Навыки, необходимые для рисования животных в средней группе
Перед началом подготовки занятия по рисованию нужно учесть навыки, которые согласно ФГОС отрабатываются детьми 4–5 лет в этом виде творчества:
- точность мазков кисти при закрашивании, в частности малыши учатся делать тонкие мазки кончиком кисточки для прорисовки мордочки, лапок, хвоста — и интенсивные с прикладыванием всего ворса для заполнения цветом туловища зверя;
Дети средней группы отрабатывают навык равномерного закрашивания элементов композиции
- единообразные направления штриховки — слева направо, снизу вверх — с регуляцией размаха штриха в зависимости от площади закрашиваемой поверхности;
- варьирование размеров штрихов при помощи изменения положения карандаша или кисточки, так, если наклон сделать ближе к бумаге, то получатся более широкие линии, а вот почти вертикальная постановка карандаша поможет сделать мелкие элементы.
Материалы для рисования в средней группе
Определяющую роль в подготовке занятия по рисованию играют материалы, с которыми детям предстоит работать.
На чём рисовать
Как и в предыдущем году, оптимальной основой для рисунка является лист бумаги формата А4. Для рисования красками лучше брать акварельные листы: они более плотные, поэтому даже если ребёнок сильно увлажит кисть, изображение не «поплывёт». Для изображения животного размером на весь лист можно использовать тонкий картон.
В отличие от второй младшей группы даже для небольших карандашных картинок не стоит использовать формат листа меньше: во-первых, дети практикуются в гармоничном расположении композиции на основе, а во-вторых, мышцы малышей уже достаточно развиты, чтобы не утомиться при выполнении однообразных движений карандашом для прорисовки крупных элементов.
Если рисунок предполагает индивидуальную работу, то лист не должен быть больше формата А4, иначе ребёнку будет неудобно работать
Чем рисовать
Чтобы изображения животных были более выразительными, дети используют гуашь. В средней группе ребята пробуют сами (!) смешивать цвета для получения оттенков, например, красный и жёлтый, чтобы получить оранжевый нужной интенсивности для изображения белки или лисы. Количество базовых цветов для рисования одной композиции расширяется до 6.
Гуашь по-прежнему остаётся самым любимым материалом для изобразительного творчества
Кисточки используются беличьи №№10–14, в том числе и с черенками средней длины для выполнения тонких мазков, чтобы показать фактуру шерсти животного.
В средней группе дети переходят на рисование карандашами стандартной толщины. Количество цветов увеличивается до 12. В 4–5 лет дети комбинируют в рисунках карандаши и восковые мелки.
Какими материалами дополнить рисунок на тему изображения животных
Анималистическая тематика открывает широкие возможности для включения в композицию элементов других видов изодеятельности. К примеру, изображая коровок на лугу, дети делают аппликацию травки: полоску зелёной бумаги складывают в несколько раз, делают надрезы, разворачивают и приклеивают, оставляя «бахрому» свободной — композиция приобретает объём.
Аппликативные мотивы могут использоваться для украшения рисунков: бантик из бумаги для кошки, яблочки для ёжика и пр.
Кроме аппликации, в рисунках на тему животных можно использовать пластилинографию. Например, сделать солнце из скрученного жгутиком пластилина, а также дополнить изображение зверя пластилиновыми глазками, носиком. Оригинально смотрятся рисунки, в которых детали из пластичного материала чередуются с рисованными. К примеру, часть иголок ёжика прорисовывается карандашами или восковыми мелками, а часть делается тонкими пластилиновыми жгутиками.
Обычно для комбинации рисунка и пластилинографии используются шаблоны с изображением животного, которые дети раскрашивают, а затем дополняют пластилиновыми деталями
Как индивидуализировать задание
Индивидуализация в рисовании отталкивается от уровня владения ребёнком навыками в этом виде изодеятельности, а также от особенностей развития процессов мышления, памяти. Так, если у малыша из-за слаборазвитой моторки пальцев не получается делать тонкие мазки кончиком кисточки, то в часы самостоятельной работы во второй половине дня ему стоит дать дополнительное задание на отработку этого приёма. Например, дорисовать ёжику на шаблоне тонкие иголочки. Кроме того, для развития моторики нужно давать задания на сортировку мелких предметов, например, пуговиц по цвету, размеру, или на нанизывание бусин на нитку.
