Темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС: повышаем уровень мастерства


Как выбрать тему для самообразования?

Основных критериев всего два:

  • требование к изучению темы извне (формулируется в нормативно-правовых документах, в частности, во ФГОС ДОО);
  • работа самого педагога (нехватка опыта и знаний для разрешения той или иной педагогической ситуации).

Таким образом, перед выбором темы необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт.

Согласно ФГОС, ребенок-дошкольник развивается по следующим направлениям:

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Самообразование педагога в соответствии с ФГОС ДО

Определение 1
Самообразование – это самостоятельное получение новых знаний, а также приобретение навыков в рамках своей профессии.

Самообразование педагога ДОУ предполагает необходимость решить следующий ряд задач:

  • совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство всех участников образовательной деятельности;
  • владеть новыми педагогическими технологиями, формами и методами, приемами обучения и воспитания детей, чем обеспечивается высокое качество образования;
  • изучать и внедрять в практику передовой педагогический опыт, новейшие достижения педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологи;
  • развивать в дошкольном образовательном учреждении инновационные процессы;
  • накопить опыт проведения научно-методической и опытно экспериментальной работы;
  • организовать учебно-воспитательный процесс, учитывая развитие технологий и актуальные требования общества.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Примерные темы самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС (2017 год и позднее)

В соответствии с выделенными направлениями темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС могут быть следующими:

  • Методы и средства амплификации развития дошкольника.
  • Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
  • Индивидуальный подход в дошкольном образовании.
  • Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности.
  • Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
  • Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.
  • Воспитание доброты у дошкольников.
  • Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание целеустремленности у воспитанников ДОУ.
  • Воспитание честности и правдивости у дошкольников.
  • Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
  • Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности).
  • Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
  • Ознакомление дошкольников с биоценозом леса (луга, водоема).
  • Формирование у дошкольников представлений о космосе.
  • Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе (явление природы, сезоны, смена дня и ночи).
  • Формирование у дошкольников представлений о форме величине, пространственных отношениях объектов.
  • Формирование у дошкольников понятия числа.
  • Развитие форм общения у дошкольников.
  • Развитие связной речи детей дошкольного возраста (в общении, игре).
  • Обучение детей 4-7 лет элементарному анализу литературного произведения.
  • Обучение дошкольников пересказу литературных произведений.
  • Обучение дошкольников выразительному чтению стихотворений.
  • Творческое рассказывание в детском саду.
  • Обучение грамоте в ДОУ.
  • Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду.
  • Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования.
  • Формирование у детей раннего и дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование у дошкольников навыков самообслуживания.
  • Создание психологического комфорта в группе ДОУ.
  • Компьютерные технологии в дошкольном образовании.
  • Преемственность дошкольного и начального образования.
  • Психолого-педагогическая помощь в семье в воспитании и развитии дошкольников.

В 2021 году во ФГОС были внесены изменения и дополнения, в частности, об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим одной из тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2021 может быть:

  • «Инклюзивное образование в условиях ДОУ».

Помимо тем по конкретному направлению, можно выбрать тематику, касаемо работы дошкольного учреждения в целом:

  • Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
  • Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
  • Разработка парциальных программ дошкольного образования.
  • Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.

В перечне тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2021 может быть заявлена тематика:

  • Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
  • Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Качество дошкольного образования: критерии оценки.
  • Общественные отношения в дошкольном образовании.

Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста» Цель: формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста, воспитание раскрепощенного, социально активного дошкольника средствами театрализованной деятельности. Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу. 2….

План самообразования на тему «Использование развивающей игры для ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста» План самообразования на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста». Актуальность выбранной темы Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит. М. В. Ломоносов….

Как работать по темам

Работа по каждой из перечисленных тем начинается с анализа литературы (примерный список источников приводится ниже). Читая книги, педагог выделяет основные, мысли, идеи, суждения авторов. Так, взяв тему об использовании дидактических игр с целью формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности, воспитатель:

  • обращает внимание на особенности организации дидактических игр в разных возрастных группах;
  • содержание работы по ОБЖ в ДОУ.

