали, выравнивали спинки Вправо – влево наклонились И еще раз повторили (наклоны в стороны) Приседаем мы по счету Раз, два, три, четыре, пять. Эта нужная работа — Мышцы ног тренировать (приседание) А теперь рывки руками Выполняем вместе с вами (рывки руками перед грудью).
1-е задание « Геометрический узор» (детям раздаются образцы)
— Как вы думаете, почему он так называется? (состоит из геометрических фигур).
За правильное выполнение задания ребенку дается 1 фишка.
2-е задание «Прямоугольники»
— Будьте внимательны у каждого прямоугольника свой узор, вам необходимо его правильно повторить.
За правильное выполнение задания ребенку дается 1 фишка.
3-е задание Графический диктант
— Я продиктую половину рисунка, вы должны догадаться, что это такое и нарисовать вторую половину.
(раздаются фишки)
4-е задание Шнуровки «Повтори узор»
— Вам необходимо самостоятельно зашнуровать свои шнуровки, так же как
показано на образце (показ образца)
За правильное выполнение задания ребенку дается 1 фишка
5-е задание «Супермен»
— Ребята, вы весь год занимались в школе «Послушного карандаша». Я считаю, что к концу года вы стали настоящими суперменами. И предлагаю вам изобразить вот такого супермена (показ образца)
За правильное выполнение задания ребенку дается 1 фишка
Итог: Производится подсчет фишек, раздаются медали.
Что важно для подготовки
Для того чтобы облегчить процесс формирования навыка письма, уменьшить стресс и не вызвать негативного отношения к школе, необходимо тренировать руку с трехлетнего возраста.
Общее физическое развитие
Хорошая физическая подготовка играет важную роль в формировании красивого почерка. Укрепление мышечной системы способствует выносливости, позволяет высидеть за партой в течение урока. Крепкие мышцы спины предотвращают искривления позвоночника, сохраняют правильную осанку. Развитые мышцы плечевого пояса и руки избавляют от быстрой усталости, дрожи и мышечного спазма.
Ребенок развивается физически во время активных игр на улице, катания на велосипеде и самокате, прыжков на батуте или надувной горке и т.д.
Моторика
Это координированные движения, направленные на выполнение какого-то действия.
Моторика разделяется на:
- крупную – это координация движений, удержание равновесия, осознание положения тела в пространстве: ходьба, бег, встать, сесть, лечь, повороты;
- мелкую – точные движения пальцев рук.
Для формирования навыка письма одинаково важно уделять внимание развитию обоих видов моторики. Во время письма задействованы мелкие мышцы кисти и крупные мышцы тела для удержания корпуса в прямом положении.
Ориентация в пространстве
Ребенку легко будет ориентироваться в тетради или на листке, если он будет владеть такими понятиями как право-лево, верх-низ, сбоку, по центру, в углу. Для этого в разговоре с малышом во время одевания-раздевания, прогулки, купания, кормления обращать его внимание на то, что делает правая и левая ручки или ножки. Спрашивать, что видит впереди, а что осталось за спиной.
Графические навыки
В процессе рисования тренируются мышцы кисти. Штриховка, разукрашивание, рисование по клеткам вырабатывает навык соблюдения границ, гигиену письма, умение ориентироваться в пространстве.
«Умелые ручки»
Комплексный подход в развитии навыка, который включает в себя разного рода поделки, аппликации, лепку, конструирование, вязание и вышивание. Происходит совершенствование мелкой моторики, пространственной ориентации, усидчивости, концентрации внимания, аккуратности.
Конспект занятия по подготовке руки к письму у дошкольников в детском саду «Снежинка»
Цель: Развитие внимания, скорости, реакции, моторной ловкости, подготовки руки к письму, развитие точности движения рук.
Материал: иллюстрации со снежинкой; раздаточный материал (на каждого ребенка): тетради, набор простых карандашей, колючие мячи; мешочек.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что сегодня я для вас принесла (показ картинки с частями от снежинки). Вам понятно, что это такое? Да я то же думаю, что это снежинка, только необычная. Знаете, почему она такая? Злой северный ветер сломал нашу снежинку. И сказал, что мы сможем вернуть её только тогда, когда выполним все его задания. Поможем нашей снежинки снова стать красивой и сиять нам на радость? (Да)
1-е задание
Тогда 1-е задание. Для того, что бы первый лучик снежинки вернулся на свое место вам необходимо сделать зимнюю разминку: (Дети имитируют, ходьбу по снегу, уборку снега лопатой, лепку снеговика и игру в снежки)
Воспитатель: Ребята, после выполнения задания, один лучик снежинки мы будем складывать в этот волшебный мешочек, который потом поможет нам вернуть нашу снежинку (кладем первый лучик снежинки в мешочек).
2-е задание. «Повтори узор!»
2. Из палочек
.
