Актуальность, цель и задачи театрализованной деятельности в дошкольном образовании.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам. Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты.
Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию.
Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
Благодаря такой формы работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками).
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем мире
Библиографическое описание:
Чеканова, О. Л. От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем мире / О. Л. Чеканова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 136-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1514/ (дата обращения: 29.12.2021).
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник.
Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.
Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников.
Роль кукольного театра в развитии ребёнка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет ребёнку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе, новым педагогам, учебным программам, а зачастую, и к новому детскому коллективу.
Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу – котёнка, собачку, петрушку, взрослый поёт (мелодичные звуки привлекают внимание малыша) потешку, попевку, шутку, подражает голосам разных животных, вызывает у ребёнка положительную эмоциональную реакцию, которая в свою очередь способствует раннему формированию у ребёнка эстетического вкуса, эмоциональных творческих потребностей.
В младших группах разыгрываются знакомые детям стихи, сказки, песенки с помощью настольного театра. Сказка «Репка», например, иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с весёлым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы.
С детьми третьего и четвёртого года жизни разыгрывают простейшие сюжеты знакомых сказок, используя элементы костюмов и шапочки с силуэтами персонажей. Ребята охотно подключаются к драматизации сказки при помощи фланелеграфа, настольного и пальчикового театра.
Дети пятого и шестого года жизни уже, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол – петрушек и марионеток.
Опосредуя куклами взаимодействие с другими людьми, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примеривают» на себя разные модели социального поведения. Играя роль Волка или Медведя, ребёнок может выразить агрессию, играя роль Зайчика – осторожность, играя роль Петушка – решимость и храбрость. Этот опыт позволяет ребёнку впоследствии в различных жизненных ситуациях проявлять и терпимость, и настойчивость, и доброту.
Для ребёнка персонаж кукольного театра – это, прежде всего, игрушка. Ребёнок видит, как с помощью кукол разыгрываются спектакли и начинает понимать, что они созданы для того, чтобы «пересказать» содержание сказки. Примерно к среднему дошкольному возрасту ребёнок сам уже без помощи кукол пробует повторить и разыграть знакомую сказку. Активные дети всегда с удовольствием играют роли: надевают костюмы, говорят и действуют. Но для многих детей выйти на сцену – серьёзное испытание. Нередко от лица куклы ребёнок впервые отваживается произнести слова со сцены. Он психологически прячется за куклу.
В руках взрослого кукла — помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребёнка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Такое использование персонажей наиболее эффективно в работе с детьми среднего и младшего дошкольного возраста.
В кукольном спектакле могут участвовать и взрослые и дети. Такая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, музыке, театральному искусству, формирует эстетический вкус. Это большая возможность для педагогов осуществлять различные воспитательные, образовательные, нравственные задачи не назидательным способом, а непосредственно, не заметно для детей, которые, как правило, увлечены театральным действом.
Музыка в кукольных спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке, фортепиано, гармошке, свирели и др. Музыка вводится с целью создания определённого настроения, в качестве музыкального оформления. Однако в кукольном спектакле она не всегда носит вспомогательный характер. Зачастую музыка играет очень важную роль. На какое количество времени хватит внимания ребёнка – дошкольника, если он во время театрализованного действия неподвижно сидит на стуле? Не более чем на 10 минут. А если он принимает активное участие в спектакле, например, исполняя в роли зрителя какое-нибудь особо важное для успешного продолжения спектакля музыкальное произведение? Это количество возрастает в два (иногда и в три) раза! При этом формируются эмоциональная отзывчивость детей, навыки хорового пения и детского исполнительского мастерства (одно дело – петь для зрителей, и совсем другое – для самих артистов!).
Музыкальный репертуар для таких спектаклей готовится с детьми заранее на музыкальных занятиях, при этом детях необязательно знать, где он будет ими использован. Это поможет сохранить момент сюрпризности.
Насыщенность спектаклей эмоциональными и занимательными моментами также повышает заинтересованность детей. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.
Спектакли с участием кукольного театра займут определённое место в системе работы детского сада при условии:
— наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;
— овладения детьми правилами и приёмами театрализованной деятельности;
— серьёзного, искреннего, эмоционально – положительного отношения педагога к играм детей в театр.
