Что такое разновозрастная группа
Это группа, в которой дети отличаются друг от друга по возрасту и развитию. Чаще всего в таких группах обучаются в детских садах. Чтобы получилась разновозрастная группа, недостаточно просто собрать в одном месте детей от 3 до 7 лет. В группе нужна особая образовательная программа: дети изучают один и тот же материал, но старшие — на углубленном уровне. Также воспитатели передают старшим детям часть бытовых и педагогических задач: старшие помогают младшим одеваться, убирать за собой посуду, объясняют задания. Чаще всего разновозрастное обучение используют в садах, работающих по Монтессори-подходу или в рамках Вальдорфской педагогики.
Добавлю еще пару слов…
Вот сын моей знакомой попал по знакомству в садик для деток с нарушением зрения, поскольку так им было удобней. Вот мальчик привык видеть детей в очках, с косоглазием, плохо видящих. И когда он попал в класс, где был только один мальчишка в очках, он не мог понять, почему над ним смеются, ведь он просто плохо видит…
Помните, в нашем советском детстве в школе дразнили всех, кто хоть чем-то отличался от массы: очкариков, лопоухих, слишком светлокожих и наоборот – смуглых, пухленьких и худых. Быть как все – вот считалось похвальным. Сегодня гуманность общества все-таки выросла, мне кажется. Дразнят гораздо меньше в детских коллективах и меньше дают обидных прозвищ.
В чем плюсы и минусы разновозрастных групп
Ускоренное развитие
. В разновозрастной группе младшие и старшие дети помогают друг другу общаться и учиться. Младшие быстрее развиваются, догоняя старших. Старшие учатся ответственность, а также «закрепляют» знания и навыки, помогая младшим по быту и с заданиями.
Модель социума.
Группа детей разного возраста сильнее напоминает реальный мир — ребенок уже в детском саду понимает принципы общения в реальной жизни.
Развитие эмоционального интеллекта
. В таких группах дети видят огромный спектр эмоциональных реакций: кто-то расстраивается из-за отсутствия мамы, кто-то радуется первым победам. Дети учатся сопереживать, развивают эмпатию. Многие получают опыт общения не со сверстниками, который не получить единственному ребенку в семье.
Минимум конфликтов
. У сверстников может быть больше конфликтов, чем у детей разного возраста. К тому же дети разного возраста по-разному реагируют в конфликте: если трехлетки «упрутся» и не поделят игрушку, то шестилетка уступит младшему или предложит другой способ, который устроит всех.
Трудности в адаптации
. В разновозрастных группах новичкам тяжелее, чем в группах сверстников. В таких группах часть детей покидает сад, и в начале учебного года приходят новенькие. Им приходится встраиваться в существующую структуру группы и многое зависит не от самих детей, а от внимания воспитателей.
Мало внимания со стороны воспитателей
. Некоторые воспитатели могут слишком сильно перекладывать ответственность на старших детей и не уделять внимания младшим. Или наоборот уделять внимание только младшим, думая, что старшие справятся сами.
Показания для определения малыша в комбинированную группу
Если вы сами хотите, чтобы ваш малыш с особенностями по состоянию здоровья воспитывался и обучался в комбинированной группе, и таковая есть в садике, то вы подаете заявление на прием на имя заведующей. Кроме того, нужно принести разные документы:
- Свидетельство о рождении или копия;
- Заключения врачей: офтальмолога, логопеда, невропатолога, отоларинголога, ортопеда;
- Выписка из истории развития ребеночка;
- Рекомендация педагога-психолога, логопеда дошкольного учреждения, если ребенок уже посещает детсад.
Далее нужно будет взять направление и пройти специальную комиссию, которая дает заключение о возможности посещения ребенком такой группы. Обычно Положение о группе комбинированной направленности конкретного детского сада прописывает условия приема деток в эту группу.
Поскольку сейчас в ДОУ большинства областей нашей страны наполняемость высокая, то существует практика постановки ребенка в очередь на поступление в садик. Поэтому советую заранее позаботиться о собирании всяких справок и т.п. Знаю, что некоторые садики открыли электронную регистрацию в очередь. Так что не оставляйте этот вопрос на крайний срок.