Затем педагог продумывает или также берет из книг потенциально опасные ситуации, которых необходимо избегать, и на основе полученных знаний составляет картотеку игр. Игры разрабатывает сам или берет из источников. Систематизированные материалы апробируются на практике.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является диф-ференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня.

Задача руководителя школы молодого специалиста – оказать помощь конкретному воспитате-лю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной ра-ботой педагога, его самообразованием.

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующих принципах.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Ос-новными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспи-тания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, фи-зиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

Оценить потребность педагогов в развитии возможно с помощью ряда анкет

(приложение 1).

Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:

  • Деятельность педагогов процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;
  • Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятель-ности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ

Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастер-ства воспитателя.

Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.

В случае, если педагог в силу каких-либо причин не может самостоятельно сформулиро-вать проблему, или тему самообразования, необходимо использовать специальную анкету для изучения его затруднений (приложение 2).

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессио-нального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразова-ния соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

  • осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и раз-вития;
  • формирование основ педагогического мастерства;
  • развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с це-лью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • проявление творческого потенциала педагога;
  • пропаганда своих достижений;
  • развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • овладение методикой работы с детьми;
  • адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от под-держки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:

  • в определении темы, целей и задач;
  • в планировании работы по самообразованию;
  • в ходе реализации плана;
  • в изучении и анализе результативности своей работы.

Вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них. (Примерный план самообразования: Приложение 3). Предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.

На основе индивидуальный планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ.

Результативность этапов работы по самообразованию:

  • 1 этап – организационно-ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуа-ции по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Фор-мы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно-иллюстративный ма-териал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
  • 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.
  • 3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).

Сформированность определенных личностных качеств:

  • Активность педагога. Оценивается по степени его участия в педагогических чтениях, консультациях, педагогических советах, семинарах по теме самообразования. Можно отметить, что при условии неформального подхода к самообразованию, активность педагога резко воз-растает. Новые знания, которые находит педагог, формируют потребность поделиться с ними с другими участниками педагогического процесса.
  • Инициативность. Проявляется в предложениях, с которыми выходит педагог для реше-ния задач самообразования. Рост инициативности начинается после того, как педагог приобре-тет определенный теоретический уровень, который стимулирует его потребность реализовать полученные знания на практике.
  • Готовность к аналитической деятельности. Это качество необходимо для того, чтобы правильно диагностировать развитие детей, анализировать конкретные педагогические ситуа-ции, изучать и обобщать свой педагогический опыт, определять эффективность собственной деятельности.
  • Потребность в саморазвитии. Проявляется в стремлении педагога заниматься поиско-вой, исследовательской и экспериментальной работой, творческим поиском (оценка реализации педагогом потребности в развитии производится по методике К.Ю. Белой по трем критериям: активное развитие, не сложившееся развитие, остановившееся развитие).

Повышение профессионального статуса педагога:

  • Повышение или подтверждение категории.
  • Формы успешности педагога (признание администрации, родителей, коллег).

Современные требования к аттестации и оформлению портфолио педагога требуют под-тверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования.

Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во-первых, ставит ка-ждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических зна-ний, умений и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно быть в определен-ном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества.

Памятка для осуществления самоанализа

  1. Оправдал ли себя план самообразования? Как он сочетался с задачами ДОУ и индиви-дуальной темой самообразования? Как сформированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?
  2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивиду-альной темой самообразования? Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и др.
  3. Практические выводы после проработки каждой темы.
  4. Творческое сотрудничество (с методистом, узкими специалистами, другими педагога-ми).
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Информация для отслеживания результативности работы педагога:

  • Сведения о самообразовании – индивидуальные планы педагогов с указанием темы, проблемы самообразования, конкретных форм отчетности.
  • Информация об участии педагога в методической работе.
  • Сведения о награждениях, поощрениях, материальном стимулировании с указанием причин поощрения.
  • Сведения о повышении квалификации сотрудников.
  • Сведения об аттестации сотрудников.
  • Результаты оценки потребности педагогов в саморазвитии.

Литература:

1. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\ Справочник старшего воспитателя. № 11, 2008.