Для тех ребят, которые справляются с заданиями быстро и качественно, индивидуализация заключается в выборе дополнительных заданий. Например, сделать нарисованной лисичке глазки из пластилина или снег из ваты вокруг медвежьей берлоги и т. п.
Рисование может быть одним из вариантом организации самостоятельной деятельности детей
Техники рисования в средней группе
В 4–5 лет дети практикуются как в традиционных техниках рисования, так и в нетрадиционных.
Традиционные техники рисования
Что касается классических техник, то в средней группе они представлены:
- рисованием простым карандашом — чаще всего для обозначения контуров изображения;
- рисованием цветными карандашами — дети раскрашивают элементы композиции, стараясь действовать точно в границах контуров, при этом направление штрихов в изображении отдельных деталей не меняется;
- рисованием восковыми мелками для получения насыщенной цветовой гаммы картинки;
- рисованием фломастерами — для практики раскрашивания, не выходя за границы контура;
- рисованием гуашью — не только для раскрашивания карандашных шаблонов, но и для рисования красками контуров изображения животных;
- рисованием акварелью — в частности, дети практикуют многослойные изображения, то есть рисуют элемент, дают ему просохнуть, а затем детализируют его другим цветом (например, раскрашивают туловище белочки оранжевым, а затем прорисовывают брюшко жёлтым).
Фотогалерея: примеры готовых работ в традиционных техниках
В рисунке белки дети детализируют мордочку без предварительного нанесения контуров
Рисунок козлят делается без карандашного контура, границы изображения дети показывают линиями, сделанными тонкой кисточкой В средней группе рисунки животных в различных позах делаются с натуры
Для изображения фактуры шерсти кошки дети делают набросок мелкими зигзагообразными линиями
Фломастерами могут создаваться рисунки в нетрадиционных техниках, в классических же они используются нечасто, так как не дают возможность отработать с детьми силу нажима, как при работе с карандашами
Нетрадиционные техники рисования в средней группе
В средней группе для изображения диких и домашних животных в нетрадиционных техниках практикуются рисунки:
- ладошками, к примеру, при знакомстве с темой «Экзотические звери» дети рисуют жирафа;
- тычком полусухой кисти для изображения шерсти животных;
- вилкой для детализации иголок или передачи жёсткой фактуры шкуры животного;
- отпечатком скомканным кусочком бумаги, например, чтобы показать объём шерстяного покрова медвежонка.
Фотогалерея: примеры рисунков в нетрадиционных техниках
Фактуру иголок ежа можно показать отпечатком вилки
Чем жёстче и тоньше кисточка, тем более пушистым получится котёнок
Отпечатком ладошки дети делают туловище, ноги и хвост жирафа, а голову дорисовывают кисточкой
Мордочка медведя детализируется уже после того, как тычком кисточки прорисовано тело
В средней группе повторение освоенной в прошлом году техники рисования тычком ватной палочкой проводится на закрашивании шаблона козлика
Нетрадиционная техника рисования животных
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ЖИВОТНЫХ
ПОДГОТОВИЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ СУРОКСКОГО ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО»
ГРИГОРЬЕВА Т. А.
2019 г
Использование в процессе обучения детей изобразительной деятельности животного мира подтверждает необходимость с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение. Знакомство детей дошкольного возраста с анималистическим жанром позволяет решать как познавательные (внешний облик, повадки и поведение животных, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу).
Рисование животных – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Использование при изображении животных только традиционных техник не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок? .
РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ
Материал:
Тонированная или белая бумага, гуашевые краски, кисти (для дополнительных элементов), ветошь
(
для вытирания рук
)
.
Ход работы:
Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге.
РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ
Материал:
Тонированная или белая бумага, гуашевые краски, кисти (для дополнительных элементов), ветошь
(
для вытирания рук
)
.
Ход работы:
Обмакиваем ладонь ребенка в краску и ставим ей отпечаток на бумаге. Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета кисточкой. Для развития воображения в старшем дошкольном возрасте можно предложить детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И создать новый образ.
РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ
РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ «ТЫЧКА»
Материал:
Грифельный карандаш с резинкой на конце, белая щетинная кисть, трубочка от фломастера с вставленным поролоном, белая бумага, тарелочка, гуашь.
