Календарно-тематическое планирование в старшей группе «Поздняя осень» (живая и неживая природа)
Татьяна Александрова
Календарно-тематическое планирование в старшей группе «Поздняя осень» (живая и неживая природа)
Тема недели «Поздняя осень» (живая и неживая природа)
Задачи: Учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Обогащать знания детей о живой и неживой природе.
20.11.2017 (понедельник)
Беседа на тему: «Что ты видел по дороге в детский сад?»
— продолжать развивать память, связную монологическую речь.
Экологическая сказка – беседа «Приключения ветра»
— конкретизировать и закрепить знания о ветре.
В книжном уголке поместить и рассмотреть иллюстрации с изображением поздней осени – продолжать развивать связную речь, наблюдательность, умение отвечать полным ответом.
Д/И «Ласковые слова»
— Учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Д/И «Чьи припасы?»
— закрепить знания о подготовке животных к зиме.
Индивидуальная работа Речевое развитие — учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой — маленький, сильный — слабый, быстро — медленно)
.
Комплекс утренней гимнастики № 2 с предметом (большие мячи)
Чтение и обсуждение рассказа О. Григорьевой «В ожидании зимы»
— продолжать развивать слуховое внимание, учить отвечать полным ответом на поставленный вопрос воспитателя.
Д/И «Подбери признак»
— упражнять в подборе прилагательных.
Д/И «Подбери пару»
— учить детей подбирать карточки с изображениями одинаковых предметов, активизировать в речи детей соответствующие понятия.
Индивидуальная работа ФЭМП — ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур.
Д/И «Чей хвост, чья голова?»
— закрепить знание внешнего облика птиц и животных.
Развитие речи
«Составление описательного рассказа о предметах посуды»
— связная речь: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; звания качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый, активизировать употребление слов противоположного значения
(антонимов)(глубокая — мелкая, большой — маленький, высокий — низкий)
многозначных слов
(глубокий, мелкий)
; закреплять умение классифицировать предметы по качеству
(стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный)
‘, учить образовывать по аналогии названия предметов посуды
(хлебница, сахарница, сухарница, супница)
. (Ушакова О. С.
«Развитие речи детей 5-7 лет»
стр. 58)
Физическое развитие
«Крепкие мышцы»
— развивать физические и волевые качества, мышечную силу, ловкость, быстроту движений, умение выполнять выразительные движения в соответствии с музыкой; упражнения на возвышенной опоре; на сохранение равновесия; упражнять в прыжках через набивные мячи; учить прокатывать набивные мячи руками, ногами.
Беседа «Птицы осенью»
— способствовать обогащению и обобщению знаний о зимующих птицах; развивать познавательный интерес к
природе.
Беседа «Правила безопасного поведения на улице»
— продолжать закреплять правила поведения на улице в зимний период.
Прогулка
Карточка № 12-5
Наблюдаем за птицами –закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелетные.
Художественное слово
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды. Н. Рубцов
П/И «/Филин и пташка»
— упражнять в беге в рассыпную.
Д/И на ознакомление с окружающим миром Рассматривание домов и построек — учить детей видеть разнообразие домов по высоте, по ширине, по цвету, по этажности, назначению, учить различать и называть этажность дома, закреплять понятия «один»
и
«много»
.
Труд – покормить птиц – продолжать учить заботиться о братьях наших меньших.
Самостоятельная двигательная активность
Экспериментальная деятельность. Опыт «Зависимость состояния воды от температуры»
— продолжать знакомить детей со свойствами воды.
Беседа на тему «Добрые дела осенью»
— воспитывать уважительное отношение к труду, желание помогать
природе.
СРИ «Столовая»
— Формирование у детей представления о том, какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов.
Д/И игра «Какое небо?»
— упражнять в подборе относительных прилагательных.
Д/И «Времена года»
— закреплять знания о временах года.
Д/И по ОБЖ «Как избежать неприятностей»
— учить ребёнка беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций.
