Методические рекомендации по планированию и организации сюжетно – ролевой игры в разновозрастных группах детского сада.


Шишки, втулки и лоскуты. Во что играть с дошкольником, чтобы и родителям было не скучно

Сюжетно-ролевые игры (все эти бесконечные чаепития, городки пони и пробки из машинок на всю комнату) — важный этап развития ребенка. О том, зачем они нужны, на что влияют и можно ли взрослым научиться играть, мы поговорили с академиком РАО Александром Вераксой и научными сотрудниками кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

ПОДПИСАТЬСЯ

Как играют дошкольники

Обязательных игр, которые были бы интересны всем детям без исключения, не существует. Но можно говорить, что чаще всего дошкольники играют в семью, школу, работу или разыгрывают героические, военные сюжеты, а также сюжеты из мультфильмов, литературных произведений и компьютерных игр. К тому же игры у девочек и мальчиков могут несколько отличаться по сюжету.

Мальчикам нравятся роботы, трансформеры, машины, и часто сюжеты мальчишеских игр связаны именно с их приключениями. Девочки, как правило, больше внимания уделяют социальным отношениям и выстраиванию историй на основе реальной жизни. Есть, конечно, общие повторяющиеся типы сюжетов, но их наполнение и разнообразие развития событий от ребенка к ребенку будут отличаться.

Что такое сюжетно-ролевая игра

Как писал Лев Выготский, в игре ребенок плачет как пациент, но радуется как играющий. И именно в игре дошкольник развивается наиболее гармоничным образом.

Вера Сухих, научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова:

Ценность зрелой сюжетно-ролевой игры заключается именно в том, что ребенок находится одновременно в двух пространствах.

Отличительные особенности зрелой сюжетно-ролевой игры:

  • совместная игра, участники которой создают развернутый сюжет;
  • содержание игры — это выстраивание тех или иных социальных отношений;
  • роли детей в такой игре разнообразны.

Развитая игра предполагает стадию планирования, в ходе которой дети договариваются о том, во что и как они будут играть. А игра строится по логике воображаемой ситуации, что позволяет ребенку выйти из реальности и действовать на основании своих замыслов. Д. Б. Эльконин, характеризуя реальные отношения детей в игре, о.

И еще один очень важный момент. Игра — дело сугубо добровольное, заставить играть невозможно и не нужно. Если ребенок отказывается от предложений взрослого, можно только попробовать еще раз —через какое-то время. Поискать то, что для ребенка действительно актуально и интересно в конкретный момент. Участие взрослого в игре не должно быть директивным. Если ребенок уже увлечен какой-то игрой, взрослый может попроситься в участники, но начать управлять ею значило бы разрушить игру.


Фото: shutterstock / LightField Studios

Когда начинать играть

Родители нередко переживают, что их годовалый и даже двухгодовалый ребенок не умеет играть в сюжетно-ролевые игры, не взаимодействует с другими детьми. Предпочитает играть один, а его игровая деятельность далека от того, что транслируют медиа.

Маргарита Гаврилова, научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова,

уверяет, что это совершенно нормально.

Способность играть — строить интересные сюжеты, изображать героев, создавать игровую ситуацию из доступных предметов — возникает у ребенка не сразу, а развивается с возрастом. Психологи выделяют несколько этапов ее развития: от обыкновенной игры с предметами до сложной игры с продолжительным сюжетом и распределением ролей между двумя и более детьми. В год и правда играть в чаепитие еще рано. Но взрослый может и должен поддерживать процесс развития игры.

Сюжетно-ролевые игры по возрастам:

2–3 года

. В этом возрасте нужно показывать ребенку, как по-разному могут использоваться привычные предметы. Например, простой банан в игре запросто может стать пистолетом, телефоном или даже человечком. Умение ребенка находить различные способы использования предметов способствует богатому воображению и созданию игровых «замещений». Тогда отсутствие нужной игрушки не станет для ребенка препятствием для разыгрывания сюжета. А во взрослой жизни это умение поможет находить массу решений бытовых и творческих задач.

3–4 года.