Ход работы:
В тарелки разливается гуашь. Затем при помощи изготовленных «тычков» наносится краска на изображение, сначала по контуру, потом внутреннее изображение. Щетинной сухой кистью – тычком можно нарисовать шерсть животных. Разнообразие изображения зависит от выбранного материала для тычка.
ПУАНТИЛИЗМ
Пуантилизм
– очень интересное и необычное направление живописи в виде манеры письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы.
Материал:
ватные палочки, фломастеры, гуашь, трафареты.
Ход работы:
Берем фломастеры необходимых цветов и начинаем заполнять весь рисунок «пузырьками» (кружочками).
Берем ватную палочку, сначала окунаем ее в воду, затем в гуашь и методом «тычка» заполняем весь рисунок соответствующими цветами.
ТАМПОНИРОВАНИЕ
Материал:
поролон, жидкие гуашевые краски, тарелочка.
Ход работы:
Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другой поролон. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное.
РИСОВАНИЕ СВЕЧОЙ
Материал:
Свечка, бумага, кисточка, краски.
Ход работы:
Под тонкий альбомный лист положите нарисованный контурный рисунок. Сверху обведите по контуру свечой, затем нанесите краску.
РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ
Материал:
восковые мелки, краски , бумага
Ход работы:
сначала нужно нарисовать «восковую» картинку, а затем закрасить ее акварельной краской. Акварель скатывается с жирного мазка пастели и остаётся только на чистом листе. Проявляющийся рисунок очень яркий, видны все штрихи и линии.
НАБРЫЗГ
Материал:
старые зубные щетки, гуашь, бумага, силуэты.
Ход работы:
На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовать недостающие линии кисточкой.
НАБРЫЗГ
РИСОВАНИЕ НА МЯТОЙ БУМАГЕ
Материал:
бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, карандаш.
Ход работы.
Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темнее (эффект мозаики).
РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ
Материал:
бумага, кусочек бумаги, гуашь, тарелочка, баночка с водой.
Ход работы:
смять кусочек бумаги, примакнуть в тарелочку с гуашью, затем примакиванием нанести рисунок, дополнить недостающие детали рисунка.
РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ
Материал:
плотная бумага или картон, пластилин, доска для лепки, карандаш.
Ход работы.
На плотный лист бумаги или картон нанесите карандашом контур. Раскатываем длинный жгутик из пластилина определенного цвета, скручиваем его по кругу, переносим на картон, слегка придавливаем.
РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ
РИСОВАНИЕ НА СОЛЕНОЙ БУМАГЕ
Материал:
бумага с шаблоном рисунка, соль, клей ПВА, кисти, гуашевые краски, вода, салфетка.
Ход работы:
1 этап: рисование клеем ПВА основы и присаливание солью, оставляя для полного высыхания до следующего занятия.
2 этап: раскрашивание соленой бумаги гуашевыми красками, выбирая цвета по своему желанию
РИСОВАНИЕ НА МАННОЙ КРУПЕ
Материал:
бумага с шаблоном рисунка, манная крупа, клей ПВА, кисти, гуашевые краски, вода, салфетка.
Ход работы:
1 этап: приклеить на клей манную крупу на основу и оставить для полного высыхания до следующего занятия.
2 этап: раскрасить основу, заполненную манной крупой гуашевыми красками, выбирая цвета по своему желанию.
Использование нетрадиционных приемов при обучении детей рисованию животных способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля .
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
Формы организации рисования на анималистическую тему в средней группе
В перспективном планировании по изобразительной деятельности для средней группы анималистическая тема представлена в тесной связке с лепкой. Так, во втором семестре дети лепят козлёнка, а затем рисуют его. Такой же порядок работы и с темой «Бездомный заяц».
Кроме того, планом работы предусмотрено рисование на темы:
- «Медведь» — можно в виде рисунка персонажа любимого мультфильма «Маша и медведь»;
- «Медвежонок» — рисование с натуры (в качестве модели — игрушка);
- «Три медведя» — создание иллюстраций к сказке;
- «Ёжик» — по мотивам сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»;
- «Белка», «Лиса» — рисование по замыслу (дети вспоминают характерные черты внешности животного и изображают его по памяти);
- «Белочка с грибочком» — сюжетная композиция;
- «Весёлый щенок» — по мотивам стихотворения С. Михалкова «Мой щенок»;
- «Собака в будке» — сюжетный рисунок;
- «Лисичка-сестричка и Серый Волк» — по мотивам русской сказки;
- «Три поросёнка» — иллюстрация к сказке;
- «Волк» — рисование персонажей сказки про Красную Шапочку;
- «Жираф», «Дикобраз» — закрепление материала по ознакомлению с окружающей средой на тему «Экзотические животные».
