Три поколения ФГОС: что меняется
Принято делить ФГОС на три поколения.
Первое поколение — 2004-2009 годы
Как таковых ФГОСов еще не было — были государственные образовательные стандарты, которые стали неактуальными, поскольку во главу угла ставился предметный результат. Личности обучающихся не уделялось никакого внимания. Основой была обязательная для изучения информация, а требования приводились как к пособиям, так и к темам внутри них.
Второе поколение — 2009-2020 годы
Эти ФГОС действовали вплоть до 2021 года. Здесь главными стали универсальные учебные навыки: самостоятельное изучение информации, коммуникация, проектная и факультативная работа. Акцент был направлен на личность ребенка, который должен уважать страну, быть терпимым, вести здоровый образ жизни.
Третье поколение — с 2021 года
Официальный переход на новые ФГОС состоится в сентябре 2021 года. Упор в них делается на уточнении требований к учащимся. До сих пор в документы включались лишь общие рекомендации: школа сама могла определять, когда и что изучать. Программы различались, и было сложно оценивать результаты: вроде бы ЕГЭ для всех один, а нужных знаний кому-то не хватает.
Требования ФГОС третьего поколения содержат:
- четкие обязательства детского сада, школ, вузов перед учащимися и их семьями;
- список навыков ученика в рамках школьных дисциплин — решать, доказывать, оперировать понятиями, а также рекомендации по развитию этих навыков;
- конкретные результаты, которых должен достичь ученик, — сколько слов узнать за год, какие сочинения писать;
- указания, какие знания в какой момент нужно освоить ребенку — причем, менять содержание тем не рекомендовано;
- время, необходимое для реализации основных образовательных и воспитательных программ;
- данные по коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Новые нормы предполагают, что школа учитывает особенности каждого ученика: как психологические, так и возрастные. Предполагается, что нагрузка на детей снизится. Вероятно, новые ФГОС изменят образовательную систему и конкретизируют ее задачи.
Проверьте ООП на семь частых ошибок
Чтобы не допустить ошибок в ООП вашей школы, поручите заместителю директора по УВР перепроверить их. Нельзя забывать об оценочных материалах в ООП, соотношении обязательной и формируемой частей по ФГОС. Также нужно убедиться, что в ООП есть все обязательные разделы и предметы.
Обратите внимание
К 1 сентября 2020/21 учебного года все школы обязаны перейти на ФГОС среднего общего образования (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р)
Ошибка № 1. В ООП нет оценочных материалов
В ООП всех уровней образования должны быть оценочные материалы. В основных образовательных программах начальной и средней школы их можно разместить отдельным блоком в подразделе «Система условий реализации ООП» организационного раздела. Также вы вправе включить их в целевой раздел ООП после компонента «Система оценки достижения планируемых результатов». Только ФГОС основной школы обязывает разместить оценочные материалы в подразделе «Система условий реализации ООП» организационного раздела.
Ошибка № 2. В ООП уменьшили формируемую часть
Уменьшать формируемую участниками образовательных отношений часть ООП нельзя. ФГОС СОО обязывает школы устанавливать соотношение обязательной и формируемой частей как 60% к 40%. Во ФГОС НОО оно составляет 80% к 20%, а во ФГОС ООО – 70% к 30%.
Ошибка № 3. В рабочих программах не соблюли структуру по ФГОС
Проверьте, чтобы в рабочих программах учебных предметов структуру выстроили по ФГОС. Для этого нужно включить в программы планируемые результаты освоения и содержание учебного предмета, курса. Также необходимо прописать тематическое планирование. Там же нужно указать количество часов, которые отведете, чтобы освоить каждую тему.
В программах курсов внеурочной деятельности школа тоже должна отразить результаты освоения курса внеурочной деятельности и тематическое планирование. Когда прописываете содержание курса, нужно указать формы организации и виды деятельности.