Хотела поднять еще такой щекотливый вопрос, как негативное отношение некоторых родителей здоровых деток к воспитанию их совместно с детками с ОВЗ. Да, бывает такое, что прямо восстают мамаши против комбинированной группы, считая, что это может навредить их чаду.
Хочу сказать следующее: по опыту моих коллег, которые давно работают в комбинированных группах, пользу получают обе стороны. Здоровые малыши, воспитываясь в одном коллективе с особенными детками, становятся более чуткими, добрыми и терпимыми к недостаткам других людей. Они привыкли воспринимать товарищей с ОВЗ как равных себе, не обращая внимания на какие-то особенности внешности и здоровья.
Количество детей с нарушениями развития и физическими особенностями растет с каждым годом. Поэтому задача цивилизованного общества обеспечить таким людям равноправное положение во всех сферах жизни.
Как организовать работу в разновозрастных группах
Соблюдать возрастную симметрию
. Разновозрастные группы работают эффективно, если в них для всех находятся сверстники. В идеале в группе должно быть поровну детей каждого возраста. Так редко получается на практике, но важно, чтобы один шестилетка не учился в группе с трехлетками. Такая группа не будет считаться по-настоящему разновозрастной. Баланс помогает каждому находить себе партнеров по общению.
Обустроить среду
. У детей разного возраста разные потребности в игре и обучении. Поэтому важно устроить развивающую среду, подходящую всем. Лучше всего для этих задач подходит среда из Реджио-подхода или Монтессори-подхода. Она зонирована и дети могут разойтись микрогруппами или поодиночке в разные уголки. В общей зоне они могут общаться друг с другом, играть в групповые игры.
Экспериментировать с режимом
. Чаще всего режим дня подходит сразу всем дошкольникам, но в мелочам младшие и старшие могут не совпадать. Младшим детям нужно чуть больше времени на сон, поэтому возможно старших нужно будить позднее. Также младшим нужно больше времени на одевание и прием пищи.
Учить работать в микрогруппах
. Причем состав этих групп желательно постоянно менять, придерживаясь лишь одного правила: в каждой группе должны оказаться разновозрастные дети. Работа в микрогруппах помогает детям эффективно общаться. Также в микрогруппах старшие дети лучше транслируют свой опыт младшим.
Использовать ритуалы
. Хотя занятия в микрогруппах эффективны, дошкольники не должны забывать о том, что они группа. В этом помогают ритуалы: общий круг в конце дня, пароль, который нужно произнести, чтобы пройти в группу, кричалки по дороге на свой участок. Ритуалом может быть почти все: например, можно читать перед сном сказки, которые ребята выбирают по очереди.
Уделять внимание каждому
. Нельзя перекладывать ответственность на старших детей. Важно, чтобы каждый, и младший и старший, получал заботу от преподавателя. Иначе старшие дети постепенно берут на себя ответственность и требуют соразмерной ей власти.
Семинар для пдагогов «Организация работы в разновозратной группе»
Государственное казённое учреждение социальной защиты Краснодарского края «Апшеронский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Организация жизни и деятельности детей
в разновозрастной группе.
Воспитатель приёмного отделения
с карантинным блоком Н.С. Кравченко
2017г.
1. Ритуал приветствия «Утреннее солнце»
.
Звучит музыка. На фоне музыки: Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, что вас сегодня удивило или порадовало. Мы все здоровы. Вдохните глубоко и с выдохом простите друг другу обиды, беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, свет и тепло солнечных лучей. А мое удивление вызвало солнышко. Оказывается оно как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. О чем вы мечтаете, глядя на солнце? (Ответы). Сейчас я предлагаю вам самим сделать солнышко. Да такое, чтоб оно согревало вам душу и поднимало настроение. Присутствующие приступают к рисованию «СОЛНЫШКА». (Видео 1)
Теперь, когда все закончили свою работу – посмотрите на наше солнышко. Как будто светлее стало! Закройте глаза. Протяните руки солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки, обнимают, гладят, согревают нас своим теплом. В душе покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнышко растопило все обиды, грусть, печаль. Оно накопило наше сердце, добротой и любовью. Спасибо вам, начинаем!
2.
Сообщение темы семинара.