С дошкольником этого возраста уже можно разыгрывать небольшие ролевые диалоги, создавать и развивать воображаемые ситуации «как будто». Дети охотно входят в разные образы. Так, ребенок, играющий в доктора, ставит всем уколы. Девочка, играющая в дочки-матери, катает коляску с пупсом. Чтобы «войти в образ», ребенку нужно научиться подмечать характерные особенности поведения своих героев.

Задача взрослого — поддержать игровую мотивацию ребенка и постепенно обогащать сюжет и представления ребенка о той или иной роли.

Например, когда ребенок рычит, изображая тигренка, можно спросить его, в каком настроении сегодня тигренок или как он очутился в городской квартире.

5 лет.

Сюжетно-ролевая игра становится естественной, дети легко втягиваются в нее и могут сами строить сюжеты. Но и участие взрослого по-прежнему важно, поскольку он может существенно обогатить игру, показать различные игровые образцы или решения. Например, предложить неожиданные сюжетные повороты или новые способы обустройства игрового пространства.

Игра помогает ребенку сориентироваться в социальных отношениях и увидеть любую ситуацию от лица сразу нескольких ее участников.

Важной особенностью сюжетно-ролевой игры является потребность ребенка в партнере. Именно в сюжетно-ролевой игре впервые возникает распределение ролей и взаимодействие персонажей. Развивающая ценность такой игры в том, что ребенок с помощью воображения создает уникальное игровое пространство, в котором моделирует и проигрывает процессы реального мира.

Сколько нужно играть

Опрос, проведенный среди тысячи родителей и дедушек и бабушек, показал, что если дедушки и бабушки больше всего любят играть с внуками и действительно понимают важность игры, то многие родители склонны отдавать предпочтение цифровым гаджетам в руках ребенка.

Вера Сухих

уверена, что не обязательно играть с ребенком целый день: «Можно играть 15–30 минут и даже не каждый день. Важно, чтобы это было регулярно, игры были разнообразными и чтобы родителю самому было интересно. В остальное время у ребенка должна быть возможность играть наедине с собой или с другими детьми. Для этого важно создать уютное пространство, с достаточным количеством игрушек, кубиков, бросовых материалов, тканей, которые могут использоваться для создания игрового пространства или импровизированных нарядов».

Играем по правилам

Стоит завести целую коробку для сюжетно-ролевой игры и положить туда «мусор» вроде картонных втулок, ненужных коробочек, шарфов, головных уборов, простыней, шишек и т. д. Хорошо, если ткани будут разных размеров, расцветок, плотности. Все это можно купить в обычном магазине тканей или насобирать из ненужного. Из обычной фольги можно скрутить меч, шлем, корону, штурвал космического корабля, доспехи, драгоценные камни и еще много всего нужного в игре. Все это стимулирует детей использовать свое воображение, а значит, игра становится развивающей.

4 простых правила успешной игры:

1.

Времени должно быть достаточно, чтобы подготовиться к игре: придумать, во что играть, построить домики, создать костюмы, начать играть и развернуть сюжет.

2.

Сложная сюжетно-ролевая игра может длиться от одного часа до нескольких дней. Поэтому здорово, если есть возможность какое-то время не убирать декорации.

3.

Хорошо, если пространства достаточно, чтобы свободно строить и перемещаться в процессе игры, шуметь.

4.

В качестве атрибутов к игре не рекомендуется использовать готовые игрушки и костюмы. Лучше приспосабливать то, что уже есть в окружении, использовать «открытые» материалы: ткани, ленты, бумагу, фольгу и т. д. Это обогатит воображение ребенка, поможет ему увидеть скрытые свойства привычных в повседневной жизни объектов.

Вера Сухих:

Ребенок может играть только в то, что известно ему из опыта. Поэтому одна из самых важных задач родителей — обогащать опыт ребенка: бывать в новых местах, читать новые книги, рассказывать и показывать новые явления, профессии, ситуации.

Николай Веракса, профессор факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Воспитание и образование детей младшего возраста»:

Игра должна постоянно включать все новые и новые ситуации. Но эти ситуации не могут быть произвольными, они должны отражать реальную жизнь взрослых, их культуру. Играющие дети создают ситуации, релевантные тем жизненным сценариям, которые разворачиваются вокруг них.
Фото: shutterstock / LightField Studios

Зачем вообще нужна игра

Игровая деятельность — это единственное, что, по сути, нужно дошкольнику. А если она сопровождается взрослыми, то приобретает особую ценность. Последние исследования РАО показали, что сюжетно-ролевые игры с участием родителей существенно влияют на развитие компонентов саморегуляции ребенка.