Кроме индивидуальной работы, педагог может организовать коллективное рисование. Дети делятся на группы по 4–5 человек, каждый получает задание изобразить одного зверя, например, корову для композиции «Ферма» или «Лето в деревне» на вырезанном взрослым силуэте животного. После объяснения воспитателем алгоритма работы дети раскрашивают шаблон и приклеивают его на подложку формата А3. Педагог контролирует правильность расположения элементов. Ребята, хорошо владеющие навыками рисования, дорисовывают элементы окружающей обстановки: забор, лужайку, домики и пр. Как вариант, малыши могут рисовать животных в виде иллюстрации. Например, к сказке «Зимовье».
Фотогалерея: примеры коллективных работ
Коллективные композиции могут создаваться в нетрадиционных техниках, например, рисование слонов и жирафов ладошками
Вариантом оформления коллективной композиции с белыми медведями может быть обведение контуров и раскрашивание шаблонов манкой
Вариантом коллективного рисования может быть шаблон композиции с экзотическими животными, который дети раскрашивают
Как мотивировать воспитанников средней группы на работу
Для среднего дошкольного возраста рисование — деятельность довольно сложная, требующая сосредоточения, концентрации внимания — на неё нужно настраиваться. Поэтому задача педагога подобрать оптимальный вариант мотивации ребят, который подходил бы по теме и был доступен, интересен детям.
Приём мотивации | Суть | Примеры |
Картинки, видеоролики | Используются на занятиях по рисованию с натуры — дети видят, как выглядит животное, имеют возможность рассмотреть его с разных ракурсов. | |
Сказки | Дети слушают сказку или вспоминают уже знакомый сюжет, рассматривают картинки, а затем по их мотивам рисуют свои иллюстрации. |
|
Мультфильмы | Создание рисунка может опираться на сюжеты анимационных картин. | Для изображения белого мишки дети пересматривают отрывки из мультфильма «Умка» |
Сюрпризный момент | В гости в группу приходит персонаж, который презентует задание. |
|
Стихотворения | Рифмованные строки привлекают внимание ребят, сосредотачивают их на одном виде деятельности. |
|
Загадки |
| |
Музыка | Способствует созданию подходящей атмосферы. | Поль Мориа «В мире животных», К. Сен-Санс «Карнавал животных» и др. |
Физкультминутка | Используется для смены деятельности, проводится в середине занятия, обычно перед рисованием. |
|
Одним из приёмов мотивации является обязательное наличие картинок с изображением животных
Конспект занятия по рисованию «Помощь ежу»
Конспект занятия по рисованию «Помощь ежу»
(средняя группа)
Цель:
Учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения; учить сравнивать существенные признаки явлений. Расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни диких животных. Развивать речь детей, память, мышление, воображение. Вызывать положительные эмоции детей. Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, положительные качества характера.
Материал и оборудование:
Картины с изображением осени, диких животных, осенние листья, вырезанные силуэты ежиков, фломастеры.
Методические приемы:
наблюдение; беседы; рассматривание иллюстраций и картин; разучивание стихотворений, песен.
Предварительная работа:
беседа об осени, о лесных животных; рисование на тему «Осень наступила»; разучивание стихотворений об осени; чтение художественных произведений на тему «Осень».
Ход занятия
- Психогимнастика «Пора вставать»
Воспитатель:
Встало солнышко с утра! Просыпаться вам пора.
Все проснулись? Потянитесь, улыбнитесь.
Здравствуйте!
Дети:
Здравствуйте!
Воспитатель:
А теперь поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети:
Здравствуйте! Сэлеметсiз бе!
- Организационный момент.
Воспитатель:
Теперь приступим к занятию. Вы к нему готовы?
Дети
(хором):
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.
III. Беседа об осени, о диких животных.
Воспитатель
:
читает стихотворение
Солнышко усталое, скупо греешь ты. Жёлтые да алые кружатся листы. В шелесте да в шорохе наш осенний сад. На дорожках ворохи пёстрые лежат. — Дети, кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Дети
: Осенью!