Специфика нашей работы состоит в том, что возрастной состав детей-воспитанников учреждения постоянно меняется, и нет четких границ возрастных групп, что и составляет сложность воспитательного и социально-реабилитационного процесса в целом. (Видео2)
Тема нашего семинара: «Организация жизни и деятельности детей в разновозрастной группе».
3.
Содержание деятельности воспитателя в разновозрастной группе.
С одной стороны, в таких группах создаётся благоприятная обстановка для развития личности как старших, так и младших детей. В этом случае разновозрастная группа формируется по образцу большой дружной семьи, где налицо ответственность и инициативность старших и всё возрастающая самостоятельность младших. С другой стороны, разный возраст детей активизирует специфические трудности и проблемы и в первую очередь это — организация занятий. В одновозрастной группе воспитатель, подготавливаясь к занятиям, опирается на содержание, рассчитанное на определённый возраст. В разновозрастной группе он совмещает требования содержания программы по двум и более возрастам. Это требует от педагога дополнительных усилий. В ходе занятий педагог
должен своеобразно состыковать различное содержание материала занятия соответствующим возможностям детей, быстро переключить своё внимание от одной возрастной подгруппы к другой. Отсюда и специфическая задача
: организовать совместную деятельность детей разного возраста, заранее выделить в ходе её для старших одни стороны, соответствующие их уровню развития, характерным предпочтениям, для младших — другие, сообразно их интересам и возможностям.
Воспитатель в разновозрастной группе использует различные виды деятельности, причём, он должен учитывать и способы организации, и характер распределения функций.
В разновозрастной группе все время происходит передача знаний, умений от более старших к младшим. Дети тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а так же, конечно, хотят повторить то, чем занимаются старшие — например, интересуются более сложным материалом.
Интересно влияние разновозрастной группы на характеры детей. Робкий ребёнок, общаясь с малышами, может развить в себе лидерские качества, его собственный авторитет поднимается у него в глазах, когда он руководит младшими детьми, или помогает что-то сделать.
Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. Это требует более тонкой работы воспитателя, умения наблюдать, вовремя что-то сказать, или наоборот, промолчать, предоставив возможность детям разобраться самим. Так же важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов. Следовательно, при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты:
1. Воспитатель должен четко определить цель, задачи, содержание занятий.
2. На фронтальных занятиях лучше решать более общие задачи, а более конкретные (разные) — на занятиях с одной подгруппой детей.
3. Основной формой работы остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.
4. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.
5. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей).
6. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей. (Информация о возрастных особенностях в буклете).
В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации занятий, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой. Так, например: коллективная работа
(панно, аппликация): старшие дети-организаторы и основные исполнители составляют узор, вырезают сложные фигуры, закрепляют детали, а младшие, их помощники, обводят несложный контур по шаблону, смазывают клеем детали, подают инструменты. Воспитатель обращает внимание детей на положительные качества и старших и младших товарищей, поощряет любую попытку помочь, защитить, научить младшего. А младшие, подражая старшим, учатся выполнять задание старательно, преодолевать трудности.
Проще обстоит дело с изодеятельностью
. В этой деятельности дети каждого возраста могут проявить свои способности в полной мере. Так, например, в тематическом рисовании («Времена года») старшие дети выполняют более сложные рисунки – осенний лес, а младшие, соответственно, осенние листочки.
Ролевые игры
. Один вариант — старшие исполняют более ответственные роли (учителя, продавца, водителя и т.д.), а младшие — как бы подчинённые (ученики, покупатели, пассажиры). Во избежание проявлений эгоизма целесообразны смены ролей и позиций участников (второй вариант — наоборот), когда работой руководят малыши, а старшие- исполнители замысла.
Командные игры
. Здесь открываются большие возможности для реализации способностей всех участников и возможность проявить себя внутри одновозрастной подгруппы, т.к. при проведении командных игр (познавательного, спортивного, развлекательного характера) воспитатель учитывает (при подборе заданий) возрастные особенности детей, а также их потенциальные способности. Поэтому наряду с интеллектуальными заданиями должны присутствовать задания творческого характера (дорисовать, придумать рассказ, пантомима). Хороший воспитательный эффект даёт включение в командную игру заданий-шуток, заданий-забав. Курьёзные ситуации, смешные действия старших и младших сближают участников, способствуют проявлению более глубокого интереса друг к другу, положительных эмоций, эмпатии.