КГН — закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.
Дежурство – закреплять умение накрывать на столы,правильно раскладывать столовые приборы: ложку и нож – справа от тарелки, вилку – слева; полностью убирать со стола после еды.
КГН — закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.
Дежурство – закреплять умение полностью убирать со стола после еды.
Релаксационная минутка перед сном – звуки летнего леса.
Дневной сон
Дорожка здоровья (комплекс бодрящей гимнастики + дыхательная гимнастика)
— Обеспечить бодрое эмоциональное настроение после сна. Учить выполнять гимнастику, лёжа в постели. Учить правильному диафрагмальному дыханию. Уметь проходить по дорожкам здоровья, понимая её значимость для здоровья. Закреплять культурно – гигиенические навыки во время водных процедур, согласно алгоритму.
КГН – умываться после сна, обливание рук по локоть прохладной водой.
Наблюдение за подготовкой к полднику — закрепить представление детей об использовании предметов посуды; развивать речь детей, память; воспитывать усидчивость во время приема пищи.
Наблюдение за подготовкой к полднику — закрепить представление детей об использовании предметов посуды; развивать речь детей, память; воспитывать усидчивость во время приема пищи.
Беседы о здоровом питании: «Осенние витамины»
— формирование у детей представления о пользе овощей и фруктов, о здоровой и полезной пище.
Д/И «Кто у кого»
— закреплять у детей правильное употребление в речи названий детенышей животных во мн. ч., Р. п.
Рисование «Непогодица»
— передавать в рисунке цветовые сочетания, характерные для
поздней осени.
Д/И «Когда это бывает?»
— актуализировать знания детей о частях суток, о деятельности людей в разное время суток.
Д/И по ОБЖ «Можно-нельзя»
— закрепление детьми знаний о типичных опасных ситуациях, которые происходят в быту, на улице, на
природе и т. д. ; учить соблюдать правила поведения в разных ситуациях; укреплять знания детей о том, что можно, а что нельзя.
Беседа на тему: «Что нам осень подарила»
— закрепить знания о фруктах, овощах, грибах.
Настольно-печатные игры — поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр, учить подчиняться правилам в игре.
ЧХЛ заучивание наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
. — развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.
Д/И «Что где лежит?»
— Учить детей называть пространственные ориентиры, используя в речи существительные в согласовании с предлогами
«под»
,
«на»
,
«в»
,
«у»
и др.
ХБТ — Работа в книжном уголке — учить чинить порванные книги; воспитывать любовь к художественной литературе; прививать трудолюбие.
Рассматривание картины «Поздняя осень»
. Чтение
«Осень»
, Е. Головин — Закрепление знаний детей о периодах
осени (ранняя, золотая, поздняя, характерных признаках каждого периода.
Беседа «Правила безопасного поведения на улице»
— продолжать закреплять правила поведения на улице в зимний период.
21.11.2017 (вторник)
Настольно-печатная игра «Собери по форме»
,
«Красный,желтый»
— развивать любознательность, внимание; закрепить характерные признаки каждого предмета.
Беседа «Осень бывает разная»
— дать детям представление о времени года
«Осень»
, показать красоту
осенних пейзажей; закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе; обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени; продолжать знакомить с народным календарём.
Д/И «Рыба, птица, зверь»
— закрепить умение детей узнавать и называть предметы.
Д/И «Назови слово об осени»
— расширять словарный запас, кругозор.
Беседа по ЗОЖ «Осенние витамины»
— формирование у детей представления о пользе овощей и фруктов, о здоровой и полезной пище.
Индивидуальная работа Рисование — закрепить навыки рисования кругов.
Воспитание КГН – «Культура поведения во время еды»
— закрепить умение пользоваться салфеткой.