Интернет ресурсы:

  1. http: //doshvozrast. ru/metodich/konsultac05. htm
  2. http: //festival. 1september. ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факто-ров повышения качества работы с дошкольниками. (Болта Галина Николаевна).

Приложение 1

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии

Анкета № 1 – для выявления способности педагогов к развитию

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

  1. Я стремлюсь изучить себя.
  2. Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
  3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
  5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
  6. Я анализирую свои чувства и опыт.
  7. Я много читаю.
  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
  9. Я верю в свои возможности.
  10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
  11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
  12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
  13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
  14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
  15. Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.

Анкета № 2- для выявления факторов, стимулирующих

и препятствующих развитию педагогов.

Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:

5 – да (препятствуют или стимулируют);

4 – скорее да, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 – скорее нет;

1 – нет.

Препятствующие факторы:

  1. Собственная инерция.
  2. Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.
  3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
  4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).
  5. Состояние здоровья.
  6. Недостаток времени.
  7. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

  1. Методическая работа в ДОУ.
  2. Обучение на курсах.
  3. Пример и влияние коллег.
  4. Пример и влияние руководителей.
  5. Организация труда в ДОУ.
  6. Внимание к этой проблеме руководителей.
  7. Доверие.
  8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
  9. Занятия самообразованием.
  10. Интерес к работе.
  11. Возрастающая ответственность.
  12. Возможность получения признания в коллективе.

Обработка анкет

Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.

Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.

Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.

Данные заносятся в таблицу.

Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу.

Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:

К = К (фактическое): К (максимальное),

где: К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах,

К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах.

Занесите данные в таблицу:

Обучение, развитие и саморазвитие педагога

Приложение 5

Проект “Современный воспитатель”

Цель проекта: Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.

Задачи:

  • Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
  • Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути коррекционной и развивающей работы с детьми.
  • Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:
  • Умение ставить цели, задачи, планировать работу
  • Умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)
  • Умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др.
  • Умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы.
  • Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.

Срок реализации проектных мероприятий: учебный год

Пути решения поставленных задач:

1. Создать условия для самообразования педагогов:

  • Постоянное приобретение методической литературы;
  • Увеличение числа подписных изданий;
  • Предусмотреть в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.

2. Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.

3. Включить в годовой план ДОУ мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.

4. Продумать участие педагогов в открытых мероприятиях городских творческих объединений (мастер — классы, панорама передового педагогического опыта и др.), семинарах для слушателей Хакасского республиканского института повышения квалификации работников образования.

5. Составить перспективный план проектных мероприятий.

Механизм реализации проекта:

Повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов можно оценить посредством следующих компонентов:

  1. Уровень освоения воспитанниками программного содержания, сформированность необходимых знаний, умений и навыков (диагностика ЗУН).
  2. Итоги контроля: тематического, итогового, собеседование (констатируются факты использования педагогами современных программ, технологий, разнообразных форм организации воспитательно-образовательного процесса по активизации познавательной деятельности детей, нетрадиционных способов взаимодействия и др.)
  3. Анализ участия педагогов в методической работе.
  4. Оценка деятельности педагога при проведении открытых мероприятий, занятий и др.
  5. Аттестация.

Диагностировать изменения в ходе реализации проекта предполагается с помощью “Диагностической профессиограммы мастерства и творчества педагогов”. Результаты фиксируются в “Экране профессионального мастерства”.

Заключение

Важным моментом работы по проекту является не столько подведение итогов проделанной работы, сколько определение ее значимости и необходимости как для каждого педагога в отдельности, так и для образовательного учреждения в целом. Поэтому проектная работа завершается двумя значимыми мероприятиями: читательской конференцией и деловой игрой “Аукцион идей”. Краткий план их проведения приводится ниже.

Читательская конференция

Цель: Способствовать выявлению общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошколь-ного образования в целом.

Предмет обсуждения: педагогические книги и статьи, вызвавшие особый интерес педагогов.

Оформление выставки.

План проведения

Вводно-теоретическая часть: “Вступительное слово” (краткое, примерное):

Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Он находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование профессионализма оказывает науч-но – методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:

  • Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых.
  • Изучение прогрессивного опыта коллег.
  • Ознакомление с новыми программами и концепциями воспитания и обучения детей, их оценка и др.