Инсценировки
. Используются как самостоятельный вид деятельности, так и в качестве задания, например, в командной игре. Здесь так же распределение ролей происходит с учётом возраста и способностей детей. Воспитатель положительно подкрепляет действия и поступки старших, обращая внимание на них младших. А похвала младших, забота о них всё больше будет ориентировать старшего ребёнка на младшего партнёра. Совместное участие детей в той или иной деятельности способствует взаимопониманию, развивает умения, сплачивает.
Развлечения, концерт, представления
. Можно подготовить как для маленьких силами старших детей, так и для старших силами младших. Очень сближает такая форма работы, особенно, если она приурочена ко Дню рождения. Дети любого возраста с удовольствием участвуют в подготовке праздника, т.к. каждый может представить номер программы в соответствии со своими возможностями, интересами, талантами.
Помимо специально организованных занятий, квалифицированный педагог может и должен использовать самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке, при организации питания …), с целью обогащения и развития социальной компетентности детей. Этой цели может служить и организация общих мероприятий на уровне всего учреждения, таких как праздники, занятия в студиях, кружках. Разнообразие организационных форм будет способствовать существенному расширению спектра общения детей и взрослых, позволит педагогам лучше понять чувства и переживания детей, поддержать их в разных ситуациях.
Однако необходимо иметь в виду, что положительный опыт ребенок приобретает только в том случае, если подготовка мероприятия, организация занятий и игр строятся таким образом, чтобы дети почувствовали необходимость друг в друге, поняли значение взаимопомощи.
Возможные конфликтные ситуации взрослые не должны считать чем-то отрицательным, неприятным. Их следует использовать конструктивно, в качестве упражнения для приобретения детьми умения решать подобные проблемы. Важно поддерживать в детях чувство общности, желание сотрудничать, стремиться, чтобы они играли не только с теми, кто им нравится и с кем они дружат.
Воспитатель должен постоянно внимательно наблюдать за эмоциональным состоянием детей; дифференцировать программный материал, разделяя его на тот, который дается фронтально, и тот, который требуется объяснить небольшой подгруппе или индивидуально.
4. Особенности проведения занятий в разновозрастной группе.
При работе в разновозрастной группе воспитателю необходимо учитывать особенности мышления и уровень развития инструментальных навыков детей разного возраста. Проводя занятие в разновозрастной группе, следует обратить внимание на следующие моменты.
- Формирование заинтересованного отношения к общему результату. Дети должны знать, зачем выполняется работа, в чем преимущество совместной деятельности.
- Формирование у детей способности действовать сообща, согласовывать свои действия. Это учит работать в команде, объединять усилия, подчинять личные интересы общим целям, учит детей договариваться, искать способы разрешения возникающих конфликтов.
- Анализ общего результата и личного вклада каждого участника.
- Важным моментом является умение воспитателя регулировать длительность занятий для детей разного возраста. Здесь возможна работа с подгруппой или индивидуально в ходе одного занятия.
Огромную роль играет атмосфера сотрудничества и взаимопонимания в детской среде. Единство темы занятия дает возможность для создания единого эмоционального настроя. Информацию, полученную на занятии, некоторые дети (младшие) узнают впервые, более старшие уточняют и дополняют ее, закрепляя знания. Такие занятия позволяют каждому ребенку решать посильную задачу.
Часто в работе с детьми разного возраста проводятся комплексные занятия, где более старшие и «опытные» дети помогают в подготовке к занятию, а в ходе совместной работы старшие дети берут на себя и роль консультанта. Воспитатели часто используют и такой приём, как разделение операций, когда разновозрастными воспитанниками выполняется одна объёмная трудоёмкая работа, в это время младшие дети чаще работают с шаблонами и готовыми формами. Так, например, занятие «Птичий двор» — комплексное. В ходе занятия младшие дети изображают яйцо, средние – цыпленка, старшие – петуха и курицу, а также заканчивают оформление всей работы.
Ещё один из вариантов организации детей на занятии – работа в паре «старший — младший», где дети выполняют определённые задания, распределив работу между собой. Подобным образом проводятся творческие работы, аппликации, оригами, и т.д. Старшие дети дополнительно показывают младшим, как можно выполнять то или иное задание, объясняют и контролируют действия младшего. Младший ребенок, в свою очередь, использует работу старшего как поэтапный образец, заимствует способы и приемы работы.
