Развитие ребёнка после 3 лет дома: история Елизаветы и Юли

Это только кажется, что малыш 3 лет меньше требует к себя внимания, ведь не нужно менять памперсы, кормить из ложки. На самом же деле теперь перед родителями стоит не менее важная задача-вырастить развитую, гармоничную личность, которая умеет мыслить.

У детей в возрасте 3-4 лет начинается период дошкольного развития, они многое умеют, но самое главное – они стремятся узнать, как можно больше.

В данной статье мы расскажем о том, на что должны быть направлены занятия для детей данного возраста.

Окружающий мир и культура

Суть метода Монтессори я уже понимала, но моя девочка подросла, и на некоторые новые потребности я просто не знаю, что предложить. Моих знаний стало не хватать, поэтому я прошла курс «Развитие и воспитание ребёнка с 3 до 6 лет». Ниже покажу, что успела сделать во время обучения. Остальные занятия для дома буду доделывать по мере возникновения новых точек интереса ребёнка.

Раньше я давала дочери информацию хаотично, но на курсе узнала структуру знакомства с окружающим миром. Что нужно материализовать все идеи, чтобы была возможность взаимодействовать с объектами. Что ребёнка после 3 лет нужно вести от простого к сложному и от общего к частному.

Теперь мы с дочерью подолгу беседуем, наблюдаем и исследуем, чтобы она могла на собственном опыте познакомиться с физикой, астрономией, биологией и географией:

  • Наблюдаем за луной, и моя девочка всегда первая замечает звёзды на небе.
  • Утром при пробуждении выглядываем в окно и обсуждаем, какая сегодня погода.
  • Проводим опыты по ботанике. Однажды я делала материал по математике, взяла 3 шишки, а из них посыпались семечки. Рассмотрели вместе, увидели, что у них лопасти, как у вертолёта. Обсудили, что они помогают семечкам летать по ветру, и от этого растёт лес. Это стало поводом к изучению темы, зачем вообще нужны семена деревьям.
  • На примере засохшей розы разглядели где стебелёк, листики, шипы, а где корешки. Выдернули её, а в горшочек посадили семена ели, и теперь ждём саженцы. Сделаю табличку, в ней напишу дни и будем ставить прочерк, если ничего не вырастет или галочку, если появятся росточки.

А это идеи занятий для знакомства дошкольника с географией: по глобусу изучаем сушу и воду; по карте мира изучаем континенты и биомы (лес, море, пустыня, горы); с помощью карточек — национальную одежду, животных и традиции разных стран.


На карте мира пыталась объяснить, что планету можно представить и плоской, но это ещё сложно для ребёнка чуть старше 3 лет. Сейчас готовлю рассказ о континентах на карточках

У нас есть прекрасные книги про деревья и птиц (там даже можно послушать пение этих птиц). Если я сама беру эти книги и читаю, Юля присоединяется, а сама с полок не берёт. Хорошо, что она так явно демонстрирует отсутствие точки интереса — это помогает мне подобрать другие занятия для развития дома.

Недавно купила в музее книгу про Марка Шагала. Планирую провести презентацию карточек с репродукциями, чтобы начать знакомить ребёнка с историей искусств и прививать вкус.

Развитие речи

Книг дома очень много, мой ребёнок любит читать. Хорошо запоминает стихи и даже сама придумывает рифмы. Потешки приносит из сада, поэтому в этом плане я позволяю себе расслабиться, а вот звуковые игры и стихи беру на себя.


Наша книжная полка

Большой вклад в развитие речи привносит музыка. Именно в этом возрасте дети могут начинать учиться нотной грамоте, но через впечатления, а не логику. Например, отстукивать ритм мелодий, петь потешки, танцевать. Мы вместе слушаем музыку позитивного настроя, так как важны именно эмоции. После экспрессивного произведения у нас всегда идёт успокаивающее.

Юля очень хорошо запоминает слова и мелодии песен, здорово поёт. Правда, понимает не все слова в песнях, поэтому прочитываю ей тексты отдельно. Сейчас часто слушаем и поём песни из советских и современных мультфильмов.