Сообщения по прочитанным книгам, статьям, вызвавшие особый интерес педагогов.

Обмен мнениями.

Принятие и выработка рекомендаций.

Деловая игра “Аукцион идей”

Цель: Расширить представления педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками.

Задачи:

  • Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошколь-ников.
  • Развивать потребность педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.
  • Самостоятельный поиск педагогами эффективных, приоритетных для себя приемов развивающей и кор-рекционной работы с детьми и родителями.

Наглядность: плакат “Аукцион идей”, поощрительные жетоны.

Домашнее задание:

Подготовить материалы из собственной практики по организации работы с детьми на основе современных про-грамм, технологий.

Подготовить представление данного материала, ответить на вопросы: Какую проблему пытаетесь решить? Почему именно данная проблема привлекла ваше внимание? Чем с вашей точки интересен данный материал?

Игра проводится в форме аукциона. Тот, кто предложил наибольшую “цену” после представления материала дает пояснение: чем ценен данный материал? Почему предпочтение отдано именно этому материалу?

Эксперты фиксируют “цену” каждого лота, определяют наиболее “дорогостоящий”. Участника, набравшего наи-большее количество жетонов, в конце игры ожидает поощрительный приз (книга, методическое пособие и др.).

Литература

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”)
  2. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 160 с (Прило-жение к журналу “Управление ДОУ”)
  3. Горбачева Н.Б., Рожина Г.А. Педагогический совет: журнал “Ребенок в детском саду” № 6 – 2005, стр. 30
  4. Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию: журнал “Дошкольное воспитание” № 8 – 2004, стр. 36
  5. Белая К.Ю. 300 вопросов и ответов для заведующей детским садом / К.Ю. Белая – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001 – 399 с.
  6. Мягченкова Л. Проектная деятельность в управлении развитием муниципальной системы образования: журнал “Дошкольное воспитание” № 6 – 2003, стр. 39

Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»

I. Этап – подготовка доклада, выступления.

  1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом инте-ресов и запросов слушателей.
  2. Формулировка основных вопросов доклада, выступления.
  3. Составление развернутого плана выступления.
  4. Просмотр и чтение специальной литературы.

Подбор и систематизация наглядных материалов.

Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег.

Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.

5. Распределение материала по вопросам.

6. Письменное изложение полного текста выступления.

II. Этап – работа с подготовленным материалом

  1. Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сде-лать акцент.
  2. Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).
  3. «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточ-ках).

III. Этап – подготовка к выступлению

  1. Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.
  2. Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенци-альными единомышленниками.

Памятка к исследовательской работе педагога

I. Как правильно сформулировать тему:

1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»

2. Формулировка темы по схемам:

  • ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО
  • ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО
  • Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО

Например:

«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»

«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

II. Определение актуальности и новизны исследования

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?

Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

III. Формулирование цели исследования

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.

Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

IV. Формулирование задач исследования

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №18

Консультацию разработала и провела: воспитатель, руководитель «Школы молодого специалиста» Шрейнер Т.Е. г. Челябинск

2015

Следующая >

Требования к оформлению документации по самообразованию

Документация по самообразованию должна быть оформлена в папку-скоросшиватель и подразделена на следующие разделы:

  1. Титульный лист, на котором должно быть указано:
    • полное название образовательного учреждения;
    • материалы по самообразованию;

  2. ФИО воспитателя, его квалификационная категория;
  3. тема самообразования.
  4. Содержание;
  5. Тема, цель работы и основные задачи, которые должны быть решены в процессе деятельности по самообразованию;
  6. Ожидаемые результаты;
  7. План работы, составляемый на учебный год;
  8. Реализация полученных знаний на практике. Воспитатели могут осуществлять ее следующими способами:
    • проведение открытого занятия;
    • подготовка и проведение семинара;

  9. проведение мастер-класса для педагогов по выбранной теме;
  10. оформление папки-передвижки;
  11. составление сборника советов для родителей и т. д.
  12. Список литературы
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]