Активность старшего ребенка по отношению к младшему имеет серьезный воспитательный эффект, формируя у «наставника» чувство ответственности и причастности к работе младшего.
В целях рационального построения педагогического процесса, надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две-три подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу.
В зависимости от возрастного состава и количества детей, комплектование детей в группы и подгруппы может быть следующим:
1 вариант. Деление групп на подгруппы: 1 – младший возраст,
2 – старший возраст.
2 вариант. 1группа – старшие дети одного возраста.
2 группы — дети младшего возраста
и наоборот.
3 вариант. Группы детей резко контрастного возраста (например3-5 лет и 10-12 лет).
Дифференцированная работа с двумя — тремя подгруппами посильна каждому воспитателю и, в то же время, позволяет значительно повысить качество воспитания и обучения, особенно старших детей.
5.
Формирование бытовых умений через общение в разновозрастной группе.
Формирование бытовых умений и навыков детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости и слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношения взрослых ко всем детям, особенно к младшим. В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения.
К бытовым умениям относится:
- уборка постели;
- уход за одеждой;
- уборка помещений.
Общение старших и младших детей в процессе формирования бытовых умений чрезвычайно важно для развития личности и тех и других. Педагогам, работающим в разновозрастной группе, следует добиваться, чтобы работа старшего товарища была для малыша образцом. Поэтому воспитатель должен предвидеть, чему дети могут подражать, чему способны научить друг друга. Старшие дети могут передать младшим свой опыт в области самообслуживания, хозяйственно-бытовых и гигиенических навыков. Основным условием при этом является их совместная деятельность по выполнению различных поручений и обязанностей.
В разновозрастной группе поручения могут иметь место в течение всего дня. Одни из них вызваны повседневной жизненной необходимостью (подготовка к занятиям, еде, сну, уборка помещений), другие специально организуются воспитателем в целях формирования или закрепления у детей взаимоотношений, умения сотрудничать, и имеют вполне педагогическую направленность. Поручения следует давать всем детям, но с учётом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей. Важно определить долю участия каждого ребёнка в выполнении общего задания, помочь ему проявить самостоятельность в совместной деятельности с другими детьми.
Опыт показывает, что старшие дети хорошо справляются с порученной работой на отведённом им участке, а малыши испытывают затруднения (не могут долго работать на одном участке, часто отвлекаются и переходят на другой участок работы). Они могут наблюдать за трудом старших, быть им помощниками: ходить полоскать тряпочку для пыли, относить мусор в ведро, подавать поддоны от цветочных горшков, протирать пыль на небольшом участке и т.п. Однако уборка как самостоятельное дело для них непосильна. Дети младшего возраста приобщаются к совместной деятельности со старшими, выполняя посильную часть общего дела.
Независимо от возраста в течение дня каждый ребёнок должен выполнить какое-то поручение, способствующее формированию бытовых умений: положить на место забытую вещь, игрушку; поставить стул, убрать, подвинуть; подать нужный предмет и др. Воспитатель может поручить старшему ребёнку делать это совместно с малышом.
Наиболее эффективной в воспитательном отношении формой формирования бытовых умений через общение в разновозрастной группе является просьба или предложение, причём непременно с обоснованием, зачем нужно это делать. Например, «Руслан, хочешь помочь Поле убрать игрушки? А то здесь беспорядок и очень неуютно». Воспитатель может мотивировать необходимость помощи тем, что младших товарищей надо научить тому, что сами старшие умеют делать быстро и ловко.
В процессе формирования бытовых умений воспитатель должен быть рядом с детьми. Надо, чтобы дети в процессе работы постоянно чувствовали интерес воспитателя, его внимание к тому, что они делают. Опыт показывает, что детям совсем небезразлично, где находится воспитатель: занят другим делом или внимательно следит за ними. Сами младшие дети говорят, что они хотели бы, чтобы воспитатель смотрел, как они работают.