Д/И «С какого дерева листок»
— закрепить знания детей об основных признаках
осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Чтение рассказа «Осень в лесу»
И. Соколов-Микитов -продолжить формировать навык чтения на примере произведения И. Соколова–Микитова
«Осень в лесу»
; совершенствовать все виды деятельности, развитие речи; развивать память, внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве; развивать навыки общения; воспитывать чувство любви, уважения и гордости к родной земле.
Д/И «Подумай — отгадай»
— активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения.
Д/И «Угадай, кто позвал?»
— тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.
Беседа «Собираемся на прогулку»
— Учить подбирать предметы одежды для прогулки.
Трудовые поручения — формирование навыков самообслуживания в процессе одевания и раздевания.
Карточка № 4
Прогулка
Наблюдение за солнцем – познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня»
.
Художественное слово:
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку. А. Барто
П/И «Горелки»
— научить соблюдать правила игры, развивать ловкость, быстроту.
Д/И «Мы у бабушки в деревне» — знать особенности жизни в деревне.
Хороводная игра «На лесной опушке»
— развивать творческую активность, обогащать двигательный опыт.
Труд – подмести участки, освещенные солнцем.
Самостоятельная двигательная активность детей
Пальчиковая гимнастика «Воробушек»
— развить память, моторику, умение ориентироваться в пространстве, речь, чувство ритма.
Беседа «Как звери и птицы готовятся к зиме»
— Создание условий для формирования знаний детей об окружающем мире.
ФИЗО
«Крепкие мышцы»
— Развивать физические и волевые качества, мышечную силу, ловкость, быстроту движений, умение выполнять выразительные движения в соответствии с музыкой; упражнения на возвышенной опоре; на сохранение равновесия; упражнять в прыжках через набивные мячи; учить прокатывать набивные мячи руками, ногами.
Рисование
«Деревья в нашем парке»
— Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны. (Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.
Старшая группа. Стр. 34)
СРИ «Строители»
— совершенствовать конкретные представления о строительстве, его этапах; развивать сообразительность, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках и различных трудовых процессах; формировать умение задумать постройку и выполнять ее, добиваться намеченного результата. развивать комбинаторные способности, мышление, воображение, мелкую и общую моторику.
Д/И по ЗОЖ «Этикет – школа изящных манер»
— научит ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.
ЧХЛ «Чтение и пересказ сказки А. Суконцева «Как ёжик шубку менял»
— закрепить представления о диких животных
(внешний вид, повадки)
. Закреплять умение пересказывать рассказы без пропусков и повторений, передавать эмоциональное состояние героев, уточнить и закрепить правильное произношение звуков Ч, Щ, учить различать эти звуки, выделять их в словах.
Мир музыки
«Природа и музыка. П. Чайковский «Ноябрь. На тройке»
— учить детей различать характер музыки, выразительные интонации мелодии, средства музыкальной выразительности / воспитывать эмоциональное восприятие произведений художественной литературы, передавать свои впечатления.
Дежурство – расставлять кружки, блюдца, тарелки, хлебницы, салфетницы, с правой стороны класть ложки, вилки; убирать посуду после еды, очищать тарелки, вытирать столы.
Д/И по ЗОЖ «Съедобное – не съедобное»
— довести до сведения детей знания о том, что не все продукты приносят пользу нашему организму.
Игровая ситуация «Откуда привозят товар в магазин»
— знакомить детей с тем, что товары магазин получает с базы,базы как и магазин бывают разные: продовольственные, промышленные, канцтовары и т. д.
КГН – закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.
Дежурство – закреплять умение полностью убирать со стола после еды.
Релаксационная минутка перед сном – звуки летнего леса.
Дневной сон
Дорожка здоровья (комплекс бодрящей гимнастики + дыхательная гимнастика)
– Обеспечить бодрое эмоциональное настроение после сна. Учить выполнять гимнастику, лёжа в постели. Учить правильному диафрагмальному дыханию. Уметь проходить по дорожкам здоровья, понимая её значимость для здоровья. Закреплять культурно – гигиенические навыки во время водных процедур, согласно алгоритму.
