Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ?
- 13 октября 2009
Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.
Однако родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о свом ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.
Родительское собрание
Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.
В Детском саду «МДОУ № 2 компенсирующего вида» (г.Екатеринбург), в котором я работаю, применяются следующие формы проведения родительских собраний:
- психологический тренинг;
- мастер-класс;
- совместное занятие детей с родителями;
- день открытых дверей;
- показ театральных постановок.
Подготовка родительского собрания
1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.
2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
4. В нашем детском саду используются такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.
5. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания.
6. Изредка мы приглашаем сказочного героя на собрание.
7. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.
8. Желательно провести заседания родительского комитента за месяц до собрания.
Непосредственно перед собранием необходимо:
- подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей;
- подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также – карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации;
- продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.
Проведение родительского собрания
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания – 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).
1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.
Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.
Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.
Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.
При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
3. В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Приведу пример: на последнем родительском собрании в нашем детском саду обсуждалась тема
«Подготовка руки старших дошкольников к письму»
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: воспитатели группы, преподаватель по изобразительной деятельности, родители.
Части собрания
1. Вводная часть (5-7 мин).
- Представление воспитателем темы и участников собрания.
- Экскурсия по выставке рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности.
2. Оcновная часть (30-35 мин).
- Выступление воспитателя группы на тему «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы», сопровождаемое плакатами с ключевыми тезисами и словами по теме выступления, показом схем пальчиковых игр (10-15мин).
- Проведение преподавателем изобразительной деятельности практикума с родителями по освоению ими приемов развития мелкой моторики с помощью глины, пластилина и бумаги (10-15 мин).
- Представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики (5 мин).
- Коллективное решение родителями кроссворда по теме собрания (5 мин). Примерный перечень слов, которые необходимо угадать: моторика, рука, зрение, мозг, координация, соотнесение, письмо, школа.
3. Разное (7-10 мин).
- Обзор педагогической литературы по теме собрания.
- Обсуждение вопросов содержания детей в детском саду, проведение досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.
4. Подведение итогов (3-5 мин).
- Количественная оценка родителями пользы родительского собрания.
- Выдача родителям буклетов по теме собрания.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: без квалифицированной помощи специалистов семье обойтись сложно.
На фото: сотрудники нашего детского сада, всегда готовые прийти на помощь родителям.
Автор: Е. Кобылина, воспитатель МДОУ № 2 компенсирующего вида г. Екатеринбурга
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Башкирова Ольга Петровна, воспитатель муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 179» городского округа Самара
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно и поэтому знания у родителей хаотичны [1, с. 28].
Положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Исходя из этого, следует, что вопрос взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Цель родительского собрания: согласование и объединение усилий ДОУ и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка и повышение педагогической культуры родителей.
Задачи родительского собрания
- Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
- Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.
- Оказывать помощь родителям в овладении педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.
- Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьей. Основной формой работы педагога с родителями являются родительские собрания. На протяжении каждого учебного года в группах детского сада обычно проводят два-три родительских собрания по плану. Традиционные формы родительских собраний представляют собой встречу, на которой есть основной докладчик – воспитатель и несколько содокладчиков, узкие специалисты детского сада или представители родительского комитета. Также воспитатель может провести анкетирование или небольшое совместное с родителями обсуждение какого-либо вопроса из жизни детского коллектива [2].
Структура тематического родительского собрания состоит из трех этапов [3].
I этап — Подготовительный
- Необходимо заранее предупредить родителей о проведении родительского собрания в детском саду и о теме, которая будет обсуждаться. Воспитатель должен поместить объявление о дате и теме родительского собрания на информационной доске. Еще лучше, если каждый родитель получит личное приглашение на родительское собрание.
- К родительскому собранию необходимо заранее хорошо подготовиться. Написать план, подготовить наглядные и информационные материалы, распечатать необходимое количество анкет для родителей.
- Необходимо согласовать с другими специалистами детского сада тему родительского собрания, их роль на этом собрании и дать время на подготовку.
II этап – Основной
Первая или вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание (сообщения темы, формы собрания с помощью коротких игр и занятий).
Вторая часть (раскрытие темы собрания) начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой темы.
Третья часть — «разное» — обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.
Четвертая часть — решение, подводятся итоги встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
III этап — Завершающий (рефлексивный)
Подводя итоги важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей, — все это в последствие станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д.
Проводя родительское собрание нужно соблюдать все этапы его структуру. Это нам поможет не только сохранить его функцию, но и донести тему собрания, а так же комфортное нахождение всех участников. Таким образом, родительское собрание будет эффективным.
- Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2005
- Сягина Н. В. Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения // Молодой ученый. — 2021. — №23. — С. 518-521.
Следующая > |
Родительский комитет в детском саду: советы «бывалых»
Отдавая ребенка в детский сад, родители вправе не только узнавать о его взаимоотношениях в коллективе, интересоваться успехами в учебе, но и самим принимать активное участие в жизни детского сада.