Идей занятий для развития речи ребёнка 3–4 лет, которые я практикую дома:

  • Когда вечером забираем Юлю из садика, по дороге домой всегда делимся новостями.
  • Рассказываем друг другу истории и обсуждаем их. Перед сном всегда обсуждаем, как прошёл день в виде истории.
  • Когда строим планы на выходные, это всегда происходит в виде диалога. Высказываются все члены семьи, задают вопросы. Потом на основе этих мнений принимается решение.
  • Рассказывает сказки с разными сюжетами. Иногда устраиваем театр теней.
  • Играем в парке в ориентационную игру: кто быстрее прибежит к сосне, берёзе, лиственнице, ели или тополю. Чтобы её усложнить, я говорила: «Кто быстрее прибежит к дереву, название которого начинается на „б“».
  • Поняла, что сейчас самый момент вводить звуковые игры после того, как дочка произнесла по звукам У-ЛИ-Т-КА. Придумали такую игру: в коробочку я положила разные предметы, а она действительно правильно угадывала первый звук.


Чувствую, что дочери уже нужны карточки на сравнение, если говорим о фруктах, овощах, диких и домашних животных, формах. Многие слова она знает из маленьких книжек «кто живёт в лесу», «в саду и огороде»


Для развития логики используем пазлы

И я вижу результаты, как развивается мышление ребёнка: у Юли есть своё мнение, она умеет его высказывать и отстаивать, принимать точку зрения другого человека к сведению. Может слушать, делает замечания, если перебивают.

Когда эксперты рассказывали про естественный интерес к письму, мне показалось, что я уже упустила момент. Но однажды мы раскрашивали, и по окончании работы она впервые подписала её буквой «Ю». Чем вдохновила меня на создание среды.

Готовлю сейчас шершавый алфавит: уже скачала шаблон, подобрала бумагу и картон. Заказала материалы для подвижного алфавита и повесила на холодильник грифельную доску. Будем ловить момент и далее развивать речь.

Игра №1 «Учимся считать» (для малышей 3-4 лет)

ОПИСАНИЕ: Развивающая позитивная игра, с которой считать будет весело и интересно. С такой игрой заниматься с ребенком можно будет в любую свободную минуту. Вы можете заранее распечатать данные картинки и играть в любое время!

Внимание! Как скопировать картинки-раскрашки с нашего сайта?

  • Выбери любую картинку. Нажми правой кнопкой мыши по картинке.
  • Выбери «Сохранить изображение как». Сохраняешь в удобную папку и оттуда распечатываешь!

Математика

Моя дочь понимает количество, знает цифры. Мы считаем яблоки в магазине, количество людей в семье и дней в неделе. Я подготовила материалы на сопоставление количества и символов, в планах продолжать занятия и дальше — я вижу, что ребёнок делает это с удовольствием.

Ещё у бабушки есть цифры и круглешки на магнитах. Недавно приезжали к ним в гости, я прикрепила цифры на холодильник: к цифре 1 — один круглешок, к цифре 2 — два круглешка. Оставшиеся сложила в мисочку, а Юля сама их крепила к цифрам.


По пазлу-часам ребёнок научился считать и понимать, что цифрами можно выразить количество и порядок. В гостиной висят часы со стрелками, а напротив них — электронные с цифрами. Уже ходит сопоставлять значения, но пока безошибочно получается только 12


С помощью этого набора изучаем численное значение цифр. Рядом с каждым числом выкладывают количество предметов

Сенсорика

Радует, когда я попадаю в точку интереса, и ребёнок надолго увлекается, что-то пробует. Так недавно я заметила у неё тягу к конструированию, и мы приобрели магнитный конструктор. Строила весь день, не могли оторвать.

Очень полезны в возрасте от 3 лет развивающие занятия с сенсорными материалами. Они влияют на мелкую моторику, косвенно подготавливают к письму и математике, а также к геометрии и творчеству. Я сделала несколько наборов своими руками.

Шумовые цилиндры. Сделала звуковые бутылочки из упаковок от Имунеле — просто насыпала в них фасоль, гречку и манку. Лучше брать разные по размеру крупы.

Таинственный мешочек. Нужно положить в непрозрачный мешочек разные по форме или текстуре предметы. Чем ребёнок старше, тем меньше на ощупь они должны отличаться. Чтобы усложнить игру, можно добавить второй мешочек, с таким же содержимым. Попросить находить одни и те же предметы разными руками.

Парные цветовые карточки. Игра-упражнение на знание цветов и всех оттенков. Начинается с трёх основных цветов и постепенно усложняется до семи оттенков каждого цвета: от самого яркого к самому бледному. Хочу взять карточки в магазине красок, чтобы выстраивать в них цвета в ряд.