Воспитатель
: Внимательно посмотрите на картину, что изображено на ней?
Дети:
На картине нарисован лес. Это осенний лес.
Воспитатель:
Внимательно посмотрите на осенний лес. Сколько здесь деревьев и растений. Какие деревья растут в лесу? Какие листья на деревьях? (желтые, красные, оранжевые) Что происходит с листьями осенью?
(они желтеют и опадают)
Как называется это явление?
(листопад)
Какое небо бывает осенью? (
оно серое, покрыто тучами)
А какое солнце бывает осенью?
(греет слабо, светит неярко, часто прячется за тучи.)
А что происходит с травой?
(трава вянет, сохнет, желтеет, отмирает, исчезает)
Воспитатель:
Кто живет в лесу?
Дети: В лесу живут дикие животные.
Воспитатель: Почему их называют дикими?Дети:
Дикие животные сами о себе заботятся: делают себе жилье, сами находят корм.
Воспитатель:
А как готовятся к зиме дикие животные?
Дети:
Дикие животные готовятся к зиме, они меняют свои летние шубки на зимние, более теплые и пушистые. Некоторые животные залегают в спячку до весны. Остальные животные готовят для себя запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было, чем питаться.
Воспитатель:
Сегодня мы побываем в гостях у одного обитателя леса. А у кого вы узнаете, когда послушаете стихотворение
Повстречался ежик мне. Нёс грибы он на спине.
-Добрый день, колючий еж! Далеко ли ты живешь?
Ёжик глазками сверкнул и в кусты скорей свернул.
Зашуршал сухой листвой, приглашая в домик свой.
Про кого это стихотворение?
Дети:
Про ежа
Воспитатель:
Ежик был очень занят, поэтому даже разговаривать не стал. Почему?
Дети:
Ему некогда. Скоро зима, и ему надо сделать запасы.
Воспитатель:
А что нёс ежик на спине?
Дети:
Грибы.
- Сообщение темы занятия.
Воспитатель:
Сегодня мы с вами поможем ежику сделать запасы на зиму. Что еще, кроме грибов, запасает еж?
Дети:
Ягоды, яблоки.
Воспитатель:
Вот сегодня мы нарисуем, вернее, дорисуем услышанную картинку. Я вам раздам листы бумаги, на которых уже нарисован силуэт ежика, а вы пририсуете острые иголки и грибы, которые он несёт на спине.
Дети рассматривают картинку.
Но сначала мы немного отдохнём.
- Физминутка
Ежик топал по тропинке (шагают на месте)
И грибочек нес на спинке. (руки за спину, чуть наклонясь вперед)
А навстречу скачет зайка- (ладошки над головой)
Длинноухий попрыгайка. (прыжки на месте)
В огороде чьем-то ловко
Раздобыл косой морковку. (садятся на место).
- Самостоятельная работа детей + индивидуальная помощь воспитателя.
Дети рисуют, а воспитатель подсказывает и помогает отдельным детям.
- Демонстрация детских работ.
Воспитатель:
посмотрите, сколько у нас получилось ежиков! И сколько запасов они сделают себе на зиму!
- Итог занятия.
Воспитатель:
Чем сегодня занимались на занятии?
Назовите диких животных, которые делают запасы на зиму. (по мере ответов детей воспитатель вывешивает картинки с изображением диких животных).
Для чего животные делают запасы?
Молодцы! Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети:
До свидания!
Разработка конспекта занятия по рисованию в средней группе
Урок по рисованию включает три этапа отработки темы:
- вводный — до 3 минут — педагог мотивирует ребят на работу, то есть актуализирует их знания по теме;
- основной — до 12 минут — воспитатель описывает порядок выполнения задания, дети рисуют, для снятия мышечного напряжения в середине творческого процесса проводится пальчиковая гимнастика и/или физкультминутка;
- заключительный — до 3 минут — педагог организует стихийную выставку работ, хвалит малышей за рисунки, дети оценивают свои произведения по критерию «нравится/не нравится» и пробуют сказать почему.