Постановка кукольного спектакля с участием детей – дело очень трудоёмкое, требует больших эмоциональных затрат и творческой энергии как руководителей, так и самих актёров – детей. При этом очень важно учитывать несколько психологических факторов. Процесс выявления, обнаружения эмоций некоторых детей, когда он происходит в присутствии всей группы, необходим не только воспитателю, который использует его как условие изменения несоответствующей позиции ребёнка; этот процесс помогает дошкольникам понимать друг друга, заострять внимание на сильных и слабых сторонах характера сверстника, проникнуться его переживаниями. Атмосфера глубокого взаимопонимания – благоприятная почва для устранения неэтичных, эгоистических тенденций детей, воспитания отзывчивости, чуткости к добру и непримиримости к злу. Средствами влияния на чувства детей являются: целенаправленное взаимодействие с нравственно – противоречивыми персонажами, искреннее, эмоционально выраженное отношение самого педагога ко всем моментам сказки или ролевой игры и, наконец, активная позиция чутких, отзывчивых детей, которых всегда много в группе.
На первых порах педагогу очень трудно организовывать подобные представления, не сразу приходит умение быстро и творчески реагировать на эмоциональные отклики и актёров и зрителей, чётко ориентироваться в затруднительных моментах и абсолютно незаметно направлять весь спектакль. Но, когда это умение приходит, работа над постановкой спектакля доставляет огромное удовольствие не только детям, но и участвующим в нём взрослым.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: кукольный театр, ребенок, детский сад, кукла, кукольный спектакль, лицо куклы, музыка, педагог, помощь кукол, эстетический вкус.
Значимость работы
Театрализованная деятельность по ФГОС в ДОУ помогает педагогу воспитывать активных и ярких личностей. Дети учатся видеть в окружающем их мире необычные детали, создавать на их основе художественные образы.
Театрализованная деятельность по ФГОС в ДОУ способствует формированию у малышей ассоциативного мышления. Пробуя себя в разных ролях, дети преодолевают застенчивость, неуверенность в себе, становятся более раскрепощенными и открытыми для общения со сверстниками.
Основные направления работы
Костюмированная игра – это явление, имеющее глубокие исторические корни. В настоящее время оно стало самостоятельным видом деятельности, характерным для человека.
Театрализованная деятельность по ФГОС в ДОУ способствует решению следующих задач:
- обучение дошкольников навыкам ориентации в пространстве;
- выстраивание диалога на определенную тему;
- произвольное напряжение и расслабление отдельных групп мышц;
- запоминание текстов (слуховая и зрительная память);
- наблюдательность;
- образность мышления.
Существует несколько приемов, которые способствуют привитию дошкольникам интереса к сценическому искусству.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Мир театра – есть тропинка к внутренним чувствам ребёнка, его душе. Л.С. Выгодски
Что такое театр?
Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми
Театр – коллективная театрализованная деятельность, и она направлена на целостное воздействие на личность ребёнка. Ребёнок раскрепощается, начинает самостоятельно творить, через театр ребёнок познаёт себя и начинает расти, как личность. Театр создаёт условия для социализации ребёнка в обществе, усиливает адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Процветание и становление театрализованной деятельности в детском саду не возможно без использования театра кукол. Он является основным звеном в освоении и совершенствовании знаний детьми в области театрализованного искусства. Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие им игрушки, которые ожили и задвигались, заговорили и стали ещё привлекательнее, интереснее. Кукольный театр доставляет много удовольствия, радости. Он один из самых доступных видов искусства для детей.
Виды кукольных театров
- Настольный кукольный театр.
- Стендовый театр.
- Театр на руке.
- Верховые куклы.
- Напольные куклы.
- Театр живой куклы.
- Настольный кукольный театр. Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.
- Театр на плоской картинке
- Театр на кружках
- Конусный
- Театр игрушек
- Плоские игрушки
На картоне нарисовать две стороны персонажа и вырезать, снизу необходимо оставить небольшую часть картона на обеих половинках. Затем отогнуть эти части и приклеить к ним кружок – подставку. Можно также в виде подставки использовать: пробки от пластиковых бутылок, половинки киндер – яиц и др.
- театр на плоской картинке
- Театр на кружках
- Вырезать картинку с изображением персонажа и наклеить на кружку или стакан.
- Конусный театр
Игрушки из конусов и цилиндров.
Для получения конуса необходимо вырезать круг, сложить его пополам и разрезать по линии сгиба. Из полукругов склеить конусы, превратив их в фигурки, приклеить детали.
Для получения цилиндра склеить их из прямоугольных листов плотной бумаги. Оформить аппликацией, приклеив детали персонажа
Театр игрушки
Готовые и самодельные из разных материов: киндер – яиц, мукосольки, пластилина и др
Настольный театр
К настольному театру также могут относится: театры вязанных игрушек, театры из коробок, на дисках, на кубиках и многие другие.