Саморегуляция — основа адаптивности человека. Она позволяет человеку вести себя в соответствии с правилами ситуации, приспосабливаться к их изменению и достигать своих целей, несмотря на отвлекающие факторы. Саморегуляция условно разделяется на когнитивную и эмоциональную. Когнитивная связана с запоминанием и использованием информации, переключением из одной ситуации в другую, сдерживанием сиюминутных желаний. А эмоциональная — это понимание и управление эмоциями.

Связь между саморегуляцией и академическими достижениями, например с математическими навыками и чтением, а также успешной социальной адаптацией проявляется уже в детском саду. И именно развитие саморегуляции помогает ребенку подготовиться к школе, а в дальнейшем быть успешным во взрослой жизни. По словам Александра Вераксы, «саморегуляция влияет на общую способность управлять собой, своими эмоциями и поведением, работать продуктивно, поддерживать карьерное развитие и чувствовать себя счастливым».

Основные компоненты саморегуляции:

  • Сдерживающий контроль (торможение)
    помогает удерживать внимание, мысли и поведение в соответствии с задачей и не отвлекаться на нерелевантные стимулы, внутренние или внешние. Например, поднять руку и ждать очереди, сдерживая порыв вскочить со своего места и выкрикнуть правильный ответ, — задача, которая требует высокого уровня развития торможения у ребенка.
  • Рабочая память
    представляет собой такой «отсек» памяти, куда попадает информация, с которой человек работает прямо сейчас. Например, счет в уме требует развитой рабочей памяти, потому что предполагает произведение арифметических операций с числами, которые нужно помнить.
  • Когнитивная гибкость
    позволяет переключаться между разными правилами при выполнении задачи, а в целом — между активностями и задачками. Когнитивная гибкость лежит в основе адаптивности к внешней среде, поскольку позволяет, например, быстро и адекватно менять свое поведение в разных обстоятельствах.

Исследования показали, что там, где игру придумывают дети, выше эмоциональная вовлеченность. А там, где сюжет предлагает взрослый, лучше развивается сдерживающий контроль, ведь в такой игре надо ждать своей очереди и выполнять свою роль последовательно.

Для развития саморегуляции разработано множество цифровых игр и тренажеров. Они, безусловно, обладают привлекательностью для родителя, ведь ребенка можно оставить один на один с гаджетом. Однако, хотя прогресс в их освоении будет наверняка заметен, к сожалению, он может ограничиться лишь пространством конкретного приложения и не отразиться на реальной жизни ребенка.

Александр
Веракса:
Используя натуральный метод познания — метод проб и ошибок, — ребёнок может выявить некоторые варианты использования гаджета самостоятельно, без помощи взрослых. Например, дошкольник может самостоятельно освоить игру Angry Birds. Практически весь сюжет игры заключается в том, что игроку предлагается ситуация, в которой птицы рассматриваются в качестве снарядов. Снаряды-птицы запускаются в целях разрушения защитного укрепления противника. По мере прохождения игроку предлагаются аналогичные ситуации, в которых достижение цели всё время усложняется. С одной стороны, это действительно игра: в ней есть правила и условность ситуации. Ребенок включается в нее добровольно и испытывает положительные эмоции. Но в играх такого рода нет возможности договариваться о правилах и ролях. Игра создает условное пространство, которое не имеет выхода вовне. Ребёнок не имеет возможности предъявить в реальной социальной среде тот опыт, который он получит при освоении игры. В ней отсутствуют ролевые отношения и необходимость обращения к культуре, речевой коммуникации.

И гораздо более эффективными оказываются традиционные игры — настольные, подвижные и сюжетно-ролевые. Сюжетно-ролевая игра — намного более сложная комплексная деятельность, чем любая игра в телефоне или планшете, и развивающий эффект от нее комплексный и более стойкий.

Фото: shutterstock / fizkes

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]