КГН – умываться после сна, обливание рук по локоть прохладной водой.
Наблюдение за подготовкой к полднику – закрепить представление детей об использовании предметов посуды; развивать речь детей, память; воспитывать усидчивость во время приема пищи.
КГН — Воспитание культуры принятия пищи.
Игровая ситуация по ЗОЖ «Правила личной гигиены»
— закрепить последовательность действий при умывании и знаний о назначении предметов туалета, воспитывать желание быть чистым и аккуратным.
Свободное рисование цветными карандашами — развивать умение самостоятельно задумывать содержание рисунка. Развивать мелкую моторику и графические навыки.
Развлечение «Три поросенка»
— обогащать эмоции детей; вовлекать в импровизацию, формировать умение обсуждать содержание сказки, воспитывать интерес к сказкам.
Беседа «Краски осени»
— развитие диалогической формы речи, закрепление знаний о времени года
осень.
Лепка «Блюдо овощей»
— закрепить умение лепить различные по форме предметы знакомыми приемами лепки.
Минутка общения «Про тех, кто трудится в детском саду»
— развивать чувство благодарности за труд взрослых для них, желание оказать им посильную помощь; уточнить знания о труде прачки, повара, плотника.
«Шахматная ладья»
— продолжать учить играть в шахматы, развивать логическое мышление.
ХБТ — выбрать книги, требующие ремонта, вместе с воспитателем отремонтировать их.
КГН — совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, насухо вытирать полотенцем.
Малоподвижная игра «Светофор»
— закреплять знания о значении светофора.
Д/И «Так бывает или нет?»
— учить детей замечать несоответствие между названием временем года и признаком.
ЧХЛ «Любимые русские народные сказки»
— развивать интерес к устному народному творчеству.
Трудовые поручения — формирование навыков самообслуживания в процессе одевания и раздевания.
22.11.2017 (среда)
ЧХЛ Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное»
— Продолжать учить детей воспринимать рассказ; вызвать эмоциональный отклик на тему рассказа; воспитывать дружеский взаимоотношения.
Д/И «Найди, о чем расскажу»
— найти предметы по перечисленным признакам.
Д/И «Кто (что)
летает?» — закрепить знания о животных, насекомых и птицах.
Беседа о неживой природе «Осенние явления природы»
— систематизировать знания детей (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).
Д/И «Угадай, какой знак?»
— учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Комплекс № 2 (комплекс с предметом)
КГН — Умывание – обсудить, почему необходимо мыть руки, учить самостоятельно, выполнять эту процедуру.
Дежурство по столовой: сервируем стол к завтраку — закреплять знание приборов необходимых для завтрака, и умение их правильно раскладывать
ЧХЛ К. И. Чуковский – познакомить с творчеством писателя, помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми героями.
Д/И «Длинный, короткий»
— формировать умения сравнивать предметы, обозначать результат словами.
Труд — Дежурство по подготовке к занятиям — учить детей самостоятельно выбирать инструменты в зависимости от темы занятия, придерживаться определенного плана работы. Формировать ответственное отношение к обязанностям дежурного, учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать самостоятельность при выполнении поручений.
ФЭМП
Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; став числа 7 из двух меньших.Ориентировка во времени: дни недели.Цели:продолжать знакомить: с цифрой 7; составом числа 7 из двух меньших чисел; пословицами, в которых упоминается число 7; днями недели. Закреплять умение писать цифры от 1 до 7. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. (Колесникова Е. В. «Математика для детей 5-6 лет, стр. 48)
Физическое развитие
«Спортивная игротека»
— воспитывать волевые качества, умение ставить цель и достигать её в соревнованиях, соблюдать правила и условия игр и состязаний.
Игровая ситуация «Кто что должен делать дома»
— Познакомить детей с их обязанностями дома. Узнать, что дети помогают делать дома.