Ошибка № 4. ООП включает только содержательный и организационный разделы
Школа самостоятельно принимает решение об изменении структуры ООП. Например, исключает целевой раздел в ООП или включает его положения в содержательный. Но это ошибка.
В структуру ООП должны входить целевой, содержательный и организационный раздел. Целевой раздел необходим, чтобы зафиксировать концепцию программы и результаты, которых ученики должны будут достичь. Убедитесь, что в этот раздел включили пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы и систему оценки их достижения.
Ошибка № 5. Нарушили предельный объем внеурочной деятельности
Проверьте показатели по объему внеурочной деятельности в ООП по уровням общего образования. Для начальных классов внеурочная деятельность должна составлять максимум 1350 часов за четыре года обучения. В основной школе – до 1750 часов за пять лет обучения. В средней – 700 часов за два года обучения.
Вопрос. Может ли школа изменить направления внеурочной деятельности?
Нет, направления внеурочной деятельности менять нельзя (ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Их перечислили во ФГОС: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Школа вправе менять структуру направлений – корректировать план внеурочной деятельности по каждому из них, но сами направления менять нельзя.
Ошибка № 6. В календарном учебном графике не указали каникулы
В календарном учебном графике школы прописывают даты начала и окончания учебного года, его продолжительность, а также сроки для промежуточных аттестаций. Забывают упомянуть каникулы – закрепить их сроки и продолжительность. Но это неправильно. Пропишите сроки каникул, если не зафиксировали их. Также обратите внимание, что календарный учебный график нужно поместить в организационный раздел ООП, разработать и утвердить для каждого уровня образования отдельно (п. 19.10.1 ФГОС НОО и п. 14 ФГОС ООО).
Ошибка № 7. В подразделах не отразили обязательные учебные предметы
Проверьте, чтобы во всех разделах ООП учли новые учебные предметы. Так, школа обязана организовать изучение родного языка и родной литературы, астрономии, второго иностранного. Чтобы проверить ООП по разделам и подразделам, выдайте заместителю по учебно-воспитательной работе таблицу.
Контрольные точки разделов ООП
На заметку
Директор вправе утвердить изменения в ООП одним приказом или несколькими по каждому уровню образования. Смотрите образец приказ
Продолжается набор в колледж Анны Муратовой по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов. Учитесь одновременно на двух специальностях, продолжайте обучение в 10-11 классах и получайте образование в колледже, работайте и учитесь. У нас каждый найдет для себя удобный вариант обучения. Успейте подать заявку. Количество мест ограничено.
© Материал из Справочной системы «Образование»
Обсудите с педагогами изменения в ООП
Школе придется учесть в образовательных программах начальной и основной школы требования новых ФГОС, когда их примут. Чтобы подготовиться к этому, включите в повестку августовского педсовета вопрос о ФГОС НОО и ФГОС ООО в новой редакции и поручите заместителю директора по УВР осветить основные изменения.
10 рабочих дней есть у школы, чтобы разместить ООП, в которые внесли изменения, на сайте (ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)
Конкретные требования к предметным результатам
В образовательных программах вашей школы нужно будет учесть требования к предметным результатам, которые конкретизировали в проектах ФГОС. Их предыдущая редакция не указывала, что именно изучать в конкретных классах – это решала школа.
В новом стандарте для начальной школы прописали требования к образовательным результатам по годам обучения для русского языка, литературного чтения, иностранного языка, математики, окружающего мира. То же сделали во ФГОС ООО для русского языка, литературы, иностранного языка, истории, обществознания, географии, информатики, физики, биологии, химии. Также конкретизировали результаты и по математике, алгебре, геометрии, вероятности, статистике. Например, по литературе для основного общего образования перечислили произведения, которые ученик должен прочитать самостоятельно или на уроках.
Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой предлагает электронные уроки для дошкольников, электронные уроки по всем школьным предметам с 1 по 11 классы, уроки по иностранным языкам, видео сказки, уроки по ментальной арифметике, каллиграфии, скорочтению, шахматам, робототехнике, электронный образовательный журнал «ЭлектроникУМ».