Ещё мы расставляем фиксиков из шоколадных яиц по высоте. Или на прогулках в лесу ищем толстые и тонкие стволы.

У нас в квартире 2 комнаты: кухня-гостиная и спальня. В гостиной стоит отдельный детский стеллаж и полка для книг. Материалы периодически меняю, поэтому это когда-то зона творчества, когда-то зона музыки, сенсорики, но набор для ухода за растениями и кувшин с водой всегда на своих местах. Рядом организовано рабочее место из стола со стулом и полки для книг.

Игра № 2 Учимся считать «Разукрась по цифрам»

Дети и родители очень любят эту игру! Все, что вам нужно — веселые картинки и карандаши. Просто разукрасьте нужными цветами картинки. Посмотрите, как рксиво получается. Ребенок запоминает цифры, развивает мелкую моторику, изучает животных в данной игре!

Полную коллекцию картинок для раскрашивания для детей 3,4,5 лет ищите ЗДЕСЬ.

Внимание! Как скопировать картинки-раскрашки с нашего сайта?

  • Выбери любую картинку. Нажми правой кнопкой мыши по картинке.
  • Выбери «Сохранить изображение как». Сохраняешь в удобную папку и оттуда распечатываешь!

Домашние дела

Удивительно, насколько детям нравится заниматься домашними делами самостоятельно. Дома перемыты столы и стулья, стирку без ребёнка не устроить, а мытьё овощей и посуды — только в раковине на башне помощника.

Ещё удивительней, какой вклад в развитие ребёнка 3–4 лет вносят обычные дела по дому:

  • ребёнок овладевает конкретным бытовым навыкам;
  • учится добиваться результата;
  • ощущает удовлетворение и успех, уверенность в своих силах;
  • учится концентрироваться;
  • утончает движения;
  • чувствует независимость и самостоятельность;
  • формирует волю через выбор;
  • осваивает внутренние алгоритмы деятельности;
  • формирует первичную бытовую логику, которая потом ложится в основу любой другой логики;
  • готовится база для более глубокого познания письма, творчества, чтения и математики;
  • ощущает границы своих возможностей;
  • формируется самоконтроль и снижается уровень агрессии.

Отдельной большой задачей было обустроить под это домашнее пространство, чтобы было безопасно и удобно. Поначалу была фрустрация: где разместить. Потом пришло вдохновение и началось расхламление — ненужное продано или выкинуто, а нужному нашлось место. Стало уютнее.

Много чего ещё предстоит сделать, но я уже вижу плоды и осознаю важность включения дочери в свою жизнь.

Мы часто готовим вместе разные блюда.

Каши в мультиварке. Я ставлю отмеренное количество крупы, соли, сахара, молока, а Юля смешивает и включает прибор.

Салаты. Сама моет овощи, учится чистить, режет и волнистым, и острым ножом, яблокорезкой. Перемешивает, добавляет соусы, специи.

Выпечку — блинчики, оладушки, сырники, кексы, пироги, пиццы. Замешивает тесто, раскатывает, раскладывает по формочкам или вырезает фигурки, кладёт начинку. А выпекаю или жарю я.

Мясные блюда. Отбивает мясо и посыпает специями.

Когда готовим, смотрим видео на Ютубе и делаем поэтапно. Хочу попробовать зарисовать вместе рецепт, и чтобы она потом по нему готовила.

На кухне у ребёнка есть собственная этажерка. На ней расположены: посуда, столовые приборы, досочки, ножи, тёрки для приготовления пищи, набор для мытья овощей и фруктов. Слева висит фартук, а справа — совок и щёточка, чтобы смести крошки со стола.

Сделала несколько наборов, чтобы ребёнку было удобнее осваивать новые навыки.

Полировка. Сначала я предложила отполировать деревянного слона. Юля пока не дополировала всего слоника ни разу не отвлеклась, настолько была сосредоточена. Потом я заменила слона на деревянную миску.

Уход за растениями. Я спустила единственный имеющийся цветок пониже, так, чтобы дочь могла проверить, пора ли за ним ухаживать. Сухие листочки обрезаю сама, а ей нравится поливать и протирать здоровые. Но главный «гвоздь» набора — лейка.