Воспитатель: Молодцы! Ещё один лучик спасен от злого северного ветра (кладем в мешочек).
3-е задание. «Продолжи рисунок» (после дорисовки детям предлагается самостоятельно дорисовать детали (глаза, улыбку…))
Воспитатель: Ребята, предлагаю нарисовать доброго волшебника, который поможет нам усмирить северный ветер, чтобы он больше ничего не сломал.
Воспитатель: Молодцы, все хорошо справились с заданием! Надеюсь, добрый волшебник сможет нам помощь. Ещё один лучик снежинки помещаем в наш волшебный мешочек.
4-е задание. «Будем со снежком играть» ( колючий мяч)
— Будем со снежком играть и ладошки согревать.(Дети катают мяч между ладонями в разных направлениях, сжимают мяч в руках, подбрасывают и ловят двумя руками, потом каждой рукой попеременно)
Воспитатель: Молодцы! 4-ый лучик спасен от злого северного ветра (кладем в мешочек).
5-е задание. «Штриховка»
Воспитатель: Молодцы! 5-ый лучик спасен (кладем в мешочек). Осталось последние задание.
Воспитатель: У нас остался 1 лучик. Чтобы его расколдовать, необходимо выполнить самое трудное задание.
Формирование навыка письма у детей
Письмо – это один из способов речи. Процесс формирования навыка длительный и сложный. Начинается с двух-трех лет и продолжается до семилетнего возраста, когда дети идут в первый класс. Многие родители начинают готовить детей к школе заранее. Покупают тетради с прописями букв, и не понимают, почему многодневные упорные тренировки не дают результата.
Важно знать разницу между подготовкой к письму и обучением писать. В дошкольном возрасте полноценное письмо невозможно в силу возрастных особенностей строения нервной системы. На этом этапе упор делается на общем физическом развитии и укреплении мышц кисти, на вырабатывание усидчивости, координации движений тела, концентрации внимания, зрительной ориентации.
Формируется письменный навык в три этапа:
- аналитический – обдумывание каждого движения и его анализ, например, как удобнее взять ручку, с какой силой нажимать и т.д.
- синтетический – соединение элементов в целостный процесс, осознанное обдумывание каждого шага, зрительный контроль каждого действия;
- автоматизация – означает, что навык сформирован: ребенок, не задумываясь, выполняет письменные задания, движения руки плавные, без усилий.
В дошкольном возрасте малыш получает графический опыт, учится пользоваться письменными предметами и соблюдать гигиенические правила. Ребенок приобретает умения правильного наклона тетради, написания отдельных букв и слов необходимого размера и под нужным наклоном, правильному положению тела во время письма.
Как научить ребенка правильно держать ручку
Важно, чтобы малыш до поступления в школу учился правильному удержанию ручки и карандаша. Исправлять ошибки, переучивать захват сложно. Неправильное положение пальцев, наклон ручки и поворот кисти делают почерк неровным и неразборчивым, вызывают быструю усталость руки, влияют на осанку.
Как выглядит правильный захват:
- ручка лежит между большим и средним пальцами, сверху прижимается указательным;
- расстояние до пишущего стержня около двух сантиметров;
- через кисть, лучезапястный и локтевой суставы можно условно провести прямую линию;
- верхушка ручки или карандаша указывает на плечо ребенка.
Самые распространенные ошибки
Дети дошкольного возраста, когда начинают осваивать работу с канцелярскими предметами допускают следующие ошибки:
- Ребенок держит карандаш или фломастер всей рукой, зажимая в кулак.
- При трехпальцевом захвате большой палец согнут и направлен перпендикулярно указательному к его средней фаланги.
- Ручка лежит на безымянном пальце и удерживается средним, указательным и большим.
- Кисть изгибается внутрь, при этом верхний край предмета направлен от себя.
- Ребенок удерживает ручку всеми пальчиками (по типу щепотки).
- Пальцы располагаются у самого грифеля, или далеко так, что рука нависает над столом.
- При движении давит на бумагу сильно, оставляя разрывы, или слишком слабо.
Методы, как избежать ошибок
Следующие методы помогут избежать ошибок в обучении удерживания письменных предметов:
- Правильно захватить карандаш будет легче, если безымянным пальцем и мизинцем держать небольшой кусочек бумаги.
- На среднем пальце нарисовать точку, которая будет указывать место размещения ручки.
- Сориентирует на трехпальцевом держании пальчиковая игра «строим дом»: ручка зажата средним и большим пальцами; указательный свободно поднимается и может стучать по ручке, как молоток.
- Обязательно акцентировать внимание на направлении верхушки карандаша на плечо ребенка.
- Для вырабатывания умеренной силы надавливания использовать мягкие карандаши или фломастеры.
- Для оптимального удаления пальцев от грифеля на пишущем предмете нанести черточку, где держать.