Таблица: Антонова М.В. Конспект занятия по рисованию на тему «Котёнок» в средней группе
Этап | Содержание |
Вводный | Воспитатель: — Ребята к нам сегодня пришёл гость, он просил не называть его. Он хочет поиграть с вами в игру «Узнай по голосу». Попробуем узнать нашего гостя? Включаю запись голоса кота. Появляется котик. Воспитатель: (от имени кота) – Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся, меня зовут Дымок. (Дети называют свои имена.) Воспитатель: (от имени кота) – Я сегодня к вам пришёл не просто так. Хочу вас просить о помощи. У моих друзей котиков скоро день рождения. Я хотел их порадовать, нарисовать им праздничные открытки, на которых нарисованы мои друзья. Но друзей у меня много, а времени мало. Может быть, вы мне поможете, ребята? Воспитатель: — Что, ребята, поможем Дымку? (Да, поможем.) Воспитатель: (от имени кота) – Спасибо, вам большое, что не отказали моей просьбе. Воспитатель: — Дымок, но мы не знаем, как выглядят твои друзья. Воспитатель: (от имени кота) – У меня есть их фотографии. Вот посмотрите! Помещаю на мольберт картинки с изображением котов с шерстью разного цвета. Дети рассматривают «фотографии». |
Основной | Воспитатель: — Ребята, проходите за столы и выбирайте картинки с изображением котят. Дети садятся за столы, выбирают картинки-раскраски. |
Воспитатель: — Ребята, чтобы шёрстка у наших котят была пушистой, мы будем рисовать кистью для клея. Потрогайте, какая она на ощупь? (Жёсткая, твёрдая, грубая) Воспитатель: — Ребята, посмотрите, как мы будем рисовать котятам шёрстку. Кисточку держим правильно, ручка кисти должна быть направлена вверх, движения — отрывистые. Сначала мы тычком прорисовываем фигуру котика по контуру, затем так же, тычком, закрашиваем всё тело котика. Краску на кисточку набираем понемногу. Когда котик будет раскрашен, мягкой кистью, вы можете дорисовать открытку по своему желанию. Это может быть: солнышко, травка, цветы, небо, бабочка. Ребята всем понятно, как нужно рисовать? Тогда приступайте к рисованию. Дети рисуют, воспитатель контролирует процесс рисования, помогает нуждающимся детям. | |
Заключительный | Воспитатель: — Ребята, Дымку понравились все ваши открытки. А на прощание хочет поиграть с вами в игру «Кот и мыши»: Дети встают в круг, взявшись за руки. Воспитатель и игрушкой котом садится на стульчик в центр круга. Дети идут по кругу и произносят слова. Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот -Тише мыши, не шумите, Кота Ваську не будите! Вот проснётся Васька — кот, Разобьёт весь хоровод! Кот догоняет детей, дети убегают на стульчики. |
Цит. по: https://ped-kopilka.ru/blogs/marija-vasilevna-antonova/konspekt-nod-po-risovaniyu-v-srednei-grupe-kotenok.html |
Видео: открытое занятие по рисованию тычком на тему «Медведь» в средней группе
Конспект ООД по рисованию в средней группе «Животные волшебного леса»
Конспект ООД по рисованию в средней группе
«Животные волшебного леса»
Задачи:
— Расширять представления о мире животных; — Учить изображать животных способом обведения готовых шаблонов различных геометрических форм; — Развивать координацию движений, мелкую моторику рук; — Воспитывать желание быть успешным, побеждать; — Умение отгадывать загадки; — С радостью помогать кому-либо; — Радоваться своей работе.
Предварительная работа
: беседа о домашних и диких животных, называние и показ их частей тела.
Материал для
занятия: альбомный лист, набор геометрических фигур разного размера (шаблоны, набор цветных карандашей, разрезные картинки животных для игры
(пазлы из 4-х частей)
.
Ход
Воспитатель и дети стоят в кругу. В-ль: Дети, давайте поздороваемся с гостями. – Доброе утро вам, доброе утро нам, доброе утро всем друзьям!
В-ль: Ребята, а назовите, каких животных вы знаете. (Ответы детей)
. – На какие две группы животных мы их можем разделить?
(Дикие и домашние)
. – Молодцы!
Пальчиковая гимнастика
— Этот пальчик слон большой — Это мишка молодой — Это лисонька-лиса — Это белочка-краса — А этот пальчик-малышок, наш заинька дружок!