Тематические модули по учебным предметам
В новых ФГОС требования к результатам разделили на тематические модули по предметам. Во ФГОС НОО тематические модули указали для учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «ОРКСЭ». Во ФГОС ООО добавили требования по тематическим модулям и для основ безопасности жизнедеятельности, родной литературы и родного языка.
Проекты ФГОС определяют обязательные для изучения модули. Также в них описали такие модули, которые можно изучать, если есть определенные природно-климатические условия, материально-техническое обеспечение и контингент учеников. Например, к ним отнесли «Растениеводство», «Животноводство» учебного предмета «Технология». Для физкультуры такими модулями стали «Зимние виды спорта» и «Плавание».
Новая программа воспитания
В содержательный раздел ООП школе придется ввести программу с единым названием «Программа воспитания». В проекте ФГОС НОО она заменяет две – Программу духовно-нравственного развития и воспитания и Программу формирования экологической культуры и здорового образа жизни. Во ФГОС ООО ее введут вместо Программы воспитания и социализации обучающихся. Чтобы разработать новые программы воспитания, нужно будет учесть новые требования к личностным образовательным результатам учеников.
Самостоятельное решение о втором иностранном
На уровне основного общего образования школы получат право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык. Разработчики новой редакции ФГОС ООО исключили этот предмет из списка обязательных.
Вопрос. Вправе ли школа отказать родителям, если они хотят, чтобы их ребенок изучал иностранный язык, который они выбрали?
Да, вправе. Родители могут выбирать только факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины или модули из перечня, который предлагает школа (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа может учесть мнение родителей, но не обязана это делать. Поэтому она вправе выбрать язык, для изучения которого сможет создать условия, и предложить его родителям. Например, немецкий язык, если в штате есть учитель немецкого языка.
Институт новых технологий в образовании приглашает всех желающих на дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, семинарам и факультативам, а также предлагает бесплатно изучать и скачивать шаблоны документов, рекомендаций и статей.
Новое обязательное количество часов
На уровне начального образования уменьшат нижний порог обязательных часов, чтобы освоить программу, до 2851 часа. На уровне основного – уменьшат оба числа, минимум составит 5029 часов, максимум – 5676. В новой редакции ФГОС НОО также установили минимальное количество учебных занятий, чтобы изучать государственный язык, – 544 часов.
На заметку
Как ввести ОДНКНР в учебный план
Школа должна отразить предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в обязательной части учебного плана основного общего образования. Конкретный учебный предмет для этого не прописали, поэтому предметную область можно реализовать в составе других обязательных предметов. Обратите внимание, что полностью исключать ее из учебного плана и реализовывать только за счет внеурочной деятельности нельзя (п. 18.3.1 ФГОС ООО).
Школа вправе включить отдельные тематические блоки ОДНКНР в содержание рабочих программ по предметам общественно-научного цикла. Например, изучать эту предметную область в рамках истории, обществознания, географии и не выделять отдельный час на эту предметную область.
Кем разрабатываются и утверждаются ФГОС
Разработкой Стандартов занимается Минобрнауки России совместно с учебно-методическими объединениями, образовательными, научными организациями, родителями. При формировании учитывают и положения профстандартов.
Стандарты могут разрабатывать по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Специалисты разрабатывают проект, который направляется на рассмотрение экспертам Минобрнауки. Они размещают проект на своем портале, после чего ждут результатов независимой экспертизы, корректируют и утверждают сам проект.
Курсы для педагогов по ФГОС
Все программы в Академии бизнеса и управления системами разрабатывались в соответствии с профстандартами и требованиями ФГОС. Помимо этого, во время обучения педагогам объяснят, как применять Стандарты в работе: составлять план обучения, проводить уроки, проверять знания учеников.
