1.Что такое ЗОЖ
ЗОЖ –здоровый образ жизни. Сейчас очень популярно вести здоровый образ жизни. Люди по-другому теперь смотрят на питание, спорт и отношение к своему организму.
Вести здоровый образ жизни задача не простая. Поскольку в нашем современном мире очень много соблазнов.
Человеку хочется испытывать наслаждение от сладостей, выпечки. Хочется выходной провести лёжа на диване. Вечером выпить с друзьями пива.
В такие моменты отдыхает наш мозг. Отпускает накопленная за неделю моральная и физическая усталость.
А вот организм совершенно не испытывает пользу. Вы, когда ни будь задумывались об этом?
Вам кажется, что проведя выходной дома, в режиме сонной мухи, вы отдохнули. А вот ваш организм 100% набрал 100-200 грамм жира и отложил их в своих закромах.
Вы совершенно не заметите этого, но уже через полгода жизни в таком ритме, вы прибавите 2-3 лишних килограмма.
Давно уже доказано, что набирать вес просто, а вот избавиться от него, наоборот. У нас на это силы воли не хватает, духа и ещё чего ни будь.
Наш организм — это сложная машина, которая требует постоянного контроля. Чуть-чуть расслабился и вокруг всё повисло, расплылось и затопило жиром.
Организм нуждается в постоянной очистке, подпитке полезными веществами и конечно ему необходимо движение.
Для нашего организма первичное — питание, вторичное – движение, третичное – вода.
В этих трёх основных вещах заключается здоровый образ жизни.
3.Физическое развитие ребёнка
Если ваш малыш растёт и развивается в норме и у вас нет медицинских противопоказаний, то необходимо ребёнку прививать любовь к спорту.
С раннего возраста многие родители отдают своих детей в различные спортивные секции: танцы, плавание, каратэ, футбол, хоккей, фигурное катание и другие.
Ребёнок, занимающийся спортом в будущем будет иметь преимущество перед теми дети, которые ничем не занимаются.
Регулярные тренировки вырабатывают в человеке дисциплину. Кроме того, тренировки укрепляют мышцы, развивают физическую силу, укрепляют иммунитет.
Спортивные люди всегда радуют глаз окружающих, будь это мужчина или женщина.
Люди, живущие спортом, очень ответственные и упорные в достижениях своих целей. Этому их учат с детства их тренера и наставники.
Несомненно, такие качества очень нужны во взрослой жизни. Они помогут человеку даже тогда, когда он перестанет заниматься спортом.
Поэтому развивать ребёнка в физическом смысле очень хорошее занятие.
Утренняя зарядка
Но я хочу также отметить, что по мимо спортивных секций, ребёнку необходимо знать, что даже ежедневная утренняя зарядка имеет огромное значение для здоровья человека.
Если каждое утро начинать с элементарных упражнений, то организм будет бодр и подтянут даже, если вы не занимаетесь регулярно спортом.
К физическому развитию ребёнка я отношу ещё закаливание. Это процесс, который нужно начинать с раннего детства. Он несомненно полезен для выработки иммунитета.
Закаливание придаёт организму бодрость духа и стойкость перед различными вирусами и инфекциями.
Гигиена
Неотъемлемой частью физического развития является гигиена. Приучайте ребёнка с малых лет следить за собственным телом.
Регулярное купание, мытьё рук, ухоженные вымытые волосы, постриженные ногти на руках и ногах придают внешнему виду опрятность.
Подростка необходимо приучать к регулярному посещению бани. Поскольку именно там выходят из организма шлаки, соли и токсины.
С красивым, ухоженным человеком всегда приятнее общаться.