А сейчас, слушайте мои загадки, и отгадайте:
1.Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге от мороза прячет нос ( медведь)
2. Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной? и стоит среди травы — уши больше головы(заяц)
3. Знают всё о ней соседи, ведь живут в одном лесу. знают волки и медведи про обманщицу (лису)
4. Серый, страшный и зубастый, произвел переполох, все зверята разбежались, напугал зверят тех (волк)
-Ребята, а кто из вас хочет загадать свою загадку про животных? Пожалуйста!
«Медведь, белка, волк, заяц – одним словом всё это – ЖИВОТНЫЕ! (хором)
Сюрпризный момент
Влетает шарик с письмом. – Ой, ребята, нам письмо. Давайте читать. «Дорогие ребята, пишет вам хозяйка волшебного, сказочного леса. У нас беда! Злая колдунья прилетела и заколдовала всех животных моего леса. Они стали неподвижными и если вы нарисуете животных, то они снова оживут. Помогите, пожалуйста!» В-ль: Ну что, ребята, поможем? Конечно! «Друг познается в беде»
. Ведь мы с вами друзья леса.
В-ль: А теперь приступаем к работе.
Пальчиковая гимнастика
— Звери по лесу гуляли
(пальцы гуляют по столу)
-Травку свежую щипали
(щиплют по столу)
-Прыгали, резвились и все вместе веселились.
(прыгают пальцами по столу)
-Вдруг, колдунья прискакала
(руки в замок, скачет по столу)
-Всех зверей заколдовала
(разводят руки)
-Чтобы их расколдовать, нужно их нарисовать!
Воспитатель: Ребята, все вы знаете части тела животных. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь, советы. Воспитатель тоже рисует своего животного. Он тоже хочет помочь расколдовать всех животных волшебного леса. Готовые рисунки вешаем на доску и рассматриваем. Дети рассказывают о своем животном, как его называют, его части тела. Звонок на телефон воспитателю. Воспитатель: Ало! Вы хозяйка леса? Ура! Она говорит, что все звери леса ожили, благодарит вас . Молодцы, ребята, вы очень хорошее дело сделали!
Технологические карты выполнения рисунков
Для изображения животных очень важно чётко сформулировать для детей порядок выполнения контуров рисунка.
Таблица: описание порядка работы на анималистические темы для средней группы
Тема | Порядок работы |
«Зайчик» |
|
«Ёжик» |
|
«Медвежонок» |
|
«Жираф» |
|
«Белка» |
|
«Волк» |
|
«Козлёнок» |
|
Фотогалерея: схемы рисования животных
Рисунок козлёнка можно дополнить аппликативными элементами: солнышком из пластилина, травкой из цветной бумаги
В прорисовке иголок ёжика важно обратить внимание малышей на однонаправленность «слоёв» иголок
В рисунке белочки дети дорисовывают некоторые элементы по памяти, например, форму ушек, когти
Для сочности оттенков окраса жирафа можно взять восковые мелки подходящих тонов Для раскрашивания белого медвежонка можно взять манку, а бурого — гречку
Рисунок зайца основывается на трёх геометрических фигурах: двух овалах и круге
Чтобы научиться передавать изящность изгибов тела волка, детям нужно несколько раз повторить контуры уже готового рисунка, то есть обвести карандашом трафарет
Видео: мастер-класс по рисованию кошки
Видео: мастер-класс по рисованию ёжика
План — конспект занятия по рисованию «Рисуем диких животных «. Эскиз
Тема занятия: «Рисуем диких животных», эскиз
Цель:
Научиться выполнять изображения животных, делать зарисовки, фиксирующие характерную позу животного.
Задачи :
Предметные:
Знакомство с произведениями художников-анималистов, понятиями «анималист», «анималистический жанр»
Метапредметные:
Научится извлекать необходимую информацию, расширяющую представление о технике рисования;
находить решение творческой проблемы.
Личностные:
Воспитание интереса к предмету, чуткого и бережного отношения к животным.
Оборудование:
проектор
Материалы:
альбомы, простые карандаши, ластики
Зрительный ряд:
рисунки зверей, птиц и насекомых, методические таблицы (последовательность выполнения рисунка, цветовое оформление работы).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
— Здравствуйте!
Смотрим на стол. Сегодня нам на занятие нужны альбом для рисования . Не забываем про карандаш и ластик.
В нашем мире так много прекрасного и интересного. Изученного и неопознанного. На нашей планете живут сотни тысяч известных и неизвестных человеку животных, насекомых, птиц, рыб.