Тот, кто хочет вырастить самодостаточную и гармонично развитую личность, любящего и понимающего ребенка, тот всегда найдет возможность поучаствовать в важном для малыша этапе его жизни – детсадовском периоде.
Для того, чтобы родители были не просто наблюдателями воспитательного процесса, но и его участником и создается родительский комитет. Он призван решать вопросы разного уровня с администрацией дошкольного учреждения, а так же с другими организациями, обеспечивающими и контролирующими работу детского сада. При этом родительский комитет может быть создан в каждой группе, также формируется общий комитет для всего дошкольного учреждения. Основная задача родительского комитета – помощь педагогам в создании оптимальных условий для нахождения и развития детей в стенах детского сада.
Основными обязанностями родительского комитета являются:
- Организовывать и проводить внеплановые собрания в саду с целью решения важных вопросов;
- Решать финансовые вопросы, заниматься сбором средств на нужды группы;
- Помогать в организации ремонта в группе и на общей детсадовской территории;
- Организовывать и закупать подарки к праздникам;
- Участвовать в организации мероприятий и праздников;
- Родительский комитет вправе влиять на деятельность воспитателя, рекомендуя им те или иные виды работ;
- Родительский комитет вправе запросить у администрации учреждения отчет о распределении детсадовских денег;
- Контролируют работу всех сотрудников учреждения и имеют право сообщать в соответствующие структуры об обнаруженных нарушениях.
Стать членом родительского комитета можно только на добровольной основе. Деятельность, осуществляемая комитетом, достаточно сложная и ответственная, подходит не всем и не всем интересна. Если у вас нет желания, не заставляйте себя становится членом родительского комитета. При возможности вы всегда сможете предложить свою помощь уже организованной группе родителей, например, что-то привести или увезти и т.д.
Выбирается родительский комитет путем голосования на первом родительском собрании в начале учебного года. Как правило, всегда есть самовыдвиженцы 3-5 человек, которые имеют достаточно свободного времени и желания помочь воспитателям организовать комфортные условия для пребывания детей в детском саду.
Среди них выдвигается председатель комитета, который будет представлять интересы группы на всех общих собраниях сада и перед администрацией. Именно он доносит до всей группы родителей информацию, полученную на общесадовском собрании.
Работа родительского комитета: взгляд изнутри
Заседания родительского комитета проходят значительно чаще, чем родительские собрания, и согласовываются с администрацией сада. Но поскольку в комитет входит самые активные и общительные мамочки, то они сразу налаживают друг с другом контакт и встречаются для решения вопросов даже чаще запланированных заседаний.
С целью более четкой организации своей деятельности все обязанности распределяются между членами комитета.
- Так, один из родителей осуществляет связь с администрацией дошкольного учреждения по насущным вопросам. Он же практически всегда является председателем комитета.
- Ответственный за финансовые вопросы и сбор денег.
- Третий налаживает и поддерживает связь с остальными родителями.
- Четвертый член родительского комитета занимается вопросами ремонта и другими хозяйственными вопросами.
- Пятый родитель занимается организацией подарков и активно помогает воспитателю в организации праздников и дней рождения детей;
Распределение может быть произвольным, зависит от желания и выбора самих членов комитета. В любом случае, внутри комитета рекомендуется выбрать одного человека, который будет на подхвате. Это человек, через которого воспитатели будут сообщать о своих нуждах (если требуется нарисовать плакат, напечатать раздаточный материал, что докупить в группу).
Несмотря на то, что обязанности поделены между членами родительского комитета, все вопросы все равно озвучиваются и осуждаются коллегиально, что необходимо для контроля целевого использования общих денег. Это главный принцип работы комитета.
Для лучшего контакта с родителями удобнее всего создать группу в месенджерах (в Whats up и Viber) или соц.сетях, куда будут приглашены все участники. Так вы сможете донести информацию даже до родителей, не посещающих собрания в группе.
Финансовые вопросы
Основная проблема родительских комитетов – сбор денег. Это самая трудоемкая и неблагодарная работа. Конечно, финансовая помощь дошкольному учреждению — дело добровольное. Не каждый родитель с радостью отдаст свои «кровные». Но задача родительского комитета и состоит в том, чтобы грамотно обосновать, на что и в каком объеме требуется средств. О того, насколько правильно и понятно они донесут эту потребность до остальных родителей и будет зависеть количество собранных денег.
Сказать честно, ни один детский сад не обойдется без «добровольных» пожертвований. Средства необходимы на подарки детям, на нужды группы (начиная от туалетной бумаги и заканчивая канцелярией), деньги приходится собирать на театры и музеи.
Лучше всего подсчитать и составить предварительную смету на весь год, а дальше обосновать на родительском собрании, почему удобнее собирать такую сумму денег сразу. Вам не придется каждый раз вылавливать родителей, чтобы взыскать «добровольное пожертвование» на 8 марта, 23 февраля, покупку канцтоваров и т.д., не придется нервничать за несвоевременно сданные деньги, так вы защитите себя от вкладывания своих «кровных» за какого-то другого родителя.