Например, в Академии можно пройти программу повышения квалификации по методике преподавания биологии в условиях реализации ФГОС. За две недели педагог узнает все необходимое о преподавании, итоговой аттестации по биологии и инновационных образовательных технологиях. Учиться можно без отрыва от основной работы в любое удобное время.
Педагоги дошкольного образования тоже могут пройти обучение в Академии. Есть целый ряд программ переподготовки и повышения квалификации для воспитателей. Например, курс профессиональной переподготовки «Музыкальный руководитель» поможет получить диплом и начать работать учителем музыки в детском саду. Это позволит не только заниматься любимым делом, но и повысить свой ежемесячный доход за счет надбавок.
Академия работает по государственной образовательной лицензии. После курсов педагог получает свидетельство о должности служащего или удостоверение о повышении квалификации. Все документы об образовании вносятся в государственную систему ФИС ФРДО и позволяют устроиться на работу в любую школу или детский сад.
Как применяются ФГОС на практике
Чтобы соблюсти необходимые требования, школе нужно разработать основную образовательную программу (ООП) с учебным планом, программами учебных предметов, курсов, дисциплин, а также оценочные и методические материалы по ним.
Учитель должен составлять рабочую программу и проводить уроки в соответствии с требованиями ФГОС.
Для формирования программы по своему предмету учитель должен:
- Изучить ФГОС соответствующего уровня образования для понимания того, какими знаниями должен будет обладать ученик. Узнать требования к целям программы, задачам обучения.
- Установить порядок изучения учебного материала.
- Распределить общее количество часов на все темы и разделы.
- Включить в программу региональные материалы.
- Использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.
- В указанные сроки предоставить программу на экспертизу и согласовать ее.
ФГОС устанавливает требования и к структуре программы по учебным дисциплинам. В ней должно быть:
- место дисциплины в общем плане;
- содержание дисциплины или курса, а также результаты его освоения;
- все необходимое для обучения как с методической точки зрения, так и с материально-технической стороны;
- указано, какая литература обязательна к изучению.
Школьные уроки нужно проводить по ФГОС. Вы можете упростить свою работу и сделать себе несколько шпаргалок с их структурой. Например, на уроке усвоения новых знаний должно быть время на определение целей и задач занятия, актуализацию знаний, объяснение новой темы, проверку ее понимания, на инструкцию к выполнению домашнего задания, обсуждение урока.
Виды и содержание ФГОС
ФГОС ДОО
Дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — воспитатели развивают у детей речь, должны заниматься с ними физкультурой, прививать базовые навыки самообслуживания, общения, игры в коллективе.
ФГОС НОО
Начального общего образования (1-4 класс) — здесь у детей формируются знания о языке и культуре страны, закладываются базовые математические навыки и развивается логическое мышление.
ФГОС ООО
Основного общего образования (5-9 класс) — на этом этапе у детей формируется ответственное отношение к учебе и самообразованию, экологическая культура, развитие эстетического сознания, начинается изучение литературного наследия и иностранных языков.
ФГОС СОО
Среднего общего образования (10-11 класс) — ученики должны уметь самостоятельно решать сложные задачи, понимать функции и значение различных социальных институтов, следить за своей речью, знать основы государственной системы.
ФГОС ОВЗ
Стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования.
Также разработаны госстандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры — всего 12 документов.
Все ФГОС опубликованы на официальном сайте и состоят из четырех разделов:
- Общие положения — что включено, какова цель документа.
- Требования к результатам освоения основных образовательных программ — что после обучения должны знать и уметь учащиеся, есть ли у них собственная позиция по ключевым вопросам, умеют ли они общаться, чего достигли за время обучения.
- Требования к структуре этих программ — как составить учебный план, что в него включить, как помочь детям учиться.
- Требования к условиям реализации программ — какое количество пособий и книг понадобится в школе, количество учителей, хватит ли места всем ученикам в учреждении, какое оборудование необходимо.