Доклад «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Долгосрочный проект «Инновационные технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Информационная карта проекта:

Полное название — проекта «Правильная речь – залог успеха»

Вид, тип проекта- долгосрочный, творчески –обучающий.

Место проведения— МАДОУ Детский сад № 9 (корпус 2) г. Учалы, Республика Башкортостан

Сроки проведения- сентябрь 2021г. –март 2021 г.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы № 9 (кор. 2), воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Возраст детей 6-7 лет

Пояснительная записка:

Данный проект рассчитан на детей 6-7 лет. Именно в этом возрасте возникает мотивация, интерес детей к расширению словарного запаса, к обучению грамоте, наблюдается резкий скачок в умении четко и правильно произносить слова. Дети с удовольствием участвуют в театральных постановках, эмоционально с большим интересом впитывают в себя произведения художественной литературы, поэзии. Это необходимо использовать для привития навыков и знаний в области всестороннего развития речи. Проект будет реализовываться в нескольких направлениях: работа с детьми, достижение основной цели и решения основных задач; работа с родителями. Только с помощью родителей, можно добиться максимального эффекта. Проект подразумевает использование инновационных форм и методов преподнесения детям материала, это — рассказы и практические занятия, видео и фото материалы, словарные игры во время занятий, использование демонстрационного материала, дидактические игры, утренники, развлечения, индивидуальная работа, развивающие игры Воскобовича «Ларчик», сторителленг, «Сказки для язычка».

Обоснование.

В настоящее время, в связи с повсеместным заселением электронными носителями информации, ребенка самого раннего возраста усаживают с телефоном, планшетом, ноутбуком и т.д. Отсюда проблема развития речи у детей стоят по-прежнему актуально. Проблемы с четким произношением слов, звуков. Неумение пересказывать текст, описывать предметы, вести диалоги, монологическая речь, не желание сосредоточиться на книге.

И именно в старшем дошкольном возрасте следует восполнять данные пробелы, прививая нужные навыки и знания. Часто можно встретить равнодушие и непонимание родителями важности данного вопроса. Игнорирование данной проблемы порождает в ребенке, постепенное падение познавательных навыков. Всё это скажется с приходом ребёнка в школу, на психическом и физическом уровне. Поэтому и был разработан данный проект «Правильная речь-залог успеха»

Данный проект, включает в себя ни с чем несравнимый разносторонний, познавательный эффект. Именно это в сочетании разных видов деятельности обеспечивают формирование полноценного развития детей старшего дошкольного возраста. Оно способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на ведение интересного познавательного образа жизни.

Подходы к реализации проекта:

  • системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников раннего возраста и их родителей знаний и умений природопользования;
  • культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.

Цель: опираясь на новые технологии, создавать условия для сохранения и укрепления интереса детей развитию своей речи. Расширять и закреплять умения детей рассказывать, придумывать сюжет, фантазировать. Развивать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Совершенствовать и обогащать познавательный опыт детей в развитии речи

Обучать детей знаниям и навыкам, используя новые приемы и методы

Добиваться чёткой и правильной речи детей.

Воспитывать и развивать в детях внимание, самостоятельность, мышление, память

Принципы

  • принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей знания по развитию речи
  • принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов.

Ожидаемые результаты: в развития речи

  • Умение сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия.
  • Самостоятельно составлять связанный рассказ не менее, чем 6-7 предложений.
  • Составлять рассказы из личного опыта
  • Изменять слова, образуя новые
  • Пересказывать небольшие рассказы
  • Правильно употреблять трудные формы знакомых слов
  • Использовать в речи анонимы

В обучении грамоте

  • Определять количество слогов в словах
  • Определять количество звуков в словах
  • Определять место заданного звука в слове
  • Анализировать звуковой состав слова
  • Определять ударные слоги, ударные гласные
  • Различать согласные и гласные звуки
  • Различать твердые и мягкие звуки
  • Составлять предложения из 2-3 слов

Звуковая культура речи

  • Закреплять правильное произношение звуков
  • Отчетливо и точно произносить звуки с разной силой голоса
  • Дифференциация звуков в скороговорках, в чистоговорках

Театрализованная деятельность

  • Эмоциональное и эстетическое восприятие произведений
  • Приобщение к художественной литературе
  • Знакомство с фольклором

Используемая литература:

  1. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Мозаика –Сити Москва, 2014г. -112 с.
  2. А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе» Воронеж ТЦ «учитель», 2006 -333с.
  3. Н.С. Голицина «Конспекты комплексно- тематических занятий» -М. «Скрипторий», 2013г. -568 с.
  4. Л.В. Управлеева «Подготовка к школе в детском саду. Счёт, чтение, речь, мышление» Ярославль. Академия развития, 2007-224
  5. Н.Н. Гладышева, Ю.Б. Сержантова «Рабочая программа воспитателя» -Волгоград 2014г. -445 с.
  6. Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой «Комплексные занятия» -Волгоград-2014г. -415с.
  7. Детская хрестоматия для детей 6-7 лет.
  8. Интернет ресурсы «Пособия Воскобовича», «Сторителлинг»
Следующая >

Речевое развитие дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.

Цель — повысить уровень педагогической компетенции по использованию интерактивных технологий.

«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… ». В. А. Сухомлинский

Актуальность – Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.

Для реализации данной цели необходимо определить следующие задачи:

— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

— использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;

— проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;

— взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);

— создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры);

-развивать речь детей, используя в своей работе все группы нетрадиционных методов.

Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-развивающая среда.

При создании речевой зоны мы обращаем внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого используем: наборы дидактических предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.

В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. Во всех группах имеется уголок книги, в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. В младших группах педагоги изготавливают книжки-малышки. Детям очень нравятся книги-самоделки с рассказами и сказками.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационные методы – это внедренные новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ интерактивных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно — ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Сегодня в центре внимания — ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ является приоритетным.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает — отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Кроме того, пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Педагогом Смирновой Т.А. разработана картотека пальчиковых игр, практикуются пальчиковые игры в воде, которые, в свою очередь, являются и частью закаливающих мероприятий.

Занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением

Здоровье сберегающих технологий.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, суд-жок терапия.

3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика.

Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.

Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Дошкольное детство — это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой?Что общего между автобусом и домом?) и др.

2. Учить детей фантазировать, изобретать. ( Например, придумать новый дом красивый и необычный.)

3. Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. ( Например, «Вы оказались на необитаемом острове, что с вами может случиться?)

Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрала именно те методы, которые решают задачи формирования монологической речи и начала создавать условия для работы.

Элементы ТРИЗ можно применять во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, в игровой деятельности, а также в режимных моментах. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития речи и творческого потенциала дошкольников.

Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]