Имейте в виду, что любой родитель, сделавший взнос в «общую копилку», имеет право проверить работу родительского комитета.
Важно:
Все собранные деньги удобнее хранить у одного человека — это исключит путаницу. Чтобы в конце года поберечь свои нервы настоятельно советуем вести учет расходов. Обязательно сохраняйте чеки на любую даже самую маленькую покупку. Они понадобятся для последующего отчета перед родителями о потраченных средствах.
Как все организовать
Для начала необходимо узнать обо всех нуждах группы: хозтовары, канцелярия и др. Обычно воспитатели сами доводят до родительского комитета подобную информацию, но можно подстраховаться. Исходя из этого, вы решите, сколько необходимо собрать денег. Лучше попросить воспитателя предоставить вам весь список требуемых покупок с указанием их срочности. Так вы сможете предварительно спланировать, на что в первую очередь потратить собранные средства.
Праздники и подарки в саду
Большая часть собранных денег всегда уходит на закупку подарков к всевозможным праздникам: Новый Год, 8 марта, 23 февраля, а так же дни рождения и выпускные. Обсудить и выбрать подарки вы можете на родительском собрании, а так же в группе в месенджерах. Важно заранее обговорить и сойтись на общем мнении, а также уточнить, есть ли среди остальных родителей желающие помочь родительскому комитету. Родители группы могут предложить вам свою помощь: свозить на базу за подарками, помочь привести все подарки в детский сад, расфасовать конфеты и т.д. Но, как показывает практика, все вопросы по закупке подарков для детей и воспитателей группы приходится решать самостоятельно.
Среди родителей в группе всегда встречаются пару тройку, которые отказываются сдавать деньги на подарок сыну (дочке). Причины могут быть разные, и вы не вправе требовать с них финансовых вложений. Единственное, что вы должны — предупредить родителей, чтобы они самостоятельно позаботились о подарке для своих детей, дабы не испортить малышу впечатление от праздника.
К чему нужно быть готовым, став членом родительского комитета?
- Вас обязательно будут обсуждать и осуждать. Просто будьте к этому готовы. Сложно угодить всем, поэтому просто старайтесь делать свою работу на совесть и не переживайте, если кому-то из родителей не понравился купленный вами новогодний подарок.
- Вам придется постоянно искать компромисс между потребностью сада и возможностями родителей. Поэтому научитесь вежливо отказывать воспитателю в его желании, заручившись поддержкой родителей.
- Вам будут постоянно писать и звонить по разным текущим и «нелепым» вопросам.
- Вы будете тратить достаточно много личного времени на решение вопросов группы и сада.
- Вы часто будете в роли грузчика, поскольку закупкой канцелярии и хозтоваров, подарков детям и воспитателям придется заниматься родительскому комитету.
- Вам придется заниматься большим количеством творческой работы: рисовать плакаты, украшать залы, придумывать сценарии и т.д.
Несмотря на все вышесказанное, бояться работы в родительском комитете не нужно. Запаситесь терпением. Работа эта трудоемкая и неблагодарная, но она приносит много пользы. Став членом родительского комитета, вы имеете прямую возможность обеспечить своему ребенку лучшие условия для развития, воспитания и формирования самодостаточной личности.
Вернуться в раздел
Когда:
25 февраля 2021 г.
Где:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №190»
В Детском саду прошли групповые родительские собрания
Одним из основных направлений работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников, согласно ФГОС, является создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с родителями (законными представителями), обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Поэтому в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №190» в воспитательном процессе большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей и родителей. Работа с родителями — очень важное и необходимое направление деятельности административного и педагогического персонала, а одной из форм работы в этом направлении является проведение родительских собраний.
Родительское собрание – это среда, где встречаются не только воспитатели и родители, но и представители администрации, педагог-психолог, медицинский работник. На собраниях происходит обсуждение задач учебно-воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества, родителей и детского сада, оказывается помощь в воспитании подрастающего поколения.
С 14 февраля по 19 февраля 2021 г. в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №190» прошли групповые родительские собрания. Все 12 возрастных групп провели родительские собрания. Собрания проводились в нетрадиционной форме и были посвящены февральским праздникам, а также обсуждению общих вопросов, связанных с профилактикой заболеваемости гриппом, ОРВИ и поведением ребёнка на улице при неблагоприятных погодных условиях.
Многие родители приняли активное участие в проведении собраний, с большой ответственностью отнеслись к участию в нем. Воспитатели, в свою очередь, постарались провести родительские собрания интересно, используя различные формы, направления и методы в своей работе. Итогом совместной деятельности на собрании стало изготовление родителями и детьми подарков папам, дедушкам и братьям, а также выполнение поздравительных плакатов от группы – на юбилей детскому саду.
Детский сад и семья стремятся к созданию единого пространства развития ребенка, так как от совместной работы родителей, администрации детского сада и педагогов зависит дальнейшее развитие детей.
Администрация детского сада выражает благодарность всем родителям, которые, несмотря на свою занятость, смогли принять участие в проведении групповых родительских собраниях.