Правила ЗОЖ для детей
Ребёнка лучше с самого детства приучать жить, соблюдая принципы ЗОЖ, но нужно постараться сделать так, чтобы они казались естественными, а не навязанными со стороны. Обратите внимание на следующие аспекты жизни ребёнка:
- Режим дня
. Хорошо, если вам удалось установить в доме определённый распорядок, и ребёнок точно знает, когда он должен лечь в постель, встать, позавтракать или пообедать, когда есть время на игры, а когда нужно выполнить какие-то задания по дому или по учёбе, но не забывайте, что режим нужно пересматривать. Ребёнок растёт, а его потребности меняются, следовательно, режим дня тоже должен меняться. Кроме того, не забудьте учесть биологические ритмы. Если ваш ребёнок “сова”, то истязать его ранними подъёмами без крайней необходимости не стоит, некоторые задачи, в том числе и занятия спортом, вполне можно перенести на вечер. - Полноценный сон
. Многие взрослые с ностальгией вспоминают детство и “тихие часы”. Потребность во сне тоже изменяется с возрастом, маленьким детям до 5-6 лет рекомендуется спать около 10 часов в сутки, школьникам достаточно 8-9 часов. Вы должны стараться обеспечить ребёнку возможность спокойно отдыхать, но заставлять его спать не стоит. - Свежий воздух
. Дышать свежим воздухом дети должны не только из окна. Прогулки полезны, и даже если погода не радует, отменять пеший променад не нужно. По возможности, гулять нужно в зелёных зонах, а не на шумных и грязных улицах. Владельцам загородных домов и дач стоит подумать об обустройстве спального места на свежем воздухе. где ребёнок сможет отдыхать. - Спорт
. Ставить спортивные рекорды дано избранным, но физическая нагрузка полезна всем, занятия спортом развивают выносливость, укрепляют кости и мышцы, помогают контролировать вес и сжигать лишние калории. Возможно, в детстве ребёнок и не будет осознавать пользу тренировок, но привычка заниматься спортом точно будет полезна в будущем. - Правильное питание
. Накормить ребёнка полезной едой бывает очень тяжело, при составлении детского рациона можно использовать метод “умной тарелки”. Примерно половину порции должны составлять некрахмалистые овощи: огурцы, помидоры, морковь, шпинат, брокколи и т.д. Ещё четверть отдаётся под крахмалосодержащие продукты, это может быть хлеб, каша, кукуруза и пр. Оставшуюся четверть тарелки займёт нежирное мясо или рыба. В качестве десерта детям полезны будут фрукты и молочные продукты. Такой подход к питанию ребёнка поможет ему получать необходимые витамины и микроэлементы для нормального роста. - Контроль за психическим и эмоциональным состоянием
. На эмоциональное состояние ребёнка оказывает сильное влияние обстановка в его семье. Если ребёнку приходится видеть ссоры родителей и испытывать стресс из-за слишком строгих правил, то он вырастет замкнутым и нелюдимым. Стрессы также могут стать причиной некоторых детских болезней. Чтобы ребёнок рос и развивался гармонично, в семье должна поддерживаться доброжелательная атмосфера, ребёнок должен чувствовать любовь и поддержку со стороны взрослых. И помните, что живое общение не могут заменить даже самые современные гаджеты.
4.Социальное развитие ребёнка
Мы рождаемся и живём в социуме. Без человеческого общения не возможно жить.
Ведь не просто так мы с раннего возраста отдаём своих детей в детские сады. Там, по мимо развития умственного и физического, ребёнок учится существовать в человеческой среде.
Уметь общаться с другими людьми – это целая наука.
Взгляд, мимика, тембр голоса, положение тела и рук могут нам о многом рассказать. Мы можем понять хочет ли сейчас общаться с нами этот человек или нет. Мы можем почувствовать злой сейчас человек и добрый.
Ребёнок с детства должен знать культуру общения. Должен понимать, когда и с кем он разговаривает. Когда можно вступить в разговор, а когда лучше этого не делать.
С раннего возраста ребёнок учится находить себе друзей. Попадая в группу детского сада, дети прибывают в одиночестве. Как правило, почти каждый ребёнок играет сам по себе.
Почему так происходит? Потому что пока ребёнок не понимает и не знает что-такое общество и как с ним быть.
Подрастая, ребёнок начинает искать себе партнёра по играм. Дети пытаются о чем-то договориться, например, кто будет играть с машинкой, а кто будет играть с ведёрком и лопаткой.
По итогу дети находят себе друзей. Учатся делиться игрушками, спрашивать разрешения, чтобы взять игрушку другого ребёнка.
Так подсознательно у ребёнка формируются навыки культуры общения.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя».
В. А. Сухомлинский.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду и необходимо помнить, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Е. И. Торохова, 1999).
Здоровый образ жизни — это формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют все возможности организма.
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, т. к. данные физического состояния свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.
Дошкольное детство – самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методами совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей – это целенаправленная работа всего коллектива педагогов и родителей
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
Поэтому главными задачами по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни, научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни (ЗОЖ).
В подобной системе должны взаимодействовать три субъекта: семья, ребенок, педагог. Формировать основы здорового образа жизни, мотивы, понятия, убеждения в необходимости сохранения своего здоровья и его укрепления нужно не только у детей, начинать нужно с семьи. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Взаимодействие с педагогами осуществляется через совместное проведение для детей праздников и досугов, получение необходимых консультаций, организацию музыкального сопровождения и методических рекомендаций. Организацию педсоветов и подбором литературы в методическом кабинете.
Взаимосвязь с родителями осуществляется в их вовлечение в досуговые и спортивно — оздоровительные мероприятия детского сада – подготовку и проведение праздников, выставок, театрализованных представлений. Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения знаний родителей о ЗОЖ является организация для них консультаций, практических занятий и наглядной агитации. Привлечение родителей к пополнению развивающей среды.