Однако воспитатель не должен рассматривать старших детей только как своих помощников и возлагать на них часть своих обязанностей по уходу за младшими, поскольку у старших остаётся меньше времени на самостоятельную деятельность, а у младших формируется иждивенческое отношение к окружающим. У старших и младших детей могут возникать взаимные симпатии. Малыши из старших детей выбирают себе «маму» или «папу». На основе такого взаимного общения быстрее формируются бытовые умения.
6
.
Взаимоотношения между детьми в разновозрастной группе.
Полноценные межличностные отношения между воспитанниками – залог гармоничного развития личности и ценного социального опыта общения с людьми. На формирование таких взаимоотношений влияют возраст, время пребывания и причины поступления в учреждение, а также личностные качества детей.
Мы в своей работе с детьми сталкиваемся со следующими проявлениями асоциального поведения:
- проявляют физическую агрессию от подзатыльников до драк,
- отбирают или пытаются отобрать еду,
- перекладывают свои обязанности на более младших,
- проявляют вербальную агрессию,
- демонстрируют неприятие одних другим в играх, занятиях, беседах,
- склоняют младших к побегам (за компанию).
Иногда причина такого поведения кроется в социальном инфантилизме подростков, что порождает зависть к младшим детям.
Организуя взаимодействие детей разного возраста, воспитатели руководствуются следующими требованиями:
- Обеспечение интеграции и дифференциации социальных интересов подростков в деятельности разновозрастной группы. Это учёт личных и групповых интересов в совместной деятельности детей. Основой успешной совместной деятельности старших и младших является общий интерес, нужное и полезное для всех дело, в котором каждый найдёт для себя личностно значимую и привлекательную сторону.
- Забота об обновлении содержания и форм совместной деятельности детей разного возраста, что стимулирует добровольное включение детей во все сферы социальных отношений.
- Развитие сотруднических отношений между детьми на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, обеспечение защищённости каждого ребёнка, забота о равноправных отношениях детей независимо от возраста и социальной роли воспитанника.
- Работа по саморазвитию и самоорганизации жизнедеятельности разновозрастных групп детей. Это добровольность объединения детей, предоставление возможности самим решать вопросы организации жизнедеятельности, стимулирование инициативы, творчества, самодеятельности детей, развитие самоуправления в разновозрастной группе.
Контакты детей разного возраста стимулирует проведение коллективных творческих дел, игр, организаторами которых могут быть старшие воспитанники. Важно, чтобы старшие были способны к установлению сотруднических отношений с младшими. Это достигается специальной подготовкой детей-организаторов и педагогическим регулированием их взаимодействия с другими детьми.
Особой проблемой является организация межполового взаимодействия. Работа педагогов направлена на преодоление типичных негативных проявлений в межполовом общении:
- формирование жестоких однополых группировок,
- неумение строить межполовые коммуникации,
- отсутствие юношеского романтизма,
- неприятие нравственных норм отношений,
- раннее начало половой жизни у девочек.
Воспитатели в целях формирования готовности к адекватным социальным и межличностным отношениям у воспитанников работают по направлениям:
- «Жизненная позиция» — развитие эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- «Жизненная устойчивость» — подготовка к жизненным трудностям
- «Коррекция поведения» — работа социальных педагогов по воспитанию нравственной позиции.
- «Психологическая помощь» — индивидуальная и групповая коррекция.
Во взаимодействии детей разного возраста существует такая особенность, что младшие дети испытывают потребность в совместной деятельности со старшими детьми, стремление непосредственно участвовать в их играх, жизни. В каком-то смысле, более взрослые дети начинают выступать для младших в качестве образца.
Хорошие взаимоотношения детей в разновозрастной группе составляют основу для переживания ребенком эмоционального благополучия. Неодобрение, отказ от контактов воспринимаются младшими детьми крайне тяжело. Поэтому ребенок стремится действовать согласно поведению более взрослого и постепенно усваивает те нормы, правила и оценки, которые от них исходят. Очень важно постоянно контролировать и корректировать поведение подростков, чтобы младшие дети не перенимали тот негативный, отрицательный опыт, который есть у большинства наших подростков.
Необходимо детям с таким жизненным опытом давать как можно больше позитивной информации, посредством чтения вслух художественной литературы, примеров из жизни педагогов, бесед с гостями различных профессий и т.д.
«Пианино»
Цель: Сплочение коллектива, формирование доверительности и
доброжелательности отношений.
