Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.
Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века.
Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране — одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Экологическое образование дошкольников — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций. [6,с.15]
Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.
В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности.
Целью данной работы является изучение игры как метода и определение её роли в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
- Определение места игры в экологическом воспитании дошкольников.
- Выявление структуры дидактических игр.
- Классификация дидактической игры в зависимости от решаемых задач.
- Использование разнообразных игр экологического содержания, разработанных специалистами С. Н. Николаевой, М. А. Рыжовой, Г. Н. Казаручик.
- Разработка и использование дидактических игр экологического содержания для детей разных возрастных групп.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. «Она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания: игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения».
«Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления с природой в большой степени зависит от эмоционального отношения ребенка к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания».
Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцировало.
В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказывать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу.
Известна структура и классификация дидактических игр [1, с. 276].
Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактический материал позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное настроение.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие составные элементы игры:
– дидактическая задача;
– игровая задача;
– игровые действия;
– правила игры;
– результат (подведение итогов).
Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.
Подробнее остановимся на дидактических играх экологического содержания.
Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Дидактические игры экологического содержания разнообразны в зависимости от решаемых при их использовании задач.
Дидактические игры экологического содержания
а) дидактические игры для обогащения экологических представлений
При разработке и проведении таких игр необходимо придерживаться следующих положений:
– старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;
– дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;
– в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.
Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:
– о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
– о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
– о человеке как части природы;
– о культуре поведения в природе.
Дидактические игры данной серии целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений дошкольников.
Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций.
б) дидактические игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения кприроде
Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо ещё и соответствующие отношения к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности.
Серия дидактических игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе включает два блока:
а) игры для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
б) игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.
Суть дидактических игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдении или более близком контакте; прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т. д.) должны рассказывать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.
Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие — возрастает мыслительная напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше нового, сверхинтересного и необычного для себя; во-вторых, — создается определенное отношение к природе в целом и к конкретному её объекту, обостряется внимание к ним и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и полезную информацию о природе, то есть проявляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется эмоциональная отзывчивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.
Основу дидактических игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков человека в природе, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения.
Особенностью дидактических игр этого блока — является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям, что более ценно, нежели простое предложение запретов и предписаний, в соответствии с которыми дети должны действовать.
в) дидактические игры для приобщения кэкологической ориентированной деятельности.
Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения — на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, то есть тем, чье благополучие зависит от действий людей. Поэтому содержание экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста включает: систематический уход за растениями и животными уголка природы, экологической комнаты; организация дежурства; труд на участке детского сада (в саду, огороде, на клумбе); подкормка птиц зимой; организация трудовых десантов, рейдов. Целью этой деятельности является ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ.
Трудовую деятельность экологического содержания следует организовывать систематически, с постепенным усложнением. Каждый ребенок должен проявить свои силы и способности, приобрести опыт и воплотить его в практических делах. Такая деятельность приучает думать и реально заботиться о «братьях меньших» находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Труд дошкольников целесообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами и т. д.
Серия дидактических игр для приобщения старших дошкольников к посильной экологически ориентированной деятельности отличается от игр предыдущих серий большей занимательностью, динамичностью (некоторые дидактические игры, содержат элементы подвижных игр) и меньшим напряжением мыслительной деятельности. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранительной деятельности; вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.
Дидактические игры данной серии также целесообразно проводить по подгруппам в зависимости от уровня экологической образованности, степени овладения детей трудовыми навыками и умениями по уходу за живыми объектами. В связи с этим следует подбирать игровые задания. Введение игровых приёмов в практику обучения и воспитания дошкольников можно проводить следующим образом:
С детьми младшего дошкольного возраста при наблюдении за осенними деревьями, рассматриваем листья берёзы, клёна, выделяем и называем характерные признаки их формы, окраски. Потом проводим игру «Найди дерево» («Раз, два, три, под клён беги»)
С детьми постарше, получившим первые знания о лесе, можно водить вокруг берёзки хороводы, приговаривая и припевая народные слова, изображая руками, как она качается («Берёзка зелёненькая, весной весёленькая, среди поля стоит, листочками шумит»).
В закреплении знаний о природе так же большую роль играет дидактическая игра. Воспитателю необходимо разъяснять правила игры, соблюдение которых делает игру интересной и не сводит её к упражнению. Со старшими дошкольниками используются настольно — печатные игры («Зоологическое лото», «С какой ветки детки» и т. д.)
Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры. Они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащений. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе, и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышления, гибкость и динамичность представлений. Умение использовать имеющие знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам: внимание, быстроту, реакцию. Например: «Закончи предложение». Воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец. «Белка осенью запасает корм………», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что………» или «Лимон жёлтый, а огурец……», «Ромашка белая, а василёк…» и т. д.
Среди игр экологического содержания в практике используются предметные игры, которые предполагают использование игр природных объектов: шишек, камешков, раковин и т. д. Природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребёнка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам: цвету, размеру, характеру происхождения, форме. На экскурсиях и прогулках используется игра «Угадай, что в мешочке?» В небольшой мешочек помещаются различные природные предметы. Задача ребёнка — на ощупь определить предмет. Это один из вариантов игр, направленный на сенсорное развитие ребёнка.