2. Стендовый театр
- Фланелеграф
- Театр теней
- Магнитный
- Стенд книжка
Фланелеграф Нарисовать на тонком картоне фигурки, вырезать их, на оборотные стороны наклеить кусочки фланели. Экран – плотный картон или фанера обтянутые куском фланели
Теневой театр
1. Пальчиковый.
Вырезать из картона голову персонажа и прикле ить к ней бумажную трубочку для указательного пальца исполнителя. Рука исполнителя – это туловище персонажа, а средний и большой пальцы – ноги.
2. Театр «живых» ручных теней.
При помощи пальцев рук изображаются разные животные, птицы, предметы и др.
3. . Вырезанные силуэты.
Из картона вырезать разные силуэты и наклеить их на длинные палочки. Во время показа силуэт необходимо удерживать за палочку и передвигать по мере необходимости.
Устройство теневого экрана.
Экран делается из любого полупрозрачного материала (ткани, кальки), натягивается на рамку из фанеры, картона, устанавливается как обычная ширма, сзади него устанавливается источник света – лампа.
Показ театрализованного действия также осуществляется с обратной стороны. Спереди видны лишь силуэты персонажей
Магнитный театр
На картонку с изображением персонажа с обратной стороны наклеить кусочек магнита. Театр готов к использованию
Стенд – книжка
3. Театр на руке
Персонажи размещаются на руке ребёнка или взрослого, при шевелении пальцев создаётся впечатление передвижения персонажа.
- Пальчиковый
- Варежковый
- Перчаточный
- Театр на руке
1Пальчиковый
Персонажи для пальчикового театра могут быть сделаны из разного материала: связанные из ниток, сшитые из ткани, из поролона и др.
22. Варежковый театр.
Персонажи шьются из
ткани в виде варежек. Она может изображать голову куклы, при этом большой палец служит персонажу носом. А также её можно превратить в целую зверюшку, тогда большой палец будет хвостиком, а сама варежка – туловищем, к нему пришивается голова и другие детали. Можно использовать старые ненужные варежки.
3 Перчаточный.
На перчатку пришивается голова, одежда, необходимые детали персонажа.
4. Верховые куклы
Куклы, которые необходимы при показе театрализованного действия с использованием ширмы.
На ложках
Бибабо
Тростевые куклы
1Театр на ложках -Овальная или круглая часть ложки оформляется как голова (волосы из ниток, глаза, рот и т.д.), затем к голове прикрепляется тело в виде платья, рубахи – лоскутка ткани.
2тростевые куклы -Тростевые куклы могут быть выполнены в виде игрушки на палочке – трости или в виде картонной игрушки, которая также приклеивается на палочку.
3Бибабо -На указательный палец надевается голова куклы, а большой и средний палец служат руками. Для них шьются платья, украшенные деталями (кармашек, фартучек, поясок). Головки можно изготовить из поролона, ткани, папье – маше. Для головы необходимо сделать круг из любой ткани, собрать его по периметру на нитку, набить ватой. Пришить нос, волосы и т.д.
5Напольные куклы
Марионетки.
Персонажей театра марионеток тоже делаются из разных материалов. Детали можно сшить по принципу изготовления мягкой игрушки по шаблону – выкройке, который накладывается на ткань, обводится мелом, кроится, сшиваются не сложные детали. Принцип действия такими игрушками – благодаря леске, привязанной к крестовине.
6 Театр живой куклы
- Ростовые куклы
- Люди куклы
- Театр масок
Театр кукол – это замечательное путешествие в страну ожившей сказки! Не только каждый ребёнок, но и взрослый, сохранивший в сердце живое восприятие жизни, переступает театральный порог с оправданным ожиданием чуда и волшебства! Именно здесь, видя оживших героев книг и сказок, ребёнок начинает учиться радости сотворчества, сопереживанию, любви к искусству в самом широком смысле этого слова!
Желаю всем творческих успехов в освоении театрализованного искусства.
Следующая > |
Культура и техника речи
Эти элементы обязательно включаются педагогом в свой план. Театрализованная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС направлена именно на развитие правильной артикуляции, речевого дыхания. Дети приобретают четкую дикцию, учатся самостоятельно сочинять небольшие сказки и рассказы, подбирать стихотворные рифмы, проговаривать скороговорки, читать с интонацией стихи. Вовлечение дошкольников в театрализованную деятельность способствует пополнению их словарного запаса, приводит к совершенствованию коммуникативных навыков.