В понятие здоровьесберегающего пространства входят:
- улучшенное качество воздушной среды на территории и в помещениях детского сада (воздушный бассейн защищают насаждением комбинированных древесно-кустарниковых полос, которые, в свою очередь, не затрудняют проветриваемость игровых площадок; в помещениях проводят регулярные односторонние и сквозные проветривания, обрабатывают помещения аппаратом «Кварц»)
- закаливающие процедуры водой и воздухом (воздушные процедуры после сна, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года, умывание прохладной водой, солевые ванны для ног, контрастное закаливание кистей рук, полоскание рта после приема пищи, босохождение по массажным коврикам и мокрым полотенцам, точечный массаж стоп)
- по медицинским показаниям проводят занятия ЛФК (лечебный и оздоровительный массаж, аромо- и фитотерапию)
— создание развивающей среды в группе (оборудуют уголки здоровья, книжные уголки оформляют раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фоторгафиями детей прогулок, закаливающих процедур и др.).
Составляющей частью здоровье сберегающего пространства являются выставки литературы по теме, а так же плакатов, выполненных совместно с детьми, информационные стенды для родителей.
Занятия с детьми должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, и проводится в игровой форме. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада). Поэтому– детский сад должно быть «школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность носит оздоровительно-педагогическую направленность, способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Работа с детьми опирается на следующие общедидактические принципы:
- принцип научности и достоверности – содержание сведений предлагаемых школьникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей.
- принцип доступности – предъявляемая информация адаптирована к восприятию дошкольников.
- -принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.
- принцип природосообразности – формы и методы формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников определены на основе целостного психолого-педагогического знания о ребёнке, особенностях развития его познавательной деятельности.
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребёнка и группы в целом.
- принцип комплексного и интегративного подхода – формирование представлений о ЗОЖ осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов, предполагается использование различных видов и форм работы с детьми, педагогами и родителями, завершенность каждого вида работы и мониторинг результатов.
- принцип активности и сознательности – формирование субъективной активности ребенка в плане осознания воздействия различных факторов на здоровье и необходимости поведения, направленного на укрепление здоровья.
В работе с детьми используют следующие группы методов:
Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видео материалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки плакатов.
Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствует развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирования практических навыков ЗОЖ. Просмотр видеоматериалов способствует формированию правильной самооценки дошкольников и закреплению правильных представлений о ЗОЖ. Расширяет арсенал средств воздействия и наглядная агитация в виде плакатов по тематике ЗОЖ.
Словесные методы включают рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения.
Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей. Объяснение проводят с целью разъяснения влияния различных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимосвязи между различными проявлениями ЗОЖ и здоровьем. Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды города способствуют предъявление проблемных ситуаций, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы, что способствует самостоятельному выбору дошкольниками альтернативных решений и планированию деятельности.
Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей.
Созданию позитивного отношения дошкольников способствуют различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с дошкольниками, использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, использование средств педагогического мастерства- мимики, пантомимики, силы и тембра голоса и т. д.)
Для закрепления представлений детей о здоровье и ЗОЖ используют приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности, например в таких ситуациях, как «Маленький учитель» или «Совет по телефону».
Из принципов и методов работы с детьми вытекают необходимые условия
Для эффективной работы по формированию элементарных представлений о ЗОЖ:
- доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ
- соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала
- реализация воспитательно-образовательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность дошкольников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями
Следует так же отметить, что каждый участник процесса должен быть личным примером для детей, поддерживать единую линию поведения и выполнять основные требования, которые предъявляются к детям и остальным участникам педагогического процесса.
Особое место должно уделяться работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с детским садом является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей. Приобщение их к ценностям ЗОЖ.
Следующая > |
5.Как сформировать навыки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Сформировать навыки ЗОЖ у ребёнка смогут только те родители, которые сами ведут здоровый образ жизни. И это факт.
Если мама ведёт сидячий образ жизни, после работы бежит не в спорт зал, а в магазин за полуфабрикатом, то к сожалению, у ребёнка будут складываться именно такие представления о жизни.
Если папа приходя с работы заваливается на диван и весь вечер смотри телевизор, то маленький сын будет думать, что вот она такая взрослая жизнь должна быть.
Поэтому для начала навыки ЗОЖ должны быть сформированы у родителей.
Дети копируют маму и папу с самого раннего возраста. Манера говорить, жестикулировать — дети впитывают в себя как губка.
Почему дети ругаются матом? Потому что слышат это из окружающей среды. Почему дети после выходных, приходя в садик за завтраком чокаются? Потому что так прошли выходные у родителей.