«Современные подходы в формировании начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста». Презентация из опыта работы воспитателя ДОУ

Данная презентация будет интересна педагогам, работающим в детских дошкольных учреждениях, экологическое воспитание является одним из важных компонентов в процессе воспитания.
Работа адресована педагогам дошкольных учреждений, а так же ею могут воспользоваться и студенты педагогических факультетов.

В презентации отражена развивающая предметно-пространственная среда, организованная для формирования начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Выступление к презентации

СЛАЙД 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Тема моего выступления «Современные подходы в формировании начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста». Работу начала с 2013 года с детьми 2-4 лет.

Как мы все знаем у людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что на земле исчезают все новые и новые виды растений и животных, мы физически страдаем от загрязнения воздуха, воды, почвы.

СЛАЙД 2 В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 2021 год объявлен годом ЭКОЛОГИИ в России.

Я считаю, что основы экологического воспитания должны закладываться еще в младшем дошкольном возрасте.

В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность.

Одним из важных компонентов экологического воспитания является развивающая предметно — пространственная среда. Для начала я хотела бы сказать несколько слов об условиях, которые созданы в нашем дошкольном образовательном учреждении.

СЛАЙД 3

В течение пяти лет в нашем детском саду ведётся работа по приоритетному направлению — познавательное развитие дошкольников, в частности экологическому воспитанию. Для развития эмоционально-ценностного отношение к окружающей нас природе педагогами нашего детского сада создана экологическая комната. Слайд 4 При входе нас всегда встречает хозяин комнаты « Гриб – Боровик».

СЛАЙД 5

В экологической комнате выделены следующие зоны:

1. Зона коллекций и демонстрационных материалов. Слайд 6-7 Данная зона предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них сенсорных навыков, навыков классификации объектов по различным признакам. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала.

2. Зона библиотеки. СЛАЙД 8

это — уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, детские атласы, книжки – самоделки на тему:« Природа глазами детей» по произведениям Виталия Бианки, Евгения Чарушина, и др. писателей.

СЛАЙД 9 Рядом с зоной библиотеки оформлена выставка репродукций картин великих художников-пейзажистов , а по соседству с ними работы наших воспитанников, возможно будущих великих художников.

3. Россия включает в себя почти все климатические зоны, которые есть на земле. СЛАЙД 10 Оформленные природно-климатические зоны: Арктика, лесостепь, тундра, пустыня, тропики позволяют знакомить дошкольников с растениями и животными нашей страны.

4. Зона лаборатория СЛАЙД 11

Здесь созданы условия для развития у детей познавательно-исследовательской деятельности, формирования основ научного мировоззрения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

5. Зона релаксации. СЛАЙД 12

Способствует снятию у детей состояния напряжения или усталости, которое возникает в результате получения огромного количества информации Здесь представлены ручей, комнатные растения. Журчание ручья и тихая музыка располагают детей к отдыху и самостоятельным играм.

СЛАЙД 13 Кроме экологической комнаты на территории нашего дошкольного учреждения создан опытный участок, где воспитанники проводят опытно-исследовательскую деятельность, наблюдают за ростом различных растений и способами ухода за ними, выращиваем на грядке лук и зелень для нашего стола, прививаю первые трудовые навыки.

Здесь же располагается экологическая тропа,

СЛАЙД 14 протяженностью около 500 метров, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Помогает воспитанию у детей осознанного отношения к родной природе, т. к. дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.

СЛАЙД 15 На экологической тропе имеется нестандартное оборудование.

СЛАЙД 16 Созданную развивающую предметно-пространственную среду я использую в формировании начал экологической культуры младших дошкольников.

Младший дошкольный возраст — самый ценный этап в развитии начал экологической культуры детей.

СЛАЙД 17 Объекты природы привлекают малышей, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Ознакомление с миром природы является одним из разделов познавательного развития, и поэтому возникла необходимость ее интеграции в другие образовательные области.

Социально-коммуникативное развитие. Введение нового образовательного стандарта ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования, поскольку игра является наиболее доступным и интересным для дошкольника видом деятельности. Чтобы сформировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, привить детям ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – я начала использовать эколого-психологические тренинги.

СЛАЙД 18 На несколько минут мы с детьми «превращаемся» в жучков, бабочек, божьих коровок, котят и зайчиков.

СЛАЙД 18 После пережитых эмоций ребенок может отдохнуть в «Центре уединения».

Одной из полюбившихся форм для детей стало интервьюирование. Послушайте как ответили дети 2-ой младшей группы на вопрос «Что такое природа?».

Познавательное развитие.