Анализ театрализованной деятельности в ДОУ по ФГОС предполагает сравнение начальных умений и навыков с теми, что приобретает (развивает) ребенок с помощью искусства.
Театрально-игровая деятельность
Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.
В.Сухомлинский
Актуальность театрально-игровой деятельности на современном этапе очевидно: педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являя одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, мы уяснили для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов развитие, творчество, игра. Мы поддерживаем те педагогические идеи и суть которых сводится к единой концепции: развитие ребенка может быть понято как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личности биографии. А помочь ему должны взрослые — педагоги в данном случае — Мы, музыкальные руководители, связанные с ним едиными узами содействия и сотрудничества.
В своей деятельности мы опираемся на труды таких авторов, как Выготский А. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» — М., Просвещение, 1991., Воронова В. Я. «Творческие игры старших дошкольников» — М., Просвещение, 1971., Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» — Просвещение, 1990., Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» — М., Просвещение, 1985., Синицына К. С. «Умные сказки» — М., Просвещение, 1997., программа «Музыкальные шедевры» Радынова О., «Музыкальное развитие детей» Радынова О., Антипина А. Е. «Театральная деятельность в детском саду», Буренина А, «Театр всевозможного».
Суммарно педагогические идеи этих авторов используем в следующем контексте. Путь становления творческой личности труден и сложен. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать, пойти придется немалый путь. Темп прохождения этого пути у каждого ребенка разный. Важно набраться терпения, не ускорять, не подгонять, не спешить давать готовые решения, не «кормить» ребенка прожёванной «духовной пищей». Всем известна истина: «Принуждение — враг творчества». Творческое развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Поэтому важным моментом в процессе организации развивающих занятий в детском саду является создание мотивации, которая\ основывается на базовых потребностей детей дошкольного возраста.
Психологи отмечают, что именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно как взрослый.
Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребенка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые умения и знания. Чем богаче опыт малыша, тем ярче творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребенка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное — главная миссия музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребенке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.
На наш взгляд, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.
Прежде всего в нашем детском саду педагоги создали условия для театрально-игровой деятельности детей: приобрели кукольный театр, вместе с воспитателями изготовили теневой и пальчиковый театры, сделали ширму с занавесом для смены декораций во время спектакля.
Постоянно пополняем набор музыкальных инструментов: металлофонов, ксилофонов, бубнов, треугольников, арф, погремушек и т. д. С помощью родителей готовим костюмы к сказкам.
В театрально-игровую деятельность вовлекаем ребят, начиная с младшего дошкольного возраста. Так, в младшей группе совместно с детьми подготовительной к школе группы поставили музыкальный спектакль по русской народной сказке «Заюшкина избушка». Малыши — зрители, но в то же время и исполнители отдельных номеров (девочки исполняют танец цветов, мальчики — танец зайцев). Дети артисты на протяжении всего музыкального спектакля ведут диалог с малышами-зрителями. Например, Лиса спрашивает у детей: «Чья была избушка?». Зрители отвечают: «Заюшкин». И т. п.
В средней группе продолжаем обогащать впечатления детей, развивать их игровые навыки. Удачный получился вечер сказок и загадок, в котором участвовали дети средней и подготовительной к школе групп. Ребята пятого года жизни самостоятельно играли в оркестре, более свободно вели себя в зале. В сценарии утренников и вечеров развлечений для старшей группы включаем короткие сказки и инсценировки. Чаще всего действие происходит в лесу, а персонажи дети. Например, в сценарий новогоднего утренника вошла инсценировка «Волшебный сапожок», а в сценарий утренника, посвященного Международному женскому дню 8 Марта, — инсценировка «Подснежники». Такая творческая деятельность детей на вечерах развлечений и утренниках подводит их к тому, что в подготовительной к школе группе они ставят детские оперы.
Надолго запоминается старшим дошкольникам посещение театра. После просмотра спектакля с детьми беседовали артисты, показывали им приемы работы с куклами, отвечали на многочисленные вопросы ребят: «Как делают куклы для театра?», «Кто может стать артистом?» и т. п.
После таких экскурсий в театр игры детей заметно оживляются, становятся более разнообразными и эмоциональными.
Для постановки детских опер большое значение имеет выбор литературного произведения, которое ложится в основу либретто. Литературное произведение выбираем вместе с воспитателями, учитываем знания и интересы детей.