Аранжировка цветов. В один из дней на прогулке мы нарвали цветы и травинки, собрали осенние листья и сделали букет с помощью уже имеющихся мисок, ножниц и кувшина.

Глажка. Расположила всё необходимое в кладовке, сделали полку на удобном для ребёнка уровне.

Мытьё пола и подметание мусора, подметание пыли. Тоже разместила нужные инструменты в кладовке.

Мытьё посуды. Если готовим вместе, то и моем вместе под краном. Для этого купила щётку для мытья посуды и маленький диспенсер, детское средство для мытья посуды.

Мне самой хочется ухаживать за средой этими материалами, настолько красиво получилось. Поняла, как важны детали и натуральные материалы. Я бы никогда не подумала, что буду заниматься декупажем и получать удовольствие от процесса.

Учим цвета с малышами 3-4 лет!

Игра №1. Игра «Где встречается этот цвет?»

Цель: запоминание цветов. Оборудование: листы разноцветные, соответствующие радуге.

Ход игры: Покажите малышу цвет и попросите вспомнить, где он видел такой цвет в природе, жизни, в своих игрушках.

Например, Красный – Красная Шапочка, помидор, красная машинка. Оранжевый – апельсин, туфельки. Желтый – солнышко. Зеленый – трава, лист. Голубой – небо. Синий — синий фломастер. Фиолетовый – цветок фиалка.

Игра №2. Игра «Рисуем радугу и запоминаем цвета»

Игра №3. Рассортируй игрушки по цветам и получи смайлик

Дайте ребенку задание рассортировать предметы — игрушки, книги, картинки, мелкие предметы по цветам. Похвалите его, когда он все сделает и дайте оценочный смайл. Он- молодец!

Игра №4. Раскрась цветочек по цветам — каждый лепесток в свой цвет.

Уход за собой

Гигиена. Для удобного доступа к раковине поставили табурет и повесили удлинитель крана. Полотенце, туалетная бумага, тазик для грязной одежды — всё на уровне ребёнка. Пользуется уже взрослым диспенсером для мыла: одной рукой нажимает, вторую ладошку подставляет к отверстию, из которого капает мыло.

Во время обучения я реорганизовала хранение:

  • разложила расчёски, резинки, бусы, браслеты и заколки по разным корзинам;
  • добавила принадлежности для чистки зубов;
  • повесили с мужем зеркало пониже.

Теперь если дома тишина — мы понимаем, что ребёнок в ванной.

Самостоятельное одевание. Я сама очень люблю порядок и приучаю к этому ребёнка. Свои вещи дочь убирает на место, иногда приходится напоминать или делать вместе. Видно, что её самостоятельность и самоуверенность напрямую связана с тем, что нужные вещи всегда в доступе.

В прихожей я повесила крючки для верхней одежды и рюкзака. Напротив на полках в шкафу поставила корзинку с шапками и варежками. Под ней хранятся уличные игрушки и ведро с губкой и тряпочкой для мытья обуви. У входа расположена этажерка с обувью по погоде, остальная хранится в тумбочке, как и у нас.

Зоны гардероба и прихожей я организовала ещё на курсе для детей до 3 лет, сейчас только внесла небольшие изменения, чтобы дочке стало ещё удобнее. Например, добавила табуретку Труген от Икеа. Одеваться на ней явно лучше, чем просто на полу или на взрослом диване, где ноги до пола не достают. Правда, теперь дочь использует её и как лестницу для восхождения на диван.

Детская одежда хранится на вешалках и в комоде. Постаралась разместить так, чтобы вещи были максимально на виду. В комоде разделено на секции, чтобы было удобно поддерживать порядок.

Игра №2 Где спряталась эта буква?!

  • Нарисуйте или найдите красивые буквы, которые Вы изучили. Распечатайте каждую букву в двух экземплярах
  • Выберите игровую букву. Предположим это буковка «Ж»
  • Одну букву оставьте у себя
  • Второй экземпляр буквы спрячьте и предложите ребенку найти ее
  • Остальные буквы также спрячьте в доступные места
  • Покажите ребенку букву, назовите ее и попросите найти
  • Подсказывайте, если малыш запутался и ему требуется помощь
  • Помните! Малыш должен радоваться во время игры и не должен расстраиваться, что не может найти букву. Если он начнет переживать, то данный метод станет для него неинтересным
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]