СЛАЙД 19 Для работы с детьми в группе я организовала экологическое пространство «Центр природы», который включает в себя календарь природы; библиотеку; муляжи овощей и фруктов; игры: дидактические, настольно-печатные, игры – инсценировки, подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе, о временах года, о домашних и диких животных.

СЛАЙД 20. В центре экспериментирования дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком; изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение, а так же мелкую мотору.

Слайд 21 Проект «Огород на окне» позволяет расширять представления детей о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, развивать их интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

СЛАЙД 22 Для получения первичных знаний, ознакомления с природой, закрепления навыков детей, я разработала макет «Деревенского дворика» состоящий из муляжей домашних животных

СЛАЙД 23 Одним из действенных методов при работе с детьми по формированию начал экологической культуры является проектный метод. В своей работе я реализовала проекты «Комнатные растения», «Волшебная капля». Целью проекта «Комнатные растении» было формирование представлений об условиях жизни комн. растений, правилах ухода за ними. Целью проекта «Волшебные капли» формирование представлений о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов; воспитание бережного отношения к природным ресурсам нашей планеты.

В рамках проекта «Комнатные растения» мною была организованна акция «Подари растение детскому саду», и ресурсосберегающая акция «Берегиня», целью которых было формировать экологическую культуру и мировоззрение у детей и взрослых и воспитывать бережное отношение к воде.

Речевое развитие.

СЛАЙД 24 Природа является богатейшим источником эстетических переживаний и развития словаря дошкольников. Самое простое, с чего я начала — это чтение добрых сказок о зверятах, разглядывание картинок с изображениями животных, птиц и растений. Кроме сказок мною используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми. В уголке ряженья дети с удовольствием меняют свой облик, переодеваясь в костюмы животных, любимых сказочных персонажей ,где чувствуют себя раскованно и свободно. Хорошо развивается речь младших дошкольников и на прогулках.

СЛАЙД 25 Гуляя, малыши задают массу вопросов, многие их которых побуждают к мыслительному процессу, требуют выражения эмоций и мыслей с помощью слов.

Физическое развитие

СЛАЙД 26 Физкультурно-оздоровительная работа так же способствует экологическому воспитанию детей посредством физкультурных занятий, физкультурных праздников, досугов и экскурсий, которые с одной стороны содействуют развитию двигательных умений и навыков воспитанников, укрепляют их здоровье, а с другой — воспитывают глубокое понимание многогранного значения природы для жизни людей.

Художественно-эстетическое развитие

СЛАЙД 27 Изобразительное искусство, художественное слово, музыка позволяют передать воспринимаемую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые понравились, поделиться своими переживаниями с близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Все мы знаем ,что дети любят праздники и развлечения.

СЛАЙД 28 Их роль заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

И всё таки воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда и родители обладают экологической культурой. Дети ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это.

СЛАЙД 29 Разные формы взаимодействия с родителями: анкетирование, консультации, родительские собрания, презентации, тренинги, выставки, проекты, семинары, конкурсы, досуговая деятельность позволяют объединить усилия для развития и воспитания у детей начал экологической культуры;

СЛАЙД 30 Таким образом, считаю, что экологическое воспитание положительно влияет на развитие личности ребенка: развивает чувство ответственности за природу родного края, воспитывает гуманное отношение к окружающей среде, формирует первоначальные экологические представления у детей младшего дошкольного возраста.

Автор: Мартынова Екатерина Сергеевна, воспитатель МБДОУ ДС «Ручеёк» р.п. Башмаково, Пензенская область, Башмаковский район, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Презентация на тему «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»презентация

Слайд 1

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Слайд 3

Наблюдение Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное. Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в тёплое и холодное время года позволяют детям в процессе наблюдений сформировать представления о зависимости жизни растений от внешних условий.

Слайд 4

Требования к проведению наблюдений: 1. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия. Ребенок дол­жен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать запах, подержать его в руках, если это возможно. 2. Временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. 3-10 минут — оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосре­доточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ин­формации. Дети должны начать и завершить наблюдение в положи­тельном эмоциональном состоянии, без утомления. 3. Третье требование связано со структурой наблюдений. Каж­дое из них имеет начало, основную часть и конец. Начало на­блюдения решает достаточно трудную задачу — собрать де­тей и сконцентрировать их внимание. Во второй, основной части, педагог задает вопросы, выслушивает ответы. Заверше­ние наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети пос­ле него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов

Слайд 5

Экскурсия — еще одна очень интересная форма проведения экологических занятий.. Экскурсия — это комплексное мероприятие, ее заранее планируют, обдумывают, готовят. Во время экскурсии на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок.