Заранее продумываем с воспитателями, как удачнее донести до ребят содержание текста и музыки. Стараемся, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. После прочтения сказки предлагаем прослушать ее в аудиозаписи. Затем проводим с ребятами беседу, с помощью которой учим их вникать в суть поведения персонажей.
Далее предлагаем детям прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж. Ребята переносятся в сказочный мир, у них возникают различные эмоции и переживания. Затем воспитатель разучивает с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи.
Кроме того, малышам даем небольшие задания. Например, при подготовке к опере
«Репка» предлагаем пробежать, как Жучка или Кошка; произнести слова тоненьким голоском, как Мышка, или веселым, звонким, как Внучка. Многие движения индивидуальных и групповых танцев, например пляска Мухи и Комара в опере «Муха-Цокотуха», танец подснежников в «Двенадцати месяцах», придуманы ребятами.
При распределении ролей учитываем индивидуальные способности детей, их возможности. Нас волновал вопрос: а как быть, если не все желающие могут получить роль? Решили на каждую роль назначить дублера. Это дает возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищу, по-своему создать сказочный образ. Ребятам подготовительной к школе группы предоставляем возможность самим распределять роли. Обычно кандидатуры, выдвигаемые детьми на главные роли, совпадают с нашим выбором. Но это умение пришло, конечно, не сразу. Постепенно учили детей замечать способности своих товарищей: умение перевоплощаться, передавать характерные способности литературных персонажей в инсценировках.
Игры-драматизации у старших дошкольников часто становятся спектаклями, а зрителями бывают дети из других групп.
Большую работу детский сад проводит с родителями: оформили стенд «Художественное творчество детей с цветными фотографиями, где видно, как дети участвуют в художественной деятельности. Проводим консультации для родителей на темы «Развитие театрально-игровой деятельности у детей», «Создание условий для самостоятельного художественного творчества», «Влияние театра на формирование художественного вкуса у детей» и т. д.
Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т. д.
В процессе работы дети буквально на глазах преображаются, становятся свободными, раскрепощенными, а если умело поставить вопросы — учатся думать, анализировать, предлагать свои идеи. Наша задача педагога — практика побуждать ребенка «увидеть, удивляться, рассказывать».
Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.
Мы считаем, что театрализованная деятельность детей помогает нам решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Нам как педагогам, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Необходимость контакта и систематизирования ее в едином педагогическом процессе очевидна.
Ритмопластика
Этот элемент обязательно включает программа по театрализованной деятельности в ДОУ ФГОС. Суть ритмопластики состоит в комплексе музыкальных, ритмических, пластических упражнений и игр, которые призваны развивать естественные психомоторные способности дошкольников. Благодаря таким упражнениям, театрализованная деятельность в рамках ФГОС становится яркой и насыщенной.
Малыши приобретают навыки выразительных телодвижений, ощущают гармонию с окружающим миром.
Основной задачей введения ритмопластики в дошкольные образовательные учреждения является развитие навыка произвольной реакции на музыкальные звуки, сигнал педагога. Постепенно дети развивают координацию движений, запоминают определенные позы, учатся передавать их с помощью образов и мимики.
«Кукла и кукольный театр как средства профессиональной деятельности педагога — психолога ДОУ.»
Автор: Касимова Елена Михайловна
«Кукла и кукольный театр как средства профессиональной деятельности педагога — психолога ДОУ.»
Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. Игра ребенка является его языком, а игрушки -словами.
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используют разные виды игротерапии. Работая не первый год педагогом-психологом, на практике убедилась, что игры с различными видами кукл в детском саду очень хорошо помогают в работе с детьми с разными психоэмоциональными проблемами. Профессиональный психолог или педагог, работающий с детьми , не может не использовать куклу как одно из эффективных средств своей деятельности.
Кукла может быть:
1 – средством, способствующим общению;
2 – средством диагностики психических и личностных особенностей;
3 – средством психологического сопровождения, развития, коррекции и терапии.
Все названные способы использования игрушки реально связаны между собой. Они выступают в работе психолога как привлекательная для ребенка форма его активного взаимодействия с самой игрушкой и со взрослыми, являясь уникальным средством профессиональной деятельности практикующего специалиста.
Вовремя помочь малышу справиться с возникшими проблемами могут игры с куклами, которые никого не оставят равнодушными. Чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше людей придётся впоследствии выводить из тупиковой ситуации. Ведь не для кого ни секрет, что проблемы, возникшие в детстве, часто преследуют человека потом всю жизнь.