Используя дидактические игры экологического содержания в своей работе, педагоги расширяют и обогащают знания детей о родной природе. Благодаря этому у детей формируются и ярко проявляются познавательные интересы, появляются вопросы: зачем? почему? где? Мыслительная деятельность становится активнее, а ответы детей более развернутыми.
Дидактические игры экологического содержания помогают в решении задач в формировании основ экологической культуры дошкольников.
Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обогащает и развивает личность.
Эффективность дидактических игр экологического содержания целиком зависит от создания условий и правильного их использования. Необходимым условием для успешной реализации дидактической игры экологического содержания является наличие игрового материала: комплекты игрушек, куклы, изображающие персонажей известных сказок, разнообразный раздаточный материал, комплекты настольно — печатных игр.
Дидактические игры экологического содержания целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений и возрастных особенностей дошкольников.
Эффективность игры зависит от действий и подготовки воспитателя. Он продумывает, организует игру, готовит необходимую атрибутику, насыщает игру действиями, диалогами, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.
Литература:
- С. А. Козлова, Т. А. Куликова «Дошкольная педагогика» М.: «Академия», 1998
- С. Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: «Академия», 1999.
- С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.
- Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы», Санкт-Петербург 1996.
- Черезова Л. Б. «Теория и методика экологического образования детей», Волгоград, издательство ВГПУ «Перемена» 2010.
- Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду», Москва 2001.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Воспитатель: 1 квалификационной категории Гиздатуллина Т. В. г. Альметьевск, 2021 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР № 65 «Ивушка» г. Альметьевск
Экология не только наука. Это мировоззрение современного человека, осознающего свою ответственность за будущее для всех нас, дома — планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой. В настоящее время главная цель экологической культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки, предполагает овладение совокупностью знаний и умений по экологии, уважительности, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.
Формирование экологической культуры, фундамент которой составляют знания о природе и практические умения по ее охране, является одной из самых актуальных проблем дошкольного воспитания, так как прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней, надо начинать с этого возраста. Экологическое воспитание является актуальной проблемой современности. Обострение отсутствия экологической культуры диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологической культуры природопользования. Разумное отношение к природе, окружающему миру, должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Экологическое воспитание — это, прежде всего воспитание человечности, то есть, доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом. Эта работа начинается в детском саду.
Сказочно богата наша природа. И то, как дети будут относиться к ней, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.
Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, рукотворному миру, к себе и окружающим людям.
Цель работы по экологическому воспитанию: становление у детей научно — познавательного, эмоционально — нравственного, практически — деятельного
отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Для осуществления этой цели необходимо решать следующие задачи:
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самих детей поведения
- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, окружающему миру в целом
- формирование эмпатийных умений (умение предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде)
- помочь детям научиться понимать природу, устанавливать существующие в ней связи.
Для ознакомления детей с природой и экологического воспитания необходимо использовать разнообразные формы работы с детьми. Но, поскольку, игра наиболее радостный и естественный вид деятельности, решила использовать в своей работе дидактические игры. Это и самостоятельная деятельность, способствующая развитию личности, и средство сплочения детской общности, и метод организации других видов деятельности, и способ общения. Игры оказывают существенное влияние на интеллектуальное развитие детей: дети учатся обобщать предметы, сравнивать их, выполнять умственные операции. Дидактические игры вызывают положительное отношение к выполненной работе, вызывают у детей интерес, возбуждают активность, желание играть. Дидактические игры — это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. С помощью дидактических игр дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний. Эти игры позволяют преподносить знания в доступной, увлекательной форме. Игры придают образовательной деятельности эмоциональную окраску, делают ее более интересной для детей. Дидактические игры позволяют развитию детей самые разнообразные положительные качества. В группе много игр природоведческого характера. Некоторые игры я сделала сама, а также подобрала известные, в которых присутствует экологически правильная или развивающая в соответствие с поставленными задачами игровая деятельность. Считаю, что очень важно использовать такие дидактические игры, которые будут полезны, интересны детям, в которые дети захотят играть и смогут использовать свои знания при общении с объектами природы.
С временами года знакомила детей в несколько этапов: вместе с детьми рассматривали иллюстрации, наблюдали за природой на прогулках; читала рассказы о временах года: Н. Сладков «Разноцветная земля», Г. Скребицкий «Четыре художника», И. Соколов — Микитов «Год в лесу», «Хрестоматия для детей», энциклопедия.
После того, как дети накопили достаточный багаж знаний, закрепляла знания детей о временах года в играх. Для этого использовала дидактические игры: «Какое время года?», «Назови по порядку», «Когда это бывает?», «Что лишнее?». Дети называли времена года по порядку, отмечали характерные признаки каждого времени года. В играх «Времена года», «Наряды матушки Земли», дети закрепляли и уточняли знания о каждом времени года. Обращала внимание детей, что писатели и поэты воспевают красоту природы в разное время года. При этом читала стихи, загадывала загадки, а дети, используя имеющиеся знания, определяли время года. Старалась вызвать у детей интерес к явлениям природы, учила воспринимать поэтический текст, умение четко излагать свои мысли.