Слайд 6

Труд. Интересная и разнообразная работа проводится в цветнике ,на огороде , на участке. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи . В старшей и подготовительной к школе группах возможна организация дежурств по участку весной и летом или закрепление групп детей за грядкой, клумбой. Труд и наблюдения в уголке природы с детьми воспитатель проводит ежедневно. Форма организации деятельности разная (в зависимости от возраста). К отдельным трудовым поруч е ниям привлекаются дети, начиная с младшей группы .

Слайд 7

Еще одна форма проведения экологической работы в детском саду — это экологические праздники и досуги. Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, птицам и т.д.

Слайд 8

В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры . Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. . Чтение художественных произведений о природе, р ассматривание книг энциклопедического содержания

Слайд 10

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству .

Презентация «Формы и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС»

Махова

Презентация «Формы и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС»

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников»

Слово «экология»

и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространённое:
экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют и даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.

В настоящее время у большинства дошкольников сформировано чёткое деление животных на «плохих»

и
«хороших»
,
«злых»
и
«добрых»
,
«вредных»
и
«полезных»
. Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть
«добрых»
зайцев и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить одни в лесу, без злых хищников. Многие дети убеждаются в том, что хищный зверь – плохой, он не нужен природе, и что прекрасный лес – это лес без волков
(без хищников)
.

С точки зрения экологии в природе нет «плохих»

и
«хороших»
,
«вредных»
и
«полезных»
. Каждое животное, растение выполняют свою
«работу»
, играет определённую роль в природе. А между тем стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами наши леса, уничтожаются плодородные частицы почвы, загрязняются вода и воздух.

Мы, взрослые, не можем чувствовать себя непричастными к современным проблемам нашего общества. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно,что нельзя не признать: это мы не так воспитали.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.

Воспитательные задачи осложняются иногда и тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно,в таких случаях необходимо говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных.

Запомните правила!

— Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.

— Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

— В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

— Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.

— Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы — родители могут совсем покинуть гнездо.

— Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

— Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

-НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.

ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников»

Надежда Николаевна Конорева

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников»

1-сл. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас сегодня на нашем семинаре.

2- сл. Несомненно, экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, поскольку детские психологи считают возраст 2-3 года самым восприимчивым к познанию. Именно в это время формируется и утверждается координата ценностей малыша и его отношение к окружающему миру и самому себе.

3-сл. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально как нечто живое. Воспитание экологической культуры дошкольников многоплановый, многоструктурный процесс.

4-сл.Приступая работать по этой теме мы поставили перед собой цель:

5-сл. Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи вы видите их на экране.

6 сл. В результате своей работы, мы хотим показать детям, что человек — это часть природы, что жизнь без воды и воздуха не возможна, а мы должны ценить и видеть красоту природы и беречь ее.

7 сл. Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания,то аспекты работы с этим компонентом регулируются:

• Законом Российской Федерации «Об образовании»

;

• Федеральным законом РФ «Об окружающей среды»

;

• ФГОС ДО

8 сл. Формы работы, которые мы использовали для достижения наших целей в экологическом воспитании наших воспитанников, вы видите на экране.

9сл. Экологическое воспитаниедетей в детском саду реализуется через пять направлений : познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

10сл. Познавательное развитие это неотъемлемая часть экологического воспитания дошкольника. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

11сл. Экологическое воспитание формирует речь ребенка. Красота родной природы на прогулке, не оставляет детей равнодушными. Они рассказывают о том, что видят, что чувствуют, тем самым обогащается словарь ребенка. Чтение художественной литературы о природе, заставляет ребенка, не только развивает память и мышление, но и затрагивает эмоциональные струны души.

12 сл. Социально-коммуникативное развитие также тесно связанно с экологией. Так как, это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. А так же, посредством ухода за растениями, кормлением птиц в холодный период времени, сбора природного материала для занятий, игр, развлечений.

13сл. Формирование у ребенка правильного отношения к представителям фауны и флоры так же проходит через художественно-эстетическое развитие. А художественно-эстетическое воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, чтение художественной литературы и развлечения на экологическую тематику, также как и реальная природа, служит важнейшим средством познания окружающего мира.

14сл. Физическое развитие также непосредственно связано с окружающей природой, как естественным гигиеническим и закаливающим средством и средой двигательной активности, так и пониманием ценности жизни и здоровья ребенка.

15 сл. За поиском какой-либо информации, дети обращаются не только к воспитателю, но и к родителям. Которые также участвуют в нашей деятельности, они стараются направлять, помогать с поиском информации, материалов для нашей работы. И, конечно же, участвуют в ней.

16 сл. Завершая презентацию, позвольте представить вам список литературы, которая была теоретической основой этого проекта.

17сл. Спасибо за внимание.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]