Существует множество видов кукол для использования в работе с детьми: марионетки, тростевые, планшетные, куклы – перчатки и даже пальчиковые куклы. В своей практике я использую приемы куклотерапии на групповых развивающих занятиях, а также на индивидуальных коррекционно — развивающих занятиях и индивидуальных консультациях детей и родителей.
А также в своей работе я активно использую игру с куклами на песке (пескотерапия).
Я работаю в санаторном детском саду с часто болеющими детьми. Детки поступают к нам в сад — каждые три месяца. Поэтому, в моей работе педагога — психолога в детском саду более приоритетное направление – это наиболее быстрая и безболезненная адаптация детей к детскому саду.
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации.
Кукла в руках педагога — незаменимый помощник в деле воспитания и обучения детей. Именно игрушка создаёт атмосферу сердечности, теплоты, доброты, взаимопонимания, даёт положительные эмоции. Получая положительный заряд, организм открывается добру и красоте.
Мой приход в группу сопровождается эмоциональным “якорем”: обязательно привожу “гостя” — яркую мягкую игрушку или куклу — марионетку. Большинство малышей мгновенно проявляют интерес и желание все посмотреть, потрогать. Первый эмоциональный контакт налажен. От лица игрушки вступаю в диалог с детьми.
Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть не похожими на- отрицательных.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице.
В моем арсенале более 50 кукол: мышки, зайцы, лиса, медведь, девочки, дедушки, бабушки и многие другие. В начале занятий я просто предлагаю выбрать куклу, которая больше всего нравится и рассказать что – то о себе. Вопрос» «О ком, о себе: о кукле или о себе как о мальчике – девочке?» возникает очень редко, ребенок начинает что – то говорить и рассказывать эпизоды своей жизни.
Ты кто? Где ты живешь? Чем любишь заниматься? Если выбрано животное: У вас в лесу есть кто – нибудь страшный? Чем ты питаешься? За тобой гоняются? Тебя кто – нибудь защищает? Есть ли у вас в лесу детский садик? А если можно было бы не ходить, ты ходил бы в садик? Есть ли у тебя друзья? Во что вы играете? Кто обычно выигрывает? Что бы ты попросил у волшебника?
По воле ребенка, с помощью его воображения кукла “ведет себя” так, как это нужно в данный момент хозяину. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Ценность игры ребенка в психологической песочницы в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблему» в игре. Проигрывая волшебную ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, умение нормально общаться. Психолог получает возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.
Широко использую в своей работе кукольный театр. «Куклотерапия» – разновидность сюжетно-ролевой игры, способ коррекции детских проблем посредством кукольного театра. Тематика и содержание театральной игры определяют нравственную направленность (дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость и др.). Активное участие детей в мини постановках способствует развитию их речи — дополняет ее образными сравнениями, делает ее более эмоциональной и выразительной. В условиях игры формируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Дети куклами проигрывают небольшие сценки, по специально подобранным темам, отражающим индивидуальные трудности конкретного ребенка. Этот метод, используется как основной прием психокоррекционного воздействия на куклу, как на промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
В работе с дошкольниками, перед психологом нередко стоит задача коррекции поведения ребёнка. Иногда дети, попавшие из тепличной и не совсем тепличной домашней среды в группу, начинают «выкидывать фокусы»: кривляться, драться , постоянно привлекать к себе внимание, исподтишка вредить, не слушаться воспитателя. В силу возраста воспитательные беседы мало влияют на детей, поэтому в работе с ними можно использовать игру в пальчиковых кукол.
Пальчиковый театр — это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр также способствует развитию мелкой моторики. Куклу можно сначала надеть на палец и «оживить» голосом и движением пальца — это сразу заворожит ребёнка, затем можно предложить ему другого персонажа и начать шутливый диалог. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
До сих пор не известно точно, как и когда появилась идея кукольного театра, и кто показал первый в истории кукольный спектакль. В любом случае, кукольный театр удивительно, почти магически воздействует на человека, особенно ребенка.
Для современного ребенка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнера для игры. Взрослый учит ребенка воспринимать куклу как объект для эмоционального общения. Играя с куклой, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития детей.
Действительно, куклы могут многое но не нужно забывать, что все-таки и учат, и лечат не куклы, а люди, и поэтому многое зависит от того в чьих руках они оказываются.
Прикрепленные файлы: comments powered by HyperComments