И сегодня мы продолжаем знакомится с ….(миром животных).
Но не просто животных, а определенной группой. Это дикие животные и птицы.
Но для начала вспомним что было на прошлом занятие(кто первым изобразил животных ,художники – анималисты, кто это).
— Сегодня на занятие мы с вами не только научимся рисовать диких животных и птиц, но и передавать на рисунке особенности их характера.
2. Работа над темой урока.
— В мире много диких животных и птиц. Если мы будем их всех перечислять, то нам не хватит этого занятия. Все они по-своему красивы и интересны. Трудно выбрать, какое животное или птицу изобразить?
У меня для вас небольшое задание, рассмотрите животных, которые я покажу, и объясните закономерность.
— А на какие группы их можно разделить? — Дикие животные, домашние животные и насекомые. — Найдем среди наших гостей домашних животных. — Лошадь, свинья, корова. — Давайте назовем насекомых. — Оса, бабочка и комар. (Педагог вывешивает их отдельно)
— Среди насекомых особенно прекрасны бабочки. Их называют живыми цветами. Из-за красоты их любят ловить дети. Этого делать нельзя, потому что бабочки очень нежные, от наших прикосновений они ранятся и погибают. Это нам нужно помнить и не обижать бабочек.
— А теперь назовем диких животных и птиц. — Лиса, волк и ворона. (Педагог вывешивает их отдельно) — Ребята, а вы помните тему нашего занятия. Кто напомнит? — Рисуем диких животных и птиц. — Правильно. Значит, здесь есть лишние группы, это….? Кто назовет их? — Лишние группы — это насекомые и домашние животные. — Правильно. Оставляем на доске рисунки диких животных ,а ненужные убираем . (Педагог убирает рисунки насекомых и домашних животных)
-У нас два стола. Так давайте мы с вами разделимся на две группы, и будем рисовать каждый своего зверя.
— Первый стол у нас рисует лису, второй – ворону. (Педагог на доске крепит соответствующие рисунки перед той группой, какое животное они будут рисовать.)
— Каждый зверь или птица отличается чем-то от других. Опишем их, используя прилагательные. Кто у нас знает больше о своем звере или птице?
— Давайте внимательно рассмотрим их. Если обобщить всю форму зверя, то можно условно увидеть геометрическую фигуру. С помощью этой фигуры мы и будем рисовать животное.
Итак, лиса – это овал и круг. Ворона – тоже овал и круг.
Но прежде, чем приступить к работе, вспомним о подготовке альбомного листа к рисованию. Кто напомнит? Пожалуйста.
— Прежде, чем приступить к рисованию, смотрим на рисунок. Если у рисунка высота больше, чем длина, то альбомный лист кладем вертикально, если у рисунка ширина больше, чем длина, то альбомный лист располагаем горизонтально. А затем находим середину листа и отмечаем ее.
— Все открываем альбомы и готовим их к работе. (Ребята готовят листы альбома к рисованию.)
— А теперь немного отдохнем. Тихо встали.
Минута отдыха
Сели, встали, сели, встали. Как вороны полетали, Волками мы побежали, Как лисица тихо сели,
И в листочки посмотрели.
— Сегодня мы на занятие учимся рисовать эскиз лисы и вороны. Умение рисовать этих животных понадобится нам на следующем занятие при изображение волка и орла.
3. Самостоятельная работа учащихся.
— Каждая группа рисует свое животное. Дома вы попробуете нарисовать других диких животных этим же способом, поэтому все мои объяснения слушайте внимательно.
В середине альбомного листа располагаем овал и, не нажимая на карандаш, легкими линиями рисуем овал.. Это будет туловище. Те, кто рисует лису и ворону, с правой стороны кладут и обводят круг. Это голова. Дальше каждый проводит линии согласно схеме рисования своих животных.
После завершения рисунка убираем лишние линии. Если вопросов нет, приступаем к работе. Таблица-1
4. Завершение работы.
5. Итог урока.
В конце урока ребенок каждой группы показывает свои рисунки . Работы оцениваются как педагогом, так и самими обучающимися.
Молодцы, ребята! Вы все отлично справились с сегодняшней работой. Как вы думаете, помогли вам геометрические фигуры при рисовании животных и птиц? Вы запомнили, кто такие художники — анималисты?