Ход игры: руки кладут на колени соседям. По кругу начинается игра на пианино- дети ударяют по коленям. Тот, кто сбился, убирает руку.
Постепенно выполнение правил и соблюдение норм поведения, благодаря постоянной связи с положительными эмоциональными переживаниями начинает восприниматься ребенком как нечто само по себе положительное, выступать в обобщенной форме, которую можно обозначить словом «надо
». Это и есть та моральная инстанция, которой начинает руководствоваться подросток и которая выступает для него не только как знание (надо поступать так-то), но и как непосредственное переживание необходимости поступать так, а не иначе.
7. Общение детей в разновозрастной группе
через совместную деятельность.
Специально организованное общение имеет большое воспитательное значение. Общение детей в разновозрастной группе расширяет общий кругозор, влияет на развитие эмоциональной сферы, воли, умения оценивать себя и других. Воспитательное значение общения заключается еще и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта ребенка. В результате взаимодействия детей в разновозрастной группе в процессе общения возникают некие устойчивые отношения: отношения друг к другу, отношения к окружающей действительности, отношения к событиям и фактам.
Организуя совместную деятельность старших и младших детей, воспитатель в первую очередь должен стремиться вызвать у тех и других положительный эмоциональный отклик. Младшие должны получать удовольствие от совместной деятельности со старшими, т.к. они сильнее, многое умеют, могут прийти на помощь. Старшие же испытывают чувство удовлетворения от того, что уже многое умеют, могут помочь малышам, побыть в роли воспитателя.
Необходимо учитывать, что старших детей нужно готовить к совместной деятельности и общению с маленькими, чтобы старшие с желанием помогали воспитателю, осознавали своё положение старшего товарища, понимали, что они могут сделать для маленьких, видели необходимость в совместной деятельности с младшими детьми. Опыт показывает, что без предварительного обучения старших детей совместной деятельности с младшими, без выявления роли каждого из них совместное общение может не получиться. Могут возникать конфликты, которые надо помочь разрешить, на конкретных примерах объяснить, как надо поступать в том или ином случае, используя советы, подсказки, поощрения. Конфликтов может и не быть, но и хорошие доброжелательные взаимоотношения не сложатся. Дети будут жить рядом, но младшие сами по себе и старшие отдельно. В худшем случае малыши будут выступать в роли наблюдателей за старшими.
К сожалению, иногда приходится наблюдать резкое, даже грубое обращение старших к младшим, проявление ими чувства превосходства. Это недопустимо. Младшие часто даже не обижаются, не протестуют против такого стиля общения, а подчиняются и выполняют требования старших. Если воспитатель своевременно не остановит таких отношений, они могут закрепиться.
С детьми, позволяющими себе быть грубыми, необходима индивидуальная работа: разъяснение, убеждение, пример других сверстников. За каждым старшим воспитанником закрепляется 1-2 младших. Необходимо оценивать поведение ребёнка, который отличается дружелюбием, доброжелательностью, проявлением внимания к другим детям, личной инициативой. Оценивать проявление такого ребёнка надо в присутствии других детей. Например, «Как Кристина ласково разговаривала с Дашей! Помогла ей застегнуть ботинки! Молодец!» Но иногда избирательное отношение старшего к одному из младших детей (даже положительное!) может повлечь за собой неправильное отношение к другим малышам. Старшие дети могут увлечься ролью взрослого и перейти границы дозволенного в отношениях. Это может проявиться в тоне общения, в грубости при оказании малышу помощи и т.д. Бывает, что у старших детей интерес к игре, к какому-либо своему занятию оказывается сильнее интереса к совместной деятельности с маленькими. Тогда они неохотно выполняют данное им вместе с малышами поручение взрослого, а иногда и отказываются от него. Воспитателю необходимо проявить тут деликатность и терпение, объяснить важность выполнения задания именно вместе с малышами, избежав при этом отрицательных оценок. К требованию желательно прибегать в том случае, когда разъяснение и убеждение окажутся неэффективными. «Надо сделать. Все дети трудятся. И ты должен поработать». Иногда, давая коллективное поручение, целесообразно объединять детей одного или смежного возраста и закреплять их за старшим товарищем (например, если ставится задача обучения новому навыку или когда надо познакомить младших детей с определённым способом выполнения работы.) Старший ребёнок показывает на личном примере формируемый навык. Он необходим как образец для подражания, объясняя последовательность выполнения.