Беседа о периодах осени— Побуждать детей устанавливать причинные связи: наступила осень, солнце греет слабо, дует сильный ветер, с деревьев опадают листья. Развивать слуховое и зрительное внимание
Беседа по ОБЖ «Осторожно, гололёд»
— научить детей правильно вести себя в неблагоприятную погоду.
Самообслуживание — Помогаем друг другу одеваться — учить детей одеваться самостоятельно, оказывать помощь товарищам, формировать осознанное отношение к своему внешнему виду, умение поддерживать порядок в одежде.
Карточка №6
Прогулка
Наблюдение за ветром – конкретизировать и закрепить знания детей о ветре; научить определять силу ветра.
Художественное слово
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет голый лес. Н. Некрасов
П/И «Море волнуется»
— развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.
Хороводная игра «Аленушка»
— формировать умения правильно водить хоровод.
Экспериментальная деятельность с лентами и вертушками – учить детей определять направление ветра.
Труд – собрать снег – продолжать учить трудиться в коллективе.
Самостоятельная двигательная активность
Самообслуживание — «Каждой вещи – свое место»
— совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу
СРИ «Магазин посуды»
— продолжать учить детей согласовывать свои действия с другими детьми, распределять роли, активизировать словарь по теме
«Посуда»
.
КГН — закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.
ХБТ — Закрепить умение дежурить по столовой быстро, аккуратно.
КГН — закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.
Дежурство – закреплять умение полностью убирать со стола после еды.
Релаксационная минутка перед сном – звуки летнего леса.
Дневной сон
Дорожка здоровья (комплекс бодрящей гимнастики + дыхательная гимнастика)
— Обеспечить бодрое эмоциональное настроение после сна. Учить выполнять гимнастику, лёжа в постели. Учить правильному диафрагмальному дыханию. Уметь проходить по дорожкам здоровья, понимая её значимость для здоровья. Закреплять культурно – гигиенические навыки во время водных процедур, согласно алгоритму.
КГН – умываться после сна, обливание рук по локоть прохладной водой.
Наблюдение за подготовкой к полднику — закрепить представление детей об использовании предметов посуды; развивать речь детей, память; воспитывать усидчивость во время приема пищи.
Игровая ситуация по ОБЖ «Как надо вести себя с бродячими собаками на улице»
— познакомить с правилами безопасности, учить беречь свое здоровье.
Продуктивная деятельность — Предложить детям различные виды конструктора развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Формировать у детей привычку после игры аккуратно складывать детали на свое место.
Лепка «Заборчик»
— учить раскатывать столбики, развивать мелкую мускулатуру рук.
Словесная игра «Доскажи словечко»
— формировать у детей грамматический строй речи, учить правильно употреблять существительные в именительном и в винительном падежах.
Викторина по сказкам «Из какой сказки гости пришли?»
— учить детей узнавать и называть сказку и героев сказки. Развивать связную речь, создавать возможность для обогащения словарного запаса, совершенствования образной грамматической сторон речи.
Д/И «Кто это знает и умеет?»
— расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.
Работа в центрах Монтессори – развивать сенсорику.
Ситуативная беседа «Безопасность на природе»
— познакомить с правилами поведения на
природе время грозы, пожара; дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными знакомыми.
Беседа по ЗОЖ «Нельзя есть много сладкого»
— формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Истоки «В тереме расписном я живу. К тебе в избу всех гостей приглашу»
— знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.
Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
Познавательно-исследовательская деятельность — «Свойства материалов»
проблемная ситуация: Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать — развивать творческое мышление, познавательные умения и способности
ЧХЛ П. Бажов «Серебряное копытце»
— уточнить понятие о жанровых особенностях сказки. Учить передавать отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев
Беседа по ОБЖ «Осторожно, гололёд»
— научить детей правильно вести себя в неблагоприятную погоду.
Самообслуживание — «У меня все в порядке»
— воспитание навыков
самообслуживания и взаимопомощи при одевании.