Рассматривали деревья, рассказывала детям об особенностях каждого дерева: «Чем отличается береза от другого дерева?» (белый ствол, весной бывают сережки, тонкие ветки растут вниз). Сосна отличается от ели тем, что у сосны длинные иголки, а у ели — короткие. И шишки у них разные: маленькие у сосны, большие — у ели. С цветов липы пчелы собирают нектар, поэтому липу называют сладким деревом. Дуб — сильное, могучее дерево. Его плоды называются — желуди. Плодами рябины питаются снегири. Рассказала детям, какую пользу приносят деревья. В ходе образовательной деятельности в разные времена года учила замечать изменения, которые происходят в природе, любоваться природой в разное время года. Играли в такие игры: «Назови дерево», «Найди такое же», «Чей листок?», «Найди пару», «С какой ветки детки?». Играла с детьми в игру «Лесной город». Играя в эту игру, дети узнают, что лес — это целый город, состоящий из особых домов. Дерево, куст, травинка — это укрытие, дом, жилье для живых существ, обитающих в данной среде. Дети узнают, что в лесу живут самые разные существа, не, где попало, а в строго определенных местах. У каждого из них есть своеобразная квартира.
В лесу тоже есть «этажи». Задавала детям вопросы:
- Почему лягушек называют земноводными?
- Как ведет ежик в момент опасности?
- Какие материалы используют для строительства гнезда?
- На каких ярусах можно встретить птиц? (почти на всех).
- Сколько пар ног у насекомых?
- Кто такой короед?
В процессе игры, двигаясь по определенному маршруту, дети знакомятся не только с обитателями своего яруса, но и с другими обитателями леса. Рассказывала детям, что в лесу растут цветы, ягоды, грибы. Играя в игру «По грибы, по ягоды», закрепляли знания детей о ягодах, грибах. Играла в игру «Где, что растет?», знакомила с растениями: полевыми, садовыми, луговыми. Закрепляли название растений.
В группе есть уголок природы, это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей с природой. Комнатные растения — это ценный дидактический материал. Знакомила детей с комнатными растениями. Рассматривали каждое растение. Отмечали строение, называли части растений. Играла с детьми в игры: «Назови растение», «Угадай, чего не стало?», «Угадай по писанию». Дети самостоятельно описывали растение, играли в игру «Составь растение», используя модели частей растения. Знакомя с объектами природы, старалась воспитывать у детей воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Также знакомила детей с лекарственными растениями. Для этого выбирала те растения, которые могут избавить от простуды, кашля. Отмечали, какие части растений полезны. Дети рассказывали о лекарственных растениях из своего опыта.
Знакомила детей с животным миром: домашними животными, дикими, животными жарких стран, животными Севера; с особенностями внешнего вида животных, поведение взрослых животных и их детенышей. Рассказывала детям, как живут, чем питаются, как спасаются от врагов, какую приносят пользу, как меняется жизнь животных со сменой времен года. Использовала игры: «Назови животное», «Назови детенышей», «Чей дом». Читала детям стихи, загадывала загадки о животных, насекомых, птицах. Также знакомила с животным миром родного края. Полученные знания о природе дети отражали в рисунках, лепке, аппликации.
Чтобы обобщить, закрепить знания о живых объектах природы, играла с детьми в дидактические игры: «Что лишнее?», «Кто лишний?». Дети рассматривали карточки и выделяли из группы лишний предмет, аргументируя при этом свои высказывания. Например: заяц, медведь, еж. Дети определяют, что заяц лишний, потому что медведь, еж спят зимой, а заяц – нет. На карточке муравей, стрекоза и бабочка. Надо найти, кто лишний. Дети называют лишним муравья. И делают вывод: муравей лишний, потому что он ползает. А бабочка и стрекоза – летают.
Много говорили о правилах поведения в природе: «Экологический светофор», «Пищевые цепочки». «Мы — друзья природы», «Что будет если…». Эти игры помогли мне знакомить детей с правилами поведения в природе, а также замечать последствия действий человека по отношению к природе. Дети научились делать выводы: если что — то исчезнет в природе, то это приведет к катастрофе, что все в природе необходимо. Дети получили достаточный объем знаний, выучили правила поведения в природе: не ломать кусты и деревья, не разорять гнезда птиц, заботиться о птицах в холодное время года, не оставлять мусор в местах отдыха, не шуметь в лесу, не рвать цветы, не ловить насекомых, не загрязнять реки, озера, беречь природу.
Итогом работы было занятие для воспитателей детского сада и родителей: Ознакомление детей с природой с использованием дидактических игр на тему: «Прогулка в весенний лес». Дети показали, что имеют достаточный запас знаний о растениях, животных, об окружающей нас природе, знают правила поведения в природе, как беречь ее, заботиться о ней.
Считаю, что дидактические игры помогли формировать у детей доброжелательное, чуткое отношение к природе. Надеюсь, что вся проведенная работа, дала детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых.
Следующая > |