Очень важно своевременно одобрить желание старших помогать младшим. Если ребенок не удовлетворяет свою потребность в эмоционально-комфортном общении со старшими и младшими в группе, то обнаруживаются такие негативные явления, как повышение личностной агрессии, неумение строить отношения, вступать в контакты с окружающими и т.п.
Для того чтобы люди понимали друг друга, каждый человек должен уметь выразить и проявить себя. Любой поступок приобретает то или иное значение в зависимости от того, чем он является для другого человека. Осознание своей индивидуальности, отличия от других должно сопровождаться пониманием того, что другой человек – тоже индивидуальность, и если у тебя есть собственные вкусы, интересы и желания, стремления, то точно также они есть и у других. Поэтому детей и подростков, в особенности в социально-реабилитационных учреждениях, необходимо учить социально-адекватным формам самопроявления и самовыражения. Необходимо показать, что в некоторых случаях нужно уметь ограничить себя, считаясь с другими. Это не означает, что достаточно просто поставить ребенка перед необходимостью согласовывать свое поведение и действия с действиями других детей, как это часто делают взрослые: «Не отнимай!», «Не мешай», «Ты должен помочь!» и т.д. Важно понимание взрослыми движущих причин, мотивов поступков детей и их поведения по отношению к другим. Важно постепенно научить детей понимать, из-за чего возникают конфликты и «вскрывать» их причины. Конечно, значительно важнее профилактика конфликтов. Этому способствует развитие у детей социальной восприимчивости, в том числе – с помощью создания проблемных ситуаций, организации ролевых игр, в которых дети смогут принимать на себя разные социальные роли. Тук же очень важна организация условий и ситуаций, помогающих детям понять потребность друг в друге, значение взаимопомощи, дружбы. При этом взрослые должны всецело поддерживать и одобрять социально восприимчивое поведение детей. «Доброе животное».
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ход игры: Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох- 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук- шаг вперёд, стук-шаг назад и т.д. Мы все берём дыхание и стук этого животного себе».
8. Подведение итога.
Работа педагога в разновозрастной группе заключается в том, чтобы по возможности создать для каждого ребенка такие условия, в которых он мог бы попробовать себя в деле, в избранной роли и добиться успеха. Это помогает каждому ребенку поверить в себя, развить волю, инициативность, обрести чувство собственного достоинства.
Важно уметь использовать все преимущества воспитания детей разновозрастного возраста – наладить свою работу так, чтобы научить старших заботиться о младших.
Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания, как разновозрастном коллективе. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки, защищают от обидчика, т. е. заботятся о нем. Особое значение приобретает пример старших для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших. Многолетние наблюдения доказывают, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.
Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.
Список используемой литературы:
- Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. – М., «Педагогическое общество России», 2004.
- Дети социального риска и их воспитание / Под редакцией Л.М. Шипицыной. — С-Пб., «Речь», 2003.
- Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня. — Волгоград, 2005.
- Князева О.Л., Я-ТЫ-МЫ: программа социально-эмоционального развития дошкольников. — М, «Мозаика – Синтез» 2003.
- Конвенция ООН о правах ребенка. – М., «Инфра – М», 2002.
- Куцакова Л.В., Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. — М, «Владос» 2005.
- Методика воспитательной работы / Под редакцией Л.И. Рувинского. — М, «Просвещение» 1989 .
- Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. — М. Просвещение,1983.
- Мищенкова Л.В. Калейдоскоп творческих дел для начальной школы — Ярославль: Академия развития., 2005.
- Особенности взаимоотношений дошкольников в разновозрастных группах // «Дошкольное воспитание», 2002, № 1.
- Организация жизни и деятельности детей в разновозрастной группе малокомплектного детского сада. Методические рекомендации. — Кострома, 2003.
12. Педагог и дети – условия сотрудничества. // «Детский досуг», 2004,
№ 4 .
13. Продлённый день в школе: Режим и организация досуга / Под ред.
Лосевой О.А. — М. Педагогика, 1991.
14. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М.,
«Знание», Педагогический факультет, 1989, №3.
15. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для
работы с детьми. – М.: Новая школа, 1994г.