Комплексное занятие на тему «Поздняя осень» Средняя группа
Транскрипт
1 Комплексное занятие на тему «Поздняя осень» Средняя группа Провела: воспитатель МДОУ «Д/с 21 «Гнѐздышко» Кротикова О.В. Образовательная область: развитие речи Вид деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая Тема: Поздняя осень Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; Задачи: воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей. Обогащать словарный запас. Развитие речи. Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе. Упражнять детей в подборе синонимов (осенью небо серое, хмурое, пасмурное). Методические приемы: Воспитатель: Ребята, послушайте загадку. «Природа скинула наряды, Стоят деревья без листвы, Седые, плотные туманы, К нам в этом месяце пришли! Ответ: Ноябрь Воспитатель: Ребята, а ноябрь это месяц какого времени года? Ответ: поздней осени Воспитатель: — правильно, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года — осени. Обратите внимание на картину «Осень в лесу» и подумайте, какая она бывает? Игра «Опиши осень» Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени. ( Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, грибная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая) Беседа: -На дворе поздняя осень, а как же называются осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь) — Какие изменения происходят в природе осенью?
2 Ответы детей: выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, дует ветер, солнце светит, но не греет.) Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам залетел последний осенний листочек! Он приглашает нас в лес, где мы можем полюбоваться красотой осенней природы, где мы можем узнать, какие звери живут в лесу. Сейчас я листочком взмахну, и мы окажемся в лесу. Раз, два, три! (звучит музыка, дети проходят по группе, на полу лежат осенние листья). Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Как вы думаете, что мы можем услышать в осеннем лесу? Ответы детей: шуршат листья под ногами, хрустят ветки, дует ветер и т.д. Воспитатель: Вы ответили правильно, а теперь представим себя листочками. ФИЗМИНУТКА «Листочки» Осенние листочки закружились, Веселый ветер зашумел над ними, Весело они летели, И на землю сели. Вот ветер снова тихо набежал, Все листочки в воздух он поднял. Весело они летели, И на землю сели.
3 Воспитатель: Ребята, почему не слышно весѐлых птичьих голосов? Ответы: Улетели в тѐплые края Воспитатель: Почему они от нас улетели? Ответы: Стало холодно и голодно Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели? Ответы: Перелѐтные Воспитатель: Назовите этих птиц? Ответы: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т.д. Воспитатель: А как называются птицы, которые у нас зимуют? Ответы: Зимующие Воспитатель: Назовите зимующих птиц? Ответы: Сорока, ворона, дятел, воробей, синица и т.
4 Воспитатель: Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери? Ответы: Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски. Игра «Помести птицу в свой дом» Воспитатель: Ребята, где живут птицы? Ответы: В скворечниках, гнѐздах, на крышах домов и т.д. Воспитатель: Соедините линиями, какая птица, где живѐт, поместите еѐ в свой дом. Дети работают около мольберта.
5 Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать на листах бумаги осеннее дерево. А из окна группы понаблюдаем за последним осенним днѐм и рассмотрим, какие стали деревья поздней осенью. Сегодня мы проведем занятие, которое снимет усталость, поднимет настроение и каждый из вас почувствует себя художником. Мы будем рисовать с помощью волшебных палочек — это трубочки. Сначала мы возьмем широкой кисточкой краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать, создавая ствол. Затем берем ватную палочку и, обмакнув в краску, рисуем падающий снег и «снежную шапку». -Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым?- нужно сильно постараться и выполнить рисунок с любовью. Рисование «Последний осенний день» нетрадиционной техникой рисования «выдувание трубочкой» (кляксография) и рисование ватными палочками. (Дети рисуют)
6
7 Воспитатель: Посмотрите, какие разные деревья у вас получились! Кто запомнил, как называется техника, которой мы рисовали? (выдувание трубочкой или кляксография). Вот какие замечательные рисунки получились у нас без помощи кисти! Итог занятия.