Театральная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС. Виды театров в разных группах ДОУ


Театр Петрушки

Особые требования предъявляются к театру Петрушки, составляющие которого являются:

  • сценарий;
  • декорация;
  • музыкальное оформление;
  • художественное слово;
  • техника вождения кукол.

Сценарий театра Петрушки предусматривает, что, даже знакомое произведение для детей должно нести в себе новое: можно добавить персонажи и их действия, монологи, то есть вплести в сюжет желательно положительные поступки.

Обязательно следует избежать авторских слов, отдать их разным персонажам, или ввести персонаж рассказчика: Петрушку, сказочника, бабушку…

Наполнить содержание сценария такими малыми фольклорными жанрами, как пословицы, поговорки, загадки, считалки. Хорошо, когда, например, загадки отгадывают дети-зрители, у которых складывается впечатление, что они непосредственно участвуют в спектакле.

Лучше, когда спектакль завершается исполнением песенки о дружбе, особенно когда дети будут подпевать куклам-исполнителям, то есть песенка должна быть знакома детям.

Театр в ДОУ. (Цель,задача,результат. Средняя группа)

ТЕАТР» СКАЗКА» В нашем детском саду, в «средней группе» в игровой форме были инсценированы три сказки. (Репка, Маша и три медведя, петушок и лиса). Была провидена предварительная работа: Чтение сказок, рассмотрение картинок, обсуждение персонажей их повадок, характера, голоса. Детки выбрали себе понравившихся им персонажей, примерили маски, перевоплотились в героев и попытались поставить голос. Под маской героя даже робкие ребята раскрепостились. Маленькие актеры показали замечательные представления. Все прошло ЯРКО и ВЕСЕЛО! Театр творит чудеса.

ТЕАТР в ДОУ. Цель. Задача. Результат.

ГБОУ школа №2055 ДОУ по адресу:2-ой Красногвардейский проезд д.4Б

Введение.

Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер. Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений. Цель и задачи

Цель педагогической деятельности — развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; • развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления; • совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников; • обогащать и активизировать словарь; • развивать диалогическую и монологическую речь; • воспитывать гуманные чувства у детей.
Методы и приёмы организации театрализованной деятельностиПринципы проведения театрализованной деятельности:

наглядность в обучении
– осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);
— доступность
– театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному); —
проблемность
– направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций; — развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Методы работы по организации игр – драматизаций:• метод моделирования ситуаций
— предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов; •
метод творческой беседы
— предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;
• метод ассоциаций
— дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы. Общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
Правила драматизации:Правило индивидуальности.
Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Правило всеобщего участия.
В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило свободы выбора.
Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов.
Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи.
После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Правило мудрого руководителя.
Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Виды драматизации:
• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; • ролевые диалоги на основе текста; • инсценировки произведений; • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. Методы работы: •
метод моделирования ситуаций
— предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов; •
метод творческой беседы
— предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога; •
метод ассоциаций
— дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.
Общими методами руководства игрой
— драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
ВЫВОД:
В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующее: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Требования к декорации спектакля

Декорация должна создавать у детей положительное эмоциональное состояние, способствовать пониманию содержания спектакля, дополнять его. Декорация должна быть яркой, эстетичной, гигиеничной, условно пропорциональной между собой (например – дерево и куст, стол и стул), а также по отношению к куклам (кукла и кровать, или кукла и дом, дерево).

Не должно быть лишней, не задействованной в спектакле декорации: есть на небе солнышко, пусть кто-то из персонажей обратит на него внимание «Как тепло сегодня, как ярко светит солнышко…», если есть грибочки на сцене, нужно чтобы кто-то из персонажей собрал их…

Музыкальное сопровождение театрального спектакля

Особое значение в спектакле имеет его музыкальное оформление, которое апеллирует к эстетическим чувствам и настраивает на эмоциональное восприятие спектакля. Музыка должна начинать спектакль, дополнять персонажей, их поступки, вообще вести сюжет спектакля, вызывать у детей положительные эмоции.

Большое значение имеет озвучивание текста сценария, т.е. монологи, вложенные в язык кукол. Надо голосом как можно ярче раскрыть каждый образ, к тому же сделать это таким образом, чтобы дети не узнали голос своего воспитателя, который работает в данный момент за ширмой, потому что это будет отвлекать детей от сюжета спектакля, поскольку внимание у дошкольника неустойчиво.

Надо помнить, что за ширмой голос меняется, глохнет, поэтому текст следует произносить значительно громче и четче, чем в повседневной жизни. Текст сценария нужно знать наизусть, потому что вождение кукол и их язык требуют определенных усилий, чтобы совместить их во время проведения спектакля.

Вождение куклы на ширме требует тщательной подготовки и проверки знаний, чтобы лица «ожили» на сцене во время спектакля. Как и в декорации следует придерживаться определенных требований к куклам: эстетических, гигиенических, педагогических.

Если первые два требования понятны, то следует остановиться на педагогических требованиях. Особенно это касается отрицательных персонажей. Они не должны быть страшными, чтобы дети-зрители не испугались их, озвучивание их монологов тоже не должно быть закрашено «страшным» голосом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]